Конспект урока русского языка "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Цель: дать учащимся представление о номинативном значении слова, формировать умение определять в предложении слова, отвечающие на вопрос кто? что?; развивать связную речь учащихся, формировать умения определять значение слова и употреблять слово в нужном контексте; воспитывать интерес к языковым явлениям, воспитывать любовь к родному слову.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odushevlyonnye_i_neodushevlyonnye_imena_sushchestvitelnye.docx | 625.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
3 класс
Учитель Будз Светлана Петровна
МОУ «Школа-гимназия» №6
Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Цель: дать учащимся представление о номинативном значении слова, формировать умение определять в предложении слова, отвечающие на вопрос кто? что?; развивать связную речь учащихся, формировать умения определять значение слова и употреблять слово в нужном контексте; воспитывать интерес к языковым явлениям, воспитывать любовь к родному слову.
Планируемые результаты:
Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, понимают причину успеха в учебной деятельности.
Метапредметные:
Познавательные: постановка вопросов к словам, обозначающим одушевлённые и неодушевлённые предметы, группировка слов по заданному признаку; осуществляют поиск необходимой информации в учебнике, анализируют, классифицируют слова, осуществляют сравнения.
Регулятивные: планируют и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Оценивают собственную речь, и речь собеседника с точки зрения соблюдения правил речевого этикета и норм произношения.
Коммуникативные: используют в общении правила вежливости, излагают мысли последовательно, ясно и просто.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование: дворец, таблицы со словами РУССКИЙ ЯЗЫК, МОРФОЛОГИЯ, ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ЛИМОН, индивидуальные карточки для детей.
Ход урока.
- Организация класса.
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
- Актуализация опорных знаний учащихся.
- В некотором царстве, которое называется Русский язык, есть город Морфология. В этом городе в большом районе живёт очень важный житель. А кто этот господин, мы узнаем, если отправимся в путешествие. (Слайд № 1)
Есть много интересных слов,
Их знаете давно.
Вот, например, собака, плот,
Часы, жираф, окно.
И долго можно говорить
Про разные предметы.
Возьмём: сова, утюг, пенал,
Котёнок и дневник.
И будем с ними мы дружить,
Писать, читать, произносить.
Прочитайте и запишите слова, назовите в них орфограммы. (Слайд №2)
С(о,а)бака, пло(д,т), ч(а,я)сы, ж(и,ы)РАФ, (о,а)кно, утю(г,к), п(и,е)нал, к(о,а)тёнок, дн(е,и)вник.
- Что обозначают эти слова? (Они обозначают предметы)
- На какие вопросы отвечают? (Отвечают на вопросы кто? что?)
3. Сообщение темы и цели, задач урока.
- Так о чём сегодня будем говорить на уроке?
- Что, по-вашему, нового узнаем?
- Чтобы быть уверенными, что вы правы, к нам пришла телеграмма (Слайд №3).
В ней буквы зашифрованы 3,4,1,5,12,10,2,5,13,6,3,13,2,7,11,8,9,2.
( На доска дан ключ к шифру)
- 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
я е и м с в л н о щ ь у т
(Ключ: ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ)
4.Работа по теме урока.
а) Поработаем в парах.
- Каждая пара должна записать по 5 слов, которые бы отвечали сначала на вопрос что?, а затем на вопрос кто?
- А почему вы выбрали именно эти слова? Докажите.
(Чтение правила в учебнике)
б) Выполним задание по карточке №1.
повар варить варёный
старушка стареть старый
цветок цвести цветной
коля коля коля
- В каком столбике записаны только имена существительные?
- Докажите.
- На какие вопросы отвечают слова второго столбика? Третьего столбика?
- Всё ли в столбиках благополучно? (Лишнее слово – Коля, оно записано с маленькой буквы, а имена всегда в русском языке пишутся с большой буквы).
- Те имена существительные, которые отвечают на вопрос что?, подчеркните синим карандашом, кто? – красным карандашом.
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга.
5. Физминутка.
