Урок русского языка в 3 классе "по теме Имя существительное.Постоянные и непостоянные признаки"
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему
Урок систематизации и обобщения знаний по теме " Имя существительное"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка в 3 классе " Имя существительное" | 26.78 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока
Тема урока | Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки. | |
Цель урока | Повторение и закрепление знаний по теме «Имя существительное». | |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: обобщить знания об имени существительном, как части речи , уметь классифицировать имена существительные, учить находить признаки имён существительных, применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе. | |
Метапредметные Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в парах, в группах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; учить планировать свою деятельность на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. Познавательные: ориентироваться в учебнике, тетради; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; уметь определять уровень усвоения учебного материала. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка | ||
Основные понятия | Имя существительное-как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки. | |
Трудовые действия |
| |
Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование) | Для учителя 1.Интерактивная доска; 2. план урока; | Для обучающихся 1.мультимедийный экран; 2.карточка с инд. заданиями 3.сигнальные карточки 4. на доске «корзина знаний» 5. учебник 6.памятка «Закончи предложение» (итог урока) 7.карточка «Мое настроение» 8.части речи ( карточки с названием) |
Этап (ход) урока, включая демонстрируемые трудовые действия учителя | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Мотивирование на учебную деятельность. | ||
Добрый день, ребята! Сейчас у нас урок русского языка. Скажите, а для чего вы здесь присутствуете? Прозвенел долгожданный звонок, Начинается урок! (Слайд №1) - Будьте внимательными, работайте активно и я думаю, в конце урока многие из вас за свою хорошую работу на уроке получат положительную оценку! Запишите: число и классная работа.) (Слайд №2) | - Для того, чтобы получать знания. Записывают число , классная работа. | |
1. Настраивает учеников на успешную работу | 1.Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу | |
- Как бы вы хотели, чтобы прошел урок? Хорошо, тогда пусть наш урок пройдет под девизом «Новый день – новые победы» (Слайд №3) | -С хорошим настроением, весело, чтобы у нас все получилось. | |
II.Минутка чистописания. | ||
(Слайд №4) Записываем правильно и красиво, обращаем внимание на соединения букв. ( на доске) | Твт Та от | |
III. . Актуализация знаний о частях речи | ||
1. Повторяем части речи. (устно) -Прочитайте и разделите слова на группы. (Слова записаны на карточке: лежать, вечерний, трава, в, лететь, светает, а, зеленые, лиса, и, поля, спортивная, но, читаем, по, осеннее, второй) - По какому признаку вы разделили слова? 1) -Какие слова отнесли к первой группе? - К какой части речи относятся эти слова? - На какие вопросы отвечают существительные? 2)- Какие слова вы записали во второй группе? - К какой части речи относятся эти слова? - На какие вопросы отвечают слова со второй группы? 3)- Какие слова вы отнесли к третьей группе? - К какой части речи относятся эти слова? - На какие вопросы отвечают эти слова? 4)-Какие слова отнесли к след группе? -К какой части речи относятся? 5)-Какие слова отнесли к след. группе? -К какой части речи относятся? 6)-Какие слова отнесли к последней группе? -К какой части речи относятся? - На какие вопросы отвечают имена числительные? -Итак, мы вспомнили знакомые нам части речи. | Работа в парах. -По частям речи. -Трава, лиса, поля -Существительные. - Кто? Что? -Вечерний, зеленые, спортивная. -Прилагательные. -Какой? Какие? Какая? -Лежать, лететь, светает, читаем. -Глаголы. Что делать? Что делает? в,,по предлоги и, а,но союзы -второй -имя числительное -сколько. который | |
IV. Cамоопределение к деятельности | ||
- Прочитайте слова. (на карточках ) Снегопад, книга, осень, листва, книжный, луг. - Какое слово лишнее? Почему? - К какой части речи относятся остальные слова? - Что вы знаете об имени существительном? -Прочитайте на экране. Слайд №5 | -Книжный – это имя прилагательное -Имена существительные. (рассказывают правило, приводят примеры) Имя существительное-это… | |
V.Формулирование темы и целей урока Сформулируйте тему урока. Слайд №6 | -Имя существительное. | |
-Определите задачи урока Слайд №7 -Вспомним! Что вы еще знаете об имени существительном? Слайд №8 VI. Работа по теме урока 1. Словарная работа: -Отгадайте загадку: Богатырь идёт железный, Но работник он полезный. Тащит плуги за собой, Разговор ведёт с весной. Слайд№9 -Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму. Запомните написание этого слова. -Подберите однокоренные слова: -Выделите корень Эталон. Слайд№10 2. Работа по учебнику Упр. 93 (с. 55). -Прочитайте текст. Как можно его озаглавить? Какое новое словарное слово в тексте вы увидели? -Прочитайте задание. Найдите предложение. | -Сегодня мы повторим все об имени существительном. -Будем учиться распознавать постоянные и непостоянные признаки -Тренироваться в нахождении имен существительных -Трактор На экране: Словарная работа: трактор -тракторист, тракторный -коллективная работа -Трактор -А управляет трактором тракторист. | |
