Рабочая программа по русскому языку 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования,примерной программы по русскому языку и авторской программы «Русский язык:1-4 классы: программа, планирование, контроль/С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, А.О. Евдокимова, -М.: Вентана - Граф, 2012,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx201.27 КБ

Предварительный просмотр:

рус2

Результаты изучения предмета «Русский язык»

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметнымирезультатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного); умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

Планируемые результаты освоения программы по русскому языку во 2-ом классе.

Предметные

Ученик научится:

 различать, сравнивать, кратко характеризовать:

  парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки;

  изменяемые и неизменяемые слова;

  формы слова и однокоренные слова;

  однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;

  предложения по цели высказывания;

  предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;

выделять, находить:

  в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень,

суффикс, приставку;

  лексическое значение слова в толковом словаре;

  основную мысль текста;

решать учебные и практические задачи:

  делить слова на слоги

  использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;  

  подбирать однокоренные слова;

  определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

  безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45- 60 слов

  проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

  подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;

  исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);

применять правила правописания:

  перенос слов;

  проверяемые безударные гласные в корнях слов;  

  парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;  

  непроизносимые согласные;  

  непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);

  разделительные твердый и мягкий знаки;

  правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-

  раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений);  

Ученик получит возможность научиться:

  устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);

  определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный);

  различать однозначные и многозначные слова;

  наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении омонимов;

  подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;  

  подбирать антонимы для точной характеристики предметов при исравнении;

  наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;

  применять правило правописания суффиксов имён существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;

  применять правило правописания суффиксов имен прилагательных -ов, -ев, -ив, -чив, -лив;

  подбирать примеры слов с определенной орфограммой;

  при работе над ошибками осознавать причины появления ошибок, определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;

  определять по предложенным заголовкам содержание текста;

  составлять план текста;

  определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;

  соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).

Содержание учебного предмета

Материал учебного предмета  «Русский язык» представлен в примерной программе следующими содержательными линиями:

основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

орфография и пунктуация;

развитие речи.

Языковой материал призван сформировать первоначальное представление о структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.

Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся как будущих членов общества.

В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.

Содержание учебного предмета

2 класс (5 ч в неделю; 170 часов)

Как устроен наш язык (основы лингвистических знаний), (57 ч)

Фонетика и графика (10 ч)

Повторение изученного в 1-ом классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными. Деление слов на слоги. Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.

Слово и предложение (6 ч)

Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением — имена существительные. Слова, называющие признаки — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия — глаголы. Предложение. Отличие предложения от слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные предложения.

Состав слова (морфемика) (19 ч)

Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Корень как часть слова. Чередование согласных в корнях. Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Приставка как часть слова; значения приставок. Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов. Основа слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.

Лексика (22 ч)

Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Различение однозначных и многозначных слов. Представление о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов. Слова исконные и заимствованные. Устаревшие слова. Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.

Правописание (формирование навыков грамотного письма) (58ч)

Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе. Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

перенос слов;

проверяемые безударные гласные в корнях слов;

парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;

непроизносимые согласные;

непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);

разделительные твердый и мягкий знаки;

правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-

правописание суффиксов имен существительных: – онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;

правописание суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, лив;

раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).

Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.

Развитие речи (34 ч)

Устная речь

Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.

Письменная речь

Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль) Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста. Выражение в тексте законченной мысли. Подбор вариантов окончания текстов. Начало текс та (зачин), подбор зачинов к предложенным текстам. Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения. Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. План текста. Составление планов предложенных текстов. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Повторение (5 ч)

Резервные уроки (16 ч)         

Тематическое планирование

№ п/п урока

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Фонетика  (7 ч)

Повторение изученного в 1-ом классе: различение звуков и букв

1

Повторение изученного в 1-ом классе: различение звуков и букв

1

Различение  твердых и мягких согласных звуков.

1

Различение звонких и глухих согласных звуков.

