Урок-путешествие с использованием ИКТ, технологии групповой работы и элементов РКМ.
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему
Это урок - обобщение
Форма: урок-игра
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, словесные, практические, наглядные, частично – поисковые
Планируемые результаты
- умение осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
коспект урока + презентация | 36.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе.УМК Школа России.
Урок-путешествие с использованием ИКТ, технологии групповой работы и элементов РКМ.
Тема «Обобщение знаний о составе слова»
Цели :
- Образовательные: Обобщить и закрепить знания учащихся о составе слова, его значимых частях, однокоренных словах и формах одного и того же слова; закрепить навыки разбора слова по составу, умение подбирать однокоренные слова.
- Развивающие: развивать орфографическую зоркость, речь, логическое мышление учащихся, развивать умение образовывать новые слова с данными приставками, суффиксами, расширять кругозор детей, развивать словарный запас, обогащать речь, учить правильно формулировать мысль, развивать критическое мышление через применение элементов технологии РКМ - кластера и синквейна.
- Воспитательные: прививать любовь к русскому языку.формировать коммуникативные и регулятивные учебные умения через работу в группе, развивать личностные качества обучающихся, учить терпению, взаимопомощи, уважению друг к другу, формировать положительный настрой на учебу.
● Здоровьесберегающие: проведение физминуток, создание благоприятных условий, эмоционального и психического климата в классе для восприятия ученого материала.
Тип урока: Обобщение
Форма: урок-игра
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, словесные, практические, наглядные, частично – поисковые.
Оборудование:
для учителя: компьютер, проектор, экран, презентация урока.
для учащихся: учебники «Русский язык», тетради, ручки, карандаши, линейки.карточки, рабочие тетради, карточки с частями слова, памятки, дидактический раздаточный материал для работы в группе, карточки с дифференцированным заданием;
кроссворд для работы со словарными словами.
Планируемые результаты
- умение осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент. Сообщение темы урока. Эмоциональный настрой.
(Подготовка рабочего места, посадка при письме, нацеливание на работу.)
-Добрый день, ребята! Садитесь, пожалуйста. Пусть этот день действительно будет для нас сегодня добрым. И разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга.
- Вдохните глубоко, и когда будете выдыхать, постарайтесь улыбнуться. Улыбнемся друг другу, гостям и начнем урок.
- Сегодня на уроке мы отправимся в необычное путешествие по Стране Знаний в царство Русского языка. Тему нашего урока вам надо угадать. Внимание на доску!(Запись на доске)
сствоа слвао
-Что получилось? (состав слова)(Слайд 2.)
Какие цели мы поставим перед собой на урок?( Повторить состав слова,закрепить умения разбирать слова по составу,подбирать однокоренные слова и формы слова).
Путешествовать будемпо станциям, названия которыхсейчас узнаем, разгадав ребусы.(Дети разгадывают ребусы и составляют кластер по частям слова). (Слайды 3-7)
Корень суффикс.
Состав слова
Приставка окончание 3 мин
- Откройте тетради, от последней работы вниз отступите две строки, на третьей поставьте (.), запишите дату и вид работы. 2 мин
2. Минутка чистописания.
-Но прежде чем сесть в поезд, нужно приобрести билеты, выполнив задания по чистописанию и словарной работе.
-Сегодня повторим, как пишется буква, которая по форме похожа на колеса поезда. Какая это буква? (О).На что указывает? Пропишите её в соединении с согласными.
Оло оро ого оло оро ого оло оро ого
3.Работа по теме урока.
Вспомните, в каких словарных словах встречаются такие соединения? Напишите их, подчеркивая сочетания букв оро, оло, ого.
Погода, дорога, хороший, молоко,огород,город, молоток, сорока, ворона, воробей.(Слайд 8) 3 мин
- Перед тем, как отправиться в путь, сначала повторим правила поведения в транспорте. (Нельзя кричать, вскакивать с места, надо помнить, что ты не один).
- Итак, в путь! Наш поезд отправляется быстро и набирает ход. Весело застучали по рельсам его вагоны.
Ритмическая пауза. 2 мин
-Подъезжаем к первой остановке Корень.Вспомните, что называется, корнем слова, однокоренными словами.
Станция 1. Корень.(Слайд 9)
(На доске появляется определение корня)
Корень слова – значимая часть.
