Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Ахметзянова Эльфия Киямовна

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. Урок русского языка в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_rus_yazyku_4_kl.docx35.97 КБ

Предварительный просмотр:


Тема:

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

Дата:

24.11.2014 г.

Тип урока:

Урок постановки и решения учебной задачи (применения и совершенствования знаний)

Задачи:

  • развивать умение устанавливать наличие в именах существительных безударных окончаний;
  • учить контролировать правильность выбора безударного падежного окончания;
  • расширение и закрепление знаний учащихся об имени существительном.

Планируемый результат:

Предметные умения

Формировать УУД

- устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания;

- выбирать нужный способ проверки безударного окончания;

- обосновывать написание безударного падежного окончания;

- находить и исправлять ошибки при написании безударного окончания.

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

- осознавать важность получения новых знаний, ответственность за выбор своих действий.

 – формировать чувство любви к окружающей природе, гордость за свою страну;

- осознание важности физического развития

- планирование своих действий в соответствии с учебной задачей; - оценка правильности выполнения действий.

- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

-прогнозирование своей деятельности, самостоятельное формулирование цели и задач,

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

- развитие умения слушать и слышать высказывания учащихся, отстаивать свою точку зрения.

- формулирование проблемы,

 - построение высказывания в устной и письменной форме, - поиск способов решения учебных задач,

- поиск и выделение необходимой информации

-обогащение словарного запаса учащихся;

- совершенствовать орфографические умения.

Межпредмет-ные связи:

Окружающий мир

Учебник:

  Учебник «Русский язык: 4 класс» Канакина В.П. Москва. «Просвещение», 2014 г.

ЭОР/ЦОР:

Название ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

Электронное приложение к учебнику «Русский язык» Канакина В.П. 4 класс Издательство «Просвещение», 2014

Видео фрагмент.

Задание №2

Единая коллекция ЦОР.

презентация

http://fcior.edu.ru/card/4933/pravopisanie-padezhnyh-okonchaniy-sushestvitelnyh.html

Инфоурок. Начальные классы.

видеоролик

http://inrourok.ru/material/html?mid=1996

Организация пространства:

Работа фронтальная, индивидуальная, парная

Структура и ход урока

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Применяемые СОТ

Время

Формируемые УУД

1

Мотивация к учебной деятельности

(орг. момент)

– создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

Проверяет готовность обучаю-щихся к уроку. Слайд №1

Мы услышали звонок.
Пора уже начать урок.
Проверим дружно, всё ль в порядке:
Ручки, карандаш, тетрадки?
Что же, время нас не ждёт.
Соберёмся и: ВПЕРЁД!

Приветствие учащихся.

Эмоционально настраиваются на работу, включаются в деловой ритм урока. Записывают

число, вид работы.

Здоровьесбере-гающие

технологии

1 мин

Принцип психологической комфортности

УУД: личностные, коммуникативные.

2

Повторение пройденного материала.

(проверка домаш. работы) с.97 упр.172

- актуализация необходимых знаний для изучения темы урока

Проверяет правильность выполнения домашней работы. Обращает внимание на ошибки.

Читают по предложению, называют главные члены предложения, объясняют выбранный падеж

Технологии коллективного сотрудничества.

2 мин

Коммуникативные УУД:

развитие умения слушать и слышать высказывания учащихся, отстаивать свою точку зрения.

3

Актуализация знаний.

- актуализация необходимых знаний для изучения темы урока

Приём «Составление кластера»

- Ребята, на предыдущих уроках мы с вами довольно плодотворно работали по   теме: «Имя существительное»  Давайте  вспомним, что мы уже знаем об имени существительном?

(У каких существительных после шипящих мягкий знак НЕ пишется?)

Дети говорят, а учитель фиксирует на доске.

Игра: «Я знаю, что…»

(дети говорят, а учитель фиксирует на доске)

Участвуют в игре «Я знаю, что…», по очереди, дополняя друг друга, воспроизводят имеющиеся знания по теме.

Технологии критического мышления

2 мин

Коммуникативные УУД:

развитие умения слушать и слышать высказывания учащихся,

4

Постановка учебной задачи.

- создать проблемную ситуацию; спрогнозировать предстоящую деятельность.

- Чтобы узнать сегодняшнюю тему урока, давайте обратимся к родной матушке Природе. Она всегда помогала людям в трудные минуты, придавала сил, наставляла на путь истинный. (Зарисовка видеосюжетов с изображением уголков природы, каждый из которых " дарит" словосоче-тание по теме урока).