1

Определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков,

1

Определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.

1

Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах.

1

Правописание жи – ши, ча – ща, чу  –щу (3 ч)

Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе (сочетания жи-ши).

1

Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе (сочетание ча-ща).

1

Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе (сочетания чу-щу).

1

Фонетика. (Как устроен наш язык) (4 ч)

Ознакомление с правилами правописания разделительного  мягкого знака(ь)

1

Значение и особенности мягкого знака.

1

Упражнения: обозначение мягкости согласных на письме.

1

Контрольная работа № 1 по теме: "Повторение"

1

Перенос слов. (Правописание)

Работа над ошибками, допущенными в конт. работе. Деление слов на слоги.

1

Ознакомление с правилами правописания и их применение: перенос слов

1

Ознакомление с правилами правописания и их применение: перенос слов.

1

Повторение правописания. Словарный диктант № 1.

1

Фонетика. (Как устроен наш язык)

Слоги ударные и безударные. Роль ударения

1

Слово и предложение. Слова в предложении.  (Как устроен наш язык) (6 ч)

Понимание слова как единства звучания (написания) и значения.

1

Слова с предметным значением — имена существительные.

1

Слова, называющие признаки — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия — глаголы.

1

Предложение. Отличие предложения от слова.

1

Различение предложений по  эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные предложения.

1

Различение слова и предложения

1

Состав слова (морфемика).  (Как устроен наш язык) (3 ч)

Окончание как часть слова.

1

Изменение формы слова с помощью окончания.

1

Различение изменяемых и неизменяемых слов.

1

Заглавная буква в словах. (Правописание) (2 ч)

Повторение правил написания большой буквы.

2

Повторение написания заглавной буквы в именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных, в географических названиях

Состав слова (морфемика).  (Как устроен наш язык) (1 ч)

Корень как часть слова.

1

Проверяемые безударные гласные в корне слова. (Правописание) (3 ч)

Ознакомление с правилами правописания безуд. гласных и их применение.

2

Проверяемые безударные гласные в корнях слов.

Правописание безударных гласных в корне слова.

1

Состав слова. (Как устроен наш язык) (1 ч)

Корень как часть слова. Родственные (однокоренные) слова.

1

Проверяемые безударные гласные в корне слова.  (Правописание)  (7 ч)

Ознакомление с правилами правописания и их применение: проверяемые безударные гласные в корнях слов.

1

Учимся писать буквы безударных гласных корня.

2

Подбор родственных слов с заданным корнем.

Корень как общая часть родственных слов.

1

Контрольная работа № 2 №2 по темам: «Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу». «Перенос слов». «Безударные гласные в корне слова»

1

Работа над ошибками, допущенными в конт. работе Проверяемые безударные гласные в корнях слов.

1

Однокоренные слова.

1

Состав слова  (Как устроен наш язык) (1 ч)

Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.

1

Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова. (Правописание) (3 ч)

Ознакомление с правилами правописания парных зв. и гл. согл. и их применение.

2

 Парные звонкие и глухие согласные в корнях слов.

Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова

1

Состав слова. (Как устроен наш язык) (1 ч)

Корень слова с чередованием согласных

1

Орфограммы в корне слова (Правописание)  (7 ч)

Знакомство с орфограммой
«
Парные по звонкости – глухости, согласные в корне слова».

2

Правописание гласных и согласных в корне слова.

Повторение правил правописания безударных гласных и парных согласных в корне слова.

2

Словарный диктант №2.

Соотнесение звуковой и буквенной записей слова с данной орфограммой.

1

Контрольная работа №3  по теме «Слово и предложение».

2

Работа над ошибками, допущенными в конт. работе. Повторение по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова».

Состав слова. (2 ч)

Суффикс как часть слова; значения суффиксов.

2

Непроизносимые согласные в корне слова. (Правописание) (4 ч)

Ознакомление с правилами правописания и их применение:непроизносимые согласные.

