Обучающие изложение по фрагменту произведения К. Паустовского " Кот-Ворюга" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

План-конспект по русскому языку Васильевой Ирины Сергеевны

3 класс

Тема урока: Обучающее изложение

Цель: Формировать умение воспроизводить текст в логической последовательности.

Оборудование: Учебник, контрольные тетради, презентация

Методы и формы работы: фронтальная, самостоятельная

Предметные результаты:

Личностные:

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные:

Овладение способностью принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; формирование умения планировать , контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в письменной форме; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные:

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izlozhenie.docx38.91 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект по русскому языку Васильевой Ирины Сергеевны

3 класс

Тема урока: Обучающее изложение

Цель: Формировать умение воспроизводить текст в логической последовательности.

Оборудование: Учебник, контрольные тетради, презентация

Методы и формы работы: фронтальная, самостоятельная

Предметные результаты:

Личностные:

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные:

Овладение способностью принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; формирование умения планировать , контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в письменной форме; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные:

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Ход урока

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (5-7 ДНЕЙ)

Цель – Изучить материал к написанию изложения

Умение и орфограммы

Упражнения

Русский язык:

  1. Название текста                                                                                                                            
  2. Разбиение текста на части и работа над основной мыслью текста
  3. Безударная гласная в корне слова

  1. Заглавная буква в слове
  2. Перенос слов

  1. Парные согласные в корне слова
  2. Слитное написание приставок

  1. Словарная работа

  1. Работа над пунктуацией и синтаксисом

  1. с.64, у. 165; с.67, у. 175
  2. с. 69, у. 180

  1. Дидактический материал. Карточка.

Объясните правописание безударных гласных в корнях слов, обращая внимание на их значение.

Ч...стота эксперимента - ч...стота волн, разр...дить атмосферу - разр...дить посевы, спл...тить единомышленников - запл...тить долг, спуститься в цветущую д...лину - быть вд...леке от дома, сп...шите видеть - сп...шите данные, обл...ченный властью - обл...ченный судом

4. с.64, у. 165.

5. -Разделите слова по общему признаку на 2 группы, запишите в 2 столбика.

За-яц                      ру-ка                       мя-чик

Тигр                      нос                         юла

Бел-ка                   ло-кон                     кук-ла

Оля                       Юра                        мост

-По какому признаку делили слова на группы? Рядом с каждым словом запишите это слово разделяя его для переноса.

- Какие слова нельзя перенести? Почему?

6. с.74, у. 191

7.с.68, у. 177

8.Песок, народ, берег, подошел, однажды, цирк, почувствовал, озорник, сзади, решил

9. с. 31 у. 77, с. 34 у. 85, с.41 у. 100

Окружающий мир:

Работа над темой.

Окружающий мир Плешаков А. А. 3 класс 1 часть. С. 89.

Разнообразие домашних животных.

Литературное чтение (внеклассное чтение)

К. Паустовский. Кот-ворюга

Константин Георгиевич Паустовский – русский советский писатель. Родился Паустовский 31 мая (19 мая по ст. ст.) в Москве, его отец был потомком казацкого рода, работал железнодорожным статистиком. Их семья была довольно творческой, здесь музицировали на рояле, часто пели, любили театральные постановки. Как говорил сам Паустовский, отец был неисправимым мечтателем, поэтому места его работы, и соответственно, проживания все время менялись

В 1898 г. семья Паустовских оседает в Киеве. Себя писатель называл «киевлянином по душе», с этим городом были связаны многие годы его биографии, именно в Киеве он состоялся как литератор. Местом учебы Константина была 1-ая киевская классическая гимназия. Будучи учеником последнего класса, он написал свой первый рассказ, который был напечатан. Еще тогда к нему пришло решение быть писателем, но он не мыслил себя в этой профессии без того, чтобы накопить жизненный опыт, «уйти в жизнь». Это пришлось ему сделать еще и потому, что отец бросил семью, когда Константин учился в шестом классе, подросток был вынужден заботиться о поддержании родных.

