Правописание парных согласных в конце слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок русского языка 2класс по теме "Правописание парных согласных в конце слова" Урок в системно-деятельностном подходе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка 2 класс в системно-деятельностном подходе | 43.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Системно – деятельностный подход
на уроке русского языка по теме
«Правописание парных согласных в конце слова»
(УМК «Начальная школа XXI века» 2 класс)
Содержание
Введение……………………………………………………………….3
Разработка урока «Правописание парных согласных в конце слова»…………………………………….………………………...... 4- 10
Заключение…………………………………………………………. 11
Список литературы ……………………………………......................12
Приложение………………………………………………………… 13-14
Введение
В основе ФГОС НОО лежит системно – деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. Данный подход концептуально базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Развитие школьника – главная задача обучения – происходит по мере становления ученика как субъекта учебной деятельности – особой формы активности ученика, меняющей его как субъекта обучения и являющейся непосредственной основой его развития.
Становление учебной деятельности у школьника – это процесс формирования умения учиться, т.е. самостоятельно ставить новые учебные цели и самостоятельно находить средства их достижения.
Ведущая идея курса «Русский язык. Родной язык» - изучение родного русского языка с позиции его духовной, культурно-исторической ценности.
Русский язык входит в число наиболее трудных предметов школьного образования. Мотивация обучения русскому языку всегда сталкивалась с рядом проблем. Преодолеть их помогает грамотная реализация на уроке системно – деятельностного подхода, позволяющая вовлечь детей в активную учебную деятельность, развивать интерес учеников к предмету и обеспечивать результативность обучения.
Основа стандарта – системно-деятельностный подход в обучении, сущность которого проявляется в формировании личности ученика и продвижении его в развитии не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Достижение поставленных целей изучения русского языка обеспечивается решением следующих практических задач:
- формирование знаково-символического восприятия языка учащимися;
- развитие речи, мышления, воображения школьников;
- формирование коммуникативных компетенций учащихся, их готовности к общению на предмет получения, передачи информации, обмена информацией, обсуждения информации, аргументации высказанной точки зрения.
Данный проект урока разработан с опорой на теоретические основы формирования учебной деятельности младших школьников и с учетом требований к организации урока в системно-деятельном подходе.
Тема: «Правописание парных согласных в конце слова»
Цели:
Обучающая: создание условий для нахождения нового способа проверки
парных согласных в конце слова.
Развивающая: развитие умения проверять слова с парными согласными в конце слова и корректировать сою работу.
Воспитательная: формирование культуры общения, взаимоуважения через умение работать в группе, в паре.
Ход урока.
- Оргмомент.
Обеспечить внешнюю обстановку для работы обучающихся на уроке и психологически подготовить их к предстоящему уроку.
II.Актуализация знаний.
1.Минутка чистописания.
- Посмотрите внимательно на буквы: д,е,б,у,т,о,п,ф,а,в,г,з,и,к,с,ю
- На какие группы можно разделить эти буквы? (разделить на группы: гласные согласные) (дети выполняют задание: д,б,т,п,ф,в,г,з,к,с
е, у,о,а,и,ю)
- Что можете сказать о согласных? (парные согласные)
- Все пары согласных? (нет пары ж-ш)
-Запишите в тетрадь чередуя строчные ж,ш, используя образец на доске.
2. Обозначение разрыва в знаниях. Постановка учебной задачи.
Задание: записать слова под диктовку, выделить известную орфограмму.
Лыжи, чугун, щучка, Андрей, трава, гроза, сад.
Во время проверки выясняется, что слово сад записали по-разному.
На доске появляется запись: сат - сад
-Почему же так произошло: слово я продиктовала одно, а написали вы его по-разному?
- В чем затруднение? (не смогли выделить орфограмму)
- В чем разница слов? (написание парных согласных д – т)
- Где в слове сад вы увидели парную согласную? (в конце слова)
- Как же нам узнать, кто написал правильно, а кто ошибся? (мы должны проверить)
- А умеете вы проверять парные согласные? (нет)
- Если мы не знаем правила и способ проверки парных согласных, какую учебную задачу перед собой поставим?
Учебная задача: какой способ проверки парных согласных на конце слова существует в русском языке (или Научиться находить орфограмму – букву согласного на конце слова, подбирать проверочные слова)
СА? (Д/Т) |
III. Открытие нового способа действия.
- Групповая работа.
