Урок «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне»
ФИО учителя - Спирина Ольга Александровна
УМК, класс УМК «Школа России», 3 класс.
Тема урока по русскому языку: «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне»
Цель: формировать умение правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корня слова, учить видеть орфограмму и проверять её.
Задачи:
Образовательные: закреплять умение правильно писать слова с непроизносимым согласным в корне;
Развивающие:
- развивать орфографическую зоркость, внимание
- умение самостоятельно добывать знания;
- умение ставить и решать учебную задачу;
- умение осуществлять взаимоконтроль, самоконтроль, самооценку;
- умение действовать и работать в паре;
- умение наблюдать, классифицировать, обобщать.
Воспитательные: прививать интерес к предмету, уважение к родному языку, учить внимательно слушать и принимать мнение одноклассников, воспитывать дисциплинированность.
Планируемые результаты:
Личностные: Проявлять интерес к познанию русского языка, языковой деятельности; ориентироваться на развитие навыка сотрудничества с учителем, учащимися в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока.
Универсальные учебные действия(метапредметные):
Познавательные: строть несложные рассуждения, анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; осуществлять анализ, синтез, сравнение языкового материала по заданным критериям.
Регулятивные: принимать учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполнять учебные действия; адекватно воспринимают оценку своей работы учителем и сверстниками; учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения; осмысливать иоценивать свою деятельность на уроке.
Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы, высказывать свое собственное мнение (позицию), аргументировать его; строить монологические высказывания с учетом поставленной коммуникативной задачи.
Предметные: Применять ранее изученные правила правописания (правописание безударных гласных в корне, непроизносимых и парных по глухости-звонкости согласных); определяют разновидности орфограмм и соотносят их с изученными правилами; выполнять учебные задачи пользуясь алгоритмами (и без них), проверять написанное, находить и исправлять орфографические ошибки.
Средства обучения: учебник, тетрадь, ноутбук, интерактивная доска, раздаточный материал(листы заданий для работы в группах).
Схема конспекта урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Примечание | |
1.Оргмомент | Прозвенел для нас звонок, Начинается урок. -Прежде чем начать урок, давайте улыбнемся друг другу, ведь говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться отличных результатов. - Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку. Пожелайте друг другу удачи на пути к знаниям. - Давайте вспомним основные правила, которые должны соблюдать ученики на каждом уроке? | Приветствуют учителя и друг друга. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие принадлежностей к уроку. Дети дают ответы на поставленные вопросы | Личностные: мотивировать к работе на уроке. Регулятивные: определять степень успешности выполнения работы Познавательные: выбирать основание для сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений Коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | ||
2.Минутка чистописания. | -Сегодня мы прописываем буквы Д д и Т т. -Запишите слова «звездный», «радостный» -Какая в них орфограмма? | Выполняют письмо Дети дают ответы на поставленные вопросы | Коммуникативные: формировать умения слушать и слышать учителя, четко формулировать свою мысль, отвечая на вопросы. Регулятивные: вырабатывать | ||
3. Проверка | – Чтобы добраться до «звездных | Проверяют домашнее задание: произносят составленные пары слов, объясняют выбор | Познавательные: строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их. Регулятивные: учить принимать оценку своей работы учителями, товарищами. | *учебник, тетрадь. | |
4. Постановка учебной задачи | – Вспомните, какие слова мы сегодня писали в тетрадке? (Звездный, радостный) – Какая орфограмма объединяет эти слова? – Встретились ли вам трудности при выполнении домашнего задания? Что же мы должны делать если сомневаемся есть непроизносимый согласный в корне слова или нет? - Нужно ли тренироваться в написании слов с этой орфограммой? | Дети отвечают на поставленные вопросы. Продолжить работать Ставят задачи к уроку Продолжить работать | Познавательные: формировать умения проводить простые логические действия (синтез). Коммуникативные: формировать умения слушать и слышать друг друга Регулятивные : формировать умения ставить учебную задачу ( с помощью учителя.) | ||
5. Актуализация знаний | Создание проблемной ситуации 1. Образуйте от существительных имена прилагательные. прелесть - ________________ грусть - ________________ известие - ________________ На какой вопрос они отвечают? К какой части речи относятся? Подберите к этим словам однокоренные прилагательные. Произнесите их медленно. Что заметили? От чего это зависит? Проверка. - Как проверить написание слов с непроизносимыми согласными? Наблюдение над произношением слов с непроизносимыми согласными. 2. Соедините стрелками проверяемые слова с проверочными и вставь пропущенные буквы. сер.це звёзды вкус.ный радости радос.ный сердечный звёз.ный вкусы чудес.ный интерес интерес.ный чудеса -Соединяем пары слов. (После один из учащихся идет к доске для проверки) - Давайте прочитаем слова в левом столбике. Что вы заметили? (не все согласные звуки в корне слова произносятся). -Что нужно сделать, чтобы проверить написания слов с непроизносимыми согласными? (нужно подобрать к этим словам однокоренные слова так, чтобы согласный звук произносился отчётливо). -Как проверить слова, в которых согласный звук не произносится и не пишется? (выполнение упр.227 нас.119) Предлагает выполнить самостоятельно разноуровневые задания (листки):