2

Повторение правописания.

1

Контрольное списывание

1

Состав слова. (Как устроен наш язык)(1 ч)

Значения суффиксов

1

Суффиксы в словах. (Правописание) (3 ч)

Правописание суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок;

1

Правописание суффиксов имен существительных: -ек; -ик.

2

Состав слова. (Как устроен наш язык) (1 ч)

Значение суффиксов

1

Правописание  суффиксов. (Правописание)

Правописание слов с суффиксом - ость-

1

Состав слова. (Как устроен наш язык) (1 ч)

Образование слов при помощи суффиксов.

1

Правописание суффиксов. (Правописание) (1 ч)

Правописание суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив,   лив;

1

Состав слова.  (Как устроен наш язык) (1 ч)

Образование слов при помощи суффиксов

1

Корень и суффикс. (Правописание)

Правописание корней и суффиксов в словах.

1

Контрольная работа №  4  по теме «Правописание корней и суффиксов в словах».

1

Состав слова. (Как устроен наш язык)

Работа над ошибками, допущенными в конт. работе Приставка как часть слова

1

Значение приставок

1

Правописание приставок (Правописание) (3ч)

Правописание приставок:об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-.

2

Различение приставок с буквами «о», «а».

1

Состав слова. (Как устроен наш язык)

Приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов.

1

Твердый знак. (Правописание)

Правописание слов с разделительным твердым знаком

1

Контрольная работа № 5 по теме: "Правописание ь и ъ знаков"

1

Состав слова. (Как устроен наш язык)

Работа над ошибками, допущенными в конт. работе Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов.

1

Твердый и мягкий знаки. (Правописание)

Различение разделительных ь и ъ знаков

1

Состав слова. (Как устроен наш язык)

Основа слова.

1

Состав слова.

1

Приставки и предлоги. (Правописание)

Основа слова.

2

Повторение

Повторение: состав слова.

2

Повторение: правописание частей слова

2

Лексика. (Как устроен наш язык)

Слово и его лексическое значение.

1

Повторение пройденного.(Правописание)

Повторение по разделу «Части слова».

Словарный диктант №3.

1

Повторение по разделу «Части слова».

1

Текст. (Развитие речи)

Текст.

1

Текст. Заглавие текста.

1

Лексика. (Как устроен наш язык)

Лексическое значение слов

1

Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

1

Повторение пройденного.(Правописание)

Повторение правописания частей слова.

1

Текст. (Развитие речи

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

1

Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста.

1

Лексика. (Как устроен наш язык)

Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

1

Различение однозначных и многозначных слов.

1

Повторение пройденного. (Правописание)

Повторение правописания.

1

Текст. (Развитие речи)

Озаглавливание текста

1

Текст. Окончание текста

1

Лексика. (Как устроен наш язык)

Различение однозначных и многозначных слов.

2

Повторение пройденного. (Правописание)

Повторение изученных орфограмм.

1

Повторение изученных орфограмм.

1

Текст. (Развитие речи)

Составление текста.

1

Лексика. (Как устроен наш язык)

Наблюдение за использованием в речи синонимов.

2

Повторение пройденного. (Правописание)

Правописание слов с изученными орфограммами.

1

Начало текста.

2

Лексика. (Как устроен наш язык)

Наблюдение за использованием в речи синонимов.

2

Повторение правописания.

1

Текст. (Развитие речи)

Составление текст

1

Последовательность предложений в тексте.

1

Лексика. (Как устроен наш язык)

Наблюдение за использованием в речи антонимов.

2

Повторение правописания.

1

Текст. (Развитие речи)

Последовательность предложений в тексте.

1

Лексика. (Как устроен наш язык)

Наблюдение над словами омонимами.

1

Слова исконные и заимствованные.

1

Повторение пройденного. (Правописание)

Абзац. Последовательность абзацев в тексте.

1

Текст. (Развитие речи)

Контрольная работа № 6 по теме "Безударные гласные в корне слова, заглавная буква, гласные после шипящих, парные согласные в корне".