В 1911 г. Паустовский - студент историко-филологического факультета Киевского университета, где он проучился до 1913 г. Затем он перевелся в Москву, в университет, но уже на юридический факультет, хотя не доучился до конца: учеба была прервана Первой мировой войной. Его, как младшего сына в семье, не призвали в армию, но он работал вагоновожатым на трамвае, на санитарном поезде. В один день, находясь на разных фронтах, погибли два его брата, и из-за этого Паустовский приехал к матери в Москву, но пробыл там лишь некоторое время. В тот период у него были самые разные места работы: Новороссийский и Брянский металлургические заводы, котельный завод в Таганроге, рыбацкая артель на Азове и др. В часы досуга Паустовский работал над первой своей повестью, «Романтики», на протяжении 1916-1923 гг. (опубликована она будет в Москве лишь в 1935 г.).

Когда началась Февральская революция, Паустовский вернулся в Москву, сотрудничал с газетами в качестве репортера. Здесь же встретил Октябрьскую революцию. В послереволюционные годы он совершил большое количество поездок по стране. В гражданскую войну писатель оказался на Украине, где его призвали служить в петлюровскую, а затем в Красную армию. Затем на протяжении двух лет Паустовский жил в Одессе, работая в редакции газеты «Моряк». Оттуда, увлекаемый жаждой дальних странствий, он отправился на Кавказ, жил в Батуми, Сухуми, Ереване, Баку.

Возвращение в Москву состоялось в 1923 г. Здесь он работал редактором РОСТА, а в 1928 г. вышел его первый сборник рассказов, хотя раньше публиковались некоторые рассказы и очерки по отдельности. В этом же году он написал первый роман - «Блистающие облака». В 30-ые гг. Паустовский - журналист сразу нескольких изданий, в частности, газеты «Правда», журналов «Наше достижение» и др. Эти годы также наполнены многочисленными путешествиями по стране, которые дали материал для многих художественных произведений.

В 1932 г. выходит его повесть «Кара-Бугаз», ставшая переломной. Она делает писателя известным, кроме того, с этого момента Паустовский решает стать профессиональным писателем и оставляет работу. Как и прежде, писатель много путешествует, за свою жизнь он объездил практически весь СССР. Его излюбленным уголком стала Мещера, которой он посвятил немало вдохновенных строк.

Когда началась Великая Отечественная война, Константину Георгиевичу также довелось побывать во многих местах. На Южном фронте он работал военным корреспондентом, не оставляя занятий литературой. В 50-ые гг. местом жительства Паустовского были Москва и Тарус на Оке. Послевоенные годы его творческого пути ознаменованы обращением к теме писательского труда. На протяжении 1945-1963 гг. Паустовский работал над автобиографической «Повестью о жизни», и эти 6 книг были главным произведением всей его жизни.

В середине 50-х гг. Константин Георгиевич становится писателем с мировым именем, признание его таланта выходит за границы родной страны. Писатель получает возможность отправиться в путешествие по всему континенту, и он с удовольствием ею пользуется, съездив в Польшу, Турцию, Болгарию, Чехословакию, Швецию, Грецию и др. В 1965 г. довольно длительный срок проживал на острове Капри. В этом же году он был номинантом на получение Нобелевской премии по литературе, но в итоге ее был удостоен М. Шолохов. Паустовский - кавалер орденов «Ленин» и Трудового Красного знамени, был награжден большим количеством медалей.

ИЗО:

Рисунок фрагмента из рассказа К.Г. Паустовского « Кот-Ворюга»

Сделайте рисунок кота.

Технология

"Моделирование на плоскости. Аппликация из кругов"

Аппликация кота.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность

 учащихся

Организационный

- Здравствуйте, ребята. Проверьте свою готовность к уроку. Присаживайтесь на свои места.

Проверять свое рабочее место

Приветствовать учителя

  1. Первичный синтез

1.1 Подготовка к восприятию текста

-Посмотрите на слайд. Давайте решим анаграмму.

-Какие слова у вас получились?

- Какому герою свойственны все эти качества из произведений, которые мы читали?

-Назовите автора?

-  Соответствуют ли  эти качества коту? Приведите примеры к каждому качеству.

- Найдите в рассказе подтверждение.

- Нашли качеству благородный, подтверждение?

- А ведь автор писал в рассказе об  этих качествах. Значит, вы не внимательно читали.

- Откройте рассказ и найдите подтверждение этому качеству.  ( Если нашли дети, то  показать с какого места читать.)

Если не нашли:

- Хотите, узнать в каком фрагменте упоминаются все эти качества?

- Смотрят

- Хитрый, наглый, бродяга, бандит, беспризорник, Ворюга.

