Урок русского языка в 4 классе «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями», программа " Школа России"
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему

Васильева Ольга Викторовна

Тип урока – открытие «нового» знания, при использовании проблемно-диалогической технологии.

Данный урок проходит в рамках учебного курса русский язык в  четвёртом классе общеобразовательных школ (УМК «Школа России», учебник «Русский язык» для 4  класса начальной школы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва, Просвещение, 2013 год издания) в разделе «Правописание глаголов ».

Целью данного урока является: создание условий для формирования  умения писать безударные личные окончания глаголов, пользуясь алгоритмом написания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель :  Васильева Ольга Викторовна

Предмет :  русский язык

Тема :  «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями»

Класс :  4

УМК  :  «Школа Росcии» 

Авторы учебника : В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва, Просвещение, 2013 год издания

Тема: Правописание глаголов с безударными    личными окончаниями.

Тип: Урок открытия новых знаний.

Цель урока:  познакомить учащихся с орфограммой «Буквы для обозначения безударных гласных в личных окончаниях глаголов».

Задачи:

  1. формировать умение обнаруживать орфограмму «Буквы для обозначения безударных гласных в личных окончаниях глаголов», опираясь на её признаки;  
  2. закрепить умение пользоваться правилом выбора гласных букв  е - и в безударных личных окончаниях глаголов;
  3. развивать умение обнаруживать орфограммы;
  4. развивать мышление, устную и письменную речь  учащихся, их словарный запас;
  5. создавать условия для достижения следующих метапредметных  результатов:

 

Познавательные: отвечать на вопросы учителя; осуществлять поиск   необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи; учитывать выделенные действия в учебном материале в сотрудничестве со сверстниками и учителем.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; работать в паре.

Личностные: владеть навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками;  проявлять уважительное отношение к иному мнению; проявлять познавательный интерес к  учебному материалу.  

Оборудование:

- учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва, Просвещение, 2013 год изд. (2 часть)

- ИКТ  (презентация)

 - компьютер учителя

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

  1. Актуализация необходимых знаний

- Можно ли по окончанию глагола узнать его форму?

На доске сделаны записи, выделены суффиксы и окончания.

…ла   …ло   …л    …ли

(я)…-у –ю  (ты)…-ешь –ишь   (мы)…-ем – им

- Как называется изменение глаголов по лицам и числам?

- Мы уже знаем, что глаголы могут изменяться по временам, родам, могут  спрягаться - изменяться по лицам и числам. Для чего же нам нужно знать о спряжении глаголов?

- Давайте выяснять. Это будет главным вопросом нашего урока.

В первой строке – родовые окончания глаголов прошедшего времени ж.р., ср.р., м.р. и окончание множественного числа.  Глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам, имеют родовые окончания.)

Во второй строке личные окончания глаголов настоящего и будущего времени 1 л. ед. ч.; 2 л. ед.ч; 1 л. мн.ч.

 Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам, имеют личные окончания.

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением

  1. Анализ языкового материала с целью выделения признаков орфограммы.

– Прочитайте запись на экране.

Запись на экране и у учеников на листочках.

-Почему концы строк рифмуются?

- Произнесите вслух глаголы.

- Укажите в них ударения, сверху - время глаголов.

- Как определили время глаголов?

- Какие гласные звуки слышите в окончании глаголов? (Звуки [ы])

- Одинаковыми ли буквами будут обозначаться эти звуки  на письме?

- Я вам покажу, как пишутся эти слова.

Учитель показывает написание безударных окончаний глаголов.

- Можете объяснить их написание?

- Мы столкнулись с новой орфограммой. Как вы думаете, какое у нее название?

Учитель приводит к правильной формулировке орфограммы  . 

- Это тема нашего урока.

- Почему буквы безударных гласных в личных окончаниях глаголов являются орфограммой?

- Сделайте правильные записи слов на оставленных строках.

Дети выполняют задания,  графически обозначая новую орфограмму под руководством учителя.