К словам левого столбика подберите близкие по значению слова из правого столбика. Найдите и подчеркните слова с непроизносимыми согласными. Унылый яростный Огромный радостный Печальный наездник Знаменитый местный Здешний известный Всадник горестный Умелый искусный Веселый гигантский Нестерпимый несносный Гневный грустный 2 уровень: Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные слова. Человек трудолюбивый – самый (________) счас…ливый. Рукам работа, а душе (_________)праз…ник. Тайна, (________) извес…ная троим, уже не тайна. (______) Со…нце ладонью не закроешь. (________) Поз…но встанешь – мало сделаешь. 3 уровень: Пользуясь образцом, составьте со словами словосочетания таким образом, чтобы придуманное слово начиналось с непроизносимой согласной, имеющейся в исходном слове. Ласковое со…нце, праз…ник, грус…ный, звез…ный, мес…ный, ярос…ный, опас…но, счас…ливый, окрестность, свис…нул, капус…ный. | Дети рассказывают правило. Дети отвечают на поставленный вопрос. Дети работают в парах. Ученик выполняет задание на интерактивной доске. Ответы учащихся. Выполняют под руководством учителя. Выполняют упражнение, осуществляют его проверку в группах. Формулируют ответ на вопрос учителя Учащиеся применяют изученные правила правописания орфограмм в корне слова. | Коммуникативные: формировать умения слушать и слышать друг друга. Познавательные : формировать умения извлекать необходимую информацию. Познавательные: формировать умения контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Регулятивные : формировать умения оценивать свою работу и работу одноклассника. Познавательные: формировать умения контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Познавательные: формировать умения контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Регулятивные : формировать умение высказывать свое мнение. Познавательные: - определение основной и второстепенной информации - анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: - учитывать мнения учащихся и учителя, - планировать работу учебного сотрудничества( управление поведение партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера). Личностные: - учебно-познавательный интерес, - самоопределение. Предметные результаты: - соблюдать основные грамматические, орфографические нормы современного русского литературного языка; - обнаруживать и исправлять орфографические ошибки; - объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме. | *работа на интерактивной доске. | |
ФИЗМИНУТКА | Пришло время совершить остановку на пути к «звездным вершинам» знаний и немного отдохнуть. Музыкальная физминутка. | Проводит один из уч-ся. | |||
7. Работа словарем. | Запишите слова через запятую. Обозначьте орфограммы. 1.Внутреннее переживание человека (чувство) 2.Сооружение в виде ступеней или перекладин для подъёма или спуска (лестница). 3. Радостное событие с шарами (праздник). 4. Слово, обозначающее приветствие (здравствуй) -На какое правило все эти слова? (непроизносимый согласный звук в корне слова). Как можно проверить написанные слова? Проверьте, откройте орфографический словарь в учебнике на стр. 150-151. - С одним из слов составьте предложение. – Прочитайте (2-3 уч-ся) -Пользовались ли вы правилом для написания непроизносимого согласного, которое узнали сегодня на уроке? Можно ли применить это правило для проверки написания всех слов с непроизносимыми согласными? (Нет. Написание этих слов надо запомнить). Поменяйтесь работами, проверьте написание. Итак, мы выяснили, что непроизносимые согласные бывают: 1) проверяемые. Например,… 2) непроверяемые. Например, … | Дети отвечают на заданные вопросы, а ответ записывают в тетрадь Проверяют по словарю. Читают получившиеся предложения. Отвечают на вопр. учителя. Выполняют взаимопроверку. Приводят примеры. | Познавательные : - контролировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности, Коммуникативные: - уметь выражать свои мысли, идеи. Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом - понимать и принимать причины успеха(неуспеха) в учебной деятельности. Предметные результаты: -соблюдать основные орфографические нормы | ||
8. Рефлексия. | – Какая задача стояла перед нами? – Как бы вы оценили свою работу на уроке? Предлагаю заполнить вам листы самооценки, которые покажут удалось ли нам добраться до «звездных вершин знаний»? ( ставят галочку напротив утверждения и оценку за урок: 1. У меня все получилось, все задания выполнены верно. 2. Иногда в работе встречались трудности. 3.Было много трудностей, но я их обязательно преодолею! | Дети отвечают на поставленные вопросы. Заполняют листы самооцеки. | Познавательные: формировать умения контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Личностные: формировать нравственно-этическую ориентацию. | ||
9. Итог. | - Как проверить слово с непроизносимым согласным? | Ответы. | Познавательные: проговаривают новые знания, высказывают свои впечатления от урока | ||
10. Домашнее | С.118- правило, №228. | Слушают учителя, при необходимости задают уточняющие вопросы | Регулятивные : принимать учебную задачу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе "Правописание слов с непроизносимой согласной в корне слова"
Урок-закрепление, с использованием ИКТ. форма - деловая игра.Цель:закрепить знания учащихся о правописании непроизносимой согласной....
Методическая разработка по теме "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова".Школа России, 3 класс
В этой разработке показана технология АМО: "В гостях у снежной Королевы", "Апплодисменты", "Зимние орфографические снежки", карта личных достижений учащегося. Этот материал может пригодиться учителям ...
Наблюдение за словами с непроизносимыми согласными в корне слова
«Школа 2100» 3, класс. Урок с технологией проблемного обучения....
Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова. Конспект урока во 2 классе.
Конспект урока во 2 классе. УМК "Начальная школа XXI века".Задачи. Обучающие:формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с опознаванием орфограммы «непроизносимая согласная ...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне"
Этот урок формирует умение правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне.Развивает умение отличать слова,в которых при сочетании согласных нет непроизносимого согласного,от слов,в которы...
Презентация урока Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова
Презентация урока Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова...
Методическая разработка к занятию по теме «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова для начальной школы «Иногда согласные играют с нами в прятки»
В игровой форме научить детей правописанию сллов с непроизносимыми согласными.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными;Содержатель...