технологическая карта урока по русскому языку 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Тема урока: Правописание слов с проверяемыми буквами согласных в конце слова. Знакомство с орфограммой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_urok_russkogo_yazyka.docx | 592.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по русскому языку.
Составитель Плешакова Марина Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 10 «Успех» Промышленного района г.о. Самара
Тема | Правописание слов с проверяемыми буквами согласных в конце слова. Знакомство с орфограммой. |
Класс | 2 |
Образовательная система | «Школа 2100» |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Цели предметные | Развивать умение находить орфограмму – букву согласного в конце слова, графически обозначать ее и писать слова с данной орфограммой. |
Цели метапредметные | - Развивать умения анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности (выводить правило), делать выводы. - Формировать умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Планируемые результаты | - знать, что такое парные согласные - уметь распознавать в тексте орфограмму – букву согласного в конце слова - уметь подбирать проверочные слова по данной орфограмме - уметь правильно писать слова с данной орфограммой - уметь графически обозначать орфограмму |
Ресурсы | Для учителя: Учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «Русский язык»; ноутбук; мультимедиапроектор, интерактивная доска, презентация, универсальное мультимедийное пособие «Русский язык» к учебнику Р.Н.Бунеева. Из-во Экзамен. Для учеников: Учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «Русский язык», тетрадь, индивидуальные нетбуки, карточки из «Орфографического лото» |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД | Технологические приемы, методы и средства обучения. |
Орг. Момент | Приветствует детей, создает положительный настрой на работу | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку | Регулятивные: Принятие учебной задачи. Самостоятельная организация рабочего места. Коммуникативные: Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества. | Беседа. |
Словарная работа | Загадывает загадки, организует работу на электронной доске. | Отгадывают загадки. Вызываемый ученик пишет ответ на электронной доске, остальные записывают ответы в тетрадь, обозначают орфограмму | Регулятивные: Волевая саморегуляция. Коммуникативные: Умение слушать собеседника. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. | Фронтальная работа с использованием ИКТ |
Актуализация знаний | Проводит беседу по выявлению знаний детей по теме «Согласные звуки» Организует работу на нетбуках с целью составления классификации «Звонкие и глухие согласные» | Определяют, о чем пойдет речь на уроке, рассказывают, что знают по этой теме. Самостоятельно определяют основание для классификации и проводят ее на персональных нетбуках. Сверяют результаты своей работы с образцом на электронной доске и проводят самооценку. | Регулятивные: Принятие учебной задачи. Соотнесение с образцом, Определение правильности выполнения задания, коррекция. Самооценка. Познавательные: Анализ объектов с целью выделения признаков. Выбор основания для классификации. Коммуникативные: Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос. | Подводящий диалог. Индивидуальная работа с использованием ИКТ. |
Физ. минутка | Учитель диктует детям звуки (звонкие и глухие согласные), можно с ловушкой (назвать гласный звук) | По вариантам «записывают» буквы, обозначающие эти звуки на спине соседа по парте(1 вариант – звонкие согласные, 2 вариант – глухие согласные) | Регулятивные: Принятие учебной задачи. Коммуникативные: Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества. | Работа в парах. |
Формулирование темы и целей урока | Просит определить тему и цели урока. | Формулируют тему урока. Предполагают, чем будут заниматься на уроке. | Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно. Познавательные: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: Умение аргументировать свое мнение. | Подводящий диалог. |
Постановка учебной проблемы | Учитель просит отгадать по описанию два слова и записать их в тетрадь. Проводит беседу, выясняет сходство и отличие у этих слов. Просит сформулировать учебную проблему. | Отгадывают слова и записывают в тетрадь. Сравнивают, находят сходства и различия. Ведут диалог с учителем. Формулируют учебную проблему. | Регулятивные: Принятие учебной задачи. Познавательные: Постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные: Умение участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. | Проблемный диалог. Анализ объектов. |
Открытие нового знания | Просит выполнить упражнение 238 из учебника. Проводит фронтальную беседу по упражнению. Подводит учеников к самостоятельной формулировке правила. | Под руководством учителя выполняют упражнение, ведут диалог с учителем и другими учениками, самостоятельно формулируют правило. Сравнивают его с правилом в учебнике на стр. 152-153 | Регулятивные: Принятие учебной задачи. Познавательные: Самостоятельное формулирование правила. Поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: Построение речевого высказывания. Личностные: Смыслообразование – стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений. | Проблемный диалог. Наблюдение. Работа с текстом. |
