конспект урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
МБОУ НОШ г. Покров
Конспект урока русского языка по программе «Школа России»
(2 класс)
Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами.
Мишурова Е.Г.
Урок по русскому языку
в 2 классе
Правописание частицы НЕ с глаголами.
Цель: - создать условия для обобщения знаний детей по изученным произведениям раздела «Страна детства»;
- развивать нравственные качества (доброту, правдивость, внутреннюю красоту, любознательность, воспитанность);
- формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- формировать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, строить логические цепи рассуждений, доказательств, искать и выделять необходимую информацию.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Слайд 2
Учитель: -Посмотрите на слайд. О чём он нам говорит?
-А может быть, лучше поиграть с друзьями?
Дети: Отвечают на вопросы
-Сейчас я буду учиться, буду узнавать что-то новое.
Учитель: - Итак: нам предстоит большая работа,
Всё, что мы делаем-нужно,
Значит, мы будем трудиться
Усердно и дружно!
Дети: Проговаривают стихотворение - правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.
Учитель:
Слайд 3
-Сегодня на уроке русского языка мы продолжаем исследовать слова. Чтобы ваши исследования прошли успешно, какими нужно быть?
Слайд 4
Девиз урока: Всё получится!
Почему сегодня у нас такой девиз?
-Да, вы правы, сегодня у нас урок открытия нового знания.
-Какие мы делаем шаги при открытии нового знания?
Дети: Проговаривают девиз урока. Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности «Что я не знаю?», «Сам найду способ».
Учитель: - С чего начинается работа на уроке? (Сначала мы повторяем то, что нам понадобится для "открытия" нового знания.)
Дети: Проговаривают последовательность действий на уроке.
Учитель: 1. – Я называю слово, вы определяете число, в котором употреблено это слово и записываете его в другом числе.
Поёт, летит, журчит, вьёт.
Дети: Записывают слова в тетрадь.
Учитель: Слайд 5.
-Проверьте записанные вами пары слов.
-Какое задание вы бы предложили к данным словам?
Дети: Самопроверка
-Выделить орфограммы.
Учитель: - Что можно сказать о данных слова?
Дети: - Это глаголы.
Учитель: - Расскажите друг другу, что вы знаете о глаголах.
-О ком или о чём можно сказать, используя в речи любой из этих глаголов?
Дети: Работа в паре. Проговаривают, что повторили.
Учитель: -Какой темой можно объединить эти слова?
Дети: - Темой весны.
Учитель: - Послушайте пословицу: Одна ласточка весны не делает.
-Как вы понимаете смысл пословицы?
Дети: Высказывают свои мнения.
Учитель: 2.Выполнение пробного действия.
- Запишите её в тетрадь.
3.Фиксация индивидуального затруднения.
Дети: Выполняют задание.
Учитель: Слайд 6
- У нас получились разные варианты. Почему?
не делает
неделает
Дети: Фронтальная проверка. Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю).
3.Выявление места и причины затруднения.
Учитель: - В каком месте возникло затруднение?
- Почему возникло затруднение?
Дети: Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.
- При написании НЕ с глаголом.
- Мы не знаем как пишется НЕ с глаголом.
Учитель: Слайд 7
- Какую цель ставим?
-Наметим наш план действий:
Дети: С помощью учителя, ставят цель урока.
- Узнать, как пишется не с глаголом.
Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.
Учитель: Слайд 8
1.Сами попробуем выполнить задание: узнать чем является слово Не.
Написание Не с глаголами.
2.Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя.
3.Устраним затруднение.
4.Применим новое знание.
Результаты исследования будем оформлять в виде схемы, которая находится в карте исследования.
-Что нам поможет?
-Итак, нам предстоит большая работа, но прежде, чем мы к ней приступим, я предлагаю вам отдохнуть.
Физкультминутка.
Дети: Называют средства
-Свой опыт, учебник, учитель. Выполняют движения.
5.Реализация построенного проекта
Учитель: Для ответа на вопрос:
Чем является слово Не,
Выполним 1 задание.
Выполните задания, нужную букву впишите в кружок.
Дети: Под руководством учителя выполняют составленный план действий.
Учитель: 1.Исследуйте ряд букв – ш, ж, ч, ц, подчеркните «лишнюю» букву.
2.Разгадайте ребус, выделите орфограмму.
3.Подберите антоним к слову темнота, почеркните в нём первую букву.
