Тема: Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | Тип: Урок открытия новых знаний. |
Цель урока: познакомить учащихся с орфограммой «Буквы для обозначения безударных гласных в личных окончаниях глаголов». |
Задачи: - формировать умение обнаруживать орфограмму «Буквы для обозначения безударных гласных в личных окончаниях глаголов», опираясь на её признаки;
- закрепить умение пользоваться правилом выбора гласных букв е - и в безударных личных окончаниях глаголов;
- развивать умение обнаруживать орфограммы;
- развивать мышление, устную и письменную речь учащихся, их словарный запас;
- создавать условия для достижения следующих метапредметных результатов:
Познавательные: отвечать на вопросы учителя; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи; учитывать выделенные действия в учебном материале в сотрудничестве со сверстниками и учителем. Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; работать в паре. Личностные: владеть навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками; проявлять уважительное отношение к иному мнению; проявлять познавательный интерес к учебному материалу. |
Оборудование:- учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва, Просвещение, 2013 год изд. (2 часть)- ИКТ (презентация) - компьютер учителя |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
- Актуализация необходимых знаний
|
- Можно ли по окончанию глагола узнать его форму?
На доске сделаны записи, выделены суффиксы и окончания. …ла …ло …л …ли (я)…-у –ю (ты)…-ешь –ишь (мы)…-ем – им
- Как называется изменение глаголов по лицам и числам?
- Мы уже знаем, что глаголы могут изменяться по временам, родам, могут спрягаться - изменяться по лицам и числам. Для чего же нам нужно знать о спряжении глаголов? - Давайте выяснять. Это будет главным вопросом нашего урока. | В первой строке – родовые окончания глаголов прошедшего времени ж.р., ср.р., м.р. и окончание множественного числа. Глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам, имеют родовые окончания.)
Во второй строке личные окончания глаголов настоящего и будущего времени 1 л. ед. ч.; 2 л. ед.ч; 1 л. мн.ч. Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам, имеют личные окончания. Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением |
- Анализ языкового материала с целью выделения признаков орфограммы.
|
– Прочитайте запись на экране. Запись на экране и у учеников на листочках.
-Почему концы строк рифмуются?
- Произнесите вслух глаголы. - Укажите в них ударения, сверху - время глаголов.
- Как определили время глаголов?
- Какие гласные звуки слышите в окончании глаголов? (Звуки [ы]) - Одинаковыми ли буквами будут обозначаться эти звуки на письме?
- Я вам покажу, как пишутся эти слова. Учитель показывает написание безударных окончаний глаголов. - Можете объяснить их написание?
- Мы столкнулись с новой орфограммой. Как вы думаете, какое у нее название?
Учитель приводит к правильной формулировке орфограммы .
- Это тема нашего урока. - Почему буквы безударных гласных в личных окончаниях глаголов являются орфограммой?
- Сделайте правильные записи слов на оставленных строках. Дети выполняют задания, графически обозначая новую орфограмму под руководством учителя.
- Какую цель поставим перед собой? Что мы должны узнать на уроке, чему научиться и что понять?
- Продолжим работу на листочках и сделаем выводы по наблюдениям. Работа в паре.. Прочитать рифмовку. Произнести вслух глаголы. Обозначить в них ударение. Выделить окончания. Указать сверху время глаголов. Текст на листочке: Ива ветви в воду клонит, В ней луна безмолвно тонет. - Поработайте в паре и выполните задания. Клонит Тонет - Одинаковыми ли буквами обозначаются похожие звуки в окончаниях глаголов? - Сделайте вывод, выберите правильное слово. На листочках нужно дополнить вывод, опираясь на свои наблюдения. Безударные гласные звуки в окончаниях глаголов … (похожие, разные). Буквы, которые обозначают эти звуки … (одинаковые, разные). - Как научиться узнавать орфограмму «Безударные личные окончания глаголов»? - Сейчас мы поработаем с таблицей признаков новой орфограммы. |
Слышатся похожие окончания слов
Напиш[ы]т, услыш[ы]т – ударения падают на 2 слоги, глаголы будущего времени
Что сделает? – напишет, услышит – глаголы будущего времени, действие происходит после момента речи.
Мнения учеников могут разделиться.
Не знаем правило.
Дети делают предположения.