1

Работа над ошибками, допущенными в конт. работе Абзац. Последовательность абзацев в тексте

1

Заимствованные слова.

1

Повторение пройденного. (Правописание)

Повторение правописания.

2

Текст. (Развитие речи)

Последовательность абзацев.

1

Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев.

1

Лексика. (Как устроен наш язык

Устаревшие слова.

2

Повторение пройденного.  (Правописание)

Повторение правописания

1

Текст. (Развитие речи)

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев.

2

Лексика. (Как устроен наш язык)

Повторение лексики и состава слова. Повторение правописания.

Словарный диктант№4.

2

Текст. (Развитие речи)

План текста.

2

Лексика. (Как устроен наш язык)

Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.

1

Повторение пройденного. (Правописание)

Повторение правописания.

1

Текст. ( Развитие речи)

Создание текстов по предложенным планам.

2

Лексика.         (Как устроен наш язык)

Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.

1

Повторение правописания

1

Текст. (Развитие речи)

Составление текста по плану

1

Текст-описание

1

Особенности текста-описания.

1

Повторение правописания.

2

Текст. (Развитие речи)

Текст-описание.

1

Текст-повествование. Особенности текста-повествования.

1

Тест «Правописание изученных орфограмм».

Повторение правописания.

1

Создание текста-повествования по заданному плану

1

Текст-повествование.

1

Описание и повествование в тексте.

1

Создание текста-рассуждения.

1

Текст-рассуждение.

1

Комплексная контрольная работа

1

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

1

Контрольная работа № 8 по теме «Лексика». 

1

Работа над ошибками, допущенными в конт. работе Повторение. Текст: абзац, тема, заголовок.

1

Повторение

1

Комплексное повторение пройденного

Повторение

1

Повторение

1

Повторение

1

Календарно – тематическое планирование

№ п/п урока

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Дата проведения

Характеристика основной деятельности ученика

Фонетика  (7 ч)

1

Повторение изученного в 1-ом классе: различение звуков и букв

1

Различение звуков и букв. Обозначение звуков на письме. Анализ  и краткая характеристика звуков речи. Различение произношения и написания слов. Знакомство с понятиями «фонетика», «графика». Транскрипция как способ записи звукового состава слова.

2

Повторение изученного в 1-ом классе: различение звуков и букв

1

3

Различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков.

1

Повторение согласных мягких и твердых. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Соотнесение звуковой и буквенной записей слова. Гласные буквы е, ё, ю, я, их функции.

4

Различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков.

1

Повторение согласных мягких и твердых. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Соотнесение звуковой и буквенной записей слова. Гласные буквы е, ё, ю, я, их функции. Знакомство с понятием «лексика».

5

Определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков, по звонкости-глухости согласных звуков.

1

Повторение согласных звонких и глухих. Повторение согласного звука
[й’], его характеристика. Функции йотированных букв. Повторение согласных парных и непарных, твердых и мягких; звонких и  глухих. Звуки, не имеющие пары по твердости–мягкости: [ж], [ш], [ц], [щ’],
[й’].

6

Определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков, по звонкости-глухости согласных звуков.

1

7

Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах.

1

Повторение согласных звонких и глухих. Согласные парные и непарные по твердости – мягкости; звонкости – глухости.

Правописание жи – ши, ча – ща, чу  –щу (3 ч)

8

Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе (сочетания жи-ши).

1

Обсуждение вопроса: есть ли мягкие пары у звуков [ж] и [ш]. Проблемная ситуация: чем объясняется выбор гласной буквы после шипящих?

9

Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе (сочетание ча-ща).

1

Упражнения: обозначение звуков буквами. Проблемная ситуация: чем объясняется выбор гласных после [ч'] и [щ'].

10

Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе (сочетания чу-щу).