- Какую цель поставим перед собой? Что мы должны узнать на уроке, чему научиться и что понять?

- Продолжим работу на листочках и сделаем выводы по наблюдениям.

Работа в паре..

Прочитать рифмовку. Произнести вслух глаголы. Обозначить в них ударение. Выделить окончания. Указать сверху время глаголов.

Текст на листочке:  

Ива ветви в воду клонит,

В ней луна безмолвно тонет.

- Поработайте в паре и выполните задания.

Клонит

Тонет

- Одинаковыми ли буквами обозначаются похожие звуки в окончаниях глаголов?

- Сделайте вывод, выберите правильное слово.

На листочках нужно дополнить  вывод, опираясь на свои наблюдения. 

Безударные гласные звуки в окончаниях глаголов … (похожие, разные).

Буквы, которые обозначают эти звуки … (одинаковые, разные).

- Как научиться узнавать орфограмму «Безударные личные окончания глаголов»?

- Сейчас мы поработаем с таблицей  признаков новой орфограммы.

Слышатся похожие окончания слов

Напиш[ы]т, услыш[ы]т – ударения падают на 2 слоги, глаголы будущего времени

Что сделает? – напишет, услышит – глаголы будущего времени, действие происходит после момента речи.

Мнения учеников могут разделиться.

Не знаем правило.

Дети делают предположения.

Хором повторяется ее название «Орфограмма «Буквы для обозначения безударных гласных в личных окончаниях глаголов».

Гласные звуки в окончании глаголов звучат похоже, а буквы безударных окончаний разные. Есть выбор написаний, значит, это орфограмма.

Мы должны узнать, какие буквы безударных гласных пишутся в личных окончаниях глаголов, учиться находить эту орфограмму по её признакам, должны понять способ выбора между буквами и–е в личных окончаниях глаголов.

Самостоятельно выполняют задания

Определить все её признаки

  1. Синтез и обобщение признаков.

Перед детьми таблица «Признаки орфограммы «Безударные личные окончания глаголов».

- Заполните пропуски в таблице с признаками.

Слышу

Вижу

1. Безударные гласные звуки.

 1.Буквы, которые обозначают безударные гласные звуки.

Размышляю

2. Место в слове – __________ .

 3. Часть речи – ___________.

 4. Время – ________ и ________ .

- Что нужно сделать, чтобы найти новую орфограмму?

Учащиеся заполняют таблицу с признаками орфограммы, комментируя записи

.

Дети обобщают признаки, выписанные в таблицу.

IY. Упражнения в обнаружении орфограмм

-- А сейчас мы поработаем с текстом, а  знание признаков новой орфограммы поможет нам её находить в словах.

- Упражнение № 199 в учебнике с.97

 - Прочитайте задание. Ответьте на вопросы.

- Почему в тексте так много глаголов?

- Что нужно сделать, чтобы найти новую орфограмму?

- Найдите и выпишите слова, в которых нет безударного гласного в личном окончании глагола.

- Прочитайте эти слова. Почему их выбрали?

-

 Найдите и выпишите слова, с  безударным гласным  в личном окончании глагола.

- Пользуясь памяткой, определите спряжение в глаголах с новой орфограммой и выделите её графически.

- Что нужно сделать, чтобы выполнить задания?

Проверка по слайду на доске.

- А какие глаголы-исключения 2 спряжения вы знаете? Повторим хором.

-

В отрывке рассказывается о действиях героев.

Нужно вспомнить все её признаки.

Плывёт, клюёт - в этих словах ударный гласный в окончании, ничего выбирать не нужно.

У учеников памятки «Окончания глаголов 1 и 2 спряжения»

Тонет, стонет  – это глаголы 1 спряжения, настоящего времени, заканчиваются на      -ет, исключений нет.

Видеть, слышать и смотреть,

Дышать, держать, еще вертеть,

Терпеть, зависеть, гнать, обидеть

И последний ненавидеть.

