Методическая статья Изучение имени существительного в начальной школе
статья по русскому языку на тему
Изучение имени существительного в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_sushchestvitelnoe.docx | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая статья
Изучение имени существительного в начальной школе
Исполнитель: Учитель начальных классов
МОУ СШ №19,
Магистр педагогики начального образования
Орлова Галина Александровна
г. Волжский
Волгоградской области
I. Характеристика имени существительного как части речи.
Семантико-грамматические признаки существительного
Имя существительное было объектом изучения многих ученых, как русских, так и зарубежных. В отечественной лингвистике этой проблемой занимались такие видные филологи, как В.В Виноградов, А.М. Пешковский, В.А. Белошапкова и другие.
В основе современного учения о частях речи в русском языке лежит грамматическое учение о слове В.В. Виноградова, он предложил многоступенчатую классификацию слов.
На самой общей ступени учёный выделяет четыре структурно семантических класса слов, в который входят части речи (знаменательные слова), модальные слова, частицы речи (служебные слова).
На втором этапе деления в системе частей речи (знаменательных слов) выделяются имена существительные, имена прилагательные, имена числительные.
На третьем этапе происходит конкретизация знаменательных и служебных слов: в системе частей речи выделяются имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, местоимения, глаголы, наречия
О необходимости выделять особый класс знаменательных слов ещё в 1928г. сказал Р.В. Щерба в статье «О частях речи в русском языке». В дальнейшем система, предложенная В.В. Виноградовым, определенным образом трансформировалась. Термин «части речи» в соответствии с традицией стал использоваться применительно ко всем классам слов, в том числе и к служебным, и к модальным и междометиям. В современной русистике существует две системы частей речи. В первой системе выделено 15 частей, а во второй 10, однако в современной русистике вопрос о частях речи, их числе, их
объеме, принципах их выделения до сих пор не получил окончательного решения, всё же грамматическое учение о слове В.В. Виноградова является фундаментом для позже возникших теорий.
В «лингвистическом словаре» Л.А. Брусенской даётся понятие «частей речи».
Части речи - это классы слов, характеризующиеся:
единством обобщённого значения (например, предметности у существительного, процесса у глагола), отвлечённого от лексических значений всех слов данного класса;
общности грамматических категорий и характером словоизменения и
морфемной структуры;
- множественностью синтаксических функций.
Одно из важнейших частей речи является имена существительные - это самая представительная часть речи. Почти каждое слово нашей речи — имя существительное.
Первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке.
По наблюдения учёных, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно. Человек с рождения смотрит на мир и пытается познавать всё то, что его окружает.
Имя существительное обозначается словом, происшедшим от слова «субстантивум», которое в прямом родстве с существительным «субстанция»,
т.е. сущность, существо. Языковеды древнего мира полагали и не без основания, что слова, называющие предметы, вещи, живых существ, имеют дело как раз с самой сущностью мира. Слово оказалось удобным и было заимствовано всеми теми языками, которые принадлежали народам, связанным с древнеримской культурой.
В лингвистическом энциклопедическом словаре под ред. Ярцевой А. И. существительное определяется следующим образом: «Имя существительное — часть речи, объединяющая слова с грамматическим значением предметности, которое выражается с помощью независимых категорий рода, числа, падежа, одушевленности и неодушевленности. В предложении имя существительное выступает в функции морфологизованного подлежащего и дополнения».
В школьной практике семантика этой части речи определяется через термин «предмет» и в качестве дополнительного признака предлагаются вопросы кто? что?
Слова со значением предметности — это названия вещей-предметов (стол, книга, парта, тетрадь), лиц (мальчик, девочка, Павел Мальцев), живых существ и организмов (заяц, лошадь, бактерия, вирус), растений (дерево, пшеница, цветок), веществ (кислород, водород), качеств, свойств, действий в отвлечении от носителя (краснота, жадность, ходьба, чтение), явлений природы и общественной жизни (гроза, холод, снег, перестройка), отношений {дружба, ненависть, любовь) и т.д. Существительные способны определяться именами прилагательными: В песчаных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли (Л.).
II. Лексико-грамматические разряды имен существительных
В зависимости от лексико-семантических и отчасти грамматических (морфологических) признаков имена существительные делятся на несколько лексико-грамматических разрядов:
1) нарицательные и собственные;
2) конкретные и отвлеченные;
3) собирательные;
4) вещественные;
5) единичные.