- Кот-Ворюга

- К. Паустовский

- Да или нет. Одно не подходит благородный, сторож, хозяин.

- Нет.

- Да

1.2 Первичное восприятие текста

- Откройте учебник на странице 56 упражнение 101 и давайте же прочитаем этот фрагмент.

Однажды кот совершил благородный поступок.4  Куры влезли на стол в саду. Они стали склёвывать из тарелок кашу. Кот прокрался к курам и с победным криком прыгнул на стол. Куры с писком взлетели и бросились удирать из сада. Впереди мчался петух. За ним несся кот. Передней лапой он бил петуха по спине. От петуха летели пыль и пух. С тех пор куры опасались воровать. А кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож.

- Рассмотрите иллюстрации к этому фрагменту.

1.3 Проверка первичного восприятия

- Ко всем ли фрагментам подходит название Кот-Ворюга?

- Какие чувства у вас вызвал поступок кота?

- Жалко ли вам кур и петуха?

- Нет, к этому не подходит.

  1. Всесторонний анализ.

Цель: проанализировать текст с использованием нескольких подходов: содержательный, структурный, языковой, грамматико-орфографический.

- Давайте еще раз прочитаем.

- О ком говорится в тексте?

- Что мы узнаем в этом фрагменте?

- Где происходит действие?

- Возьмите карандаш и разделите текст на смысловые части.

- На сколько частей можно разделить?

- С чего начинается событие?

- О каких событиях мы узнаем из первой части?

- Какой поступок совершил кот?

-Как вы понимаете значение этого слова?

- Что вы заметили в этом слове?

- Подберите синоним.

- Давайте отклоем словарь и прочитаем значение этого слова.

- Когда происходит действие? Сколько раз происходит действие?

- Что это за слово?

- Есть еще словарные слова в этом предложении?

- Давайте проговорим  и запишем на доске.

-Какие слова-действия употребляет автор в этом предложении?

- Какая орфограмма в этом слове?

- Подберем проверочное слово.

- О каких героях идет речь в следующем предложении?

- Каким членом предложения выражено это существительное?

-Какой проступок совершили куры?

- Какое опасное место?

- Разберем слово по составу.

- Запомните написание этого слова, а я напишу на доске, если кто-то забудет, как оно пишется.

- Какое нужно применить правило для написания оставшихся слов в этом предложении?

- Прочитайте эти слова, какими членами выражены в предложении.

- Как автор заменил слово куры? И для чего он это сделал?

- Поясняет ли автор нам суть проступка кур?

- Чем выражены эти слова в предложении?

- Ребята, если вы заметили то между ними не стоит запятая, об этом секрете вы узнаете чуть позже.

- Чем лакомились куры?

- Из чего мы едим кашу?

- Чтобы избежать ошибок при написании этого слова, что мы должны знать?

- С чего автор начинает рассказ о благородном  поступке кота?

- Какие слова говорят о действиях кота?

- Как вы понимаете значение слова прокрался?

- Если бы мы были в саду, мы могли бы услышать, как прыгнул кот?

- Чем сопровождалось действие кота?

- Что бы мы  услышали?

-  Какое таится правило в этих словах?

- Как озаглавим эту часть?

- Как отреагировали куры на появление кота?

- Что это за слова?

- Какое опасное место в этих словах?

 - Чем сопровождали куры свой побег?

- Чтобы не ошибиться при написании этого слова, что мы должны знать?

- Есть ли еще слова с этим правилом?

- Кто быстрее всех убегал?

- Как автор описывает это в предложении?

- Что значит впереди?

- Мы можем заменить это слово другим?

- От кого убегал петух?

-Как вы это поняли?

- Что интересного в этом слове? Давайте разберем это слово по составу.

- Как автор заменил слово петух в этом предложении?

- Зачем он это сделал?

- Какое правило мы должны знать при написании  этого слова?

- Как наказал кот петуха?

- Чем бил?

- Какие опасные места в этих словосочетаниях?

- Каким словом, автор заменил слово кот?

- Что стало с петухом?

- Как озаглавим этот фрагмент?

- Что произошло после того как кот проучил петуха?

- Какое правило объединяет эти слова?

- Когда куры перестали воровать?

- Как напишем?

- Теперь мы можем назвать кота ворюгой?