1

Обсуждение вопроса: есть ли твёрдые пары у звуков [ч'] и [щ']. Решение лингвистической задачи: как объяснить написание буквы упосле [ч'] и [щ'].

Фонетика. (Как устроен наш язык) (2 ч)

11

Ознакомление с правилами правописания и их применение: разделительный мягкий знак (ь)

1

Упражнения: обозначение мягкости согласных на письме. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака.

12

Контрольная работа № 1 по теме: "Повторение"

1

Деление слов на слоги. Знак переноса. Определение количества слогов в словах.

Перенос слов. (Правописание)

13

Работа над ошибками, допущенными в конт. работе. Деление слов на слоги.

1

Упражнения: правила переноса слов; способы определения ударения. Правила переноса слов с буквами й, ь, ъ.

14

Ознакомление с правилами правописания и их применение: перенос слов

1

Повторение изученных орфограмм. Выбор правила написания. Отработка навыков работы по алгоритму.

15

Ознакомление с правилами правописания и их применение: перенос слов.

1

Упражнения: правила переноса слов; способы определения ударения. Правила переноса слов с буквами й, ь, ъ.

16

Повторение правописания. Словарный диктант № 1.

1

Упражнения: правила переноса слов. Отработка правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Фонетика. (Как устроен наш язык)

17

Слоги ударные и безударные. Роль ударения

1

Определение ударного гласного в слове. Восприятие на слух и правильное произношение слов. Наблюдение за словами, различающимися местом ударения.

Слово и предложение. Слова в предложении.  (Как устроен наш язык) (6 ч)

18

Понимание слова как единства звучания (написания) и значения.

1

Наблюдение над значением слова.Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Работа с текстом. Наблюдение за значением слова. Работа со схемами.

19

Слова с предметным значением — имена существительные.

1

Наблюдение: слова, отвечающие на вопрос «что?». Обсуждение правила, работа с таблицей.

20

Слова, называющие признаки — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия — глаголы.

1

Знакомство с понятием «имя прилагательное», «глагол». Введение термина «часть речи».

21

Предложение. Отличие предложения от слова.

1

Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Составление предложений разных видов (по цели высказывания) к предложенным схемам.

22

Различение предложений по  эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные предложения.

1

Различение видов предложений по эмоциональной окраске. Произнесение предложений с восклицательной интонацией.

23

Различение слова и предложения

1

Наблюдение за «поведением» слов в предложении (изменение формы слова).

Состав слова (морфемика).  (Как устроен наш язык) (3 ч)

24

Окончание как часть слова.

1

Знакомство с окончанием как изменяемой частью слова. Наблюдение за изменением формы слова.

25

Изменение формы слова с помощью окончания.

1

Нахождение и выделение окончания. Изменение форм имен существительных, имен прилагательных и глаголов с опорой на языковой опыт учащихся.

26

Различение изменяемых и неизменяемых слов.

1

Знакомство со словами, форма которых не меняется. Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Обсуждение правила.

Заглавная буква в словах. (Правописание) (2 ч)

27

Повторение правил написания большой буквы.

2

Повторение написания заглавной буквы в именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных, в географических названиях Проблемная задача (с опорой на сюжетную картинку). Анализ слов и заполнение пропусков в них.

28

Повторение написания заглавной буквы в именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных, в географических названиях

Состав слова (морфемика).  (Как устроен наш язык) (1 ч)

29

Корень как часть слова.

1

Знакомство с понятиями «однокоренные слова», «родственные слова». Наблюдение за группами родственных слов и формами одного и того же слова. Работа с иллюстрацией учебника, наблюдение: значение и состав родственных слов. Коллективное формулирование выводов.

Проверяемые безударные гласные в корне слова. (Правописание) (3 ч)

30-

Ознакомление с правилами правописания безуд. гласных и их применение.

2

Наблюдение: способ обозначения безударных гласных в корне слова. Сравнение: обозначение буквами ударных и безударных гласных; способы проверки. Выведение правила.

31

Проверяемые безударные гласные в корнях слов.