Слайд №2

прислониться к окну

пройти по дорожке

наклониться к цветку

шагать по тени

подбежать к реке

подъехали к берегу

- Что общего у словосочетаний?

(Существительные стоят в дательном падеже).

- Распределите эти словосочетания в два столбика. По какому признаку вы можете это делать? (1-ый столбик - словосочетания, в которых есть существительные с ударными окончаниями; во 2-ой столбик - существительные с безударными окончаниями).

- Написание каких окончаний вызывает сложность? (Безударных).  Слайд № 3

Учащиеся участвуют в беседе, размышляют, формулируют цели урока, дают аргументированные ответы.

Учащиеся приходят к выводу, что существительные стоят в дательном падеже.

Активируя свои знания, учащиеся выделяют признаки по которым можно разделить словосочетания на 2 группы.

(1-ый столбик - словосочетания, в которых есть существительные с ударными окончаниями; во 2-ой столбик - существительные с безударными окончаниями).

Технология проблемного обучения

5  мин

Личностные УУД: формировать чувство любви к окружающей природе, гордость за свою страну

 Познавательные УУД:

 поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог

Регулятивные УУД:прогнозирование своей деятельности, самостоятельное формулирование цели и задач, планирование

5

Целепола-гание и мотивиро-вание

- спрогнозировать цель урока

- Опираясь на вышеуказанное, сформулируйте тему урока.

-  Какова основная цель нашей работы? 

-Что мы должны делать, чтобы добиться поставленной цели?

Приходят к выводу, что написание безударных окончаний вызывает сложность.

Формулируют тему урока.

- Правописание безударных окончаний существительных в дательном падеже.

Формулируют цель урока.

(Научиться правильно писать окончания существительных 1 скл., 2скл., 3 скл. в дательном падеже.)

Сообщают, что они будут делать, чтобы добиться своей цели.

-  Работать в парах, высказывать свои мысли, активно работать на уроке, советоваться друг с другом, доказывать свои мысли, отвечать полным ответами т.д.

Технология критического мышления

4 мин

Коммуникативные УУД:

умение слушать и вступать в диалог

 Регулятивные УУД:прогнозирование своей деятельности, самостоятельное формулирование цели и задач, планирование

6

Усвоение новых знаний.

- создание ситуации, приводящей к формулированию определения

Работа с таблицей. Слайд 4

Определение признаков дательного падежа.

- Как проверить написание безударного окончания имени существительного в дательном падеже?

Работают с таблицей. (стр.102)  Сравнивают, выявляют закономерность, делают выводы, формулируют правило.

- алгоритм проверки написания безударного окончания имени существительного

Технология критического мышления

3 мин

Познавательные УУД:

- построение высказывания в устной форме,

 - поиск способов решения учебных задач

проконтролировать промежуточные результаты знаний

Работа на интерактивной доске.

- Повторим склонение существительных.

 Слайд 5

- Спишите, изменяя окончания существительных, определите склонение. Докажите, почему окончание должно быть именно таким. (Первые два выполняются вместе, остальные самостоятельно. Затем - самопроверка с помощью слайда).  Слайд № 6.

Карточка (вставить окончания, указать склонение)

Ехал по улиц..(.. скл.), по площад.. (..скл.).

Плыл  по речк.. (.. скл.,) по мор.. (..скл.).

Подошёл  к берёз.. (..скл.)

Поднялся  по лестниц.. (..скл.).

Подарил  сестрёнк.., (.. скл.)

Бежал  к озер... (.. скл.), к ручь.. (.. скл.)

- Итак, какие же окончания имеют существительные в дат. падеже? - е - у, - ю – и

Оценочные линейки

Работа на интерактивной доске. Объясняют свой выбор.

Сравнивают,    объясняют, доказывают свою точку зрения,

Записывают  слова.

Самопроверка с помощью слайда

Размышляют, отвечают, запоминают, приводят примеры слов, записывают в тетрадь.

Проверяют по интерактивной доске.

Работа в парах. Работая в парах, осуществляют взаимопомощь,  самоконтроль, коррекцию.

Учащиеся делают вывод.

Оценивают свои успехи, выясняют, что повторить, для достижения поставленной цели.

Технология дифференци-рованного обучения

Компьютерные технологии.

