Русский язык 4 класс тема: "Наречие".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Кладнева Наталья Геннадиевна

Тема: Значение наречий. 4 класс

Цель: совершенствовать умение определять значение наречий.

Задачи:

  • закрепить умение ставить вопросы к наречиям и какую часть речи они поясняют;
  • обобщить знания о частях речи и умение выделять наречия в тексте.

Оборудование: проектор, экран, мультимедийная презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narechie.docx19.24 КБ
Office presentation icon pril.ppt1.35 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Значение наречий. 4 класс

Цель: совершенствовать умение определять значение наречий.

Задачи:

  • закрепить умение ставить вопросы к наречиям и какую часть речи они поясняют;
  • обобщить знания о частях речи и умение выделять наречия в тексте.

Оборудование: проектор, экран, мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Работа по теме

1. Актуализация знаний

Учитель: Спорят 2 ученика одного класса. Один утверждает, что тепло, лихо, зло, подряд – это наречия. Другой утверждает, что это существительные. Кто прав? Подумайте и ответьте. (Слайд 1)

Ученик: Это существительные, потому что отвечают на вопрос что? Что? Тепло, зло, лихо, подряд.

Учитель: Как еще можно доказать, что это существительные?

Ученик: Можно их просклонять по падежам.

Ученик: Еще можно определить их склонение. Оно, мое тепло, лихо, зло – средний род, он мой подряд – мужской род. Значит, 2 склонения.

Ученик: Это может быть и наречия.

Учитель: Докажи, что это наречия.

Ученик: Можно составить предложения и поставить вопрос как?

Учитель: Давайте возьмем слово зло и на этом слове докажем. Натворил много (чего?) зла(р.п.). Посмотрел на него (как? Каким образом?) зло(нар.). Какое значение имеет наречие?

Ученик: Это наречие образа действия.

Учитель: Тогда почему они спорят? Сделайте вывод.

Ученик: Эти слова могут быть и существительными, и наречиями. (Слайд 2)

Учитель: Так что же такое наречие? Давайте вспомним.

– Какое значение имеет наречие? (Слайд 3)
– Чем отличается наречие от других частей речи?
– Что свидетельствует об их неизменяемости?
– Какова роль наречий в русском языке?

Ученик: Наречия делают нашу речь более яркой, выразительной, образной, конкретной, точной.

Учитель: Так о чем же будем говорить на сегодняшнем уроке? Кто сможет сформулировать тему урока?(Слайд 4)

Учитель: На уроке продолжим разговор о наречиях и об их значениях. Запишите эти слова в тетрадь по столбикам.

Что?
тепло
зло
лихо
подряд

Как?
тепло
зло
лихо
подряд

2. Анализ предложений (Слайд 5)

Учитель: Посмотрите на экран. Прочитайте пары предложений и сравните их.

а) Мне предстояло решить трудную задачу.
б) Веселая песня приободрила туристов.

Трудно идти по болоту.
Мы весело шли по тропе.

Ученик: В этих предложениях есть одинаковые слова. Это однокоренные слова.

Учитель: Что можете сказать о них? Что они обозначают?

Учитель: Что общее у наречий?
– Какое значение имеют наречия?
– Какую роль в предложении играют наречия?

3. Работа по учебнику

Учитель: Найдите упражнение 192. Прочитаем вслух задание. Вам предстоит самостоятельно выписать словосочетания по вариантам. 1 вариант выписывает существительные с прилагательными, а 2 вариант – глаголы с наречиями.

Учитель: Проверим, что у вас получилось. (Слайд 6)

1 вариант

Легкая задача
Хороший ответ
Чудесный отдых
Веселая песня
Серьезная работа
Спокойный голос
Торжественная встреча
Громкий крик
Опасный переход

2 вариант

легко решил
хорошо отвечал
чудесно отдохнул
весело пели
работал серьезно
спокойно говорить
встречали торжественно
громко кричал
опасно переходить

Учитель: Какой вывод можно сделать о наречиях?

Ученик: Эти наречия поясняют глагол и имеют значение образа действия.

4. Установить соответствие вопросов и наречий(Слайд 7)

Как?
Когда?
Где?
Куда?
Откуда?

Слева
Горячо
Часто
Вокруг
Направо
Высоко
Раньше

Учитель: Как определить наречия?

Ученик: По вопросам.

Учитель: Перечислите вопросы. Почему так много вопросов?

Ученик: Потому что наречия имеют разные значения.

Учитель: Посмотрите на экран и установите соответствие.

Ученик:

Как?
Когда?
Где?
Куда?
Откуда?

Горячо, часто, высоко.
Раньше.
Слева, впереди.
Направо.
Слева.

Учитель: С каким значением нет наречий?

Ученик: Нет наречий степени качества.

Учитель: Приведите примеры наречий степени качества. Итак, какие значения имеют наречия, сделайте вывод.

5. Физкультминутка

6. Творческая работа по группам

Учитель: Найдите упражнение 193.
Даны наречия вдоль, влево, утром, однажды.
Задание: используя данные наречия, составьте в группах связный рассказ из 4-5предложений.

Учитель: Проверим. Каждая группа прочитает свой рассказ.

7. Работа с фразеологизмами

Учитель: Мы с вами уже сказали, что наречия обогащают нашу речь, делает ее более выразительной.

– Замените данные фразеологизмы синонимами наречиями. (Слайд 8)

Комар носа не подточит.
Как по маслу.
Разнести в пух и прах.

