Урок развития речи на тему: " Общее понятие о тексте"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Ардамакова Маргарита Викторовна

В материале представлен один из начальных уроков по развитию речи во 2 классе "Общее понятие о тексте"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi_vvo_2_klasse.docx14.94 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи во 2 классе.

ТЕМА: ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ТЕКСТЕ.

Задача: сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков (смысловое единство, определенность границ предложений и их место в тексте).

1. Речевая гимнастика.

Наш  Полкан попал в капкан.

Нужно помочь Полкану

Освободить лапу из капкана.

- Что это? Прочитайте.

-Какие звуки повторяются?

-Прочитаем тихо, громко, очень громко.

-Прочитаем, выделяя голосом подчеркнутые слова.

-Теперь прочитаем так, чтобы все поняли, что вы жалеете Полкана.

2. Введение понятия «Текст» на основе сопоставления текста и набора предложений.

На доске две записи.

а) На прогулке пудель так и искрится от радости. Кошки любят сметану и колбасу. Ребята решили построить скворечник.

б) Пудель – красивый и жизнерадостный пес. У него волнистая шерсть. Он очень понятлив и послушен. Пудель ласков и очень предан хозяину.

- Приходилось ли вам слышать слово «текст»? Что оно обозначает?

Целевая установка. Сегодня на уроке мы уточним, что такое текст, узнаем, какими признаками он обладает и как отличить текст от набора предложений.

Запись в тетради темы урока: Текст.

- Прочитайте обе записи на доске.

- Попробуйте определить, где записан текст. Почему вы так решили?

- О ком говорят предложения в первой записи? А во второй?

- Попробуйте придумать заглавие к первой записи и ко второй.

Вывод: Во второй записи дан текст, так как все предложения в нем связаны по смыслу, рассказывают об одном и том же. К тексту можно придумать заглавие.

На доске:

а) Предложения связаны в тексте по смыслу.

б) К тексту можно придумать заглавие.

3. Введение понятия о том, что каждое предложение в тексте имеет свои границы, путем работы с деформированным текстом.

На партах карточки с напечатанным  текстом.

                                                                  Храбрый дрозд

        Однажды кот Васька увидел на дереве гнездо в гнезде пищали пушистые птенцы кот полез на дерево но тут прилетел старый дрозд он стал клевать кота в нос и глаза как же испугался разбойник скатился он с дерева и побежал.

- Прочитайте запись про себя. Почему ее трудно читать? (Лексическая работа со словом «граница», повторение многозначных слов.)

- Какие знаки мы можем поставить в конце предложения? А как мы еще показываем, что одно предложение кончилось и началось другое?

- Найдите границы предложений, поставьте нужные знаки препинания, напишите, где это нужно, большие буквы.

- Теперь выразительно прочитаем текст так, чтобы было видно, что каждое предложение имеет конец.

- Докажите, что мы прочитали текст.

- Что мы еще узнали о тексте?

На доске:

в) Все предложения в тексте имеют границы (запись в тетради).

4. Введение понятия о том, что предложения в тексте имеют определенную последовательность. На партах карточки  с текстом.

                                         Котенок и утята

Однажды увидел он утят – и за ними.

Из нее выскочил лохматый пес.

А утята спокойно пошли к воде.

Жил котенок во дворе с мамой.

Утята побежали к собачьей будке.

Котенок пружиной взлетел на плетень.

- Прочитайте. Как вы думаете, это текст?

- Почему?

- Что нужно сделать, чтобы из этих предложений получился текст?

Работа ведется коллективно, начинается методом «от противного». Последовательность предложений обозначается цифрами.

- Прочитайте предложения в нужной последовательности. Докажите что у нас получился текст.

- Какой мы сделаем вывод после выполнения этой работы?

На доске (дописывается третий текст):

Все предложения в тексте имеют границы и определенное место.

5. Оформление текста на письме.

- Можем ли мы каждое предложение в тексте писать с новой строки?

- Как мы пишем первое предложение в тексте? (С красной строки.)

- Красное – это старинное народное название красивого. Мы говорим Красная площадь, красная девица. И первую строку называем красной, потому что в старинной книгах разными узорами  разрисовали первую букву. Красной строкой выделяются и законченные части текста.

- Напишите первое предложение текста «Котенок и утята» в тетрадь с красной строки. Попробуйте разрисовать первую букву, написать ее очень красиво. Дома найдите книги, в которых есть разрисованные буквы, посмотрите, какие на них узоры.

6. Обобщение пройденного на уроке.

- Приходилось ли вам до сегодняшнего урока работать с текстами? С какими, на каких уроках?

- Можно ли считать текстом скороговорку, над которой мы работали в начале урока? Почему?

7. Итог урока.

Продолжите:

- Я узнал сегодня о тексте… .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. Тема "Общее понятие о тексте"

Цели:а) сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков (смысловое единство, определенность границ предложений и их места в тексте); б) познакомить с темо...

Урок русского языка 2 класс "Общее понятие о тексте"

Цель урока: ознакомление учащихся с общим понятием "текст", основными признаками текста...

Урок развития речи на тему "Типы текстов. Текст-описание"

Конспект занятия по речевому развитию для 2 класса....

Презентация к уроку развития речи по теме "Текст-описание"

Презентация поможет последовательно выстроить план работы по созданию текса-описания....

Презентация для уроков развития речи на тему "Типы текстов"

Данный материал для начальной школы.Поможет на уроках развития речи, когда нужно вспомнить типы текстов, проанализировать художественные тексты....

Конспект урока развития речи по теме: Работа с деформированным текстом «По грибы».

Цели: Научить работать с деформированным текстом.Задачи: Общеучебные УУД:Давать полные ответы на вопросы; подбирать предложения к картинкам. Формировать умение делить слова на слоги, определять количе...

Урок развития речи по теме "Работа с деформированным текстом "Котёнок"" (2 класс 1 отделение)

Технологическая карта по развитию речи по теме: "Работа с деформированным текстом "Котёнок"". На уроке восстановлен из предложений текст, проведена словарная работа с применением п...