технологическая карта урока Русский язык в 4 классе по теме "Словосочетание"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Технологическая карта русского языка по теме "Словосочетание " 4 класс УМК Гармония.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по УМК  «Гармония»

Класс:

4 класс.

УМК:

«Гармония».

Продолжительность урока:

45 минут.

Тема урока:

Закрепление изученного материала  о словосочетании и решение различных орфографических задач.

Номер урока в данной теме:

5 урок в теме «Словосочетание»

Тип урока:

Обобщения и систематизации знаний.

Цель урока:

Образовательные: отработать навыки написания окончаний имен прилагательных, правильного способа действий для определения формы падежа у имен существительных.

Формировать умение ставить вопросы к слову: по смыслу и по форме и определять значение словосочетаний. Выполнять разные виды разбора. Развивать орфографическую зоркость.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Задачи урока:

- Личностные УУД: Ориентация на социальные, учебно-познавательные и личностные мотивы, на понимание причин успеха и неудач в учебной деятельности. Готовность пользоваться приобретёнными знаниями и совершенствовать умения; осознание значимости понимания значения слова для решения задач письма. Учебно-познавательный интерес к процессу учения, к способам решения возникающих задач. Самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: Осознавать, принимать и сохранять учебную задачу, учитывать коллективно выделенные ориентиры действия в новом учебном материале, планировать и выполнять учебные действия. Контролировать ход и результаты деятельности (своей и чужой); использовать речь для регуляции своих действий. Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать (совместно с учителем) их причины и способы преодоления.

- Коммуникативные УУД: Участвовать в коллективном поиске, в совместном решении задач, в парной работе,  в групповой работе, распределять роли, договариваться и принимать общее решение; проверять друг друга; понимать затруднения другого, оказывать поддержку и помощь. Строить понятные для партнёра высказывания; отвечать на вопросы, слушать ответы других. Пересказывать и создавать небольшие тексты повествовательного характера, строить короткие деловые сообщения, в том числе на основе обобщающих таблиц, схем.

- Познавательные УУД: Осознавать общий способ решения задач, понимать необходимость новых знаний для применения этого способа в конкретных ситуациях; черпать необходимую информацию из учебника, при этом понимать информацию, представленную как словесно, так и знаково-символическими средствами, в том числе в виде моделей и схем, использовать приобретённую информацию для решения задач. Переносить имеющиеся знания и умения в новые условия, действовать по аналогии. Осуществлять анализ языкового материала, моделировать выводы, использовать их в практических целях; устанавливать причинно-следственные связи, обобщать полученные сведения. На основе выводов и обобщений проводить синтез, сравнение, классификацию и группировку материала, подбирать свои примеры.

Формы и методы:

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах, парах, проблемно-поисковый метод

Оборудование:

 карточки с заданиями, учебник, презентация

Ожидаемый результат:

Предметные:

Знать: связь согласования и управления, падежи и падежные вопросы.

Уметь: Устанавливать связи слов, вычленять и составлять словосочетания; пользоваться смысловыми и падежными вопросами. Определять падежи имён существительных; правильно употреблять несклоняемые имена существительные.

Личностные: Осознавать, что понимание темы о словосочетаниях – обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи. Желание хорошо владеть русским языком, осознание себя носителем этого языка.

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.

Метапредметные:

- ориентироваться в своей системе знаний;

-  находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.

регулятивные УУД:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;

- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

- формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога.

Ход урока

Технология проведения

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Формирование УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

(1 мин)

Все садятся.

Долгожданный дан звонок

Это начался урок.

 Наш урок русского языка предлагаю начать такими словами «Пусть сегодня для нас всех, на урок придёт успех!»

Адекватная мотивация учебной деятельности.

2.Проверка готовности  к уроку (2 мин)

Записывают число, чертят шкалу успеха.

- Ребята, откройте тетради, запишите число, начертите шкалу успеха.

- Сегодня на уроке консультанты: Лякишева Алена, Мидюшко Арина, Шевелева Маша

В начале урока, как обычно, у нас … (Минутка чистописания).

- Зачем мы проводим минутку чистописания? (Высказывания детей).

Самооценка готовности к уроку. Умение  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

3.Актуализация знаний

 (4 мин.)

Отгадайте  загадку.

Отвечают на вопросы.http://images.myshared.ru/5/417703/slide_2.jpg

Что это  такое? Сочетание двух или нескольких слов по смыслу?

Что вы знаете про словосочетание? Из чего они состоят? Какова тема нашего урока? Что дается еще с трудом? Поставьте перед собой цель. Чему еще надо учиться?

Определение темы, цели деятельности

с помощью учителя

4.Создание проблемной ситуации (7 мин).

1. Устная работа. Решение проблемы.

2. Работа с учебником.

III. Работа по теме урока.

Ответы учащихся.

1. Упражнение 119.

          

Работа в парах C:\Documents and Settings\Адм\Рабочий стол\сканирование0005.jpg.

Взаимопроверка.

1.  Не стригли (чего?) волос, берет (что?) ножницы, режет (что?) волосы, смотри (во что?) в зеркало.)

- Определите падеж существительных.

- Почему так сложно?

-Как будем отличать В.п , Р.п , И.п?

Прочитайте шуточное стихотворение.

– Можете ли из своего раннего детства припомнить подобные случаи?

– Найдите в тексте существительные, которые не входят в основу предложения.

– Составьте словосочетания с этими именами существительными.

– Главными или зависимыми они являются в словосочетании?

– Как называется такая связь глагола с именем существительным

– Что мы можем определить из этой связи?

– Выпишите словосочетания.

– В каких случаях мы можем задать вопрос по смыслу?

– Определите падеж имен существительных.

– В каком падеже стоят имена существительные, отвечающие на вопрос «что»?