Физ. минутка | Награждает ученика, точнее всех сформулировавшего правило правом провести физ. минутку по его выбору | Выполняют упражнения под руководством одноклассника | Личностные: Формирование установки на здоровый образ жизни. Коммуникативные: Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества. | |
Первичное закрепление | Проводит игру по «Орфографическому лото» | В паре подбирают проверочные слова и заполняют карточку лото. | Регулятивные: Принятие учебной задачи. Волевая саморегуляция. Самооценка. Коммуникативные: Взаимопомощь по ходу выполнения задания. Личностные: Развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству. | Работа в паре. Дидактическая игра. |
Самостоятельная работа | Совместно с детьми составляет алгоритм работы на тренажере. Организует самостоятельную работу на персональных нетбуках по тренажеру | Совместно с учителем составляют алгоритм выполнения задания. Самостоятельно выполняют работу и получают оценку. Проводят самооценку, что удалось или не удалось, корректируют ошибки. | Регулятивные: Принятие учебной задачи. Волевая саморегуляция. Составление плана и последовательности действий. Самооценка. Познавательные: Самостоятельное создание алгоритма деятельности. | Контроль знаний. Работа по плану. Индивидуальная работа с использованием ИКТ. |
Итог урока. Рефлексия. | Проводит обобщающую беседу по уроку. Формулирует с детьми главный вывод урока. Просит детей оценить свою деятельность на уроке. Благодарит за работу. Создает положительный настрой на дальнейшею работу. | В диалоге с учителем подводят итоги урока, формулируют и записывают в тетради главный вывод. Проводят анализ своей деятельности в течение урока и самооценку. | Регулятивные: Самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности Выделение и осознание того, что усвоено, и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: Построение речевого высказывания. Личностные: Способность адекватно судить о причинах своего успеха\неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием, старанием. | Рефлексия. Самооценка. |
Домашнее задание | Придумать задание для соседа по парте: записать на листочке не менее 5 слов на изученную орфограмму с пропущенной буквой . |
Сценарий урока по теме «Правописание слов с проверяемыми буквами согласных в конце слова»
Составила Плешакова Марина Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 10 «Успех» Промышленного района г.о. Самара
- Орг. момент.
- Я приглашаю вас на урок. Желаю быть внимательными, активными, аккуратными. Надеюсь, вы получите удовольствие от приобретенных знаний. Пусть урок пролетит, как одно мгновение, оставит полезный след в ваших умных головках.
Я тетрадочку открою и как надо положу,
Я друзья от вас не скрою – ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь. За работу я примусь.
- Запишем число.
- Словарная работа.
- Как всегда мы начинаем урок со словарной работы. Сегодня я предлагаю вам разгадать кроссворд, который поможет определить нам тему сегодняшнего урока.
На электронной доске кроссворд (слайд 2)
- Я буду загадывать загадки, а вы записывать отгадки в тетради. (Один ученик записывает слова в кроссворд на электронной доске).
1)Не лает, не кусает. А в дом не пускает. (собака)
2)Нужно есть их круглый год, дом родной их – огород. (овощи)
3)Крупный населенный пункт. (город)
4)Самый кислый он, друзья,
Утверждаю это я.
Нужно сахара вагон
Чтоб с улыбкой съесть… (лимон)
5)Буквы-значки как бойцы на парад
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит.
И называется строй… (алфавит)
6)Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока
А зовут ее … (сорока)
7)Население государства, жители страны. (народ)
8)Когда нам мало, мы просим … (еще)
- Сравните свои ответы с ответами на доске. С чем согласны, с чем не согласны? Оцените свою деятельность на этом этапе. Нарисуйте на полях кружок и закрасьте его зеленым цветом - если с заданием вы справились, желтым – если допустили ошибку или справились с подсказкой, красным – если с заданием не справились.
- Кто как оценил свою работу, аргументируйте.
- Актуализация знаний.
- Вы все молодцы, даже те, кто допустил ошибку. Они теперь знают, как пишутся эти слова, и больше не будут ошибаться.
- Посмотрите на наш кроссворд, найдите в нем подсказку, о чем пойдет речь на уроке? (о согласных)
- Что вы знаете о согласных звуках? (состоят из голоса и шума или только шума, бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие) Приведите примеры.
- У вас на партах нетбуки. На экране согласные звуки. (Слайд 3)
- Придумайте задание, которое можно с ними выполнить. (Провести классификацию: звонкие и глухие согласные) Выполните классификацию, перетащив буквы в нужный столбик.
- На электронной доске слайд с правильным ответом. (Слайд 4) Сравните свою классификацию с образцом. Оцените себя. Нарисуйте на полях еще один кружок и раскрасьте его.
- Все ли согласные на письме вызывают затруднения? (Нет, только парные согласные)
- Составьте пары на нетбуках и запишите их в тетрадь.
4. Физкультминутка.
- Я буду называть звуки. Вы по вариантам должны записать на спине соседа пальчиком или обратной стороной ручки буквы, которые обозначают эти звуки. 1 вариант – звонкие согласные, 2 вариант – глухие согласные.
5. Формулирование темы и целей урока.
