Урок «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Спирина Ольга Александровна

Закрепление пройденного материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shema_russkiy.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне»

ФИО учителя - Спирина Ольга Александровна

УМК, класс УМК «Школа России», 3 класс.

Тема урока по русскому языку: «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне»

Цель: формировать умение  правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корня слова, учить видеть орфограмму и проверять её.

Задачи:

Образовательные: закреплять умение правильно писать слова с непроизносимым согласным в корне;

 Развивающие:

  • развивать орфографическую зоркость, внимание
  • умение самостоятельно добывать знания;
  • умение ставить и решать учебную задачу;
  • умение осуществлять взаимоконтроль, самоконтроль, самооценку;
  • умение действовать и работать в паре;
  • умение наблюдать, классифицировать, обобщать.

Воспитательные: прививать интерес к предмету, уважение к родному языку, учить внимательно слушать и принимать мнение одноклассников, воспитывать дисциплинированность.

Планируемые результаты:

Личностные: Проявлять интерес к познанию русского языка, языковой деятельности; ориентироваться на развитие навыка сотрудничества с учителем, учащимися в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока.

Универсальные учебные действия(метапредметные):

Познавательные: строть несложные рассуждения, анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; осуществлять анализ, синтез, сравнение языкового материала по заданным критериям.

Регулятивные: принимать учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполнять учебные действия; адекватно воспринимают оценку своей работы учителем и сверстниками; учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения; осмысливать иоценивать свою деятельность на уроке.

Коммуникативные: учитывать  разные мнения и интересы, высказывать свое собственное мнение (позицию), аргументировать его; строить монологические высказывания с учетом поставленной коммуникативной задачи.

Предметные: Применять ранее изученные правила правописания (правописание безударных гласных в корне, непроизносимых и парных по глухости-звонкости согласных); определяют разновидности орфограмм и соотносят их с изученными правилами; выполнять учебные задачи пользуясь алгоритмами (и без них), проверять написанное, находить и исправлять орфографические ошибки.

Средства обучения: учебник, тетрадь, ноутбук, интерактивная доска, раздаточный материал(листы заданий для работы в группах).

 

Схема конспекта урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Примечание

1.Оргмомент

Прозвенел для нас звонок,

Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем грамотно писать,
На вопросы отвечать.

-Прежде чем начать урок, давайте улыбнемся друг другу, ведь говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться отличных результатов.

- Проверьте, пожалуйста,  готовность к уроку. Пожелайте друг другу удачи на пути к знаниям.

- Давайте вспомним основные правила, которые должны соблюдать ученики на каждом уроке?

Приветствуют учителя и друг друга.

 Организуют свое рабочее место, проверяют наличие принадлежностей к уроку.

Дети дают ответы на поставленные вопросы

Личностные: мотивировать к работе на уроке.

Регулятивные:  определять степень успешности выполнения работы

Познавательные:

 выбирать основание для сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

2.Минутка чистописания.

-Сегодня мы прописываем буквы Д д и Т т.

-Запишите слова  «звездный», «радостный»  

-Какая в них  орфограмма?

Выполняют письмо
по образцу

Дети дают ответы на поставленные вопросы

Коммуникативные: формировать умения слушать и слышать учителя, четко формулировать свою мысль, отвечая на вопросы.

Регулятивные:  вырабатывать
каллиграфический почерк.

3. Проверка
домашнего
задания

 Чтобы добраться до «звездных
вершин» знаний, нужно проявить
немало  терпения.
- И прежде чем продолжить наше движение к этим «звездным вершинам» давайте  проверим домашнее задание (упр. 226 ).

Проверяют домашнее задание: произносят составленные пары слов, объясняют выбор
написания.

Познавательные: строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать  выводы, формулировать  их.

Регулятивные: учить принимать оценку своей работы учителями, товарищами.

*учебник, тетрадь.

4. Постановка учебной задачи

 – Вспомните, какие слова мы сегодня писали в тетрадке? (Звездный, радостный)

– Какая орфограмма объединяет эти слова?