Лекант П.А. определяет нарицательные существительные как наименования однородных предметов, действий или состояний: человек, мать, остров, река, книга, праздник, радость, горе, сон, езда. Семантически они противостоят именам существительным собственным, которые являются названиями единичных предметов, выделенных из ряда однородных: личные имена, фамилии, географические, административно-территориальные наименования, названия литературных произведений, астрономические названия, названия исторических эпох и событий, народных движений, знаменательных дат и др.: Иван, Елена, Петров, Владимиров, Европа, Двина, Рязань, «Война и мир», Марс, Земля, эпоха Возрождения, Великая Отечественная война. День Победы, 1 Мая. Формально-грамматическая особенность собственных существительных — наличие у них только формы единственного числа. Появление множественного числа связано с употреблением слова в другом значении, поэтому форма множественного числа в этом случае не является соотносительной по значению с формой единственного числа.
Имена существительные собственные употребляются в форме множественного числа: 1) при обозначении разных лиц и предметов, одинаково называющихся (двое Ивановых, обе Америки); 2) при обозначении лиц, находящихся в родственных отношениях (братья Гримм). При обозначении типа людей, свойств их характера имена собственные (чаще всего имена литературных персонажей) могут перейти в разряд имен нарицательных: Маниловы, Чичиковы, Хлестаковы.
Существительные конкретные употребляются для называния определенных предметов и явлении реальной действительности, взятых в отдельности и потому подвергающихся счету: книга, школа, дом, девочка.
Существительные отвлеченные (абстрактные) называют действие или признак в отвлечении от производителя действия или носителя признака. Такие имена не образуют соотносительных форм числа и не сочетаются с количественными числительными: изучение, возникновение, отправление, белизна, ненависть, эгоизм, лиризм, выборы, каникулы. Однако некоторые отвлеченные существительные, приобретая конкретное значение, употребляются во множественном числе: зиме холода, разные судьбы, семь бед — один ответ, южные широты, различные температуры.
Существительные собирательные формой единственного числа обозначают совокупность одинаковых лиц или предметов, как одно неделимое целое. Они определяются количественными числительными, особыми словообразовательными суффиксами: -в(а), -ств(о), -еств(о), -ур(а), -ат: листва, детвора, студенчество, учительство, профессура, пролетариат.
Существительные вещественные обозначают однородную по своему составу массу, вещество (жидкости, металлы, химические элементы и соединения пищевые продукты, сельскохозяйственные культуры и т. д.): вода, свинец, амидопирин, кислород, сахар сыр, мясо, рожь, хлопок. Они имеют форму только одного числа (или единственного, или множественного) - молоко, азот; сливки, дрожжи; не сочетаются с количественными числительными, но как слова, обозначающие измеряемое вещество, могут сочетаться со словами меры: килограмм муки, гектар пшеницы, литр молока, много воды. При этом вещественные существительные употребляются в форме родительного падежа единственного числа в отличие от существительных невещественных, которые в таких случаях имеют форму множественного числа. У ряда существительных мужского рода имеются две формы родительного падежа: сахара — сахару, чая — чаю, снега — снегу.
Существительные единичные (сингулятивы) называют единичные предметы, выделенные из массы вещества или совокупности однородных предметов: горошина (ср. горох), жемчужина (ср. жемчуг), тесина (ср. тес), снежинка (ср. снег), крестьянин (ср. крестьянство), профессор (ср. профессура). В отдельных случаях сингулятивы образуются аналитически: головка лука, кочан капусты.
III. Грамматические категории имен существительных.
Традиционно к грамматическим категориям относят род, число и падеж существительных. В последнее время все больше ученых к грамматическим категориям относят и одушевленность - неодушевленность.
Одушевленность — неодушевленность имен существительных лексически проявляется в том, что существительные одушевленные обозначают преимущественно живых существ (людей и животных), а неодушевленные — предметы и явления реальной действительности, не причисляемые к живой природе. Грамматическая категория одушевленности — неодушевленности проявляется при склонении существительных: форма винительного падежа одушевленных существительных совпадает с формой родительного падежа, форма же винительного падежа неодушевленных существительных — с формой именительного падежа: студент — одушевленное имя (В.= Р.: студента); стол — неодушевленное имя (В.= И.: стол).
Категория одушевленности охватывает, главным образом, существительные мужского и женского рода. У существительных мужского рода, кроме существительных на -а, -я, она проявляется в обоих числах (В.= Р.: студента, студентов), у существительных женского и мужского рода на -а. -я — только во множественном числе (В.= Р.: студенток, юношей, судей).
Количество одушевленных существительных среднего рода невелико.
К ним относятся: 1) существительные с суффиксами -овищ-(е), -лищ- (е): чудище, чудовище, страшилище; 2) некоторые субстантивированные прилагательные и причастия: животное, насекомое, млекопитающее; 3) существительные: дитя, лицо (в значении 'человек'), существо (в значении 'живой организм').
Лексико-грамматическая категория одушевленности охватывает и некоторые названия умерших людей (мертвец, покойник), мифических существ (бог, дьявол, русалка), фигур в играх, кукол и др. (пожертвовал ферзя, любить своих кукол).
