Урок по русскому языку в 3 классе Приставка
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок по русскому языку  в 3 классе Приставка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_pristavka.docx41.29 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ ТР ОО « Троснянская средняя общеобразовательная школа»

Технологическая карта урока по учебному предмету

« Русский язык»

в 3 – б классе

Тема урока:

«Приставка как значимая часть слова»

УМК « Школа России»

Канакина В.П.. Горецкий В.Г. Русский язык:3 кл.,часть 1:

 Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2016.-

Тема урока

Приставка как значимая часть слова

Цель урока

Формировать представления о приставке как значимой части слова, умения выделять приставки в словах, образовывать с помощью приставки новые слова.

Тип урока

Урок « открытия»  нового знания

Основные термины и понятия

Приставка как значимая часть слова

Информационно- образовательная среда

Ресурсы

Межпредметные связи

Информационный материал  

*Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4томах, т.4.-М.: Русский язык, 2002.

 *Канакина В.П.. Горецкий В.Г. Русский язык:3кл.,часть 1: Учеб. для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2016.- (Школа России).

 *Канакина В.П. Русский язык: Рабочая тетрадь:3 кл., часть1:Пособие для учащихся общеобразоват. организаций.- М.: Просвещение, 2016.- (Школа России).

*Канакина В.П.Русский язык. Методические рекомендации.                                3 класс. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. -М.:Просвещение, 2015.-271 с.-(Школа России).

Демонстрационный материал 

*Канакина В.П.Русский язык:3кл.:Электронное приложение к учеб. В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого (1 CD).-: Просвещение, 2016.- (Школа России).

Диагностический материал (страницы учебника 84-86, РТ с.45,тест)

Чтение.

Тема: «Работа над лексическим значением слов»  

Г.Витоз «Что случилось7»

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик научится:

Знания:

- понятие « приставка»          и ее роль в образовании новых слов;

- алгоритм выделения приставки в словах.

Умения:

- выделять приставку в однокоренных словах;

- образовывать слова с помощью приставок, объяснять их лексическое значение.

Ученик получит возможность научиться:

- объяснять значение некоторых приставок        в слове.

Ученик научится:

Познавательные УУД

- использовать учебник , словари в качестве источника информации;

- с помощью учителя выделять существенную информацию, анализировать, сравнивать, обобщать;

-устанавливать аналогии и причинно- следственные связи, строить рассуждения, делать обоснованные выводы.

Регулятивные УУД

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осваивать способы решения проблем поискового характера, планировать ход деятельности;

- оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию.

Коммуникативные УУД

- осуществлять совместную работу, принимать участие в коллективном обсуждении; формулировать ответ на вопрос, учитывая мнение одноклассников;

- допускать возможность существования различных точек зрения, приводить аргументы.

Ученик получит возможность научиться:

- образовывать слова с помощью приставок;

- правильно употреблять в речи слова с приставками.

 

Будут созданы условия для формирования у ученика:

- ценностного отношение к русскому языку; его истории, изменениям, происходящим                           в нем.

- мотивационной основы учебной деятельности,

-способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей.

Ход урок

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Мотивационно- ориентировочный этап

1.Создание мотивационной основы учебной деятельности.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Все на свете из чего - нибудь состоит: облака из множества водяных капелек, лес из деревьев., дома из кирпичей или бревен. Предложения состоят из слов, а слова сделаны из своего строительного материала. Мы уже познакомились с самой главной значимой частью слова –корнем.

Сказка Долгое время корни жили одни в своей волшебной  поляне в стране                                « Морфология». Но однажды  произошло событие , которое  многое изменило. Совершенно случайно зашли на поляну удивительные  девицы – красавицы. Они так громко разговаривали , что корни вышли посмотреть , что же случилось.

   Красавицам  корни очень понравились и захотели они остаться жить на  волшебной поляне. А так как корни были добрыми , то не только  разрешили им остаться , но и   построили им домики перед своими,

 И стали они вместе работать в слове, Ведь вместе работать интереснее и веселее.