Имя существительное
Очень удивительное.
На вопрос кто? и что?
Отвечать оно должно.
- Если слово отвечает на вопрос кто? – поднимите руки вверх, а если на вопрос что? - руки вперёд.
- Если попадаются другие части речи, то нужно присесть.
Люстра, мальчик, бегать, гроза, кролик, окно, зёлёный, ученик, часы, умный, отец, радость.
6. Продолжение работы по теме урока.
а) Поработайте в группах.
- Прочитайте слова и из ни выберите имена существительные. Запишите их в тетрадь столбиком и подберите к ним слова противоположные по значению.
День – ночь
Смех - плач
Тянуть –
Твёрдый –
Молодость – старость
Начало – конец
Лёгкий –
б) Словарная работа.
(Слайд №4)
ли ын мон ск
- Соедините через слог. Какое слово получилось?
Что за ли?
Что за мон?
В буквах нету смысла?
Но едва шепнут: «Лимон»,
Сразу станет кисло.
- Подберите ещё слова, которые дружат со словом лимон, входят с ним в одну группу. Поставьте эти слова во множественное число и запишите.
Лимоны, яблоки, груши – это фрукты.
- На какие вопросы отвечают слова этой группы?
- Запишите предложение, в скобках укажите проверочные слова.
В с_ду прс_дили л_моны, груш_, персики.
- Найдите слова, которые отвечают на вопрос что? Прокомментируйте, почему вы их выбрали.
- Дома вы будете выполнять подобное задание. Необходимо будет списать несколько предложений, подчеркнуть имена существительные, в скобках указать проверочные слова, повторить правило.
в) Игра «Кто я?» (Слайд №5)
- Соедините слова так, чтобы получились связные предложения.
В школе я пешеход.
В магазине я ученик.
На улице я покупатель.
В транспорте я пассажир.
Дома я сын, дочка.
- Найдите и прочитайте только те имена существительные, которые отвечают на вопрос кто?
- Почему вы так решили?
7. Рефлексия. (Слайд №6)
- А теперь маленькое тестирование. Выберите правильный ответ.
Имя существительное – это….
- Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает?
- Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
- Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какие? (Слайд №7)
А сейчас внимание,
Мы правило прочтём.
И всё что мы узнали,
Теперь мы назовём
( Повторение правила в парах. Индивидуальные ответы нескольких учеников).
8. Итог урока.
- Подошло к концу наше путешествие, но мы не говорим имени существительному « До свидания!», потому что мы и в дальнейшем будем говорить на уроках об этой части речи.
9. Рефлексия.
- Закончите фразу. (Слайд №8)
- Я узнал…
- Я научился …
- Мне понравилось …
- Я затруднялся …
- Моё настроение…
9. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"
План-конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"...
Конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 2 класс УМК "НШ 21 века"
Первый урок по новой теме "Фразеологизмы".На этом уроке учащиеся знакомятся с новыми фразеологизмами, с их значениями,вспоминают уже известные им фразеологические обороты, учатся применять их в своей ...
Конспект урока русского языка (с презентацией) во 2 классе по теме "Грамматическая основа" (УМК "Школа 2100")
Урок проводится с целью развития у учащихся 2 класса умения находить грамматическую основу предложения....
Конспект урока русского языка "Правописание сложных слов" 3 класс ПНШ
Урок с использованием технологии проблемного обучения и исследовательских методов....
Конспект урока русского языка с презентацией в 4 классе по теме "Имена существительные множественного числа в дательном, творительном и предложном падежах".
Разработка урока русского языка с презентацией в 4 классе ....
Конспект урока русского языка по теме "Имена существительные собственные и нарицательные"
Урок "открытия" новых знаний....
Конспект урока русского языка "Как определять имена прилагательные" (УМК «Школа России», 3 класс)
Цели деятельности учителя: закрепление умений определять имена прилагательные; формирование знаний о значении имен прилагательных в речиПланируемые результатыПредметные:Знать, как определить имя прила...