У ряда существительных наблюдаются колебания в выражении категории одушевленности — неодушевленности (в названиях микроорганизмов, у существительных образ, тип, характер и др.): рассматривать инфузорий и инфузории; убивать бактерий и бактерии; создать яркие образы, особые характеры.
Грамматическая категория рода присуща всем существительным (за исключением слов, употребляемых только во множественном числе: сани, ножницы, сливки, ворота). Она является синтаксически независимой — род имени существительного определяет родовую форму согласуемых слов: большой дом, большая комната, большое слово. Существительные разных родов различаются парадигмой склонения (полностью или частично): дом — дома, дому и т. д., комната — комнаты, комнате и т. д., село — села, селу и т. д., словообразовательной структурой (брат — братья, учитель — учительница и др.). некоторыми лексико-семантическими особенностями (Тбилиси — м. р., так как называет город, леди — ж. р., так как называет лицо женского пола). У существительных неодушевленных род является чисто формальным, у одушевленных — не только формальный, но и знаменательный («естественный» род), т. к. связан с различением названий лиц и животных мужского и женского пола. Категория рода отчетливо обнаруживается только в формах единственного числа.
Способы определения рода (лексические, морфологические, синтаксические).
Мужской род — это разновидность грамматического рода имен существительных, характеризующаяся особой парадигмой склонения, а у одушевленных существительных — принадлежностью к ней существ мужского пола: стол, край, конь, домище, герой, юноша.
К мужскому роду относятся существительные, имеющие в именительном падеже единственного числа нулевую флексию после твердого согласного основы: дом-ов, берег-ов и нулевую флексию после мягкого согласного основы (последние в родительном падеже имеют флексию -я): огонь (Р.: огня), край (Р.: края). К мужскому роду относится и существительное: путь.
Женский род — это разновидность грамматического рода имен существительных, характеризующаяся особой парадигмой склонения, а у одушевленных существительных — принадлежностью к ней названий существ женского пола: страна, Москва, река, неделя, вишня, радость, горошина, лошадь, дочь, сестра. К женскому роду относятся существительные, имеющие в именительном падеже единственного числа окончания -а (-я): книга, земля и существительные с основой на мягкий согласный, которые в родительном падеже имеют флексию -и: соль (Р.: соли); жизнь (Р.: жизни).
Средний род — это разновидность грамматического рода имен существительных, характеризующаяся особой парадигмой склонения (частично совпадающей с парадигмой существительных мужского рода) и значением неодушевленности (за единичными исключениями): село, ружье, дитя, насекомое, животное, млекопитающее, чудовище.
К среднему роду относятся существительные, имеющие в именительном падеже единственного числа флексию -о (-е) окно, поле; разносклоняемые существительные на -мя: время, семя, имя, пламя; несклоняемые неодушевленные существительные: пальто, метро, такси, кашне, рагу.
Значение общего рода может быть соотнесено, как с лицом мужского, так и с лицом женского пола: сирота, неряха, умница, Саша, визави, протеже, инкогнито.
Во множественном числе категория рода частично утрачивается. Родовые различия во множественном числе сохраняются только в именительном, родительном и винительном падежах. В дательном, творительном и предложном падежах произошла унификация. Часто не различаются окончания по роду, и в именительном и в родительном (и в сходном с ними винительном) падежах: И. -ы: столы, комнаты; -а: дома, места; -и: соседи, кости, яблоки; Р. -ей: соседей, костей, полей; -ий: армий, желаний; -в: солдат, комнат, мест.
В ряде случаев наблюдаются колебания в роде имен существительных, что приводит к появлению дублетных форм: жираф — жирафа, просек — просека, спазм — спазма, идиом — идиома, ставень — ставня.
Род несклоняемых существительных связан с их одушевленностью или неодушевленностью, возможностью подвести видовое наименование под родовое понятие.
Несклоняемые существительные иноязычного происхождения, обозначающие лиц, относятся к мужскому роду, если они называют лицо мужского пола, и к женскому, если называют лицо женского пола: военный атташе, знаменитый маэстро; простодушная инженю, бедная Мими.
Несклоняемые существительные иноязычного происхождения, обозначающие одушевленные предметы, например: забавный пони, азиатский длинноногий кенгуру, красивый какаду. Исключения составляют существительные иваси (ж. р.), цеце (ж. р.), колибри (м. и ж. р.).
Род несклоняемых существительных — географических наименований определяется по грамматическому роду нарицательного существительного, которое обозначает соответствующее родовое понятие (т. е. по роду слов город, река, озеро, гора, остров и т. д.): солнечный Сухуми, полноводная Конго, далекое Онтарио. По родовому наименованию определяется также род несклоняемых названий органов печати: популярная «Юманите» (газета).