 С кем же познакомились корни и какую важную работу они выполняли в слове.

И нам  на уроке  предстоит очень интересная и увлекательная работа .

Слушают учителя, участвуют в диалоге.

Эмоционально настраиваются на урок.

Демонстрируют готовность к уроку.

2. Актуализация знаний.

 Чистописание

   - Посмотрите на доску.  С какой работы начнем урок?  Назовите цель этой работы.

 о,  об, от  до, по, под, про.

( Повторить правильное написание строчной буквы о , соединение с другими буквами)

- К какой части речи можно отнести эти буквосочетания ? ( предлоги)

 Воспроизведение ранее изученного

 -Составьте из слов предложение, изменяя, где необходимо,  форму слова, запишите.

Под ,  красивый, осина, подосиновик, растет .

- Дайте  характеристику предложению. ( Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное).

-Найдите однокоренные слова.  Выделите в них части слова.

Осина, подосиновик.

-Как найти однокоренные слова?

( Они имеют одинаковый корень с одним  и тем же значением)

-Что такое корень?

(Корень  – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Корень в однокоренных словах пишется одинаково.

-Для чего изменили форму слова «осина»?

(Чтобы связать слова в предложении. Окончание- изменяемая значимая  часть слова).

-Выделите окончание в слове подосиновик ( нулевое)

Создание проблемной ситуации

Организует диалог с учащимися с целью формулирования темы и познавательных задач урока.

-Почему в слове подосиновик не все части слова выделены?

В слове есть еще части , которые стоят перед корнем  и после корня. С какой из этих частей  нам предстоит познакомиться сегодня, вы узнаете, составив слово из подчеркнутых букв.

( Приставка)

-Вам знакомо это слово ?  
( На странице 73 учебника) Вы догадались , с кем познакомились корни?

 Откройте учебники , прочитайте тему урока:   Приставка.

Приставки в языке у нас

Живут с древнейших пор.

И мы о них , друзья,

Начнем наш разговор.

Запишем в тетрадь тему урока.

Работают  в  тетради.

Выполняют письмо по образцу.

Отвечают на вопросы учителя.

Обдумывают ответы на вопросы и осознают. Что знаний недостаточно для полных ответов. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Поисковый этап

 Какие познавательные задачи будем решать?

1. Что такое приставка?

2. Как найти в слове приставку?

План работы.

1. Познакомиться с новой частью слова.

2. Научиться находить и выделять ее в  словах.

3. Научиться образовывать слова с ее помощью.

4. Наблюдать над изменением значения однокоренных слов.

Знакомятся с планом, задают уточняющие вопросы, высказывают собственные мысли, обосновывают свою точку зрения.

Ставят познавательные задачи урока.

3. Практический этап

Создаёт условия для рационально организованных действий ученика по усвоению нового знания и  способа действий. Наблюдение над признаками приставки как одного из словообразовательных понятий, определение последовательности действий при выделении приставки в слове.  

3.1. Открытие нового знания.

-Рассмотрите рисунки. Прочитайте слова. Упр.153 с 84

-В чём сходство этих слов? (Это глаголы, однокоренные слова, имеют одинаковое окончание).

-Чем отличаются эти слова? (Имеют разное лексическое значение и ту часть, которая находится перед корнем).

-Объясните различие в лексическом значении однокоренных слов. (Направление действия).

-Назовите, какая часть в каждом слове внесла новый оттенок значения и образовала новое слово.

-Где находится эта часть в слове: перед корнем или после корня?

-Как она называется?

-Догадайтесь, почему эту часть так назвали? (Она как бы приставляется к корню)

(Обобщение - слушают текст с диска).

-Запишите все слова в тетрадь, выделите приставку и корень.

- Кто попробует ответить на вопрос «Что такое приставка?»

-Проверим ваши предположения. Поработаем с научным текстом учебника (с.84).

3.2. Применение знания, умений в новой ситуации, формирование предметных способов действий, создание алгоритма.

Знакомит с некоторыми приставками русского языка, их произношением, написанием, ролью в образовании слов. Образование однокоренных глаголов при помощи некоторых из данных приставок.

