Развитие фонематических процессов
статья по русскому языку (1 класс) на тему
Упражнения направлены не только на коррекцию письменной речи, но и развитие высших физических функции, памяти, внимания , восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_fonematicheskih_protsessov.docx | 34.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие фонематических процессов
- Дифференциация оппозиционных звуков (звонкие и глухие согласные).
Цель: развитие фонематического анализа, представления, языкового анализа и синтеза, совершенствование навыков дифференциации звуков и букв Б-П в устной и письменной речи. развитие навыка чтения, развитие мелкой моторики, развитие памяти, внимания, мышления.
Звонкий звук можно произнести с помощью голоса. Когда звук произносится без помощи голоса (шепотом), то этот звук – глухой. Попробуем произнести звонкие и глухие согласные парами и почувствовать разницу.
При дифференциации согласных лучше работать в таком порядке:
услышали, произнесли, отличили, записали.
Б | В | Д | Ж | З | Г |
П | Ф | Т | Ш | С | К |
БА - ПА, ПА - БА, БА-ПА-БА, БА-ПА-ПА-БА,
ДА - ТА, ЗА-СА, ЖА-ША, ГА-КА, ВА-ФА
При произнесении слогов подключается движение рукой: звонкие звуки находятся вверху, а глухие внизу. На первых порах ребёнку на слух очень трудно повторить правильно за педагогом. Однако согласованная работа речи с движением руки даёт удивительные результаты.
Инструкция педагога | Участие ребёнка | |
1 | Педагог говорит БА и показывает рукой вверх, говорит ПА – показывает рукой вниз | Зрительное и слуховое восприятие |
2 | Педагог говорит и показывает вместе с детьми БА - ПА | К зрительному и слуховому восприятию подключается речь и движение руки в воздухе |
3 | Педагог говорит, показывает рукой и просит ребёнка повторить | Концентрация внимания, память слуховая и двигательная. Речь ребёнка |
4 | Педагог показывает только рукой и просит ребёнка повторить | Внимание, двигательная память, зрительное восприятие |
5 | Педагог показывает рукой и просит озвучить и подтвердить рукой | Внимание, двигательная память, зрительное восприятие, речь |
6 | Педагог говорит, а детей просит показать рукой рисунок высказывания. | Слуховое восприятие, двигательная память |
7 | Педагог просит, основываясь на слух, повторить за ним оппозиционные слоги. | Слуховое восприятие, речь (профилактика дисграфических ошибок) |
1) учимся четко и правильно произносить звуки [д], [т], [д`], [т`];
2) учимся слышать и различать звуки [д], [т], [д`], [т`];
3) учимся писать слоги, слова с буквами д и т и правильно составлять предложения.
2.Найди по звуку слово.
После того, как ребенок понял разницу в произношении звонких и глухих звуков, готовим две карточки. На одной рисуем знак «+», соответственно эта карточка, обозначающая звонкий звук; на второй карточке рисуем знак «-», который обозначает глухой звук. Произносим слова с начальными звонкими и глухими согласными и предлагаем ребенку поднимать карточку с плюсом или с минусом. Это упражнение позволяет отработать сразу все пары звонких и глухих согласных звуков. Вообще чем больше жестов, телесных изображений и движений будет включено в упражнения, тем скорее будет достигнут результат.
Сыр | Палка | Дыня | Фокус | Голос | Шуба |
Зонт | Банка | Тыква | Вата | Кошка | Жук |
Сани | Блузка | Тело | Фабрика | Губы | Штанга |
Зубы | Пилотка | Диван | Флаг | Кукла | Журчал |
Слон | Брошка | Дочка | Воротник | Кулак | Жили |
Зайка | Плитка | Точка | Флейта | Гири | Шили |
Носы | Сапоги | Дело | Время | Грибы | Крушить |
Тазы | Работа | Тело | Фонарь | Кости | Кружить |
Вазы | Заборы | Дочка | Факел | Горка | Ужи |
Косы | Гриб | Точка | Вратарь | Корка | Уши |
Полосы | Ястреб | Удочка | Шарф | Колос | Нож |
Носик | Суп | Уточка | Советы | Голос | Малыш |
Глаз | Хлеб | Город | Картофель | Газета | Морж |
Нос | Карп | Халат | Туфли | Рукава | Пляж |
Трус | Голубь | След | Вафли | Сапог | Ложка |
Арбуз | Прорубь | Привет | Бровь | Берег | Старушка |
Пояс | Лоб | Год | Клюв | Галстук | Крышка |
Низко | Зубки | Грядки | Червь | Листок | Лягушка |
Коляска | Грибки | Сладкий | Лев | Мягкий | Подружка |
Повязка | Папки | Заплатка | Рукав | лёгкий | Варежка |
После устной работы предложить в левый столбик записать слова с глухими звуками, а в правый столбик слова со звонкими. Можно начать с одной пары звуков, со временем усложнить задание и предлагать слова со всеми парами звонких и глухих.
- Назови слово, которое отличается от остальных.
Цель: - различать на слух оппозиционные звуки;
- правильно произносить цепочки слов.