Род несклоняемых аббревиатур, образованных из начальных букв или начальных звуков слов исходного словосочетания, определяется по роду ведущего слова этого сочетания: местное сельпо (сельское потребительское общество), заводской ОТК (отдел технического контроля), известный ТЮЗ (театр юного зрителя).
Категория числа имен существительных — лексико-грамматическая словоизменительная категория, находящая свое выражение в противопоставлении соотносительных форм единственного и множественного числа: студент — студенты, учитель — учителя.
Форма числа, обозначающая один предмет в ряду однородных предметов, является формой единственного числа: стол, тетрадь, учебник. Форма числа, обозначающая неопределенное множество однородных предметов, является формой множественного числа: столы, тетради, учебники.
Единственное и множественное число различаются средствами выражения:
наличием различных окончаний: книга — книги, домов — дома;
изменением окончания в сочетании с переменой места ударения: стена, — стены, окно — окна;
усечением, наращением или чередованием суффиксов в основе: крестьянин — крестьяне, лист —листья, жеребенок — жеребята;
использованием супплетивных форм: человек - люди, ребенок — дети.
Единственное и множественное число различаются и синтагматически: интересный рассказ — интересные рассказы; Древнее Конго славилось искусными резчиками по дереву.
Ряд существительных не имеет соотносительных форм единственного и множественного числа. К существительным, имеющим только формы единственного числа, относятся:
отвлеченные существительные: смелость, храбрость, грусть, радость, языкознание, литературоведение;
собирательные существительные: листва, студенчество;
3)ряд вещественных существительных: серебро, водород, малина, молоко;
4) имена собственные: Москва, Дон, Урал.
Существительными, имеющими только формы множественного числа, являются:
1) некоторые отвлеченные существительные: каникулы, проводы, сумерки;
2) ряд вещественных существительных: сливки, щи, духи, сласти;
3) отдельные имена собственные: Чебоксары, Курилы, Пиренеи;
названия некоторых игр: шахматы, шашки, жмурки, прятки;
конкретные существительные, обозначающие предметы, состоящие из нескольких частей или парных предметов: ножницы, ворота, часы, грабли, носилки, перила, брюки, коньки, плоскогубцы.
Некоторые существительные могут употребляться в значении множественного числа: книга — источник знания, собака — друг человека (при обозначении целого класса предметов); ученики писали карандашом (дистрибутивное значение — действие совершается каждым из целой группы лиц в отдельности) и др. Ряд существительных может образовывать несоотносительные по значению формы множественного числа.
Падеж — словоизменительная лексико-грамматическая категория имени существительного, которая системой противопоставленных друг другу падежных форм выражает отношение обозначаемого существительным предмета к другим предметам, действиям, признакам. Отношения, создаваемые с помощью падежей, проявляются па уровне словосочетания и предложения. Они могут выражаться падежной формой самостоятельно или в сочетании с лексическими, либо грамматическими средствами (предлогами, интонацией, порядком слов). В современном русском языке 6 падежей. Однако количество передаваемых ими значений гораздо больше количества падежных форм.
Значения, выражаемые падежами, делятся на 4 основные группы: субъектные, объектные, определительные и обстоятельственные.
Именительный падеж — независимая падежная форма. Она не употребляется с предлогами и в качестве «прямого падежа» противопоставлена формам в косвенных падежах. Именительный падеж имеет значения: 1) субъектное: Мальчик читает; О, Волга, колыбель моя; 2) объектное: Лекция записывается студентами; 3) определительное: Потом и вся местность кругом стала зваться Игарка; Он был крестьянин.
Косвенные падежи по своему употреблению, т. е. по тому, от какого слова они зависят, делятся на приименные и приглагольные: читать книгу (приглагольный винительный падеж); чтение книги (приименный родительный падеж). Винительный падеж бывает только приглагольным.
Родительный падеж приименный имеет значения:
1) субъектное: приезд депутатов; плач ребенка;
2) объектное: выполнение обязательств, воспитание детей;
3) определительное: портфель учителя (родительный принадлежности), мебель карельской березы (родительный материала), ученик средних
способностей (родительный определительный).
Родительный приглагольный имеет значения:
1) субъектное: не было времени, нет друзей;
2) объектное: не любить стихов, выпить чаю.
Дательный приглагольный падеж имеет значения:
I) субъектное: ребенку не спится, дочери три года;
2) объектное: писать другу, поручить товарищу;
3) объектно-обстоятельственное: идти к лесу, бежать к дому.
Дательный приименный:
1) объектное: письмо другу, поручение товарищу;
2)определительное: памятник Пушкину, гимн труду.
Форма винительного падежа сочетается с переходными глаголами или словами категории состояния и имеет значения:
1) объектное: читать книгу, жаль сестру;
2) обстоятельственное (времени, количества, меры): встречать каждый день, пробыть час, повторить три раза, ждать целую неделю.