-Запишите предложение с комментированием. -Найдите и подчеркните грамматическую основу предложения, дайте характеристику. | -Запись предложения с комментированием. -(прост., повеств., невоскл., распростр., двусостав.) | |
3. Упражнение в написании одушевленных и неодушевленных имен существительных. | ||
- Назовите одушевлённое имя существительное. -На какие вопросы отвечают одушевлённые имена существительные? -Назовите неодушевлённое имя существительное. -На какие вопросы отвечают неодушевлённые имена существительные? -Выписать из предложения в 1 столбик одушевл. имя существ, во 2 неодушевлен.: (Слайд№11) №3 (на карточках) -Распределите данные слова на две группы: 1) слова, обозначающие одушевленные предметы; 2) слова, обозначающие неодушевленные предметы. берёза, петух, плакат, мышь, чашка, щука, море, ученик, самолёт, сова. Взаимопроверка по эталону (на экране) Слайд№12 Вывод: -Какой признак имени сущест. мы рассмотрели? - Какие слова называются одушевлёнными? неодушевлёнными? Это постоянный признак или непостоянный? Почему? (Опускаем яблочко в корзину) 4.Число имён существительных. -Что вы знаете о таком признаке, как ед.ч? и мн.ч? Рассказывают правило: Работа в парах -Задание на экране: Слайд№13 Образуйте родственные слова к данным существительным во множественном числе. Запишите их . Утёнок – звено – поросёнок – перо – лесоруб - Выделите в словах корень. Взаимопроверка в парах. (По эталону) Слайд№14 -Значит существительные изменяются по числам? Вывод: Значит это признак постоянный или непостоянный! (Опускаем яблочко в корзину) | -Тракторист. -Кто? -Трактор. -Что? тракторист трактор -одушевленность, неодушевл. (правило) -постоянный -если существительное отвечает на вопрос КТО? – оно уже не может отвечать на вопрос ЧТО?) -Имена существит изменяются по числам, ед.ч. – если существительное обозначает 1 предмет, мн.ч. - если существительное обозначает 2 или более предметов. -изменяются непостоянный. | |
Игра: «Один –много» (я называю предмет в ед.ч, а вы во мн.ч) Тетрадь, ручка, стаканчик, ножницы, очки . Проблемный вопрос: А почему вы называете одно и тоже слово? Приведите примеры. (Слайд№15) | в русском языке есть слова, обозначающие один предмет, а относятся ко мн.ч.. Употребляются только во мн.ч. -сани, ножницы, весы, брюки… | |
VII. Физминутка | ||
5.Упражнения в написании собственных и нарицательных слов. | ||
-Какие существительные называются собственными? нарицательными? Задание №4 (на карточках) -Запишите предложение : (самостоятельно), -Подчеркните имена собственные. Назовите имена собственные. Проверка(сигн.карточки) Вывод: - Что значит существительные собственные и нарицательные? Это постоянный или непостоянный признак существительных? (Опускаем яблочко в корзину) | -рассказывают правило Мой друг Петя любит гулять с овчаркой Стрелкой по берегу реки Невы. - постоянный признак | |
6.Род имён существительных. (коллективная работа). | ||
-Сколько родов имеет имя существительное? Какие? Задание №5 (на карточках) Задание по рядам: -Распределить существительные в 3 столбика соответственно: Весна, хлеб, пальто, земля, мама, язык, метро, платье. Проверка по эталону. Слайд№17 -Какие слова-помощники вам помогали в выполнении задания? -Существительные не изменяются по родам? - Род существительных- это постоянный признак или непостоянный? Вывод: Все существит. имеют свой род. Значит род существительных – это постоянный признак. (Опускаем яблочко в корзину) | -рассказывают правило ж.р. (1ряд) м.р.(2ряд) ср.р.(3ряд) -она моя он мой оно мое -не изменяются -постоянный | |
VIII. Итог урока Давайте обобщим наши знания. -Какие постоянные признаки имеют имена существ? непостоянные признаки? -Что нового вы узнали сегодня на уроке? | (ответы детей) | |
IX. Рефлексия (памятка) «Закончи предложение» А теперь покажите свое настроение к концу урока. (Слайд№18) | Дети делятся своим мнением. -Я сегодня узнал… -Я научился…. -Мне было… | |
X. Дом.задан. Дифференцированное на инд. карточках. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»
Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Конспект урока русского языка. Обобщение по теме "Язык - средство общения" Перспектива 4 класс
Конспект урока русского языка. Обобщение знаний по теме "Язык -средство общения" Перспектива 4класс.Урок- рефлексия., сиспользованием психолого-педагогических техник...
Конспект урока русского языка «Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки»
Цель: создание условий для формирования осознанного представления учащихся об образовании слов, называющих признаки, с помощью суффикса «н»; формирование представлений о чередовании согласных в корне ...
Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представления о наречии как части речи; ознакомление учащихся с признаками наречия; формирование умения находить наречие в тексте.Планируемые результатыПр...