УДОЧКА-УДОЧКА-УТОЧКА-УДОЧКА
ДАЧКА –ТАЧКА-ТАЧКА –ТАЧКА
ДОЧКА-ДОЧКА-ДОЧКА-ТОЧКА
УТЁНОК-УТЁНОК-КОТЁНОК-УТЁНОК
КОМ-КОМ-КОТ-КОМ
БАЛЕТ-БАЛЕТ-БАЛЕТ-БИЛЕТ
МЫШКА-МИШКА-МЫШКА-МЫШКА
БУДКА-ДУДКА-БУДКА-БУДКА
4. Игры с мячом
Игры с мячом направлены не только на развитие фонематических процессов, но и:
- на развитие общей и мелкой моторики;
- на ориентировку в пространстве;
- на регуляцию силы и точности движений;
- на развитие глазомера, ловкости;
- на активизацию непроизвольного внимания;
- на нормализацию эмоциональной сферы.
6. Игры со словами.
Практика показывает, что одним из любимых занятий детей являются упражнения с буквами и словами. Подобные задания со словами и буквами продуктивны по профилактике дисграфии. Дети активно составляют и загадывают слова. Это работа-игра, от которой они получают удовольствие и эмоциональный заряд.
Цель: активизировать все анализаторы, принимающие участие в письменной речи;
- закрепить звукобуквенный анализ слов;
- различать гласные и согласные;
- обогащать лексический запас;
- активизировать пассивный словарь;
- быстро находить нужные слова.
- развивать высшие психические функции.
Педагог | Учащийся | |
1 | Выписывает все гласные на доску. а о у ы э я ё ю и е | Закрепление зрительных образов букв |
2 | Зашифруй слово: вместо согласных ставит чёрточки, а гласные пишет (мак, книга). Используется при работе со словарными словами | -а-, - - и- а . |
3 | Угадай слово. *Педагог на доске пишет только согласные буквы с-п-г-, м-л-к-. Если слово трудное для прочтения, то можно отдельно выписать гласные буквы, имеющиеся в данном слове. Используется при работе со словарными словами. *Затем предлагается самостоятельно записать слова (предложения) только согласными. Школа, улица, сумка. Ветер по морю гуляет. Отрабатывается механизм переключения, избирательности при письме. | Сапоги, молоко Шк…л…, …л…ц…, с…мк… В…т…р п… м…р… г…л……т. |
4. | Подбери слова к заданным схемам. -а-, -а-а, | Мак, лак, сад, бак, бал, зал, шар. Каша, Маша, папа, жаба, лама. |
5. | Составь слова из данных букв. (б,у,с,р,ы) (л,к,ж,у,а) (р,ы,б,а,к) | Бусы, усы, сыр Лужа, жук, лук, уж, лак. Рыба, бык, рак, бак, краб, брак, рыбак |
Примерные тесты для проверочных работ
Д-Т Дятел жил в дупле пустом, дуб долбил как долотом.
Кто там по дорожке идет? Это утка утят по дорожке ведет.
Б-П На березе набухли почки. Полина в субботу полола бобы.
В-Ф Вафельный торт. Вера закрывает форточку.
Материалами данной работы может пользоваться не только учитель начальных классов, дефектолог-логопед, педагоги классов компенсирующего обучения, но и преподаватели русского языка средней школы.
Упражнения направлены не только на коррекцию письменной речи, но и на развитие высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, мышления, речи, на развитие мелкой моторики, нормализацию эмоциональной сферы. Дидактические упражнения расширяют арсенал педагогических средств. У детей в игровой форме формируются необходимые предпосылки для успешного решения проблем по коррекции письменной речи, повышению речевой культуры, расширению словарного запаса, развитию языкового чутья.
Использованная литература
1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Коррекционно0развивающие упражнения для учащихся 3-5 классов. Обнинск, 1993
2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. «Ось-89», Москва,2000.
3. Семенович А.В. Эти невероятные левши. Генезис. Москва, 2004.
4. Козляникова И.П., Чарели Э.М. Тайны нашего голоса. Екатеринбург,1992.
5. Локатова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. «Ось-89». Москва, 2003.
Ресурсы:
1) умение рационально использовать время, память, внимание, уже приобретенные знания по пунктуации и другое.
2) учебники, словари, дополнительный материал, тесты, помощь учителя и другое.
Ожидаемый результат:
1. Улучшение пунктуационной грамотности.
2. Умение разбираться с пунктуацией в художественных текстах.
3. Выступление перед одноклассниками с темой “Как я работала над проектом”.
4. Работа с собственным тестом (40 предложений) в группе в качестве консультанта.
- Крылова Н. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования.// Народное образование . - 2005 . - № 2 - с.113-121
- Методика мозгового штурма// Интернет… Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе управления и организации учебного процесса. М.: 2000
Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов.// Директор школы . -1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям по развитию фонематических процессов
В данной работе даны методические рекомендации родителям по преодолению письменных ошибок, связанных с недоразвитием фонематических процессов; упражнения и задания для исправления и предупреждения бук...
Комплекс игр и заданий для развития фонематических процессов у детей младшего школьного возраста
Обязательным условием формирования речи любого ребенка является сохранность слухового восприятия. Проводимая мною диагностика речи показала, что у всех учащихся н...
Развитие фонематических процессов у младших школьников.
Презентации по развитию фонематических процессов: восприятия, представления, анализа и синтеза слов....
Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста по теме: Звуковой анализ слов. Звук [З]
Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста для занятий на курсе подготовки к школе....
Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста по теме: Звуковой анализ слов. Звук [С]
Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста для занятий на курсе подготовки к школе....
Методическая разработка "Развитие фонематических процессов через систему игровых упражнений у младших школьников в период обучения грамоте"
Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средства...
Развитие фонематических процессов у младших школьников, как залог успешного обучению чтению и письму
Методическое пособие для учителей начальных классов, в котором даны понятия о фонематических процессах, о их базовом значении для успешного обучения грамоте. Представлены этапы развития фонематических...