Конспект урока по обучению грамоте "Буква Ц"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Тема: Знакомство с буквой Ц, ц.
Дидактическая цель: создание условий для открытия детьми новых знаний –
знакомство с буквой Ц, ц
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Средства обучения:
учебник «Букварь» Журова Л.Е., Евдокимова А.О., пенал с фишками для моделирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1 класс, "буква Ц" | 21.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 1 а классе
Тема: Знакомство с буквой Ц, ц.
Дидактическая цель: создание условий для открытия детьми новых знаний –
знакомство с буквой Ц, ц
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Планируемые результаты:
предметные: знают букву Ц, ц, особенности звука [ц]; различают гласные и согласные звуки; умеют использовать модели звукового состава слова для выполнения анализа слов; осуществляют действия контроля и самоконтроля: сравнивают построенную модель с образцом;
метапредметные: используют речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; владеют логическими действиями анализа, обобщения, классификации; умеют взаимодействовать с учителем, сверстниками;
личностные: высказывают свое мнение; умеют слушать и слышать одноклассников; проявляют любознательность, активность и заинтересованность
Методы обучения: проблемный, практический
Формы обучения: парная, коллективная, индивидуальная.
Средства обучения:
учебник «Букварь» Журова Л.Е., Евдокимова А.О., пенал с фишками для моделирования.
Наглядность: карточки с буквами; буква Ц; картинка синички; кормушка;
буквы и звуки – ц, и, р, к, [ц] [ц] [и] [ы] [р] [к]; словарь Ожегова; цукаты;
карточки с текстом каждому обучающемуся; рисунок вазы, цветы красного, желтого, зеленого цветов; цветные полоски для моделирования буквы.
Таблички: гласный - согласный, звонкий - глухой, твердый - мягкий;
«У нас все получится»
Ход урока
1.Самоопределение к деятельности.
Цель: включение обучающихся в деятельность на личностном уровне.
Прозвенел сейчас звонок
Начинается урок.
Внимание!
Проверь дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
В жизни нам надо учиться быть стойкими, умными, готовыми отвечать за свои поступки. На уроке мы будем искать верные решения. Я желаю, чтобы во время работы в своих познаниях поднялись на ступеньку выше.
Девизом нашего урока будут слова: У нас все получится.
2. Мотивация к деятельности. Постановка учебной задачи.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания; возникновение проблемной ситуации.
а) На какие группы можно разбить изученные буквы алфавита?
- Чем гласные отличаются от согласных?
- Что такое буква? Звук?
(на доске буквы, нужно разбить их на заданные группы)
б) Найти гласные, которые пишутся после твердых согласных. Какая из них может быть лишняя?
- Найти гласные, которые пишутся после мягких согласных. Чем интересна буква и?
в) По какому признаку можно объединить данные буквы б в г д з ж?
- Найдите для них парные глухие согласные.
- Чем интересны буквы ж – ш?
г) Найти буквы, которые обозначают непарные звонкие согласные. Какая из них может быть лишней?
д) Осталась одна буква. Как она называется? Почему мы не определили ее ни в одну из групп?
Какая тема нашего урока? Знакомство с буквой Ц.
- Что же мы должны узнать про эту букву? (Из каких элементов состоит, и какой звук обозначает.)
Букв немало мы узнали,
Добрались до буквы Ц.
Есть слова, где ц - в начале,
В середине и в конце.
Физкультминутка
А сейчас все дружно встали.
Ножками потопали, ручками похлопали.
Покружились, наклонились
И за парты приземлились.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем: один, два, три, четыре, пять.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
3. Открытие нового знания.
Цель: решение учебной задачи и обсуждение ее решения
а) У вас на партах лежат цветные полоски. Постройте из них модель Хозяйки нашего урока, буквы Ц. Работаем в паре. Кто закончит, поднимаем дружно руки.
б) Для чего нам нужна буква Ц? Назовите слова, в которых эта буква встречается.
- А для чего нам нужен звук? При произношении данного звука верхние и нижние зубы не соединяются, кончик языка упирается в нижние зубы. Произнесите звук [ц].
в) Как вы думаете, какой звук он обозначает: гласный или согласный? Почему?
г) Буквы могут обозначать звонкий или глухой согласный звук. Давайте проверим наш звук (рука на горлышко и ушки). Это глухой звук.
д) Кто в окошко к нам стучит –
За еду благодарит?
Желтогрудая пичужка,
И веселая подружка.
Нас нисколько не боится
И на форточку садится.
Очень маленькая птичка.
А зовут ее (синичка).
Синичка - очень подвижная и ловкая. Почему мы говорим, что это птица?