Творительный приглагольный падеж имеет значения:
1) субъектное: Ошибка допущена учеником; Молнией зажгло дерево;
2) объектное: наслаждаться музыкой, владеть языками;
3) определительное: Брат был учителем;
4) обстоятельственное: заниматься вечерами (творительный времени), писать карандашом (творительный инструментальный), лететь стаями (творительный совокупности), стоять спиной, говорить басом (творительный образа и способа действия), Слезы текут ручьем (творительный, сравнения).
Творительный приимённый имеет значения:
1) субъектное: чтение романа автором;
2) определительное: спуск террасами;
3) обстоятельственное: работа вечерами.
Предложный падеж употребляется только с предлогами в. на, о, по, при.
Предложный приглагольный имеет значения:
1) объектное (изъяснительное): думать о будущем, говорить о матери;
2) обстоятельственное: болеть в детстве (время действия), быть в восторге, отвернуться в негодовании (образ и способ действия), жить при школе (место действия).
Предложный падеж приимённый имеет значения:
1) объектное (изъяснительное): доклад о международном положении, объявление о лекции;
2) определительное: книга в кожаном переплете, живопись на фарфоре, лицо в морщинах;
3) обстоятельственно-определительное: сад при доме, жизнь в городе.
IV. Типы склонений имен существительных.
Большинство существительных изменяется по падежам, т. е. склоняется. Совокупность падежных изменений одного и того же слова составляет его парадигму. Склоняемые имена существительные в зависимости от характера парадигмы распадаются на 3 типа (склонения).
К 1-му склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа, кроме слова путь (стол, конь, гений, сарай, багаж, плащ, карандаш, кирпич), и существительные среднего рода с окончанием -о, -е в том же падеже (село, поле, ружье).
Ко 2-му склонению относятся существительные, женского, мужского и общего рода с окончанием -а, -я (книга, земля, пряжа, свеча; мужчина, дядя; сирота, плакса).
К 3-му склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа (ткань, жизнь, ночь, молодежь, мышь, мощь).
Примечание. Нумерация типов склонения существительных условна.
В школьной практике принято к 1-му склонению относить существительные женского и мужского рода на -а, -я, а ко 2-му — существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода на -о, -е.
Типы склонения строго различаются только в падежных формах единственного числа. Во множественном числе различия между типами склонения четко не выражены, а в дательном, творительном и предложном падежах вообще отсутствуют.
У существительных твердого склонения в дательном и предложном падежах единственного числа конечные согласные основы смягчаются: стра[н'-э], о стра [н'-э].
Существительные с основой на г, к, х, шипящие и ц относятся к
у (-ю): в лесу, на берегу, в бою, на борту, в тылу, в строю. Некоторые существительные имеют как формы на -у (-ю), так и формы на -е: на дубу — на дубе, на краю — на крае, в отпуску — в отпуске.
Абсолютное большинство существительных склоняется по одному из этих типов склонения, однако есть существительные, которые или не могут быть безоговорочно отнесены к одному из них (их часто называют разносклоняемыми), или имеют парадигму, не характерную для имен существительных. К последним относятся существительные, образованные от имен прилагательных и причастий: столовая, больной, учащийся. Они склоняются по типу качественно-относительных прилагательных; ср.: большой, большая, синий.
К разносклоняемым относят 10 существительных среднего рода на -мя, слова путь и дитя. Существительные среднего рода на -мя бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя - склоняются (с наращением суффикса -ен-) во всех падежах единственного числа, кроме творительного, как существительные 3-го склонения (ср. ночь), а в творительном — как существительные среднего рода (1 скл.; ср. поле). Во множественном числе они склоняются, как существительные среднего рода (1 скл.; ср. место). Существительные вымя, пламя, темя множественного числа не имеют.
Существительное путь во всех падежах, кроме творительного, склоняется по 3-му склонению (ср. ночь), в творительном — по 1-му склонению (ср. конь).
Существительное дитя в косвенных падежах единственного числа в современном русском языке не употребляется, вместо него используется слово ребенок, формы множественного числа (дети, детей и др.) являются употребительными.
Значительная группа существительных не изменится по падежам и числам. Парадигма таких существительных состоит из омонимичных форм с нулевой флексией (нулевое склонение): метро, фойе, кафе, радио, шоу. Такие существительные часто называют несклоняемыми. К нулевому склонению относятся:
1) иноязычные слова, называющие неодушевленные предметы и оканчивающиеся на гласный -депо, какао, кино, пальто, алоэ. портмоне, кофе, такси.