 В русском языке очень много приставок.

 Мы познакомимся сегодня лишь с некоторыми из них.

 -Обратим внимание на написание приставок. (с. 85, упр.154).

-Посмотрите в тетрадь на работу по чистописанию . Что заметили?

Приставки с буквой о мы уже записали.

-Прочитаем приставки в рамочке.

-Назовите те, которые пишутся с буквами о (а, е).

-Запомните написание этих приставок! Они всегда пишутся одинаково.

-Прочитайте слова. К какой части речи они относятся?

-С помощью этих приставок можно образовать новые глаголы?

- Выберите один  глагол, обсудите с товарищем, какие однокоренные глаголы можно образовать   с помощью этих приставок. Запишите эти глаголы, выделите приставки.

- Какие глаголы образовали вы?

Проверь работу товарища , оцени.

 Организует деятельность учащихся по составлению алгоритма определения приставки в слове.

Физминутка

Вы устали? Отдохнем.

Физминутку проведем.

Вам ребята надо встать,

Руки медленно поднять.

Пальцы сжать, потом разжать

Так секунду постоять.

Руки плавно опустить

И еще раз повторить.

3.3. Применение знаний и умений для решения учебных, учебно- познавательных и учебно- практических задач, выполнения творческих заданий.

-Какую ещё познавательную задачу мы ставили? Прочитайте. (Уч.,с.85)

Какие же действия мы должны выполнить, чтобы найти в слове приставку7

Найдите в учебнике на стр. 86 ответ на этот вопрос.

Пользуясь полученным знанием, выполните упражнение 155

Прочитайте загадку про себя, приготовьтесь читать вслух.

-Отгадайте загадку. Какие слова вам помогли отгадать загадку?

-Назовите  антонимы.

-Назовите в загадке глаголы.

-В каких из них есть приставка? Назовите эту приставку.

-Могут ли эти глаголы употребляться без приставок или  с другими приставками?

 Создание и апробация алгоритма нахождения приставки.

Проведём исследование.(Глагол влетит имеет приставку в-, образован от глагола летит (влетит и летит - это однокоренные глаголы, разные по лексическому значению), глагол летит может употребляться в речи и с другими приставками(прилетит, улетит, вылетит)).

-Приставки в слове имеют своё значение : приставка может обозначать начало действия (загудит), неполноту совершения действия (притихнет), направление действия внутрь (влетит).

-Сделайте вывод, как найти приставку в слове?

-Выпишите из загадки глаголы с приставками, выделите приставки.

Организует коллективную деятельность на выявление уровня осознанности учениками нового учебного материала, подводит к обобщению и систематизации полученных знаний.

-Потренируемся применять полученные знания. Выполним задание  в «Рабочей тетради» на печатной основе (с.45,упр.109).

-Прочитаем отрывок из стихотворения Г. Витоза «Что случилось?».

-Как вы думаете, что случилось?

-Послушаем полностью это стихотворение и снова попробуем ответить на этот вопрос. (Читает подготовленный ученик).

-Так, что же случилось?

-Какие незнакомые слова вы услышали?

-Как вы понимаете значение слова «флюгер»  и словосочетания «дрыгнул ножкой»?

-Обратимся к толковому словарю.

-Выполним задания к этому упражнению самостоятельно.  Проверь работу соседа.

 Кому потребовалась помощь?

Включаются в диалог, следят за логикой рассуждения, открывают и фиксируют новое знание и  способ действия, работают по инструкции.

Читают и выполняют задания по порядку. Подтверждают предположение, что приставка стоит перед корнем. Формулируют определение. Соотносят его со сведениями из учебника. Дополняют. Уточняют. Проговаривают откорректированное определение.

Записывают слова, выделяют приставку и корень, формулируют определение понятия «приставка».

Работают с научным текстом из учебника. Выборочное чтение: выделение признаков приставки.

Знакомятся с некоторыми приставками русского языка, их написанием, ролью в образовании слов, образуют с помощью приставок  однокоренные слова , записывают их, выделяют приставки.