На зиму они не улетают в теплые края, а перелетают с места на место в поисках корма. Синицы приносят большую пользу, поедают вредных насекомых. К какой группе по способу питания относятся эти птицы?
А как мы можем помочь птицам зимой?
Работа в парах: составить звуковую модель к этому слову.
(Проверка у доски - разделить на слоги, поставить ударение)
- Какая буква стоит после буквы ц? Мягко или твердо произносится звук?
е) Вот шатер, в середине – волшебство.
Там чудак зайчишку вынул из кармана своего.
Там под купол танцовщица улетела, как синица.
Там собачки танцевали.
Вы, конечно, там бывали. (цирк)
Игра Живые буквы
У некоторых из вас на партах буквы. Составьте слово цирк у доски. Найдите буквам звуковую пару [ц] [ц] [и] [ы] [р] [к]
Почему остались два звука [ц] [и]?
[ц] - всегда твердый.
Итог: буква ц обозначает звук [ц] – согласный, глухой, твердый.
4. Закрепление.
Цель: проговаривание нового знания
Букварь, страница 138-139.
а) загадка про огурец
б) чтение чистоговорок: (дети начало и конец чистоговорки, учитель- середину)
Цы-цы-цы – вот поспели огурцы
Ца-ца-ца – захотелось огурца
Ец-ец-ец – мы сорвали огурец
Цу-цу-цу- дети рады огурцу
Рцы-рцы-рцы- дети любят огурцы.
Вы ребята молодцы!
Физкультминутка
в) с 138, прочитать слова парами
колодцы – колодец (укрепленная срубом узкая и глубокая яма для получения воды)
дворцы – дворец (большое и красивое здание, выделяющееся своим строением)
овцы – овца (домашнее животное)
цукаты – цукат (сваренный в сахарном сиропе и подсушенный плод или его корка)
Значение какого слова вам незнакомо? Где можно это узнать?
5. Рефлексия
Цель: вывод о том, чему уже научились
С какой новой буквой мы познакомились? Какую цель мы ставили? Удалось ли нам ее достичь?
Закончите предложение: Я теперь знаю, что буква Ц обозначает…
Самооценка
Подарим нашим гостям букет цветов, состоящий из наших знаний.
Зеленый – я доволен собой, я все запомнил
Желтый – я работал хорошо, но надо еще потрудиться
Красный – у меня не все получалось, но я старался
Дополнительное задание
Работа с текстом
“Цыплята и капуста”.
В огороде напали на капусту гусеницы. Мама стала собирать вредителей-гусениц в банку. Вдруг она видит: идёт Виталик и несёт корзинку. А в корзинке были цыплята. Выпустил их мальчик на грядки. Цыплята начали клевать гусениц. Вот, Виталик, молодец – похвалила мама.
Валентина Чаплина
Кто автор произведения? Как оно называется? Не читая произведение, можете сказать, о ком пойдет речь?
- прочитать произведение, подчеркнуть слова с изученной буквой
- Сколько нашли слов? (6). Прочитайте их.
- Почему мама похвалила Виталика? Каким был мальчик?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по обучению грамоте "Современный урок в школе"
Данный урок проводится по программе "Гармония " в 1 классе...
Конспект урока по обучению грамоте Тема урока: Буквы С с. Закрепление.
Конспект урока по обучению грамотеТема урока: Буквы С с. Закрепление....
План - конспект урока Предмет :Обучение грамоте 1 класс Тема урока : Согласный звук (ч) , буква (ч) Строчная буква - ч.
Тема урока: Согласный звук (ч), буква -Ч ч....
Конспект урока по обучению грамоте (развитию речи). Тема урока: « Знакомство со звуком [ч’] и буквой Ч, ч».
Тема урока: «Знакомство со звуком [ч’] и буквой Ч, ч».Тип урока: Изучение нового материала.Цель: Создать условия для знакомства детей с согласным звуком [ч\'] и буквой «Чч», для форми...
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе . Тема урока: Гласная буква Ёё.
Я педлагаю учителям начальных классов разработанный мною конспект урока по обучению грамоте в 1 классе. Тема урока: Гласная буква Ёё....
Конспект урока по обучению грамоте на тему :"Звуки [й, э] и [‘э]. Буква Ее. Русская народная сказка."1 класс(конспект+презентация)
Конспект урока по обучению грамоте на тему :"Звуки [й, э] и [‘э]. Буква Ее. Русская народная сказка."1 класс...
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс Тема урока: «Семейное чтение. Из старинных книг для чтения» УМК "Перспектива"
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс Тема урока: «Семейное чтение. Из старинных книг для чтения» УМК "Перспектива"...