2) иноязычные слова, называющие лиц мужского и женского пола и оканчивающиеся на гласный: атташе, денди, импресарио, Гюго, леди;
3) иноязычные существительные, обозначающие животных: какаду, кенгуру, шимпанзе;
4) иноязычные имена и фамилии женского рода, оканчивающиеся на твердый согласный:. мадам, мисс;
5) иноязычные географические названия: Баку, Москва, Волгоград;
6) русские фамилии, представляющие собой застывшие формы родительного падежа единственного и множественного числа: Хитрово, Долгих, Польских;
7) украинские фамилии на -ко: Луценко, Короленко, Шевченко; 8) аббревиатуры: МГУ, ВГПУ, РФ.
Адъективное склонение - это склонение существительных по образцу имен прилагательных. Сюда относятся такие существительные, как столовая, больной, рабочий, часовой и др.
К адъективному склонению относятся прилагательные, причастия, определительные местоимения, которые в определенных контекстах используются с роли существительных. Переходя из своей искомой части речи в существительное, лексические единицы теряют признаки своей части речи и приобретают грамматические показатели той части речи, в которую переходят. Например, в предложении Дежурная смена вышла на работу. Слово дежурная является прилагательным т.к. обозначает признак и имеет изменяемую категорию рода, а в контексте Дежурная принесла журнал. Слово дежурная - имя существительное, т.к. обозначает предметность и имеет неизменяемую категорию рода.
Итак, при изучении имени существительного исследуются слова, обозначающие предметы, выражающие это значение в формах рода, числа и падежа и имеющие ряд лексических и грамматических категорий. У данной части речи они самостоятельны. Лексическое значение для каждого имени существительного индивидуально, потому что имеет смысловой признак, отличающий его от других слов.
Грамматические значения существительных не изолированы от лексических. Они как бы наслаиваются на реальные и вещественные значения и опираются на них. На базе общности значений существительные объединяются в лексико-грамматические разряды. К синтаксическим категориям следует отнести категорию падежа. К грамматическим категориям имен существительных относятся род, число, склонение, одушевленность-неодушевленность.
V. Роль имени существительного в предложении.
В предложении имя существительное может являться как главным, так и второстепенным членом.
Так, морфологизованной формой выражения подлежащего является именительный падеж имени существительного: Лошади шли шагом и скоро стали.
Существительным может выражаться именная часть составного глагольного сказуемого: Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.
Именное сказуемое с нулевой связкой: Человек – кузнец своему счастью.
Имя существительное в косвенных падежах может выступать в роли несогласованного определения: колесо велосипеда.
Приложение – это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже: река Волга, город-крепость.
Имя существительное в косвенном падеже выступает в роли морфологизованного дополнения: выполнить задание, защитник свободы.
Наряду с наречием имя существительное в косвенных падежах может являться в предложении обстоятельством: поехать на юг.
Таким образом, имя существительное может выполнять функции практически любого члена предложения.
VI. Тест
3 класс
1. Если слова отвечают на вопросы кто? Или что? И обозначают предметы, то это…
1. имена существительные.
2. имена прилагательные.
3. глаголы
2. Выбери в каждом ряду имя существительное.
1. зелень
2. дружить
3. обедать
4. радость
5. зеленый
6. дружба
7. обеденный
8. радоваться
9. зеленеть
10. дружеский
11. обед
12. радостный
3. Выбери имена существительные в форме множественного числа
1. французы
2. москвич
3. город
4. победители
5. облако
6. котлеты
7. огороды
8. валенки
9. брюки
4. Выбери имена существительные с мягким знаком на конце
1. овощ…
2. багаж…
3. дич…
4. молодеж…
5. помощ…
6. карандаш…
7. скрипач…
8. врач…
9. шалаш…
5. Какие имена существительные не изменяются по числам
1. пальто
2. плащ
3. шуба
4. поезд
5. метро
6. кино
7. шоссе
8. штаны
9. кашпо
6. Выбери имена существительные мужского рода.
1. праздник
2. пшеница
3. картофель
4. библиотека
5. морковь
6. соловей
7. мебель
8. январь
7. Вставь в предложение подходящее имя существительное и определи падеж
Снежинки таяли … Коли.
на ладоне
на ладони.
Тест
4 класс
1. Имя существительное обозначает
1. предмет
2. признак
3. действие предмета
2. Если имя существительное отвечает на вопрос кто? что?, оно является в предложении
1. подлежащим
2. второстепенным членом
3. Укажи имена существительные женского рода
1. магазин
2. солдат
3. комната
4. очарование
5. яблоко
6. терпение
7. шёпот
8. конфета
9. фамилия
4. На конце каких существительных ты напишешь мягкий знак?
1. овощ…
2. багаж…
3. дич…
4. молодеж…
5. помощ…
6. карандаш…
7. скрипач…
8. врач…
9. шалаш…
5. Укажи имена существительные первого склонения
1. снегирь
2. новость
3. яблоня
4. яблоко
5. площадь
6. площадка
7. тетрадка
8. тетрадь
6. Какие имена существительные не относятся ко второму склонению?
