Конспект урока русского языка "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Светлана Петровна Будз

Цель: дать учащимся представление о номинативном значении слова, формировать умение определять в предложении слова, отвечающие  на вопрос кто? что?; развивать связную речь учащихся, формировать умения определять значение слова и употреблять слово в нужном контексте; воспитывать интерес к языковым явлениям, воспитывать любовь к родному слову.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odushevlyonnye_i_neodushevlyonnye_imena_sushchestvitelnye.docx625.75 КБ

Предварительный просмотр:

                          Конспект урока русского языка

                                          3 класс

                         Учитель Будз Светлана Петровна

                         МОУ «Школа-гимназия» №6

Тема:   Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Цель: дать учащимся представление о номинативном значении слова, формировать умение определять в предложении слова, отвечающие  на вопрос кто? что?; развивать связную речь учащихся, формировать умения определять значение слова и употреблять слово в нужном контексте; воспитывать интерес к языковым явлениям, воспитывать любовь к родному слову.

Планируемые результаты:

Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, понимают причину успеха в учебной деятельности.

Метапредметные:

Познавательные:  постановка вопросов к словам, обозначающим одушевлённые и неодушевлённые предметы, группировка слов по заданному признаку; осуществляют поиск необходимой информации в учебнике, анализируют, классифицируют слова, осуществляют сравнения.

Регулятивные: планируют  и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Оценивают собственную речь, и речь собеседника с точки зрения соблюдения правил речевого этикета и норм произношения.

Коммуникативные: используют в общении правила вежливости, излагают мысли последовательно, ясно и просто.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование: дворец, таблицы со словами РУССКИЙ ЯЗЫК, МОРФОЛОГИЯ, ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ЛИМОН, индивидуальные карточки для детей.

                                                 Ход урока.

  1. Организация класса.

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся.

- В некотором царстве, которое называется Русский язык, есть город Морфология. В этом городе в большом районе живёт очень важный житель. А кто этот господин, мы узнаем, если отправимся в путешествие. (Слайд № 1)

Есть много интересных слов, http://900igr.net/datas/russkij-jazyk/Okonchanija-roditelnogo-i-datelnogo/0006-006-TSarstvo-Russkij-jazyk.jpg

Их знаете давно.

Вот, например, собака, плот,

Часы, жираф, окно.

И долго можно говорить

Про разные предметы.

Возьмём: сова, утюг, пенал,

Котёнок и дневник.

И будем с ними мы дружить,

Писать, читать, произносить.

Прочитайте и запишите слова, назовите в них орфограммы. (Слайд №2)

С(о,а)бака, пло(д,т), ч(а,я)сы, ж(и,ы)РАФ, (о,а)кно, утю(г,к), п(и,е)нал, к(о,а)тёнок, дн(е,и)вник.

- Что обозначают эти слова? (Они обозначают предметы)

- На какие вопросы отвечают? (Отвечают на вопросы кто? что?)

3. Сообщение темы и цели, задач урока. 

- Так о чём сегодня будем говорить на уроке?

- Что, по-вашему, нового узнаем?

- Чтобы быть уверенными, что вы правы, к нам пришла телеграмма (Слайд №3).

В ней буквы зашифрованы 3,4,1,5,12,10,2,5,13,6,3,13,2,7,11,8,9,2.http://img10.proshkolu.ru/content/media/pic/std/4000000/3353000/3352493-655ec250c0442c98.png

( На доска дан ключ к шифру)

  1. 2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13

я  е  и  м  с  в  л  н  о  щ    ь    у      т

(Ключ: ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ)

           4.Работа по теме урока.

а)   Поработаем в парах.

- Каждая пара должна записать по 5 слов, которые бы отвечали сначала на вопрос что?, а затем на вопрос кто?

- А почему вы выбрали именно эти слова? Докажите.

(Чтение правила в учебнике)

б) Выполним задание по карточке №1.

повар                        варить                     варёный

старушка                  стареть                    старый

цветок                       цвести                     цветной

коля                           коля                         коля

- В каком столбике записаны только имена существительные?

- Докажите.

- На какие вопросы отвечают слова второго столбика? Третьего столбика?

- Всё ли в столбиках благополучно? (Лишнее слово – Коля, оно записано с маленькой буквы, а имена всегда в русском языке пишутся с большой буквы).