4.Подчеркните орфограмму в слове крот.
5.Исправьте ошибку в слове стрежи, выделите орфограмму.
6.Отгадайте загадку
Букву «пэ» перевернули,
Справа хвостик пристегнули,
Завернули на конце,
Получилась буква…
7.Вставьте и подчеркните пропущенную букву щ…вель
Дети: Работа в паре (карта исследования).
Учитель: Слайд 9
Вывод: НЕ-это частица
Запишите вывод в схему
Дети: Самопроверка. Заполняют схему. Отвечают на вопросы. Фронтальная работа.
Учитель: - Теперь нам нужно выяснить, какой частью речи является частица НЕ: служебной или самостоятельной?
-Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос?
Дети: - Нет, не можем.
Учитель: - Что вы знаете о самостоятельных частях речи?
Дети: - Они отвечают на вопросы, являются членами предложения.
Учитель: - Назовите самостоятельные части речи?
Дети: - Существительное, прилагательное, глагол.
Учитель: - А служебные?
Дети: - К ним нельзя поставить вопросы, они не являются членами предложений, служат для связи слов в предложении.
Учитель: Вывод: частица НЕ-служебная часть речи. Запишите вывод в схему.
Дети: Значит, частица-служебная часть речи. Заполняют схему.
Учитель: Слайд 10
-Какие будут предположения: как писать не с глаголом?
-Найти ответ на этот вопрос нам поможет грамматическая сказка.
Дети: Высказывают предположения.
Учитель: Гордую частицу не полюбил благородный Глагол. Печальной была его любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».
Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Но Глагол был постоянным в своих чувствах.
Дети: Чтение текста-сказки (карта исследования). Работа в паре.
Учитель: -Какое правило написания частицы сформулировано в этой сказке?
-Правописание частицы НЕ с глаголами-это орфограмма.
Запишите вывод в схему.
Дети: - НЕ с глаголами пишется отдельно. Заполняют схему.
Учитель: -Какое значение придаёт предложению частица НЕ?
-Какое значение придаёт глаголу НЕ?
Дети: - Отрицательное.
Учитель: - Оформите это утверждение в схеме.
Дети: - Отрицает действие. Заполняют схему.
Учитель: - Ребята, наша схема полностью заполнена. Что это значит?
-Зачитайте результаты нашего исследования.
Дети: - Мы закончили исследование. Работа по схеме.
Учитель: Прочитайте, как в учебнике написано о частице НЕ.
Дети: Читают правило с. 78
Учитель: Устранения затруднения. Можете ли, вы теперь определить, как правильно записать предложение.
Дети: Фиксируют новое знание в речи.
Учитель: Одна ласточка весны не делает.
-Исправьте ошибку, если вы её допустили.
Дети: Индивидуальная работа.
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Учитель: Слайд 11
1.стр.78 № 136
Дети: Выполняют задания в тетрадях (индивидуально)
Учитель: 2.В данные пословицы перед глаголом вставьте частицу НЕ так, чтобы у пословиц появился смысл.
Дети: Работа в паре.
Учитель: Откладывай безделье, да откладывай дело.
Не стыдно знать, стыдно учиться.
Дети: Самопроверка.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Учитель: Слайд 12
- Выберите задание, которое вы хотите выполнить
1.Запиши пословицу
Как (не)злись метелица, весной повевает.
2.Собери пословицу
Весною, (не)вернёшь, день, упустишь, годом.
3.Составить правила поведения весной.
Дети: Выполняют задание самостоятельно в тетради.
Учитель: Самопроверка.
Дети: Выполняют самопроверку по эталону.
Учитель: Слайд 13
-У кого всё правильно?
-У кого есть ошибки?
-В чём причина?
Дети: Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки. Выполняют самооценку с помощью смайликов.
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Учитель: -Какая тема урока была?
-Какую цель ставили? Достигли цели?
-Чему вы научились на уроке?
Слайд 14
Расскажите по схеме:
-знаю
Я -запомнил
-смог
-Оцените свою деятельность на уроке, используя смайлики.
Выставление оценок.
Домашнее задание.
Дети: Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Выполняют самооценку.
Учитель: Слайд 15
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx | 25.72 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ НОШ г. Покров
Конспект урока русского языка по программе «Школа России»
(2 класс)
Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами.
Мишурова Е.Г.