1. тишина
2. корабль
3. богатырь
4. нить
5. трудолюбие
6. Анатолий
7. дрессировщик
8. забота
9. самолет
7. Вставь в предложение подходящее имя существительное и определи падеж.
С широкой еловой … упал ком легкого снега.
1. ветке
2. ветки
VII. Схема разбора имени существительного
(МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР)
Часть речи.
Морфологические признаки (предмет, явление природы и т.д.). Начальная форма (И.и. ед.ч.).
Постоянные признаки:
а) собственное или нарицательное:
б) одушевленное или неодушевленное;
в) род:
г) склонение.
Непостоянные признаки:
а) падеж;
б) число.
III. Синтаксическая роль.
Например: Река протекает с севера на юг.
С севера — сущ.
(откуда? — с чего?) с севера, н.ф. — север
Пост. — цариц, неодуш., м.р., 2-го скл.;
Непост. — в Р.п., в ед.ч.
Обст, места.
VIII.
ПАМЯТКА 1. Как определить падеж имени существительного. 1. найди слово, к которому относится имя сущ. 2. Поставь от этого слова к сущ. оба падежных вопроса. 3. по вопросам определи падеж. Например: Они остановились на пороге дома. 1. Слово, к которому относится им. сущ., — остановились. 2. Задаем оба падежных вопроса — остановились (на ком? на чем?) на пороге. 3. Вопросы предложного падежа. |
1ПАМЯТКА 2. Как определить склонение имени существительного. Поставь имя сущ. в И. п., в ед. ч. (в нач. форму). Определи род. Определи окончание. Определи склонение. Например: Ребенок спал в колыбели. 1.Начальная форма — колыбель. Род — женский. Окончание — нулевое. Склонение — 3-е. |
ПАМЯТКА 3. Как различить И.п., Р.п., В.п. Вместо слова, стоящего в предложении, поставь слово 1 -го склонения с ударным окончанием (ЗИМА). в именительном падеже будет окончание А, в родительном ПАДЕЖЕ — Ы, в винительном падеже— У. Например: на ветке черемухи (зимЫ) — Р.п. съел помидор (зимУ) — В.п. дул ветер (зимА) — И.п. |
IX. В помощь учителю.
Система упражнений по формированию понятий об имени существительном .
1) «Слова обозначающие предметы»; «Слова, обозначающие признаки»; «Слова, обозначающие действия» (1 класс)
Слова, обозначающие предметы, запиши в 1 - й столбик, признаки — во 2-й, действия - в 3 - й столбик.
Предмет. | Признак | Действие |
Клюква | Высокий | Дышать |
Весло | Яркая | Звонить |
Лицей | Целое | Платить |
Облако | Осеннее | Класть |
Медведь | Большой | Ловить |
Свежая | Работать |
2) «Части речи»; «Имя существительное»; «Имя прилагательное»; «Глагол»; (2 класс)
Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол |
Шмель | Тихий | Сидеть |
Картина | Красная | Дышать |
Ребёнок | Светлое | Расти |
Тетрадь | Спокойный | Кушать |
Сумка | Ручной | Цвести |
Животное | Скромная | Идти |
Город | Твёрдое | Пить |
3) «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные». Запиши сначала одушевлённые имена существительные, а затем - неодушевлённые.
Одушевлённые | Неодушевлённые |
Хозяин | Герань |
Мальчик | Торжество |
Корова | Массаж: |
Жучок | Радость |
Человек | Олимпиада |
4) «Собственные имена существительные» Запиши сначала имена, затем отчества и наконец, клички животных.
Имена | Отчество | Клички | |||
Елена Софья Игорь | Ильинична Александровна Николаевич | Джек Кеша Трезорка | |||
Алексей Роберт | Максимович Саввович | Кузя Зорька |
5) «Имена существительные собственные», «Имена существительные нарицательные».
собственные | Нарицательные. |
Обь | Горе |
Пушкин | Человек |
Байка | Ходьба |
Лондон | Кошка |
Анна Павловна | Свет |
6) «Имена существительные собственные и нарицательные». (3 класс). Запиши сначала названия планет, потом названия морей, а затем - гор.
Планеты | Моря | Горы | |||
Земля | Белое | Карпаты | |||
Меркурий | Красное | Памир | |||
Венера | Балтийское | Тянь - Шань | |||
Юпитер | Баренцево | Эльбрус | |||
Сатурн | Каспийское | ||||
7) «Род имён существительных». Распредели имена существительные по столбикам в зависимости от рода. | |||||
Ж.р. | М.р. | Ср.р. | |||
Ива | Капитан | Окно | |||
Девочка | Учебник | Дитя | |||
Книга | Учитель | Море | |||
Комната | Палец | Ремесло | |||
Вешалка | Ветер | Весло |
8) «Число имена существительные». Выбери из предложений сначала имена существительные единственного числа, а затем - множественного числа.