32

Правописание безударных гласных в корне слова.

1

Состав слова. (Как устроен наш язык) (1 ч)

33

Корень как часть слова. Родственные (однокоренные) слова.

1

Работа с группами родственных слов. Письмо с пропусками букв. Сравнение звуковых моделей слов. Закрепление представления о двух признаках родственных слов.

Проверяемые безударные гласные в корне слова.  (Правописание)  (4 ч)

34

Ознакомление с правилами правописания и их применение: проверяемые безударные гласные в корнях слов.

1

Анализ слов с целью выявления безударного гласного звука в слове. Упражнения: постановка орфографических задач, классификация слов. Подбор родственных слов с заданным корнем.

35-

Учимся писать буквы безударных гласных корня.

2

36

Подбор родственных слов с заданным корнем.

37

Корень как общая часть родственных слов.

1

Нахождение  способов  проверки написания слова;соблюдение  изученных норм орфографии и пунктуации; различение произношения  и написания  слов.

38

Контрольная работа № 2 №2 по темам: «Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу». «Перенос слов». «Безударные гласные в корне слова»

1

39

Работа над ошибками, допущенными в конт. работе Проверяемые безударные гласные в корнях слов.

1

40

Однокоренные слова.

1

Состав слова  (Как устроен наш язык) (1 ч)

41

Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.

1

Работа с группами родственных слов. Письмо с пропусками букв. Сравнение звуковых моделей слов. Закрепление представления о двух признаках родственных слов.

Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова. (Правописание) (3 ч)

42-

Ознакомление с правилами правописания парных зв. и гл. согл. и их применение.

2

Наблюдение за языковым материалом, формулирование правила. Упражнения: установление принципа проверки. Разграничение звуков, вызывающих трудности написания, и звуков, не вызывающих трудностей; заполнение таблицы.

43

 Парные звонкие и глухие согласные в корнях слов.

44

Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова

1

Состав слова. (Как устроен наш язык) (1 ч)

45

Корень слова с чередованием согласных

1

Наблюдение за языковым материалом, формулирование правила. Упражнения: установление принципа проверки. Разграничение звуков, вызывающих трудности написания, и звуков, не вызывающих трудностей; заполнение таблицы.

Орфограммы в корне слова (Правописание)  (5 ч)

46-

47

Знакомство с орфограммой
«
Парные по звонкости – глухости, согласные в корне слова».

2

Знакомство с орфограммой
«
Парные по звонкости – глухости, согласные в корне слова». Соотнесение звуковой и буквенной записей слова с данной орфограммой.

Правописание гласных и согласных в корне слова.

48-

49

Повторение правил правописания безударных гласных и парных согласных в корне слова.

2

Словарный диктант №2.

50

Соотнесение звуковой и буквенной записей слова с данной орфограммой.

1

51-

52

Контрольная работа №3  по теме «Слово и предложение».

2

Нахождение  способов  проверки написания слова; соблюдение  изученных норм орфографии и пунктуации; различение произношения  и написания  слов.

Работа над ошибками, допущенными в конт. работе. Повторение по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова».

Состав слова. (Как устроен наш язык) (2 ч)

53-54

Суффикс как часть слова; значения суффиксов.

2

Наблюдение над языковым материалом (функция, значение и местонахождение суффикса в слове), формулирование выводов. Упражнения: работа над правилом.

Непроизносимые согласные в корне слова. (Правописание) (3 ч)

55-56

Ознакомление с правилами правописания и их применение:непроизносимые согласные.

2

Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, постановка орфографической задачи. Письмо по памяти.

57

Повторение правописания.

1

Нахождение  способов  проверки написания слова; соблюдение  изученных норм орфографии и пунктуации; различение произношения  и написания  слов.

58

Контрольное списывание

1

Состав слова. (Как устроен наш язык)(1 ч)

59

Значения суффиксов

1

Выделение суффикса в слове. Значение суффиксов -оват-, -еват-, -инк-, -ин-.