Хором повторяется ее название «Орфограмма «Буквы для обозначения безударных гласных в личных окончаниях глаголов».
Гласные звуки в окончании глаголов звучат похоже, а буквы безударных окончаний разные. Есть выбор написаний, значит, это орфограмма.
Мы должны узнать, какие буквы безударных гласных пишутся в личных окончаниях глаголов, учиться находить эту орфограмму по её признакам, должны понять способ выбора между буквами и–е в личных окончаниях глаголов.
Самостоятельно выполняют задания
Определить все её признаки |
- Синтез и обобщение признаков.
|
Перед детьми таблица «Признаки орфограммы «Безударные личные окончания глаголов». - Заполните пропуски в таблице с признаками. Слышу | Вижу | 1. Безударные гласные звуки. | 1.Буквы, которые обозначают безударные гласные звуки. | Размышляю 2. Место в слове – __________ . 3. Часть речи – ___________. 4. Время – ________ и ________ .
|
- Что нужно сделать, чтобы найти новую орфограмму? |
Учащиеся заполняют таблицу с признаками орфограммы, комментируя записи
.
Дети обобщают признаки, выписанные в таблицу. |
IY. Упражнения в обнаружении орфограмм |
-- А сейчас мы поработаем с текстом, а знание признаков новой орфограммы поможет нам её находить в словах. - Упражнение № 199 в учебнике с.97 - Прочитайте задание. Ответьте на вопросы. - Почему в тексте так много глаголов? - Что нужно сделать, чтобы найти новую орфограмму? - Найдите и выпишите слова, в которых нет безударного гласного в личном окончании глагола. - Прочитайте эти слова. Почему их выбрали?
- Найдите и выпишите слова, с безударным гласным в личном окончании глагола. - Пользуясь памяткой, определите спряжение в глаголах с новой орфограммой и выделите её графически.
- Что нужно сделать, чтобы выполнить задания? Проверка по слайду на доске.
- А какие глаголы-исключения 2 спряжения вы знаете? Повторим хором.
| -
В отрывке рассказывается о действиях героев. Нужно вспомнить все её признаки.
Плывёт, клюёт - в этих словах ударный гласный в окончании, ничего выбирать не нужно.
У учеников памятки «Окончания глаголов 1 и 2 спряжения» Тонет, стонет – это глаголы 1 спряжения, настоящего времени, заканчиваются на -ет, исключений нет.
Видеть, слышать и смотреть, Дышать, держать, еще вертеть, Терпеть, зависеть, гнать, обидеть И последний ненавидеть. Смотрит – это глагол –исключение, относится ко 2 спряжению |
Физкультминутка Мы зарядку начинаем, наши руки разминаем, Разминаем спину, плечи, Чтоб сидеть нам было легче. Дружно прыгаем, прыг-скок! Кто достанет потолок? А теперь ходьба на месте, Громко топаем все вместе. Мы закончили зарядку, Возвращаемся к тетрадкам. Работа с текстом на поиск новой орфограммы (на слух). - Мы сейчас учились находить орфограмму зрительно, а сейчас задание сложнее, надо найти ее на слух. Я прочитаю текст вслух, услышите слово с новой орфограммой, хлопайте в ладоши. Старайтесь запоминать эти слова. Снег - верный помощник лесных жителей. Он и гре..т, он и пряч..т. Но беда, когда после оттепели удар..т мороз. Грян..т резкий холод и замороз..т снег сверху, покро..т его ледяной коркой. Теперь только ждать, когда солнышко его растоп..т. По В. Бианки - Снег помогает или вредит лесным жителям? - Как же можно находить слова с новой орфограммой, если мы слышим слова или текст? - От чего зависит выбор буквы для безударного гласного в личных окончаниях глаголов? Чтобы ответить на этот вопрос, сравним 2 глагола из текста и заполним таблицу.
Работа с таблицей по определению сходных и различных признаков глаголов 1 и 2 спряжения. Сравните слова растопит и покроет из текста по плану, заполняя таблицу. Чем похожи слова? | Чем различаются слова? | 1.Произносятся безударные гласные звуки. 2.Часть слова - 3.Часть речи - 4.Время - 5.Лицо - 6.Число - | 1.Эти звуки обозначаются буквами. 2.Спряжение |
- Чем похожи и чем различаются слова?