– Встретились ли вам трудности при выполнении домашнего задания?  Что же мы  должны делать если сомневаемся есть непроизносимый согласный в корне слова или нет?

- Нужно ли тренироваться в написании слов с этой орфограммой?

Дети отвечают на поставленные вопросы.

Продолжить работать
по этой теме.

Ставят задачи к уроку

Продолжить работать
по этой теме.

Познавательные: формировать умения проводить простые логические действия (синтез).

Коммуникативные: формировать умения слушать и слышать друг друга

Регулятивные : формировать умения  ставить учебную задачу ( с помощью учителя.)

5. Актуализация знаний

Создание проблемной ситуации

 1. Образуйте от существительных имена прилагательные.

    прелесть  -     ________________

    грусть  -         ________________

    известие   -    ________________

    На какой вопрос они отвечают?

К какой части речи  относятся?

Подберите к этим словам однокоренные прилагательные.

Произнесите их медленно. Что заметили?

От чего это зависит?

Проверка.

 -  Как проверить написание слов с непроизносимыми согласными?

 Наблюдение  над произношением  слов с непроизносимыми согласными.  

2.   Соедините стрелками   проверяемые слова с проверочными и вставь пропущенные буквы.

сер.це                                         звёзды                                            вкус.ный                                   радости                                           радос.ный                                 сердечный                      

 звёз.ный                                    вкусы

чудес.ный                                  интерес

интерес.ный                               чудеса

   -Соединяем  пары слов. (После один из учащихся идет к доске для проверки)                                                                                                    

 - Давайте  прочитаем  слова в левом столбике. Что вы заметили? (не все согласные звуки в корне  слова произносятся). 

-Что нужно сделать, чтобы проверить написания слов  с непроизносимыми согласными?  (нужно подобрать к этим словам однокоренные  слова так, чтобы согласный  звук произносился отчётливо).

-Как проверить слова, в которых согласный звук не произносится и не пишется? (выполнение упр.227 нас.119)

Предлагает выполнить самостоятельно разноуровневые задания (листки):

  1. 1 уровень:

К словам левого столбика подберите близкие по значению слова из правого столбика. Найдите и подчеркните слова с непроизносимыми согласными.

Унылый                         яростный

Огромный                      радостный

Печальный                    наездник

Знаменитый                  местный

Здешний                       известный

Всадник                        горестный

Умелый                        искусный

Веселый                       гигантский

Нестерпимый               несносный

Гневный                       грустный

2 уровень:

Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные слова.

Человек трудолюбивый – самый (________) счас…ливый. Рукам работа, а душе (_________)праз…ник. Тайна, (________) извес…ная троим, уже не тайна. (______) Со…нце ладонью не закроешь. (________) Поз…но встанешь – мало сделаешь.

3 уровень:

Пользуясь образцом, составьте со словами словосочетания таким образом, чтобы придуманное слово начиналось с непроизносимой согласной, имеющейся в исходном слове.

Ласковое со…нце, праз…ник, грус…ный, звез…ный, мес…ный, ярос…ный, опас…но, счас…ливый, окрестность, свис…нул, капус…ный.

Дети рассказывают правило.

Дети отвечают на поставленный вопрос.

Дети работают в парах.

Ученик выполняет задание на интерактивной доске.

Ответы учащихся.

Выполняют под руководством учителя.

Выполняют упражнение, осуществляют его проверку в группах. Формулируют ответ на вопрос учителя

Учащиеся применяют изученные правила правописания  орфограмм в корне слова.

Коммуникативные: формировать умения слушать и слышать друг друга.

Познавательные : формировать умения извлекать необходимую информацию.

Познавательные: формировать умения контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Регулятивные : формировать умения оценивать свою работу и работу одноклассника.

Познавательные: формировать умения контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные: формировать умения контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Регулятивные :   формировать умение высказывать свое мнение.

Познавательные:

- определение основной и второстепенной информации

- анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной   задачей.

Коммуникативные:

- учитывать  мнения учащихся и учителя,

- планировать работу учебного сотрудничества( управление поведение партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера).

Личностные:

- учебно-познавательный интерес,

- самоопределение.