Суффиксы в словах. (Правописание) (3 ч)

60

Правописание суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок;

1

Наблюдение за языковым материалом: выведение правила написания слов с суффиксами -ёнок-, -онок-, -ек; -ик.

Упражнения: алгоритм выполнения правила. Сопоставление звуковой и буквенной записей слов.

61-62

Правописание суффиксов имен существительных: -ек; -ик.

2

Состав слова. (Как устроен наш язык) (1 ч)

63

Значение суффиксов

1

Наблюдение над языковым материалом (функция, значение и местонахождение суффикса в слове), формулирование выводов. Упражнения: работа над правилом.

Правописание  суффиксов. (Правописание)

64

Правописание слов с суффиксом - ость-

1

Наблюдение за языковым материалом: выведение правила написания слов с суффиксами -ёнок-, -онок-, -ек; -ик.

Упражнения: алгоритм выполнения правила. Сопоставление звуковой и буквенной записей слов.

Состав слова. (Как устроен наш язык) (1 ч)

65

Образование слов при помощи суффиксов.

1

Введение термина «суффиксальный способ» образования слов

Правописание суффиксов. (Правописание) (1 ч)

66

Правописание суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив,   лив;

1

Выделение суффиксов в именах прилагательных. Значение суффиксов. Правописание суффиксов имен прилагательных -ив-, -ев-, -чив-, -лив-, -н-, -ов-

Состав слова.  (Как устроен наш язык) (1 ч)

67

Образование слов при помощи суффиксов

1

Выделение частей слова: корня, суффикса, окончания. Отработка правописания изученных суффиксов.

Корень и суффикс. (Правописание)

68

Правописание корней и суффиксов в словах.

1

Повторение всех изученных орфограмм в корне слова

69

Контрольная работа №  4  по теме «Правописание корней и суффиксов в словах».

1

Нахождение  способов  проверки написания слова; соблюдение  изученных норм орфографии и пунктуации; различение произношения  и написания  слов.

Состав слова. (Как устроен наш язык)

70

Работа над ошибками, допущенными в конт. работе Приставка как часть слова

1

Знакомство с приставкой как значимой частью слова. Выделение приставки из состава слова. Значение приставок.  Анализ  и краткая характеристика состава слова.

71

Значение приставок

1

Выделение приставки в слове. Объяснение значения приставок.

Правописание приставок (Правописание) (3ч)

72-73

Правописание приставок:об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-.

2

Знакомство с группами приставок, в которых пишутся буквы «о» и «а». Освоение правила правописания приставок. Выделение приставок в словах.

74

Различение приставок с буквами «о», «а».

1

Знакомство с группами приставок, в которых пишутся буквы «о» и «а». Правила правописания приставок. Выделение приставок в словах.

Состав слова. (Как устроен наш язык)

75

Приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов.

1

Знакомствос приставочным способом словообразования в соответствии с заданной моделью. Выделение приставок в словах. Значение приставок.

Твердый знак. (Правописание)

76

Правописание слов с разделительным твердым знаком

1

Знакомство с частными случаями  правописания слов с ъ и ь знаками. Знакомство с правилом написания.

77

Контрольная работа № 5 по теме: "Правописание ь и ъ знаков"

1

Различение разделительных ъ и ь знаков на основе определения места орфограммы.

Состав слова. (Как устроен наш язык)

78

Работа над ошибками, допущенными в конт. работе Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов.

1

Образование слов приставочно-суффиксальным способом и способом сложения. Выделение приставок и суффиксов в словах.

Твердый и мягкий знаки. (Правописание)

79

Различение разделительных ь и ъ знаков

1

Различение разделительных ь и ъ знаков. Частные случаи правописания слов с ъ и ь знаками.

Состав слова. (Как устроен наш язык)

80

Основа слова.

1

Выделение значимых частей слова. Знакомство с понятием «основа слова». Алгоритм нахождения основы слова. Подбор слов к схемам.