6 мин

Познавательные УУД:

- поиск способов решения учебных задач

Регулятивные УУД:

 развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать

Регулятивные УУД:

оценка правильности выполнения действий.

7

Физ. минутка

создать на уроке здововьесберегающую ситуацию

Слайд 7

«Обезьяны»

http://inrourok.ru/material/html?mid=1996

Дети активно танцуют. Осуществляют профилак-тику утомляемости. Ориентируются на здоровый образ жизни.

«Гостям» предложено тоже отдохнуть.

Здоровьесбере-гающие

технологии

2 мин

Регулятивные УУД:

осознание важности физического развития

8

Применение полученных знаний.

 

проконтролировать промежуточные результаты знаний

Работа в группах. Проблемный вопрос

На доске записаны слова, сгруппированные в 2 столбика.

Вставьте пропущенные окончания (определив падеж и склонение)

- По какому признаку сгруппированы слова?

около лужайк

по лужайк…

 к речк..

от речк..

от подруг..

к подруг..

вокруг кроват

к кроват..

для тетрад..

по тетрад..

до старост..

к старост..

-Почему окончания разные?

Какое окончание имеют сущ. 3 скл.?

Работая в парах, осуществляют взаимопомощь,  самоконтроль, коррекцию.

Технология проблемного обучения

3 мин

Познавательные УУД:

поиск способов решения учебных задач

- фиксация знаний

Работа с компьютером

Используют аудиоприложение к учебнику CD-диск.

Видео фрагмент. Задание №2

Используют аудиоприложение к учебнику CD-диск. Проверка с использованием интерактивной доски

Компьютерные технологии

5 мин

Познавательные УУД:

поиск способов решения учебных задач

Практическая работа

- Что это?  Конверт.

- Записывали ли вы когда- нибудь адрес на конверте?

В каком падеже ставит фамилию, имя и отчества тот, кто отправляет письмо?

Выполняют практическую работу по заполнению конверта.

Технология проблемного обучения

4 мин

Познавательные УУД:

совершенствовать орфографические умения.

9

Повторение ранее изученных знаний

- повторить знания, которые необходимы для проведения следующего урока.

Орфографическая работа.

Слайд № 8

Учитель. Найдите "лишнее" слово в каждой группе, которое не имеет признака объединяющего остальные.

Складной, жемчужный, пограничный, местность.

(Местность - слово с непроизносимой согл., тогда как остальные объединены орфограммой "Безударная гласная в корне слова").

Честный, аккуратный, аппетитный, длинный.

(Честный - здесь - непроизносимая согласная, а в остальных словах удвоенная согласная.)

Тростник, окрестность, свистнул, местность.

(Свистнул - глагол, остальные существительные).

Солнышко, лестница, окошко, лукошко.

(Лестница -ж.р., а остальные существительные - с.р.)

Размышляют, отвечают, запоминают, приводят примеры слов,

Технология дифференци-рованного обучения

5 мин

Познавательные УУД:

- построение высказывания в устной форме,

 - поиск способов решения учебных задач,

- совершенствовать орфографические умения.

10

Рефлексия деятельности.

- оценить уровень понимания новой темы

 - «Альпинисты на горе»

- Что нового узнали сегодня?

Учитель акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Слайд 9

Учащиеся находят своё место на «горе» и аргументируют выбор.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, делятся своими впечатлениями от урока.

Технология дифференци-рованного обучения

3 мин

Личностные УУД: осознавать важность получения новых знаний

11

Инструктаж домашнего задания.

-организовать домашнюю работу, для закрепления знаний, полученных на уроке

Слайд 10   

Стр.116, упр. 217, заполнить конверт (записать свой адрес)

+ карточки с разно уровневыми заданиями

Слайд 11, 12

Запись учащимися задания в дневники.

Дети обдумывают и выбирают карточки разных уровней

Технология дифференци-рованного обучения

2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2.3-его склонений единственного числа".

Урок разработан для учащихся 4 класса по учебнику "Зеленина А.М., Хохлова Т.Е." Суть инновации: по листовая структура....

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1,2 склонения

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1,2 склонения...

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

Наглядная презентация к уроку русского языка для учащихся 4 классов по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"...

Правила "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"

Правила помогают учителю при объяснении темы: "Правописание безударных падежных окончпний имён существительных". Таблицы работают по шелчку....

Открытый урок по русскому языку 4 класс Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"

Представленный материал является уроком   русского языка  в 4 классе УМК Гармония по теме  Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. В процессе уро...