Над словами родственными держит власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова.
- Подобрать однокоренные слова с корнем ход.Запишите их.Выделите корень слова. Как он выделяется?
(Идет коллективная проверка выполненного, на доске появляются однокоренные слова: ходить, ходовой, выход, ходули и т.д.) . 3 мин
- Поиграем.
Игра «Да-нет»
Если слова являются однокоренными родственными, надо хлопнуть в ладоши (да), если не является хлопать не нужно (нет).
Зима, зимний, зимушка, зимовка. (Да)
Борьба, борец, бороться, воевать. (Нет) (синоним)
Час, часовщик, часики, часовая (Да)
Больница, боль, больной, большой (Нет)
Вода, водный, водитель, водяной (Нет)
Соль, солонка, солить, соленый (Да) 2 мин
-Продолжаем наше путешествие дальше. Следующая станция Окончание.
Вспомнить, что такое окончание слова, для чего оно служит.
Станция 2. Окончание.(Слайд 10)
Обратите вы внимание
на меня. Я – окончание.
Не люблю собой гордиться,
Вмиг готова измениться.
-Образуйте новые формы слова ход , запишите в тетрадь и выделите окончание в словах.
(Коллективная проверка выполненного.)
-Что образует окончание? (Форму слова).
(На доске появляется определение окончания, формы слова: ход, хода, с ходу, ходом, о ходе.
Работа с окончанием.( Слайд 11)
- Прочитайте. Что это? (Пословица)
В гости хорошо, а дом лучше.
- Что нужно сделать, чтобы восстановить пословицу? (Изменить слова, чтобы слова были связаны по смыслу).
- Какая часть слова нам поможет? (Окончание).
-Запишите в тетрадь пословицу, изменяя, где нужно, окончание и выделите его.
-Что такое окончание? Что она образует? Для чего служит? 5 мин
- Вы все выполнили задание правильно, едем дальше. Доезжаем до станции Приставка.
Физминутка.
- Вспомнить, что такое приставка, где стоит в слове?
Станция 3. Приставка.(Слайд 12)
(На доске появляется определение приставки)
-Изменим приставкислова ход, используя разные приставкии прочитаем. (На доске появляются слова: заход, переход, выход, поход, обход, сход,приход.).Для чего служит приставка?
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
А при помощи приставки,
Образуются слова. 2 мин
-Продолжаем наше путешествие дальше. А чтобы нам не было скучно по дороге, выполним задание на компьютере. Занимайте рабочие места у компьютера. Прочитайте задание.Выполняйте. Кто выполнит – поднимите руку. 3 мин
- Пора в путь! Впереди ещё одна станция – Суффикс.Кто знает, что такое суффикс, для чего он служит? образовать новые слова с корнем ход, используя разные суффиксы.
Станция 4. Суффикс. (слайд 13)
(на доске появляется определение суффикса)
Внимание на доску! Давайте изменим суффиксы у слова ходилии пронаблюдаем, что получится.: ходики, ходоки.(Выясняется значение этих слов, работа с толковым словарем С.И.Ожегова. (Слайд 14)
Ходок – тот, кто ходит пешком.
Ходики – стенные часы упрощённого устройства с гирями. 5 мин
Работа со скороговоркой.
У осы не усы, не усищи, а усики.
- Есть ли в скороговорке однокоренные слова? Выпишите их.
Усы, усищи, усики. Разберите по составу. Какая часть слова помогла превратиться слову усы в усищи и в усики? (Суффиксы –ищ-, -ик-.) Какие оттенки они придают словам?
2 мин
-Вы все задания выполнили, доезжаем до нужной конечной станции. В дороге немного отдохнем.
Станция «Лингвистика». Мы приехали в страну Знаний в царство Русского языка и попали в лингвистику, науку, которая изучает русский язык. И раздел лингвистики называется «Словообразование». Как вы думаете, почему этот раздел так назвали? Что он изучает? (Он изучает образование новых слов).
-Какие части этого слова помогли нам ответить на вопрос? (слово и образование) 1мин
Чтобы жители этой страны приняли нас, вам надо выполнить задания. Вы готовы?
Работа в группе. 2 группы.
Рассмотрите карточки.
Земл- -ит -ышк- труд- -о человек- -ю -аКрас- солн-
- Что это такое?
Д.- Это части слова.
-Уточните!