(Сделать безукоризненно)
(Выполнить хорошо)
(Сильно браниться)

Учитель: А теперь наоборот, подберите фразеологизмы к наречиям.

Сильно покраснеть.
Быстро бежать.
Рано.
Медленно.

(До корней волос)
(Во весь дух, сломя голову, во все лопатки)
(Ни свет, ни заря, чуть свет)
(Черепашьим шагом, через час по чайной ложке)

8. Тестирование по вариантам(Слайд 9)

Учитель: Проведем небольшое тестирование по вариантам. 1 вариант выписывает наречия, обозначающие время действия, а 2 вариант выписывает наречия, обозначающие образ действия.

Учитель: Напишите цифры от 1 до 10. Если в предложении есть ваше наречие, то ставите знак +, если его нет, то ставите знак – .

1. Ребята приняли новичка дружелюбно.
2. Завтра мы идем в кино.
3. Сегодня выпал первый снег.
4. На экране телевизора быстро сменялись кадры.
5. Ночью температура воздуха понизилась.
6. Надо себя вести вежливо.
7. Двери глухо заскрипели.
8. Издавна русские считались храбрыми воинами.
9. Волны бешено бились о берег.
10. Мы договорились встретиться вечером.

Учитель: Проверим результаты тестирования.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1 в.

+

+

+

+

+

2 в.

+

+

+

+

+

III. Подведение итогов урока

Учитель: Что показалось самым интересным на уроке?
– Что бы еще хотелось вам узнать?

IV. Домашнее задание: выписать 4предложения с наречиями из художественного произведения и указать их значения.(Слайд 10)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

                 Значение наречий

Слайд 2

С …крет, к… л…графия, к.…л…ктивный, вежл…вый, н…льзя. е ал и о ле и е

Слайд 3

? ? Подумай и ответь ? ? ? ? ? тепло, лихо, зло, подряд Наречие или существительное?

Слайд 4

Никогда я не меняюсь, Я совсем не изменяюсь. Рядом с глаголом Стою я частенько: Пишем КРАСИВО , Идём ПОМАЛЕНЬКУ . Прилагательным подчиняюсь, Совсем как глаголам, Ты всегда ОЧЕНЬ быстрый И СЛИШКОМ весёлый. От существительных завишу я реже, О том никогда, дружок, не забудь: Чтение ВСЛУХ , а рубашка НАВЫПУСК , От гордости КОЛЕСОМ чья – то грудь.

Слайд 5

              И существительные, и наречия Что? Тепло Зло Лихо Подряд Как? Тепло Зло Лихо Подряд  

Слайд 6

ЗНАЧЕНИЕ НАРЕЧИЙ НАРЕЧИЕ Место действия Время действия Степень качества Образ действия

Слайд 7

Анализ предложений Мне предстояло решить трудную задачу. Веселая песня приободрила туристов. Трудно идти по болоту. Мы весело шли по тропе.

Слайд 8

Работа по вариантам легкая задача легко решил хороший ответ хорошо отвечал чудесный отдых чудесно отдохнули веселая песня весело пели серьезная работа работал серьезно спокойный голос спокойно говорить торжественная встреча встречали торжественно громкий крик громко кричал опасный переход опасно переходить 1 вариант прилагательное + сущ. 2 вариант наречие + глагол

Слайд 9

Электронная физминутка для глаз. «Посмотри вокруг»

Слайд 11

Ребята! Берегите зрение!

Слайд 12

Установить соответствие вопросов и наречий Как? Когда? Где? Куда? Откуда? Слева Горячо Часто Вокруг Направо Высоко Раньше Впереди

Слайд 13

Наречия: Как ? Когда? Где? Куда? Откуда? Горячо, часто, высоко Раньше Слева, впереди Направо Слева

Слайд 14

Фразеологизмы Комар носа не подточит Как по маслу Разнести в пух и прах Сильно покраснеть (Во весь дух, сломя голову, во все лопатки) (Ни свет, ни заря, чуть свет) (Черепашьим шагом, через час по чайной ложке) (Сделать безукоризненно) (Выполнить хорошо) (Сильно браниться) ( До корней волос) Быстро бежать Рано Медленно

Слайд 15

Тестирование по вариантам 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 в. (наречие время действия) 2 в. (наречие образа действия)

Слайд 16

Тестирование по вариантам 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 в. - + + - + - - + - + 2 в. + - - + - + + - + -

Слайд 17

Домашнее задание: Выписать 4 предложения с наречиями из художественного произведения и указать их значения.

Слайд 18

                 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Серия уроков русского языка по теме !Наречие" 4 класс

Серия уроков русского языка по теме "Наречие". Данные уроки были разработаны у с пользой апробированы в рамказ учебника Поляковой "Русский язык 4 класс".  В уроках подобрана система заданий напра...

Презентация SMART к уроку русского языка по теме "Наречие" 3 класс ОС "Школа 2100"

Данная презентация содержит прикреплённый файл с физминуткой для глаз, план знакомства с частью речи....

Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи. Признаки наречия"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе...

Проверочная работа по русскому языку по теме: "Наречие". 4 класс

Проверочная работа по русскому языку по теме "Наречие" 4 класс. Школа России....

Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи" (4 класс, "Школа России")

Представлена разработка урока русского языка "Наречие как часть речи" для 4 класса по программе "Школа России". Урок проведен в технологии деятельностного метода. Показана мет...

Урок русского языка по теме "Наречие" 4 класс "Школа России"

Папка содержит карту урока, карточки для работы на уроке и домашнего задания...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи(общее представление).Признаки наречия."

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи(общее представление).Признаки наречия."...