- Объединитесь в группы. Обсудите задание, версии всех участников группы. Версии надо фиксировать на листе бумаги (каждая группа получает лист А4 и фломастер)
Если после раздумий ни у кого в группе не возникнет предложений о решении нашей задачи, предлагаю подойти к столу и взять карточку-помощник или воспользуйтесь схемой.
Карточка-помощник.
- Нахожу в слове парный согласный звук.
- Определяю, является ли буква этого звука орфограммой.
- Проверяю орфограмму.
- Измени слово так, чтобы оно обозначало (много предметов).
Задание для первой группы.
Выполните задание.
План работы:
- Прочитайте слова: клюв, дрозд, зуб, морж.
- Подберите к данным словам слова, которые называют не один предмет, а много.
- Запишите эти слова в тетрадь.
- Сделайте вывод.
Задание для второй группы.
Выполните задание.
План работы:
- Прочитайте слова: стриж, дуб, глаз, дед.
- Подберите к данным словам однокоренные слова.
- Запишите эти слова в тетрадь.
- Сделайте вывод.
Задание для третьей группы.
Выполните задание.
План работы:
1. Прочитайте слова: арбуз, багаж, приз, ястреб.
2. Подставьте к этим словам слово “нет”.
3. Запишите эти слова в тетрадь.
3.2. Предъявление результатов.
1 группа предъявляет результат (К словам клюв, дрозд, зуб, морж мы подобрали слова, которые называют не один предмет, а много (клювы, дрозды, зубы, моржи). В этих словах после согласного звука появился гласный).
2 группа предъявляет результат (К словам стриж, дуб, столб, сад подобрали однокоренные слова (стрижата, дубок, глазик, дедуля). В этих словах после согласного звука появился гласный).
3 группа предъявляет результат (К словам алмаз, багаж, приз, склад мы подставили слово “нет” (нет арбуза, нет багажа, нет приза, нет ястреба). В этих словах после согласного звука появился гласный).
Каждая группа оценивает свою работу.
- тихо – шумно
- дружно (нет ссор)
- правильный ответ
- активность
- слушание
- выбор ролей
- интересно
- спор я-я
- понимание задания
- нет повторяющихся мыслей
- все ли работали.
3.3. Общий вывод: Букву согласного на конце слова мы можем проверить. Слова, которые мы подобрали, являются проверочными., т.к. после согласного поставили гласный.
- Работа в парах
- Из элементов схемы, составить новый способ проверки написания парных согласных.
Должна получиться такая схема:
Сформулируйте правило по схеме: Чтобы проверить парную согласную на письме, нужно изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный.
- Молодцы! Задание выполнили верно.
- Работа с учебником. Самостоятельная работа.
- Прочитайте правило и проверьте свои предположения (стр. 152)
-Как теперь будете рассуждать, чтобы правильно написать слово сад? (сад-сады).
-Теперь мы можем убрать вопрос из схемы? (Можем). Убираем вопрос.
- Молодцы!
V. Физминутка. (Ученики выполняют упражнения).
VI. Первичное закрепление
6.1 . Работа в учебнике стр. 154, упр. 240. Самостоятельная работа.
6.2. Если у кого есть затруднения, то обратитесь к нашей схеме.
Взаимопроверка.
- Почему слова первого столбика проверочные? (после согласного стоит гласный).
VII. Контроль. Самостоятельная работа.
Перед вами алгоритм для проверки буквы парного согласного в слове. Восстановите последовательность этапов, пронумеровав их. В пустые квадратики вы должны записать цифры, что должно быть первым, вторым и т.д. Алгоритм для проверки буквы парного согласного в конце слова.
В слове слышу звук …
Читаю слово …
Проверяю …
Пишу букву…
Изменяю слово (подбираю родственное) так, чтобы после согласного звука стоял гласный или сонорный [н]
Сравните с эталоном:
1. Читаю слово …
2. В слове слышу звук …
3. Изменяю слово (подбираю родственное) так, чтобы после согласного
звука стоял гласный или сонорный [н]
4. Проверяю …
5. Пишу букву…
Кто закончит, просигнализируйте (озвучивает один ученик и выставляется отметка)
Проверьте по эталону на доске.
- Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. Молодцы!
