Предлог как часть речи
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Формирование представления о предлоге, показать необходимость использования предлогов для всязи слов в предложении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_krok_po_rus_yazyku_2_kl_predlog_-1.docx | 36.52 КБ |
russkiy_yazyk_2_kl_predlog.pptx | 973.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 523
Колпинского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка урока
по русскому языку (2 класс)
Тема урока: Предлог как часть речи
Завидова Ирина Валерьевна,
учитель начальных классов,
ГБОУ школы № 523
Колпинского района
Санкт-Петербурга
2016 г.
Русский язык
Тема урока: Предлог как часть речи.
Цели урока: формирование представления о предлоге, показать необходимость использования предлогов для связи слов в предложении и словосочетании.
Задачи: развивать умение использовать предлоги при составлении предложений, редактировании текста; познакомить учащихся с раздельным написанием предлогов с другими словами; научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся отличать предлоги от других частей речи, применять предлоги в речи; писать предлоги раздельно со словами; оценивать результат своей работы.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал, карточки со словами, тетради, учебники, доска.
Ход урока
- Организационный момент.
- Прочитайте девиз урока (с экрана).
Девиз урока:
В школу мы пришли учиться,
В жизни это пригодится.
Тот, кто хочет много знать,
Должен сам всё постигать.
- Выделите ключевые слова; какова главная мысль?
- А что же будем постигать, мы узнаем, выполнив следующие задания.
- Актуализация опорных знаний.
- Давайте вспомним, с какими частями речи мы уже познакомились? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол.)
- Целеполагание.
- Рассмотрите картинку.
- Составьте предложения по картинке, используя данную схему. Сколько слов должно быть в вашем предложении?
.
.
(Записать 2 предложения на доске и в рабочую тетрадь.)
- Определите, какой частью речи являются слова в этих предложениях. Докажите. (Подписать над словом часть речи.) А что же это за слова, которые мы не определили?
(На экране, по мере пояснения, открывается таблица.)
Часть речи | Имя существительное | Глагол | Имя прилагательное | ? |
Что обозначает? | Предмет | Действие предмета | Признак предмета |
? |
На какой вопрос отвечает? | Кто? Что? | Что делает? Что сделает? | Какой? Какая? Какое? Какие? |
? |
- Сформулируйте тему нашего урока. Какие цели поставим перед собой? Что должны узнать и чему научиться?
IV. Открытие нового знания.
- Работа над предложениями.
- Перед вами слова. Составьте из этих слов предложение.
(На доске карточки со словами, составляем из них предложения.)
парту, сел, ученик
реке, поймали, маленькую, рыбку
- Получилось ли у вас предложение? Почему нет? Что не хватает в предложении?
(Подставляем предлог.) Получилось ли теперь предложение? Что вам помогло? Прочитайте получившиеся предложения.
- Определите, какой частью речи являются слова во 2 предложении. Как определяли?
- Поставьте вопрос к каждому слову.
- Можно ли к предлогам задать вопрос? (Нет.)
- Будут ли они что-то обозначать в предложении? (Нет.)
- Но, ведь для чего-то служат предлоги в предложении? Для чего? (Для связи слов в предложении.)
- Как предлоги связывают слова в предложении? (По смыслу.)
Сделайте вывод. Предлоги на вопросы не отвечают; не обозначают предметы, действия, признаки предметов; служат для связи слов в предложении.
2. Работа с правилом в учебнике.
- Прочитайте слова профессора Самоварова на стр. 112. Всё ли из сказанного профессором, мы с вами проговорили и доказали? О чем мы не сказали? (Как пишутся предлоги с другими словами.) Почитайте эти строки ещё раз.
- Какие предлоги вы знаете?
3. Из истории слова.
- Слово предлог, пришло к нам из греческого языка.
«пред» - перед; «лог» - слово
«Стоящий перед словом».
- Запишите любое предложение на выбор в тетрадь. Сколько записали слов в предложении? Выделите предлог.
Сделайте вывод. Предлоги со словами пишутся раздельно.
Физ. минутка. (С переходом детей, с места на место, для работы в парах.)