Смотрит – это глагол –исключение, относится  ко 2 спряжению

Физкультминутка

Мы зарядку начинаем,

наши руки разминаем,

Разминаем спину, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче.

Дружно прыгаем, прыг-скок!

Кто достанет потолок?

А теперь ходьба на месте,

Громко топаем все вместе.

Мы закончили зарядку,

Возвращаемся к тетрадкам.

Работа с текстом на поиск новой орфограммы (на слух).

- Мы сейчас учились находить орфограмму зрительно, а сейчас задание сложнее, надо найти ее на слух. Я прочитаю текст  вслух, услышите слово с новой орфограммой, хлопайте в ладоши. Старайтесь запоминать эти слова.

     Снег - верный помощник лесных жителей. Он и гре..т, он и пряч..т. Но беда, когда после оттепели удар..т мороз.

     Грян..т резкий холод и замороз..т снег сверху, покро..т его ледяной коркой. Теперь только ждать, когда солнышко его растоп..т.

По В. Бианки

- Снег помогает или вредит лесным жителям?

- Как же можно находить слова с новой орфограммой, если мы слышим слова или текст?

- От чего зависит выбор буквы для безударного гласного в личных окончаниях глаголов? Чтобы ответить на этот вопрос, сравним 2 глагола из текста и заполним таблицу.

Работа с таблицей по определению сходных и различных признаков глаголов 1 и 2 спряжения.

Сравните слова растопит и покроет из текста по плану, заполняя таблицу.      

                 

Чем похожи слова?

Чем различаются слова?

1.Произносятся                  безударные гласные звуки.   

2.Часть слова -                 

3.Часть речи -                        

4.Время -                        

5.Лицо -                          

6.Число -                                 

1.Эти звуки            обозначаются                                    буквами.

2.Спряжение                                    

 - Чем похожи и чем различаются слова?

- От чего зависит выбор буквы в безударных личных окончаниях глаголов?

- Ответьте на главный вопрос урока - для чего нужно знать спряжение глаголов?

- Как будем определять спряжение глаголов?

Нужно услышать безударный гласный в окончаниях глаголов настоящего и будущего времени.

Ученики заполняют таблицу в паре на отдельных карточках и проверяют её на слайде.

Похожи тем, что есть похожие безударные гласные в окончании,часть слова -окончание,

часть речи - глагол, время - будущее, 3 лицо, ед. число; различаются буквами в окончании и спряжением.

Написание безударного личного окончания глагола зависит от спряжения

Спряжение нужно знать, чтобы правильно писать безударные личные окончания глаголов.

Поставим глагол будущего или настоящего времени в неопределенную форму, по букве перед –ТЬ определим спряжение. Глаголы, оканчивающиеся на –ить, кроме брить, стелить, относятся ко                                      2 спряжению, остальные - к 1 спряжению, кроме 11 глаголов-исключений.

Y. Анализ способов проверки написания слов с орфограммой и работа с памяткой.

- Чтобы вам было легче работать с новой орфограммой, будем работать с памяткой в учебнике с. 98.

Памятка  «Проверка безударных личных окончаний глаголов»

1. Произношу слово и слышу – безударный гласный в окончании глагола.

2. Определяю время и число.

3. Если глагол в настоящем или будущем времени, то ставлю его в неопределенную форму, и по гласной букве перед –ть определяю спряжение.

4.Если глагол на –ить, то пишу «и», кроме брить, стелить; если не на -ить то пишу «е», кроме 11 глаголов-исключений.

-А теперь я продиктую все глаголы, которые вы определили на слух, а вы их запишите в два столбика по спряжению.

1 спр.                                                          2 спр.

греет,                                                           ударит,

прячет,                                                        заморозит,

грянет,                                                         растопит.

покроет.

Дети под диктовку распределяют глаголы в два столбика по спряжению,   обозначают орфограмму графически. Проводится взаимопроверка по образцу на доске.