Д. – Я вижу корень, суффикс, окончание.( Выделим их)
- Какое задание можно придумать?
Д.- Предлагаю составить слова, записать их в тетрадь.
- Давайте выполним .
- Какие слова у вас получились?
Солнышко землюкрасит трудачеловека
- проверьте сколько слов у вас получилось? Оцените свою работу!
( у доски один карточки составляет, пока остальные в тетради пишут)
- какое еще задание можно предложить?
Д.- Из слов составить предложение.
ЗЕМЛЮ КРАСИТ СОЛНЫШКО, ЧЕЛОВЕКА_ ТРУД.
-Что получилось?(Пословица)Ребята, чему учит пословица?
Д. (человека украшает труд, добрые дела, также, как солнышко красит землю. Когда мы говорим добрые слова, вежливы по отношению друг к другу, помогаем, о нас можно сказать, что мы украшаем себя добрыми делами и поступками, с нами хотят общаться. Аккуратно выполненная поделка тоже может красить человека. О таком человеке говорят, что он трудолюбивый.)
- Ребята, спасибо за такие полные ответы. Ваша работа на уроке (полные, грамотные ответы) тоже украшала вас, как землю солнышко. 5 мин
Итог урока.
Какую тему мы изучали на уроке? Как вы думаете, мы справились с поставленными целями? Что запомнилось или понравилось на сегодняшнем уроке?
– Итак, ребята вы хорошо поработали, оцените себя. Выберите значок, который больше вам подходит. (Рефлексия урока)
-Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось путешествие? Какое настроение у вас после урока? Покажите цветные карточки, которые соответствуют вашему настроению. А теперь посмотрите на нашего грамматического человечка. Он тоже улыбается, значит мы хорошо поработали на уроке.
Задание на дом. (Разноуровневое задание). 3 мин
На парте лежат листы разного цвета.
-Выберите то задание, с которым вы справитесь и выполните дома.
1-й уровень Запиши, устранив в каждом ряду “лишнее” слово. Разбери слова по составу. А) нос, носильщик, носик, носатый Б) гусь, гусята, гусеница, гусыня В) циркуль, цирк, цирковой, циркач |
2-й уровень Суффиксы и приставки перепутали свои места и получились неизвестные слова. Помоги всем частям слова найти свои места. Подбери каждому слово однокоренное. Кходпоа, прискморий, ушкизба |
Проверка. Лишние-носильщик, гусеница, циркуль. Походка, приморский, избушка.
Приложение к плану-конспекту урока
Обобщение по составу слова
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 2 3 4 5 | Состав слова Тесты. Карточка ресурса. Приставки в русском языке Тренажер Состав слова Вставь приставки | Информационный практический информационный Практический контрольный | презентация тест презентация Карточка | http://www.segodnya.ua/img/ui/_1864c440a834202aad840167c7ed3bda.jpg http://nsc.1september.ru/2002/26/4.htm http://festival.1september.ru/articles/212736/ http://znanija.com/task/669652 http://festival.1september.ru/articles/314182/ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему «Методика использования кроссвордов в групповой работе на уроках и во внеурочной деятельности»
Использование кроссвордов на уроках окружающего мира, внеклассного чтения, во внеурочной деятельности(история Санкт-Петербурга)....
Формирование коммуникативных компетенций через использование технологии групповой работы на уроках в начальных классах
В презентации кратко описана роль групповой формы работы в формировании коммуникативных компетенций и способы ее организации на уроке....
«Методика использования кроссвордов в групповой работе на уроках и во внеклассной деятельности»
доклад...
"Методика использования кроссвордов в групповой работе на уроках и во внеклассной деятельности"
Общепедагогические технологии...
Доклад на тему "Групповая работа с элементами сингапурской методики обучения в начальной школе"
Доклад учителя на тему "Групповая работа с элементами сингапурской методики обучения в начальной школе"...
Презентация к докладу "Групповая работа с элементами сингапурской методики в начальной школе"
Презентация к докладу учителя на тему "Групповая работа с элементами сингапурской методики в начальной школе"...
Использование парной и групповой работы на уроках в начальной школе для повышения качества обучения
Применение парной и групповой форм работы на уроках в начальной школе позволяет младшим школьникам развивать навыки внимательного слушания, подготовки к ответу, а также учиться говорить, отвечать и до...