русского языка по теме "Словосочетание" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Урок разработан с использованием элементов технологии ТРИЗ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока
1) сущ.+сущ. 2) прил.+сущ. 3) глаг.+нареч. ЗВОНА КАПЕЛИ ЗВОНА ВЕСЁЛОГО ПРОБУЖДАЕТСЯ РАДОСТНО ЦВЕТЫ И ЛИСТЬЯ ВОЗДУХ СВЕЖ МОРОЧИТЬ ГОЛОВУ
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ НЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ соединения пар слов с подчинительной связью однородные члены грамматические основы фразеологизмы П. С . УП. однородные грам . фразеол . члены основа
пары слов словосочетания не словосочетания виды связи в словосочетаниях виды не словосочетаний
Зима, смеясь, от счастья плачет, Весны качая колыбель. И. Северянин
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №46
с углублённым изучением отдельных предметов г. Калининграда
Урок русского языка
4 класс
Учебник «Русский язык» 4 класс часть 2
Автор учебника: С. В. Иванов Учитель Маевская И. А.
Технология: ТРИЗ
Раздел: Синтаксис.
Тема: Словосочетание.
Познавательная цель: формировать умения различать словосочетания и не словосочетания.
Творческая цель: систематизировать изученный материал, изобразив его в виде схемы,
модели
Ход урока
- Физический вход.
Выполнить указанное действия 2 раза, если говорю число 2. если говорю другое число, то выполнить другое движение.
- Хлопнуть 2 раза, топнуть 2 раза, взмахнуть 3 раза, подпрыгнуть 1 раз, моргнуть 2 раза. (число 2 имеет непосредственное отношение к нашему уроку, какое – скажете позже).
- Интеллектуальная разминка.
Слайд 1
Из предложения выбрать и назвать все пары слов как-то связанные друг с другом.
От веселого звона капели природа радостно пробуждается.
-природа пробуждается - звона веселого
-пробуждается от звона - пробуждается радостно
-звона капели
Необходимо найти лишние пары, основанием будет служить название темы урока.
- «Таинственный» вход.
Пропущенное слово и является названием темы урока. Слайд 2
Слово, … , предложение, текст.
(словосочетание)
Почему вы так решили?
- 1. Познание темы.
а) Какие пары слов лишние? Почему? Слайд 1
природа пробуждается – это грамматическая основа, не является словосочетанием,
т.к. нет главного слова.
б) Запишите в тетрадь оставшиеся словосочетания согласно моделям:
1)сущ.+сущ. 2)прил.+сущ. 3)глаг.+нареч.
звона капели звона веселого пробуждается радостно
Слайд 3
б) Допишите в каждую группу по одному своему словосочетанию. Мы с Катей тоже выполнили такое задание. Верно ли у нас получилось?
1)цветы и листья 2)воздух свеж 3)морочить голову
- – нет, это однородные члены, нет главного слова.
(прочитаем правило в учебнике на с.81)
- – нет, это грамматическая основа
- - ?
Как называется такая пара слов? (фразеологизм)
(Работа по учебнику с.82 «Давай подумаем»)
Фразеологизмы словосочетанием не являются.
Вывод Слайд 4
словосочетания не словосочетания
- соединения слов с - однородные члены
подчинительной связью - грамматические основы
- фразеологизмы
в) Знакомство с видами связи в словосочетаниях. (групповая работа)
Проанализировать, как изменяется зависимое слово в словосочетании при изменении главного.
1гр. Главное и зависимое слово согласуется в роде, числе и падеже. Такая связь называется – согласование (прил.+сущ.)
2гр. Главное слово изменяется, зависимое – нет. Такая связь называется – управление (сущ.+сущ.)
3гр. Главное слово изменяется, зависимое вообще не изменяется. Такая связь называется – примыкание (глаг.+нареч.)
Подпиши в тетрадях вид связи.
