русский язык "Изменение имен существительных по числам"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Гончарова Марина Викторовна

Конспект урока и презентация для интерактивной доски по теме "Изменение имен существительных по числам" 3 класс ПНШ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:                                             «Изменение имён существительных по числам»

Задачи урока:

Выявить, что есть имена существительные, которые изменяются по числам (таких в языке большинство), а есть имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Формировать  УУД:

Регулятивные универсальные действия:

- формулирование и удержание цели, учебных задач;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной формах;

-предвидеть уровень усвоения знаний;

- выделять и формулировать то, что усвоено и нужно освоить, определять качество и уровень усвоения.

Познавательные универсальные действия:

- сбор информации ( извлечение необходимой информации из различных источников);

- понимание, преобразование и представление информации;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, обобщать.

Коммуникативные универсальные действия:

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

- формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;

- строить монологическое высказывание;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.1 (с. 68);  Рабочая тетрадь 1.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Этап мотивации.

Организует класс на работу.

Учебник на столе у вас?

А ручка и тетрадка?

Тогда урок начнем сейчас

Раз все у вас в порядке!

 С малой удачи начинается успех! - Прочтите и скажите, какое слово здесь главное?

 - Как понимаете слово «успех»?

 - Что необходимо для успешной работы на уроке?

Желаю вам успехов на уроке в получении новых знаний

-Откройте тетрадь и запишите число и кл. работа          сл.1

Проверяют организацию рабочего места. Дети рассуждают о том, что такое успех и что необходимо для успешной работы

Познавательные УУД общеучебные (осознанное построение речевого высказывания)

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание учиться

 II Этап актуализации знаний и фиксирование затруднения.

- Сегодня на уроке мы начинаем изучать новую тему. Откройте содержание учебника и прочитайте ,как она называется.

Назовите тип урока

Давайте составим план нашего урока                    сл.1 щелчок

  1. Повторим
  2. Узнаем
  3. Закрепим.
  4. Оценим себя

Словарная работа.  Запишите слова. сл.2

Устно измените их по числам.  сл.3

Все ли слова имеют фому мн. ч.?

Изменение существительных по числам

Открытие новых знаний

что знаем о сущ-ом

все ли сущ. измен. по ч.

умение изменять сущ.по ч.

III. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Определить тему урока, поставить цель , учебные задачи

А как вы думаете, всё ли мы знаем  об изменении имён существительных по числам?

Как вы думаете все ли существительные изменяются по числам.?

Откроем с. 68 просмотрите её.  сл.4

Давайте попробуем сформулировать цель урока

Для реализации цели поставим для себя  учебные задачи

Какие умения для успешной работы вам пригодятся?

По каким критериям будете себя оценивать в конце урока?

Повторить об изменении существительных по числам;

Выяснить все ли существительные изменяются по числам

Я:

 Узнал

Научился

Заинтересовался

Повторил

Мне:

Надо

Понравилось

Удалось

Регулятивные: формулирование

цели, учебных задач

IV.Этап реализации проекта.

Что я знаю об имени существительном.

Тест -2 мин.      сл.5  Проверка сл.6

-Давайте попробуем сделать вывод об существительных.

Что я не знаю об им. сущ.

С. 68. Упражнение 57.  сл.7

-Прочитайте каждое существительное и пробуйте поставить его в форму другого числа.  

Те слова,  с которыми это удается, записывайте в первый столбик (кольца, тетрадь, доска, число, дорога, окна),

а те слова, у которых не получается изменить число,  – во второй (грабли, щипцы, молоко, мед, сахар, трусы, шерсть, очки).

-К какому выводу мы пришли?

ФИЗМИНУТКА.

Значит, имя существительное- часть речи, которая изменяется по числам.

В языке  есть существительные, не изменяющиеся по числам.

Коммуникативные:

работать в группе,

формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы

 Коммуникативные:

строить монологическое высказывание

V. Этап первичного закрепления.

Перейдём к плану урока

Закрепим.     сл.7 щелчок

У слов из второго столбика дети определяют число и снова  записывают их в два столбика.  

В первый столбик  –  существительные, имеющие форму только единственного числа. Это слова молоко, мёд, сахар, шерсть.  

Во второй столбик  –  существительные,  имеющие форму только множественного числа  – грабли, щипцы, трусы, очки.  

-Придумайте свои примеры к каждой  группе слов.

 В результате обсуждения примеров учащиеся приходят к выводу:                сл.8-9

В языке больше существительных, имеющих форму и единственного, и множественного числа, и, следовательно, существительное – это часть речи, которая изменяется по числам.

VI. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

сл.10

Распределить слова в 2 столбика  по  признаку изменения по числам        

Песок, берёза, осина, щипцы,  мёд, лестница, красота, огород,  брюки, шерсть.

VII. Рефлексия

Формировать умения оценивать себя

Вернёмся  к задачам урока.       сл.11

- Все ли учебные задачи решены?

-Вспомните критерии урока и  оцените свою деятельность

- Я оценила вашу работу сегодня на  "отлично"

Домашнее задание

Т.с43 упр.40.                  сл.12

Работа со словарём: найти слова, которые не изменяются по числам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку "Изменение имен прилагательных по числам"

Конспект открытого урока по русскому языку "Изменение имен прилагательных по числам"...

Открытый урок по русскому языку "Изменение имен существительных по падежам в единственном и множественном числах"

- закреплять знания об однородных членах предложения;          - развивать орфографическую зор...

русский язык "Изменение имен существительных по числам"

Урок изучение нового материла в 3 классе для национальных школ....

Презентация к уроку русского языка "Изменение имен прилагательных по числам"

Презентация к уроку русского языка 2 класс " Изменение имен прилагательных по числам"...

Методическая разработка урока по русскому языку "Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе"

Методическая разработка урока по русскому языку "Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе"...