Урок по русскому языку
в 2 классе
Правописание частицы НЕ с глаголами.
Цель: - создать условия для обобщения знаний детей по изученным произведениям раздела «Страна детства»;
- развивать нравственные качества (доброту, правдивость, внутреннюю красоту, любознательность, воспитанность);
- формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- формировать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, строить логические цепи рассуждений, доказательств, искать и выделять необходимую информацию.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Слайд 2
Учитель: -Посмотрите на слайд. О чём он нам говорит?
-А может быть, лучше поиграть с друзьями?
Дети: Отвечают на вопросы
-Сейчас я буду учиться, буду узнавать что-то новое.
Учитель: - Итак: нам предстоит большая работа,
Всё, что мы делаем-нужно,
Значит, мы будем трудиться
Усердно и дружно!
Дети: Проговаривают стихотворение - правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.
Учитель:
Слайд 3
-Сегодня на уроке русского языка мы продолжаем исследовать слова. Чтобы ваши исследования прошли успешно, какими нужно быть?
Слайд 4
Девиз урока: Всё получится!
Почему сегодня у нас такой девиз?
-Да, вы правы, сегодня у нас урок открытия нового знания.
-Какие мы делаем шаги при открытии нового знания?
Дети: Проговаривают девиз урока. Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности «Что я не знаю?», «Сам найду способ».
Учитель: - С чего начинается работа на уроке? (Сначала мы повторяем то, что нам понадобится для "открытия" нового знания.)
Дети: Проговаривают последовательность действий на уроке.
Учитель: 1. – Я называю слово, вы определяете число, в котором употреблено это слово и записываете его в другом числе.
Поёт, летит, журчит, вьёт.
Дети: Записывают слова в тетрадь.
Учитель: Слайд 5.
-Проверьте записанные вами пары слов.
-Какое задание вы бы предложили к данным словам?
Дети: Самопроверка
-Выделить орфограммы.
Учитель: - Что можно сказать о данных слова?
Дети: - Это глаголы.
Учитель: - Расскажите друг другу, что вы знаете о глаголах.
-О ком или о чём можно сказать, используя в речи любой из этих глаголов?
Дети: Работа в паре. Проговаривают, что повторили.
Учитель: -Какой темой можно объединить эти слова?
Дети: - Темой весны.
Учитель: - Послушайте пословицу: Одна ласточка весны не делает.
-Как вы понимаете смысл пословицы?
Дети: Высказывают свои мнения.
Учитель: 2.Выполнение пробного действия.
- Запишите её в тетрадь.
3.Фиксация индивидуального затруднения.
Дети: Выполняют задание.
Учитель: Слайд 6
- У нас получились разные варианты. Почему?
не делает
неделает
Дети: Фронтальная проверка. Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю).
3.Выявление места и причины затруднения.
Учитель: - В каком месте возникло затруднение?
- Почему возникло затруднение?
Дети: Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.
- При написании НЕ с глаголом.
- Мы не знаем как пишется НЕ с глаголом.
Учитель: Слайд 7
- Какую цель ставим?
-Наметим наш план действий:
Дети: С помощью учителя, ставят цель урока.
- Узнать, как пишется не с глаголом.
Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.
Учитель: Слайд 8
1.Сами попробуем выполнить задание: узнать чем является слово Не.
Написание Не с глаголами.
2.Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя.
3.Устраним затруднение.
4.Применим новое знание.
Результаты исследования будем оформлять в виде схемы, которая находится в карте исследования.
-Что нам поможет?
-Итак, нам предстоит большая работа, но прежде, чем мы к ней приступим, я предлагаю вам отдохнуть.
Физкультминутка.
Дети: Называют средства
-Свой опыт, учебник, учитель. Выполняют движения.
5.Реализация построенного проекта
Учитель: Для ответа на вопрос:
Чем является слово Не,
Выполним 1 задание.
Выполните задания, нужную букву впишите в кружок.
Дети: Под руководством учителя выполняют составленный план действий.
Учитель: 1.Исследуйте ряд букв – ш, ж, ч, ц, подчеркните «лишнюю» букву.
2.Разгадайте ребус, выделите орфограмму.
3.Подберите антоним к слову темнота, почеркните в нём первую букву.
4.Подчеркните орфограмму в слове крот.
5.Исправьте ошибку в слове стрежи, выделите орфограмму.