- Те имена существительные, которые отвечают на вопрос что?, подчеркните синим карандашом, кто? – красным карандашом.

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга.

5. Физминутка.

Имя существительное

Очень удивительное.

На вопрос кто? и что?

Отвечать оно должно.

- Если слово отвечает на вопрос кто? – поднимите руки вверх, а если на вопрос что? - руки вперёд.

- Если попадаются другие части речи, то нужно присесть.

Люстра, мальчик, бегать, гроза, кролик, окно, зёлёный, ученик, часы, умный, отец, радость.

6. Продолжение работы по теме урока.

а) Поработайте в группах.

- Прочитайте слова и из ни выберите имена существительные. Запишите их в тетрадь столбиком и подберите  к ним слова противоположные по значению. 

День – ночьD:\Фотографиии\ученики\IMG_0743.JPG

Смех  - плач

Тянуть –

Твёрдый –

Молодость – старость

Начало – конец

Лёгкий –

б) Словарная работа.

(Слайд №4)

ли         ын        мон     ск

- Соедините через слог. Какое слово получилось?

Что за ли? 

Что за мон?http://www.bougies-artisanales.com/boutique/images_produits/citrons1-z.jpg

В буквах нету смысла?

Но едва шепнут: «Лимон»,

Сразу станет кисло.

         - Подберите ещё слова, которые дружат со словом лимон, входят с  ним в одну группу. Поставьте эти слова во множественное число и запишите.

Лимоны, яблоки, груши – это фрукты.

- На какие вопросы отвечают слова этой группы?

- Запишите предложение, в скобках укажите проверочные слова.

В с_ду прс_дили л_моны, груш_, персики.

- Найдите слова, которые отвечают на вопрос что? Прокомментируйте, почему вы их выбрали.

- Дома вы будете выполнять подобное задание. Необходимо будет списать несколько предложений, подчеркнуть имена существительные, в скобках указать проверочные слова, повторить правило.

в) Игра «Кто я?» (Слайд №5)

- Соедините слова так, чтобы получились связные предложения.

В школе я                          пешеход.

В магазине я                     ученик.

На улице я                          покупатель.

В транспорте я                  пассажир.

Дома я                                сын, дочка.

- Найдите и прочитайте только те имена существительные, которые отвечают на вопрос кто?

- Почему вы так решили?

7. Рефлексия. (Слайд №6)

- А теперь маленькое тестирование. Выберите правильный ответ.

Имя существительное – это….

  1. Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает?
  2. Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
  3. Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какие?  (Слайд №7)http://u.5klass.net:10/datas/russkij-jazyk/Suschestvitelnoe-2-klass/0008-008-Zapomni.jpg

 А сейчас внимание,

Мы правило прочтём.

И всё что мы узнали,

Теперь мы назовём

( Повторение правила в парах. Индивидуальные ответы нескольких учеников).

8. Итог урока.

- Подошло к концу наше путешествие, но мы не говорим имени существительному « До свидания!», потому что мы и в дальнейшем будем говорить на уроках об этой части речи.

9. Рефлексия.

- Закончите фразу. (Слайд №8) 

- Я узнал…http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/images/thumb/a/aa/Refleksija.jpg/800px-Refleksija.jpg

- Я научился …

- Мне понравилось …

- Я затруднялся …

- Моё настроение…

9. Домашнее задание.

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"

План-конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"...

Конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 2 класс УМК "НШ 21 века"

Первый урок по новой теме "Фразеологизмы".На этом уроке учащиеся знакомятся с новыми фразеологизмами, с их значениями,вспоминают уже известные им фразеологические обороты, учатся применять их в своей ...

Конспект урока русского языка (с презентацией) во 2 классе по теме "Грамматическая основа" (УМК "Школа 2100")

Урок проводится с целью развития у учащихся 2 класса умения находить грамматическую основу предложения....

Конспект урока русского языка "Правописание сложных слов" 3 класс ПНШ

Урок с использованием технологии проблемного обучения и исследовательских методов....

Конспект урока русского языка "Как определять имена прилагательные" (УМК «Школа России», 3 класс)

Цели деятельности учителя: закрепление умений определять имена прилагательные; формирование знаний о значении имен прилагательных в речиПланируемые результатыПредметные:Знать, как определить имя прила...