(Учитель диктует предложения, а учащиеся выбирают на слух.) Утреннее солнце лениво подымалось... 2. Председатель постучал карандашом. 3. Ведь были же схватки боевые. 4. Северный ветер дышал стужей в тёмные окна. 5. Мелькают разъезды. 6. Ночь была звёздная. 7. Ямщики свистели по — степному. 8. Нижние брёвна у мельницы подгнили 9. День начинался солнечный, безоблачный и жаркий.
Ед. число | Мн. число |
Солнце Председатель Ветер Ночь День | Схватки Разъезды Ямщики Окна Брёвна |
9) «Склонение имен существительных». Распредели имена существительные по трем столбика в зависимости от типа склонения.
1 - е скл. | 2-е скл. | 3-е скл. |
Диета | Иней | Пыль |
Дата | Джаз | Тень |
Радуга | Диво | Площадь |
Батюшка | Горе | Ось |
Нота | Дикарь | Дочь |
10) «Именительный падеж имен существительных»; «Винительный падеж имен существительных». Выбери из предложений и запиши сначала имена существительные в именительном падеже, которые являются подлежащим, а затем имена существительные в винительном падеже, которые являются второстепенными членами.
Охотники зажгли большой костер. В солнечный день ребята решили пойти на каток. Зимний морозец приятно щипал лицо. Метель занесла высокий дуб снегом. Путники перешли снежный перевал
И.п. | В.п. |
Охотники | Костёр |
Ребята | На каток |
Морозец | Лицо |
Метель | Дуб |
Путники | Перевал |
Список использованной литературы.
К теме “Имя существительное”:
Валгина Н.С., Розенталь Д.Е., Фомина М.И.
Современный русский язык: Учебник для вузов / Под ред. Н.С. Волгиной – 6-е изд. перераб. и доп. – М.: Логос, 2002–528с.
Валгина Н.С., Светлышева Н.В.
Русский язык. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения – 2-е изд. испр. – М.: Неолит. Большая медведица, 2002-416с.
Введенская Л. А., Колесников Н.П.
От собственных имен к нарицательным: Книга для учащихся ст. классов сред. шк. – 2-е изд. исправ. и доп. – М.: Просвещение, 1989 – 143с., илл.
Войлова К.А.
Сдаем экзамены по русскому языку: Рекомендации поступающим
в вузы / К.А. Войлова, В.В. Паршина, В.В. Тихонова – М.: Высш. шк., 1996 – 95с.
Гейне Генрих
Стихотворения. Поэмы: Пер. с нем./ Сост. И. М. Солодуниной; Вступ. ст.
А. Дейча; Коммент. А. Дмитриева; Ил. и оформ. А. Озеровой, А. Яковлева – М.: Правда, 1974 – 480с.
Русская грамматика. В 2т / Н.Д. Арутюнова, А.В. Бондарко, В.В. В.В. Иванов и др.; Под ред. Н.Ю. Шведовой, Академия Наук СССР, Институт Русского языка. – М.: Из-во Наука, 1980
Т 1: Фонетика, Фонология, Ударение, Интонация, Словообразование, Морфология – 784с.
Современный русский язык: Учебник / В.А. Белошапкова, Е.А. Земская, И.Г. Милославский, М.В. Панов; Под ред. В.А. Белошапковой – М.: Высш. шк., 1981 – 560с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка.3 класс. Тема"Склонение имен существительных".УМК "Начальная школа XXI века".
Урок русского языка составлен в соответствии с требованиями ФГОС.На этом уроке использовались элементы разноуровневой дифференциации.Тип и форма урока оптимальны для данного возраста учащихся да...
Система изучения имени существительного в начальных классах
Система- совокупность элементов, связанных устойчивыми отношениями между собой и образующих внутренне организованное единое целое. Существительное – это часть речи, хара...
"Изучение имени существительного в начальной школе"
Презентация к урокам русского языка....
Статья "Изучение поэтических произведений в начальной школе"
Как научить школьников читать и любить поэзию? Многие сталкиваются с этим вопросом на уроках литературного чтения. В данной статье я делюсь своим опытом по изучению поэтических ...
Конспект урока русского языка, 2 класс. Тема урока: Правописание суффиксов : -ик-, -ек- в именах существительных (УМК "Начальная школа XXIвека")
Тип урока: открытие новых знаний.Цель урока: создание условий для усвоения правописания суффиксов существительных-ик-, -ек-....
Изучение имён существительных в начальной школе.
Данный материал раскрывает принцип изучения важнейшего раздела русского языка - морфологии. Особое внимание уделяется в разработке именам существительным....
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Склонение имен существительных", программа "Начальная школа XXI века"
3 класс "Склонение имен существительных"...