- Как вы думаете, чему будет посвящен сегодняшний урок? Чем будем заниматься на уроке? (Ответы детей)
Тема урока «Правописание парных согласных на конце слова».
6. Постановка учебной проблемы.
- Отгадайте и запишите в тетради два слова.
На солнце греется пузатый
Крепыш в рубашке полосатой. (арбуз)
Эта шишка не простая, а огромная какая!
В плотной толстой кожуре, а растет она в траве.
Мякоть – ярче, чем желток, на макушке – хохолок.
Вкус у шишки – просто класс! Это чудо - … (ананас)
- Что общего у этих слов? (Съедобные, словарные слова, начинаются на одну букву)
- Какие звуки слышим в конце слов? (звук с)
- А какие буквы пишем? (з – с)
- Сформулируйте учебную проблему. ( Почему звук слышим одинаковый, а буквы пишем разные?)
- Представьте себе, что вы не знаете, какую букву писать в конце слова. Что будем делать?
7. Открытие нового знания.
- Откройте учебник на стр.152 упр. 238.
- Прочитайте слова 1 столбика. Какой звук слышится на конце слов, а какая буква пишется? (Ответы детей)
- В каких словах расходится написание и произношение? Что здесь наблюдаем? (Оглушение)
- Прочитайте слова 2 и 3 столбиков. Как они называются по отношению к словам 1столбика? (Проверочными)
- Почему в них слышится звонкий согласный звук? (После него стоит гласная)
- Посмотрите еще раз на все три столбика и сформулируйте правило: как проверить парную согласную на конце слова?
- Сравните свое правило с данным в учебнике. Молодцы! Вы самостоятельно вывели одно из правил русского языка.
8. Физкультминутка.
Приглашаю ученика, точнее всех сформулировавшего правило, провести зарядку.
9. Первичное закрепление.
- Чтобы научиться легко и быстро подбирать проверочные слова, предлагаю поиграть в «Орфографическое лото». Вы будете работать в парах. Каждая пара получает большую карточку с буквами парных согласных. Ведущий называет слова с парной согласной на конце. Если у вас есть на карточке буква, которую нужно писать на конце слова, вы забираете себе маленькую карточку. Выигрывает та пара, у которой сложится картинка. Это значит, вы правильно выбрали слова. Желаю успешного сотрудничества!
10. Самостоятельная работа.
– Давайте проверим. Как хорошо вы поняли сегодняшнюю тему и проведем маленькую самостоятельную работу.
- На нетбуках у вас есть тренажер : «Уроки русского языка». Открываем его. Выбираем тему «Парные согласные на конце слова».
- Чтобы успешно справиться с заданием, необходимо составить алгоритм действий и придерживаться этого алгоритма при выполнении работы.
(Ученики под руководством учителя составляют алгоритм действия)
1.Прочти слово.
2.Подбери проверочное слово.
3.Вставь нужную букву.
- Выбираем контроль знаний. И выполняем задание.
- Подведем итог. Кто получил «5»? «4»? – что не получилось? Почему? Что нужно сделать, чтобы следующий раз получилось?
11. Итоги урока. Рефлексия.
- Чему был посвящен сегодняшний урок?
- Какие цели мы ставили? Достигли их или нет?
- Какое правило выучили?
Запишем в тетради коротко вывод урока. (Слайд 5)
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!
- Вспомните все, что вы делали на уроке. В дневнике оцените свою работу на уроке. Нарисуйте кружок и раскрасьте его. (Зеленый – все получилось, желтый – что-то не удалось, красный – нуждаюсь в помощи)
- Как оценили свою работу? Почему именно так? Кто доволен своей работой на уроке?
Я очень довольна вашей работой. Спасибо за урок!
12. Домашнее задание.
Приготовьте задание для соседа по парте: на листочке придумайте и запишите не менее 5 слов с изученной орфограммой. Букву на конце слова пропустите. Желаю успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку.Тема урока: «Родственные слова разных частей речи» 3 класс( ПНШ) + презентация
Цели урока: уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах; способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение под...
Технологическая карта урока по русскому языку 4г класс ФГОС Тема урока: Как отличить простое предложение от сложного.
Конспект урока русского языка для четвертого класса по теме: Как отличить простое предложение от сложного....
Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс УМК "Школа России" . Тема урока: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне".
Данный урок поможет сформировать у обучающихся умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова. Обобщить и дополнить знания обучающихся о правописании слов с безударным гласным звуком в кор...
Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»
Технологическая карта урока УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...
Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе Тема урока: Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе Тема урока: Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.УМК: Школа России, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.Ресурсы:Информационные ре...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс: 4 Тема урока «Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных»
Тип урока: открытия нового знания Цель урока: формирование представления у обучающихся о правописании окончаний у одушевлённых именах существительных в именительном, родительном и винительном падежахЗ...