Работают в парах.

Работа в парах.

Выполняют элементарные физические упражнения.

Читают задание . Находят глаголы .

Проводят исследование ,подбирая к каждому глаголу однокоренной глагол без приставки и с другими приставками, наблюдают над значением приставок, определяют последовательность действий при выделении приставки в слове, соотносят его со сведениями в учебнике на с.86. выписывают глаголы с приставками, выделяют приставки,

 

Под руководством учителя проговаривают новое знание или способ действия , используют приобретённые знания в практической деятельности.

Высказывают собственные предположения, находят слова с приставками, выделяют приставки, участвуют в игровой деятельности

Соотносят учебную задачу и результат, анализируют свою деятельность.

 Называют главные задачи урока, перечисляют признаки приставки и последовательность действий при определении приставки в слове

4. Рефлексивно - оценочный этап.

4.1. Рефлексия относительно достижения результата и способов учебной деятельности.   (Задаёт вопросы на осмысление деятельности на уроке

 Что нового узнали на уроке?

Какой опыт приобрели в учебной деятельности? Что было самым трудным на уроке?

Что помогло справиться с трудностями?

Обратимся к нашему плану. Нам удалось его выполнить.

- Проверим достигли ли мы той цели, которую поставили на уроке. Для этого выполним тестирование.

  1. Приставка – это:

а) главная часть слова  

б) значимая часть слова  

2. Приставка стоит:

а) перед корнем  

б) после корня

 

3. Приставка служит:

а) для связи слов в предложении  

б) для образования новых слов

 

4. Приставка – это:

а) изменяемая часть слова  

б) неизменяемая часть слов

5. Чтобы найти приставку в слове надо:

а) изменить форму слова

б) подобрать однокоренные слова

6. Найди в словах приставку:

Приехал, пробежал , нарисовал, вылепил.

Перед корнем ( после корня) есть приставка.

( Раздельно) Слитно пишется она.

И при помощи приставки

____________________________ слова.

-Что вам помогло получить новые знания? (Научный текст, рисунки, таблица).

  1. Рефлексия относительно мотивов деятельности, эмоционального состояния

 -Что вам понравилось на уроке? Что было самым интересным? На следующих уроках вы узнаете еще много интересного о приставке.

 -С каким настроением уходите с урока?

-Мы будем продолжать работу над темой «Состав слова» на следующих уроках.

Обобщают учебный материал. Анализируют деятельность на уроке. Отвечают на вопросы, выделяют использовавшие на уроке  способы получения знаний, освоенные ранее умения, которые пригодились при изучении новой темы.

Делятся впечатлениями от работы

Рассказывают о том, что показалось интересным, в какой работе удалось себя проявить..

Домашнее задание

  1. Упр.156. или 110 в РТ
  2. Придумать загадку о предмете, не называя его, используя глаголы.
  3. Найти ответ на вопрос,: «Бывает ли в слове  две приставки?»

Определяют способы выполнения задания, задают уточняющие вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Приставка"

Урок русского языка во 2-м классе УМК «Школа 2100»  Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина  Тема: Наблюдение над ролью приставки в слове. Определение приставки.Тип урока: Изучение н...

Урок русского языка. 2 класс. Приставки и предлоги.

Урок можно использовать по любой программе. Достаточно заменить задания из учебника....

Презентация к уроку русского языка 3 класс "Приставка, ее роль в слове. Различение приставок и предлогов".

Презентация к уроку русского языка 3 класс "Приставка, ее роль в слове.  Различение приставок и предлогов"....

русский язык 2 класс "Приставка"

русский язык 2 класс "Приставка"...

Урок по русскому языку 3 класс " Приставки и суффиксы".

Урок по русскому языку  в 3 классе....

Презентация по русскому языку 3 класс "Приставка"

Русский язык "Приставка" 3 класс...

Презентация. Русский язык. 3 класс Приставки и предлоги.

Презентация. Русский язык. 3 классс. В.П.Канакина, В.Г. Горецкий. "Школа России"  "Предлоги и приставки" Закрепление материала....