Подвижная игра и закрепление
с.82, упражнение 2
В какую бы группу вы отнесли пары слов:
- если словосочетания – поздоровайтесь с соседом;
- если грамматическая основа – покажите как подчеркнуть;
- если однородные члены – присядьте.
Запишите в тетрадь только словосочетания, укажите вид связи.
- 2. Познание темы (обобщение и систематизация новых знаний)
- Какими понятиями мы оперировали на уроке? Слайд 4
Попробуйте показать взаимосвязь между этими понятиями в виде схемы, модели.
Словосочетание Не словосочетание
- примыкание - однородные члены
- согласование - грамматическая основа
- управление - фразеологизмы
Какие понятия обозначают геометрические фигуры.
Слайд 5
- пары слов
- словосочетание
- не словосочетание
- виды связи в словосочетании
- виды не словосочетаний
- Д/з по выбору -с.83 №4 -составить и записать текст со словосочетаниями, выписанными на уроке из предложения.
- Экспресс-опрос
Что новое узнали?
Что понравилось?
Что не понравилось?
Какие есть пожелания, вопросы.
- Эмоциональный выход.
Какое отношение число 2 имеет к нашему уроку. (Две самостоятельные части речи составляют словосочетание)
- Резерв.
Слайд 6
О весне у И.Северянина есть такие строки:
Зима, смеясь, от счастья плачет,
Весны качая колыбель.
Сравните это стихотворение и предложение, которым мы начинали урок. Что общее и какие различия вы можете назвать? Как бы вы назвали стихотворение? А у И. Северянина – «Капель».
Приложение
1 ГРУППА
Проанализируйте словосочетание и сделайте вывод.
ЗВОНКОГО РУЧЬЯ
- Укажите главное слово и поставьте вопрос к зависимому.
- Определите род, число и падеж главного и зависимого слов.
главное __________________________________________
зависимое ________________________________________
- Измените число главного слова. Изменится ли зависимое? Как?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Измените падеж главного слова. Изменится ли зависимое? Как?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ВЫВОД.
Изменяется ли форма зависимого слова при изменении формы главного слова.
2 ГРУППА
Проанализируйте словосочетание и сделайте вывод.
БЕРЕГ РЕКИ
- Укажите главное слово и поставьте вопрос к зависимому.
- Поставьте главное слово во множественное число. Изменится ли зависимое?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Поставьте главное слово в Т.п. Изменится ли зависимое.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ВЫВОД.
Изменяется ли форма зависимого слова при изменении формы главного слова.
3 ГРУППА
Проанализируйте словосочетание и сделайте вывод.
ВЕСЕЛО ШУМИТ
- Укажите главное слово и поставьте вопрос к зависимому.
- Измените число главного слова. Изменится ли зависимое?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Измените время главного слова. Изменится ли зависимое?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какой частью речи является зависимое слово?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ВЫВОД.
Связаны ли слова в этом словосочетании при помощи грамматических форм или только по смыслу?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.
Тема: «Текст и его признаки». Цель:· Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...
Урок русского языка с использованием ИКТ в образовательном процессе младших классов. Тема "Доброта" русский язык 4 класс
Цель урока- вовлечение каждого ученика в активный познавательный поцесс. На уроке применяется мультимедийный проектор, компьютер, материалы презентации детского проекта. Комбинированный, интегрированн...
Календарно-тематическое планирование "Русский язык. 1 класс". Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1 класс.
Календарно-тематическое планирование "Русский язык. 1 класс". Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1 класс....
Урок русского языкапо теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" 2кл.
Урок составлен по ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Тест по русскому языку 2 класс. Контрольные тесты по русскому языку и математике 4 класс Планета Знаний. Презентация "Знакомство с многоугольниками 1 класс Планета знаний.
2 класс. Безударные гласные гласные в корне.Деформированная фраза.Морфемный разбор слов. 4 класс - 1 полугодие Планета Знаний.1 класс "Знакомство с многоугольниками"...