- Какие действия совершал кот?

- Где ходил?

- Какими членами предложения являются эти слова?

- Что интересного есть в предложении?

- Почему она здесь стоит?

- Как автор теперь называет кота?

- Как озаглавим этот фрагмент?

- Как озаглавим текст?

- Кот совершил благородный поступок.

- В саду

- На 3.

- Благородный

- Однажды, один

- Поступок

- Совершил.

- Безударная гласная.

- О курах

- Подлежащим

- Влезли

- Написание предлогов с существительными

- Дополнение и обстоятельство.

- Они

- Стали склевывать

- Однородными сказуемыми

- Кашей

- Из тарелок.

- Написание предлогов с сущ. и словарное слово

- Прокрался и прыгнул

- Победный крик

- Безударное окончание.

- Куры на столе.

- Взлетели, бросились удирать

- Глаголы, сказуемые в предложении

- Безударная гласная в корне.

- Писком

- Написание предлогов с существительными, безударные окончания имен существительных

- Из сада

- Петух

-  Мчался впереди

- От кота

- Кот несся

-За ним.

- Правописание предлогов с местоимением.

- Бил его

- Передней лапой

- Безударные окончания

-Он

- От него летели пыль и пух.

- Погоня

- Куры опасались воровать

- Безударная гласная в корне

- С тех пор

- В 3 слова

- Нет

- Ходил

- По дому и саду

- Однородными дополнениями

- Запятая

- Сравнение, перед союзом как

- Хозяин и сторож

- Победа кота  

- Благородный поступок

III. Вторичный синтез

Цель – воспроизведение текста детьми в тетрадях, осуществление самопроверки, редактирование текста и самооценки.

  1. Воспроизведение детьми текста

Цель – воспроизведение детьми текста, который изучили, без использования черновиков.

-Ребят мы с вами повторили все правила и познакомились с трудными словами. Подробно разобрали текст. По составленному плану вы начинаете писать изложение. Не забывайте про красные строчки, все сложные слова я записала на доске. Если будут какие-то вопросы, поднимите руку я подойду. И помните это самостоятельная работа. Можете приступать к работе.

  1. Самопроверка и редактирование написанного текста

Цель – проверить и отредактировать текст.

-Ребята внимательно проверьте то что вы написали по памяткам, проверьте каждое слово. Если нашли ошибку аккуратно исправьте карандашом.

Обобщение:

-Давайте вспомним, о чем вы написали?

-Сколько частей было в тексте?

-Чем запомнился вам текст?

Рефлексия:

Понравилась ли вам работа на уроке?

С какими трудностями встретились?

Оцените свою работу на уроке. На полях нарисуйте тот знак, который соответствует вам:

                 

Работа показалась мне сложной, я не справился с заданием

                 

У меня возникли трудности, но я справился с заданием  

              У меня все получилось, я справилась с заданием  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающее изложение по рассказу С. Алексина «Первая газета» , 4 класс "Школа 2100"

Обучающее изложение по рассказу С. Алексина «Первая газета» из книги   «Сто рассказов из русской истории» Цели урока:Образовательная: обучать детей написанию изложения; учить самостоят...

Открытый урок развития речи по теме «Обучающее изложение с коллективным составлением плана» во 2-м классе

В основе урока лежит заметка "Юная героиня" из "Пионерской правды" о Наташе Зайцевой из города Рославля, спасшей из пожара троих детей. На уроке используется дифференцированная работа. Большое внимани...

Обучающее изложение "Ласточки" (презентация к уроку русского языка 2 класс ОС "Школа 2100")

Презентация содержит материал для лучшего восприятия текста изложения....

Обучающее изложение повествовательного текста с языковым анализом для 3 класса. Скворец

Предмет Русский языкКласс3Тема урока Обучающее изложение повествовательного текста с языковым анализом Дидактическая цель Обучение изложениюПланируемые образовательные результатыЛи...

Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Обучающее изложение по рассказу К.Паустовского "Кот и куры"

Данная презентация поможет учителю , а главное детям легко справится с написанием изложения по тексту К.Паустовского...

Изложение по произведению К.Паустовского

Презентация к уроку изложения повествовательного текста по произведению К.Паустовского....

Обучающее изложение по русскому языку: "Первая вахта" для 4 класса

Обучающее изложение по русскому языку: "Первая вахта" для 4 класса...