- От чего зависит выбор буквы в безударных личных окончаниях глаголов?
- Ответьте на главный вопрос урока - для чего нужно знать спряжение глаголов?
- Как будем определять спряжение глаголов?
|
Нужно услышать безударный гласный в окончаниях глаголов настоящего и будущего времени.
Ученики заполняют таблицу в паре на отдельных карточках и проверяют её на слайде.
Похожи тем, что есть похожие безударные гласные в окончании,часть слова -окончание, часть речи - глагол, время - будущее, 3 лицо, ед. число; различаются буквами в окончании и спряжением.
Написание безударного личного окончания глагола зависит от спряжения
Спряжение нужно знать, чтобы правильно писать безударные личные окончания глаголов.
Поставим глагол будущего или настоящего времени в неопределенную форму, по букве перед –ТЬ определим спряжение. Глаголы, оканчивающиеся на –ить, кроме брить, стелить, относятся ко 2 спряжению, остальные - к 1 спряжению, кроме 11 глаголов-исключений. |
Y. Анализ способов проверки написания слов с орфограммой и работа с памяткой. |
- Чтобы вам было легче работать с новой орфограммой, будем работать с памяткой в учебнике с. 98. Памятка «Проверка безударных личных окончаний глаголов» 1. Произношу слово и слышу – безударный гласный в окончании глагола. 2. Определяю время и число. 3. Если глагол в настоящем или будущем времени, то ставлю его в неопределенную форму, и по гласной букве перед –ть определяю спряжение. 4.Если глагол на –ить, то пишу «и», кроме брить, стелить; если не на -ить то пишу «е», кроме 11 глаголов-исключений. -А теперь я продиктую все глаголы, которые вы определили на слух, а вы их запишите в два столбика по спряжению. 1 спр. 2 спр. греет, ударит, прячет, заморозит, грянет, растопит. покроет. |
Дети под диктовку распределяют глаголы в два столбика по спряжению, обозначают орфограмму графически. Проводится взаимопроверка по образцу на доске.
|
YI. Орфографические упражнения |
- Пользуясь памяткой на с. 98 в учебнике выполните упражнение № 200 проговаривая в громкой речи.
Задания на выбор - На уроке мы выполняли разные задания, которые я предлагала, а теперь вы сами сможете выбрать для себя задание. Вы можете поработать с готовым текстом и выполнить орфографическую работу, а можете поработать с пословицами, дополнив пропущенные слова. В конце работы выполните самопроверку по карточке –ключу на обратной стороне. Можете работать в парах. Спиши текст. Вставь пропущенные окончания глаголов. Задание 1. Ёжик на вид сердитый. Этакий нелюдимый лесной колобок. Носом (пошмыгать) пошмыга..т, глазом (покрутить) покрут..т – да как (припустить) припуст..т со всех четырех! Только пяточки (замелькать) замелька..т. Н. Сладков Задание 2. Вставь в пословицы пропущенные глаголы. Глаголы из слов для справок употребляй в форме настоящего времени. Правда глаза ____________ . Труд человека _____________ , а лень _____________ . Лес __________ , щепки летят. Доброе дело само себя ___________ . После дела за советом не ____________ . Лиса и во сне кур _______________ . Слова для справок: портить, кормить, колоть, ходить, рубить, хвалить, видеть. | Дети по цепочке комментируют свои действия, пользуясь алгоритмом, записывают в тетради, выполняют графическую работу. Образец записи на доске. Сеять (I) – сеет (I).
|
YII. Итог урока, рефлексия учебной деятельности. |
- Ответьте на главный вопрос урока. Для чего нужно уметь определять спряжение глагола? - С какой орфограммой познакомились? - Как ее обнаруживать в словах? - От какого признака глагола зависит написание безударных личных окончаний? - Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями в настоящем и будущем времени? - Что мы узнали на уроке, чему научились, что поняли?
- Оцените свою деятельность на уроке. Дети осуществляют рефлексию, рассказывают, какая работа была интересна, трудна. |
Мы узнали, какие буквы безударных гласных пишутся в личных окончаниях глаголов, научились находить эту орфограмму, поняли способ выбора между буквами и–е в личных окончаниях глаголов, мы можем объяснить написание слов с буквами и-е, применять правило на практике. Дети осуществляют рефлексию, рассказывают, какая работа была интересна, трудна. |