YI. Орфографические упражнения

- Пользуясь памяткой на с. 98 в учебнике выполните упражнение № 200 проговаривая  в громкой речи.

Задания на выбор

- На уроке мы выполняли разные задания, которые я предлагала, а теперь вы сами сможете выбрать для себя задание. Вы можете поработать с готовым текстом и выполнить орфографическую работу, а можете поработать с пословицами, дополнив пропущенные слова. В конце работы выполните самопроверку по карточке –ключу на обратной стороне. Можете работать в парах.

Спиши текст. Вставь пропущенные окончания глаголов.

Задание 1.

        Ёжик на вид сердитый. Этакий нелюдимый лесной колобок. Носом (пошмыгать)  пошмыга..т,  глазом  (покрутить)  покрут..т – да как (припустить)  припуст..т со всех четырех! Только пяточки (замелькать) замелька..т.

Н. Сладков

Задание 2.

Вставь в пословицы пропущенные глаголы. Глаголы из слов для справок употребляй в форме настоящего времени.

Правда глаза ____________ .

Труд человека _____________ , а лень _____________ .

Лес __________ , щепки летят.

Доброе дело само себя ___________ .

После дела за советом не ____________ .

Лиса и во сне кур _______________ .

Слова для справок: портить, кормить, колоть, ходить, рубить, хвалить, видеть.

Дети по цепочке комментируют свои действия, пользуясь алгоритмом, записывают в тетради,  выполняют графическую работу. Образец записи на доске. Сеять (I) – сеет (I).

YII. Итог урока, рефлексия учебной деятельности.

- Ответьте на главный вопрос урока. Для чего нужно уметь определять спряжение глагола?

- С какой орфограммой познакомились?

- Как ее обнаруживать в словах?

- От какого признака глагола зависит написание безударных личных окончаний?

- Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями в настоящем и будущем времени?

- Что мы узнали на уроке, чему научились, что поняли?

- Оцените свою деятельность на уроке.

 Дети осуществляют рефлексию, рассказывают, какая работа была интересна, трудна.

Мы узнали, какие буквы безударных гласных пишутся в личных окончаниях глаголов, научились находить эту орфограмму, поняли способ выбора между буквами и–е в личных окончаниях глаголов, мы можем объяснить написание слов с буквами и-е,  применять правило на практике.

Дети осуществляют рефлексию, рассказывают, какая работа была интересна, трудна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями" 4 класс Школа 2100

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС и направлен на достижение следующих целей:– совершенствование учебно-языковых и правописных умений по теме «Глагол»: находить, образовывать глаголы, пи...

Конспект и презентация к уроку русского языка "Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями, 4 класс, "Школа 2100"

Конспект к уроку русского языка "Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями, 4 класс, "Школа 2100". Урок сопровождается презентацией, автор Батурина Ж.А....

Конспект урока по русскому языку «Правописание глагола с безударными личными окончаниями»(УМК«Школа России», 4 класс )

Цели деятельности учителя:развитие умения определять спряжение глаголов по неопределённой форме, правильно ставить вопросы к глаголам, писать безударные личные окончания глаголов.Планируемые результат...

Конспект урока по русскому языку «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями»(УМК«Школа России», 4 класс )

Цели деятельности учителя:создание условий для формирования умения правильно писать безударные личные окончания глаголов;совершенствование умения определять лицо, число, спряжение глаголов.Планируемые...

Конспект урока русского языка "Правописание глаголов с безударными личными окончаниями" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя:·        создание условий для формирования умения правильно писать безударные личные окончания глаголов;·...

Конспект урока русского языка. Тема: "Правописание глаголов с безударными личными окончаниями" (УМК "Школа России", 4 класс)

Конспект урока по русскому языкуТема урока: «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями» Цели деятельности учителя: создание условий для формирования умения правильно пис...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание глаголов прошедшего времени", 4 кл., УМК "Школа России"

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для совершенствования умения образовывать глаголы прошедшего времени, грамотно писать окончания глаголов прошедшего врем...