-Встали, посмотрели друг на друга, выбрали глазами себе пару, кивнули ей головой, взяли пенал и пересели к выбранному вами товарищу для работы в парах.
- Первичное закрепление. (Работа в парах на листах.)
- Итак, мы возвращаемся к теме нашего урока, к предлогам. Давайте вспомним признаки предлогов.
- Положите перед собой листок. Это упражнение из учебника (показать в учебнике упражнение), для удобства вы будете выполнять его на листах.
- Прочитайте задание, обсудите в парах. Выполните задание по образцу. (На экране образец выполнения; проговариваем, как будем выполнять.)
Лисята у норы.
Чайки над водой.
Приступайте к работе.
Задание:
Прочитайте слова. Соедините их по смыслу с помощью предлогов и запишите
получившиеся предложения на строчке. Выделите предлоги в предложениях.
___________________________________________
для на
__________________________________________
__________________________________________
на из
__________________________________________
- Проверка работ по образцу на экране.
Критерии оценки:
+ выполнили правильно;
? допустили ошибку;
-- с работой не справились.
- Оцените вашу работу в паре, поставив смайлик:
«радостный» – работали вместе, сообща, с заданием справились;
«серьёзный» - работали в паре, но не могли договориться, были разногласия;
«печальный» - работал один.
VI. Самостоятельная работа.
Работа по учебнику (с.114, упр.160)
- Прочитайте задание. Что необходимо сделать?
Задание:
Прочитайте. Допишите предложения, используя предлоги. Подчеркните предлоги в предложениях.
- Выполните работу с первым и вторым предложениями.
Спелое яблоко упало (с чего?) … (на что?) … .
Мы ехали (куда?) … (на чём?) … .
- Как писали предлоги со словами?
- Зачитывание нескольких предложений учащимися.
- Оцените свою работу.
Критерии оценки:
+ записал без ошибок;
? допустил ошибку;
-- с работой не справился.
- Оцените всю работу, поставив смайлик:
«радостный» – выполнил работу без ошибок;
«серьёзный» - допустил ошибки, требовалась помощь;
«печальный» - многое не получилось, нужна помощь.
- Повторение. (Работа в парах на листах.)
- Вернемся к нашей теме. О чем, мы ведем речь на уроке? (О предлоге.)
- Прочитайте текст (на листах), составленный мальчиком-иностранцем, который недавно изучал русский язык. Скажите, правильно ли он употребил предлоги. Обсудите с соседом по парте. Помогите мальчику – исправьте его ошибки. Обратите внимание на употребление предлогов в речи.
Роща
Наступил май. Солнышко шлёт в землю теплые лучи. Ольга и Толя зашли под рощу. Высокая ель бросила тень на куст. Звонко гудит с цветами пчёлка. На чаще растет душистый ландыш. Красива наша роща весной!
- Прочитайте исправленный текст. Что важно знать при употреблении предлогов в речи? (Их нужно употреблять правильно, сохраняя связь слов в предложении и смысл.)
- Проверка работ по образцу на экране.
Критерии оценки:
+ выполнили правильно;
? допустили ошибку;
-- с работой не справились.
- Оцените вашу работу в паре, поставив смайлик:
«радостный» – работали вместе, сообща, с заданием справились;
«серьёзный» - работали в паре, но не могли договориться, были разногласия;
«печальный» - работал один.
VIII. Рефлексия.
1. Подведение итога урока.
- Прочитайте шуточное стихотворение.
Чудесный выдался денёк,
А я учу уроки…
Я должен твёрдо знать урок:
У нас учитель строгий!
И я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
«Что значит – «по»?
Что значит – «за»?
И «за», и «по» - предлоги…»
А хорошо бы - ЗА порог
И – мчаться ПО дороге!
Какой бы выдумать предлог,
Чтоб не учить предлоги?
А. Шибаев
- О какой части речи говорили сегодня на уроке?
- Достигли ли мы поставленных целей? Поясняем, что узнали, чему научились.
- Заполните таблицу знаний и умений, поставив знак (+, -, ?). (На отдельных листах.)
+ знаю;
? знаю недостаточно;
-- не знаю.