- Остальные постараются выполнить без ошибок домашнее задание.
VIII. Итог урока. Рефлексия.
-Какую учебную задачу перед собой ставили? (найти способ проверки парных согласных на конце слова существует в русском языке.)
-Теперь мы можем объяснить орфограмму написания парных согласных на конце слова? (Можем)
Закончите фразу:
-Теперь я знаю, что…
-Теперь я могу…
-Что нового добавилось к уже имеющимся знаниям?
-Оцените свою работу на уроке, выбрав соответствующую ступеньку, которая ведет вас к успеху.
1 – ая ступенька – еще не до конца разобрался.
2 – ая ступенька - понимаю, но еще нуждаюсь в помощи.
3 - ья ступенька – мне было легко на уроке. Все понял, все получилось.
Отвечал на уроке, работал у доски. Старался выполнять все правила,
работая в группе и в паре.
- Очень хорошо, что вы смогли оценить свою работу!
IX. Домашнее задание.
На «4» - написать 10 слов с парными согласными на конце и подберите к ним проверочные слова.
На «5» - найти 2 загадки со словами – отгадками на изученную орфограмму.
- Спасибо за урок!
Заключение.
Урок русского языка был спланирован в системно-деятельностном подходе. Были применены различные формы работы: групповая, парная, индивидуальная. На этапе мотивации организовала осознанное вхождение обучающихся в учебную деятельности. Постановка учебной проблемы и поиск ее решения осуществляли ученики в ходе выстроенного учителем диалога. Поиск способов написания слов с парной согласной на конце слов формировался в работе групп. При проведении самостоятельной работы использовала индивидуальную форму работы с учащимися.
На этапе первичного закрепления учащиеся выполняют упражнения по алгоритму действия и определяют успешность найденного способа.
Парная, групповая работа реализуется через учебное сотрудничество. Самостоятельная учебная деятельность активизирует познавательную и умственную деятельность обучающихся. В процессе рефлексии дети отвечали на вопросы: какую учебную задачу решали, какие способы открыли. Обучающиеся анализировали, где были допущены ошибки, каким способом они были исправлены, проговаривали способы действий.
Домашнее задание предложено на выбор.
Данный урок позволил поставить каждого ученика в роль «исследователя» под «скрытым» руководством учителя; сделал процесс учения поисковым и творческим; предоставил учащимся выбор, альтернативу.
Список литературы
- Автайкина Т.О., Демчук Н.А. и др. «Урок в современной начальной школе: лучшие педагогические практики». – Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 20013.- 45 с.
- Автайкина Т.О., Демчук Н.А. «Формирование универсальных учебных действий средствами предметов начальной школы». – Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК,2014.
- Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 2класса – Изд.3-е, перераб. – М. : Баласс, 2013. – 176 с. : ил. (Образовательная система «Школа2100».)
4. СанПиН
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010.
6. Цукерман Г.А. От умения сотрудничать к умению учить себя // Психологическая наука и образование. 1996. №2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. 2-й класс Тема: "Правописание парных согласных в конце слов"
Урок дает представление о способах проверки правописания согласных на конце слова;- учит различать в словах звонкие и глухие согласные; обозначать звуки буквами, сопостав...
"Правописание парных согласных на конце слова"
Конспект урока русскогоязыка во 2 классе по теме: "Правописание парных согласных на конце слова" Школа Росси...
Правописание парных согласных на конце слов
Дидактические игры для закрепления умения писать слова с парной согласной на конце слова. Вывод правила о правописании парных согласных. Составление алгоритма для проверки парного согласного на конце ...
Конспект урока русского языка по теме: «Правописание парных согласных на конце слов» 2 класс (1-4) система Л.В.Занкова
Цели: 1. Создать условия для закрепления знаний учащихся о правописании слов с парными согласными на конце. Формирование умений и навыков в написании таких слов и подбор ...
Урок русского языка во 2 классе с презентацией: "Правописание парных согласных на конце слова"
Урок русского языка во 2 классе с презентацией по теме: "Правописание парных согласных на конце слова". УМК "Школа России". Зеленина....
урок русского языка "Правописание парных согласных на конце слова" 2 класс
Тема урока: "Правописание парных согласных на конце слова". УМК "Россия"...
Правописание парных согласных на конце слова и перед согласными
Правописание парных согласных на конце слова и перед согласными...