6.Отгадайте загадку
Букву «пэ» перевернули,
Справа хвостик пристегнули,
Завернули на конце,
Получилась буква…
7.Вставьте и подчеркните пропущенную букву щ…вель
Дети: Работа в паре (карта исследования).
Учитель: Слайд 9
Вывод: НЕ-это частица
Запишите вывод в схему
Дети: Самопроверка. Заполняют схему. Отвечают на вопросы. Фронтальная работа.
Учитель: - Теперь нам нужно выяснить, какой частью речи является частица НЕ: служебной или самостоятельной?
-Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос?
Дети: - Нет, не можем.
Учитель: - Что вы знаете о самостоятельных частях речи?
Дети: - Они отвечают на вопросы, являются членами предложения.
Учитель: - Назовите самостоятельные части речи?
Дети: - Существительное, прилагательное, глагол.
Учитель: - А служебные?
Дети: - К ним нельзя поставить вопросы, они не являются членами предложений, служат для связи слов в предложении.
Учитель: Вывод: частица НЕ-служебная часть речи. Запишите вывод в схему.
Дети: Значит, частица-служебная часть речи. Заполняют схему.
Учитель: Слайд 10
-Какие будут предположения: как писать не с глаголом?
-Найти ответ на этот вопрос нам поможет грамматическая сказка.
Дети: Высказывают предположения.
Учитель: Гордую частицу не полюбил благородный Глагол. Печальной была его любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».
Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Но Глагол был постоянным в своих чувствах.
Дети: Чтение текста-сказки (карта исследования). Работа в паре.
Учитель: -Какое правило написания частицы сформулировано в этой сказке?
-Правописание частицы НЕ с глаголами-это орфограмма.
Запишите вывод в схему.
Дети: - НЕ с глаголами пишется отдельно. Заполняют схему.
Учитель: -Какое значение придаёт предложению частица НЕ?
-Какое значение придаёт глаголу НЕ?
Дети: - Отрицательное.
Учитель: - Оформите это утверждение в схеме.
Дети: - Отрицает действие. Заполняют схему.
Учитель: - Ребята, наша схема полностью заполнена. Что это значит?
-Зачитайте результаты нашего исследования.
Дети: - Мы закончили исследование. Работа по схеме.
Учитель: Прочитайте, как в учебнике написано о частице НЕ.
Дети: Читают правило с. 78
Учитель: Устранения затруднения. Можете ли, вы теперь определить, как правильно записать предложение.
Дети: Фиксируют новое знание в речи.
Учитель: Одна ласточка весны не делает.
-Исправьте ошибку, если вы её допустили.
Дети: Индивидуальная работа.
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Учитель: Слайд 11
1.стр.78 № 136
Дети: Выполняют задания в тетрадях (индивидуально)
Учитель: 2.В данные пословицы перед глаголом вставьте частицу НЕ так, чтобы у пословиц появился смысл.
Дети: Работа в паре.
Учитель: Откладывай безделье, да откладывай дело.
Не стыдно знать, стыдно учиться.
Дети: Самопроверка.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Учитель: Слайд 12
- Выберите задание, которое вы хотите выполнить
1.Запиши пословицу
Как (не)злись метелица, весной повевает.
2.Собери пословицу
Весною, (не)вернёшь, день, упустишь, годом.
3.Составить правила поведения весной.
Дети: Выполняют задание самостоятельно в тетради.
Учитель: Самопроверка.
Дети: Выполняют самопроверку по эталону.
Учитель: Слайд 13
-У кого всё правильно?
-У кого есть ошибки?
-В чём причина?
Дети: Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки. Выполняют самооценку с помощью смайликов.
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Учитель: -Какая тема урока была?
-Какую цель ставили? Достигли цели?
-Чему вы научились на уроке?
Слайд 14
Расскажите по схеме:
-знаю
Я -запомнил
-смог
-Оцените свою деятельность на уроке, используя смайлики.
Выставление оценок.
Домашнее задание.
Дети: Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Выполняют самооценку.
Учитель: Слайд 15
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.
Тема: «Текст и его признаки». Цель:· Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».
формировать умение выделять приставку и суффикс в слове;развивать умение образовывать новые слова с помощью пр...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...
Конспект урока русского языка для 3 класса по теме «Правописание безударных гласных», УМК по русскому языку под ред. Т. Г. Рамзаевой
Урок обобщения и систематизации знаний....
План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"
конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)...