Предметные результаты:

- соблюдать основные   грамматические, орфографические   нормы современного русского литературного языка;

- обнаруживать и исправлять орфографические ошибки;

- объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме.

*работа на интерактивной доске.

ФИЗМИНУТКА

 Пришло время совершить остановку на пути к «звездным вершинам» знаний и немного отдохнуть.

Музыкальная физминутка.

Проводит один из уч-ся.

7. Работа словарем.

Запишите слова через запятую. Обозначьте орфограммы.

1.Внутреннее переживание человека (чувство) 

2.Сооружение в виде ступеней или перекладин для подъёма или спуска (лестница). 

3. Радостное событие с шарами (праздник).

4. Слово, обозначающее приветствие (здравствуй)

-На какое правило все эти слова? (непроизносимый согласный звук в корне слова).

Как можно проверить написанные слова?

Проверьте, откройте орфографический словарь в учебнике на стр. 150-151.

- С одним из слов составьте  предложение.                                                                    – Прочитайте (2-3 уч-ся)

-Пользовались ли вы правилом для написания непроизносимого согласного, которое узнали сегодня на уроке? Можно ли применить это правило для проверки написания всех слов с непроизносимыми согласными?

(Нет. Написание этих слов надо запомнить).

Поменяйтесь  работами, проверьте написание.

Итак, мы выяснили, что непроизносимые согласные бывают:

1) проверяемые. Например,…

2) непроверяемые. Например, …

Дети отвечают на заданные вопросы, а ответ записывают в тетрадь

Проверяют по словарю.

Читают получившиеся предложения.

Отвечают на вопр. учителя.

Выполняют взаимопроверку.

Приводят примеры.

Познавательные :

- контролировать и оценивать процесс и результаты собственной  деятельности,

Коммуникативные:

- уметь выражать свои мысли, идеи.

Личностные:

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

-  понимать и принимать причины успеха(неуспеха) в учебной деятельности.

Предметные результаты:

-соблюдать  основные орфографические нормы

8. Рефлексия.

– Какая задача стояла перед нами?

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Предлагаю заполнить вам листы самооценки, которые покажут удалось ли нам добраться до «звездных вершин знаний»?

( ставят галочку напротив утверждения и оценку за урок: 1. У меня все получилось, все задания выполнены верно. 2. Иногда в работе встречались трудности. 3.Было много трудностей, но я их обязательно преодолею!

Дети отвечают на поставленные вопросы.

Заполняют листы самооцеки.

Познавательные: формировать умения контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Личностные: формировать нравственно-этическую ориентацию.

9. Итог.

- Как проверить слово с непроизносимым согласным?

Ответы.

Познавательные: проговаривают новые знания, высказывают свои впечатления от урока

10. Домашнее
задание

С.118- правило,  №228.

Слушают учителя, при необходимости задают уточняющие вопросы

Регулятивные : принимать учебную задачу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе "Правописание слов с непроизносимой согласной в корне слова"

Урок-закрепление, с использованием ИКТ. форма - деловая игра.Цель:закрепить знания учащихся о правописании непроизносимой согласной....

Методическая разработка по теме "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова".Школа России, 3 класс

В этой разработке показана технология АМО: "В гостях у снежной Королевы", "Апплодисменты", "Зимние орфографические снежки", карта личных достижений учащегося. Этот материал может пригодиться учителям ...

Наблюдение за словами с непроизносимыми согласными в корне слова

«Школа 2100»  3, класс. Урок с технологией проблемного обучения....

Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова. Конспект урока во 2 классе.

Конспект урока во 2 классе. УМК "Начальная школа XXI века".Задачи. Обучающие:формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с  опознаванием орфограммы «непроизносимая согласная ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне"

Этот урок формирует умение правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне.Развивает умение отличать слова,в которых при сочетании согласных нет непроизносимого согласного,от слов,в которы...

Презентация урока Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова

Презентация урока Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова...

Методическая разработка к занятию по теме «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова для начальной школы «Иногда согласные играют с нами в прятки»

В игровой форме научить детей правописанию сллов с непроизносимыми согласными.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными;Содержатель...