– Как не путать винительный падеж с именительным?

Формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу.

Умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

Умение работать в паре

5.Закрепление знаний о словосочетаниях.

(10 мин)

1) Найти неверное утверждение и доказать свой выбор

2).Упражнение в определении падежей существительных.

3). Запись предложения под диктовку и выполнение разных видов разбора.

Работа в группах, повторить  правила работы в группах.

http://900igr.net/up/datas/206114/014.jpg

Фронтальная работа.

Бударева Света диктует предложение , объясняя все орфограммы.

Шевелева Маша –  полный  грамматический разбор  предложения.

Артамонова Даша –  звуко – буквенный разбор слова «осень»

Гольцов Вадим – разбор слов «захватила и ушла» по составу.

Оценивание ответов  детей.

 Дети получают карточки .  Обсуждают. Выбирают неверные утверждения .

Выступают от групп.

– Как называется связь, предложенная в словосочетаниях?

Отплыл (…) от берега, подбежал (…) к лодке, поставить (…) в воду, пошел (…) за водой, принес (…) в комнату, живут (…) в горах, рисовать (…) карандашом, подошли (…) к вагонам, расти (…) на склоне.

– Чего требует глагол от имени существительного?

– Какие вопросы могут связывать слова при управлении?

– Запишите словосочетания, в скобках указывайте два вопроса (по смыслу и падежный), над существительным укажите падеж.

Записать предложение под диктовку, объясняя орфограммы. Выполнить разборы.

   Ушла осень и захватила все листья с деревьев.

Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;  планирование деятельности для достижения результата.

Формирование умения искать и выделять необходимую информацию из текста.

Способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение).

Умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос.

Умение работать в группах.

6.Физминутка

 ( 1мин)

Дети выполняют движения

На дворе у нас мороз.

Чтобы носик не замёрз,

Надо ножками потопать

И ладошками похлопать.

А теперь представим лето.

Речка солнышком согрета.

Мы плывём, плывём, плывём,

Дно ногами достаём.

Мы выходим из речушки

Направляемся к опушке.

Там садимся на пенёк,

И опять у нас урок.

7.Игра «Задание для внимательных»

(7 мин)

 

Самостоятельная работа

Самопроверка.

– Выпишите словосочетания, в которых падеж имен существительных определен неверно. Выписывайте словосочетания с двумя вопросами, обозначайте падеж.

Смотрю на снег (И. п.), увлекаться музыкой (Т. п.), урок математики (П. п.), гулять в лесу (В. п.), добежать до финиша (Р. п.), рисовать дом (И. п.), соревноваться с товарищем (Т. п.).

(Проверка по готовому образцу.)

8. Игра- соревнование «Добавь существительное».

(5мин)

На доске записаны 2 столбика глаголов, к которым надо добавить имя существительное, определить падеж имени существительного.

К доске «по цепочке» выходят учащиеся, сидящие в разных рядах. Выигрывает тот ряд учащихся, которые быстрее других выполнят задание безошибочно.

взял у …            взял у

       написал в …

говорил о …     был в….          

       подарил …

увидел …         играл с…..

       гулял по …

ходил к …         зашел за..

       надел без …

гостил у …         парил в...

       пролетел над …

прошел по …   записал на

        рассказал о …

встретился с … бил  из…

          покрасил …

Формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

9.Творческая работа

(3мин)

Работа в парах.

Задайте друг другу вопросы по теме урока. Проверьте своего товарища, как он понял материал.

Умение анализировать материал , составлять вопросы, работать в паре.

10.Рефлексия.   Подведение итогов

 (4 мин)

- Что мы повторяли на уроке? Для чего?

- Что такое словосочетание?

-Какую роль выполняют словосочетания?

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из записи на слайде: 
1. сегодня я узнал… 
2. было интересно… 
3. было трудно… 
4. я выполнял задания… 
5. я понял, что… 
6. теперь я могу… 
7. я почувствовал, что… 
8. я приобрел… 
9. я научился… 
10. у меня получилось … 
11. я смог… 
12. я попробую… 
13. меня удивило… 
14. урок дал мне для жизни… 
15. мне захотелось… 

Оцените свою работу по шкале успеха.

- Какие виды работ было выполнять легко?

- А какие трудно?

-Кого из ребят вам бы хотелось отметить за активное участие в уроке?

Оценка процесса и результата деятельности

11.Домашнее задание (1мин)

Учебник стр. 58 упр. 121

Готовность правильно и точно записать домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Русский язык. 4 класс. ОС «Школа 2100» Учитель ГБОУ лицея №64 Кузнецова Татьяна Григорьевна Урок № 31

Тема:  Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.Цель: Сформировать умение ставить знаки препинания (запятую) в сложном предложении с бессоюзной ...

Итоговая работа по теме: «Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учётом требований ФГОС» (Технологическая карта урока русского языка 1 класс УМК «Перспектива»)

laquo;Формирование  универсальных  учебных действий  на уроках в начальной школе».    Главная  цель работы над темой:Создание условий  для формирования у...

Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?

Технологическая карта урока  русский  язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?...

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения. Урок - фольклорный праздник "За околицей".

Представлена технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения....

Технологическая карта урока русского языка.3 класс.Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»

Тема урока:  «Повторяем фонетику и состав слова»Тип урока: отработки умений и рефлексииУМК: «Начальная школа XXI века»; учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 3 кл...

Технологическая карта урока «Русский язык» 1 класс обучающиеся с УО интеллектуальными нарушениями Учитель начальных классов Фатеева Н.А

Тема: «письмо изученных строчных и заглавных букв»Тип урока: ЗакреплениеЦель: Создать условия для формирования умения писать заглавные и строчные буквы; способствовать развитию моторики, ф...