Мои знания, умения | + ? -- |
Я знаю, что такое предлог. | |
Я знаю, чем отличается предлог от других частей речи. | |
Я знаю, для чего служит предлог. | |
Я знаю, как пишется предлог с другими словами. | |
Я умею употреблять предлоги в речи. |
- Оцените свою работу по теме урока, закрасив кружок нужным цветом:
«зелёный» – тему урока понял, с работой справился!
«жёлтый» - в работе допускал ошибки, нужно ещё повторить!
«красный» - с работой не справился, мне нужна помощь!
- Домашнее задание.
- Откройте учебник на стр. 112. Ваше домашнее задание будет на выбор.
А) По учебнику: стр. 112, упр.157.
Б) Творческое задание.
Написать на листочке текст от имени иностранца с неверным использованием предлогов.
- Наш урок подошёл к концу. Вы все молодцы! Спасибо за работу!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Девиз урока: В школу мы пришли учиться, В жизни это пригодится. Тот, кто хочет много знать, Должен сам всё постигать.
Составь предложения по картинке, используя данную схему.
Часть речи Имя существительное Глагол Имя прилагательное ? Что обозначает? Предмет Действие предмета Признак предмета ? На какой вопрос отвечает? Кто? Что? Что делает? Что сделает? Какой? Какая? Какое? Какие? ?
Вывод: 1) предлоги на вопросы не отвечают; 2) не обозначают предметы, действия, признаки предметов; 3) служат для связи слов в предложении; 4) предлоги со словами пишутся раздельно.
Образец выполнения работы Лисята, нора. у над Чайки, вода. Лисята у норы. Чайки над водой.
Проверка работы Всадник, конь. Подарок, сестра. Книга, стол. Дым, труба. для на на из Всадник на коне. Подарок для сестры. Книга на столе. Дым из трубы.
Проверка работы Роща Наступил май. Солнышко шлет на землю тёплые лучи. Ольга и Толя зашли в рощу. Высокая ель бросила тень на куст. Звонко гудит над цветами пчёлка. В чаще растет душистый ландыш. Красива наша роща весной!
Чудесный выдался денёк, А я учу уроки… Я должен твёрдо знать урок: У нас учитель строгий! И я шепчу, закрыв глаза, Скрестив под стулом ноги: «Что значит – «по»? Что значит – «за»? И «за», и «по» - предлоги…» А хорошо бы - ЗА порог И – мчаться ПО дороге! Какой бы выдумать предлог, Чтоб не учить предлоги? А. Шибаев
Мои знания и умения + ? Я знаю, что такое предлог. Я знаю, чем отличается предлог от других частей речи. Я знаю, для чего служит предлог. Я знаю, как пишется предлог с другими словами. Я умею употреблять предлоги в речи.
Домашнее задание а) По учебнику: стр. 112, упр.157. б) Творческое задание. Написать на листочке текст от имени иностранца с неверным использованием предлогов.
Спасибо всем за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи»
laquo;Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи»...
Конспект урока русского языка на тему: "Предлог как часть речи. Роль предлога в речи." (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя:· формирование знаний о правописании предлогов;· развитие умения употреблять...
Конспект урока русского языка «Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи» (2 класс)
Цели деятельности учителя:формирование у обучающихся представлений о предлоге, как частью речи;формирование умения видеть предлог, писать предлоги с другими словами.Планируемые результаты:Предметные:з...
Конспект урока русского языка по теме: "Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи."
Цели деятельности учителя: формирование представлений о предлогах и их роли в речиПланируемые результатыПредметные: знать что такое предлог; уметь его отличать от других частей речиЛичностные: проявля...
Конспект урока по русскому языку. Тема: "Предлог как часть речи. Роль предлога в речи" (УМК "Школа России", 2 класс).
Цели деятельности учителя: формирование знаний о правописании предлогов; развитие умения употреблять предлоги в речи.Планируемые результаты:Предметные:- знать, что такое предлог; какую роль играет пре...
Конспект урока русского языка:"Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи." ( УМК " Школа России" , 2 класс)
Тема: Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи.Цели деятельности учителя: формирование знаний о предлоге как части речи, формирование навыков написания предлогов; развитие умения употреблять пред...