81

Состав слова.

1

Нахождение  способов  проверки написания слова; соблюдение  изученных норм орфографии и пунктуации; различение произношения  и написания  слов.

Приставки и предлоги. (Правописание)

82-83

Основа слова.

2

Знакомство с предлогом и способом различения предлогов и приставок. Анализ и краткая характеристика состава слова, части речи.

Повторение

84-85

Повторение: состав слова.

2

Определение способа образования слов. Выделение значимых частей слова.

86-87

Повторение: правописание частей слова

2

Подбор способов  проверки орфограмм во всех частях слова. Правописание приставок и суффиксов.

Лексика. (Как устроен наш язык)

88

Слово и его лексическое значение.

1

Слово и его значение. Толкование значения слова. Работа со словарями. Словарное богатство русского языка.

Повторение пройденного.(Правописание)

89

Повторение по разделу «Части слова».

Словарный диктант №3.

1

Повторение изученных орфограмм (безударные гласные в корне слова, заглавная буква, гласные после шипящих, парные согласные в корне).

90

Повторение по разделу «Части слова».

1

Текст. (Развитие речи)

91

Текст.

1

Различение слова, словосочетания и предложения. Различение текста и не текста.

92

Текст. Заглавие текста.

1

Различение предложения и текста. Признаки текста. Знакомство с заголовком. Связь заголовка и общего смысла.

Лексика. (Как устроен наш язык)

93

Лексическое значение слов

1

Наблюдения за сочетаемостью слов, как сочетаются слова.

94

Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

1

Наблюдение за значением слов. Определение значений слов. Незнакомое слово в тексте. Понимание его значения из сочетания с другими словами.

Повторение пройденного.(Правописание)

95

Повторение правописания частей слова.

1

Выделение частей слова. Способы проверки орфограмм. Правописание приставок и суффиксов.

Текст. (Развитие речи)

96

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

1

Наблюдение надсвязью заголовка с основной мыслью текста.

97

Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста.

1

Чтение и понимание текста. Определение по заглавию основного содержания текста. Создание текста по его заглавию.

Лексика. (Как устроен наш язык)

98

Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

1

Определение значения незнакомых слов с помощью контекста и толкового словаря. Прямое и переносное значение слова.

99

Различение однозначных и многозначных слов.

1

Сравнение значения слова в словаре и тексте.

Повторение пройденного. (Правописание)

100

Повторение правописания.

1

Нахождение в слове орфограмм и определение их места в слове. Правописание приставок и суффиксов.

Текст. (Развитие речи)

101

Озаглавливание текста

1

Восприятие и понимание звучащей речи. Озаглавливание текста. Соотнесение заголовка с основной мыслью текста.

102

Текст. Окончание текста

1

Соблюдение орфоэпических норм и правильной речи. Первоначальное представление о структуре текста и цельности текста.

Лексика. (Как устроен наш язык)

103-104

Различение однозначных и многозначных слов.

2

Списывание текста. Использование толкового словаря. Знакомство с многозначными словами. Выяснение причин появления у слова нескольких значений. Переносное значение слов.

Повторение пройденного. (Правописание)

105

Повторение изученных орфограмм.

1

Повторение изученных орфограмм корня; правила написания заглавной буквы. Правописание ь и ъзнаков.

106

Повторение изученных орфограмм.

1

Текст. (Развитие речи)

107

Составление текста.

1

Восприятие и понимание звучащей речи. Работа с незаконченным текстом. Подбор заголовка к тексту. Сравнение вариантов окончания исходного текста.

Лексика. (Как устроен наш язык)

108-109

Наблюдение за использованием в речи синонимов.

2

Слово и его значение. Знакомство с синонимами. Наблюдение за сходством и различием слов-синонимов. Использование их в речи.

Повторение пройденного. (Правописание)

110

Правописание слов с изученными орфограммами.

1

Нахождение в слове орфограмм. Безошибочное написание слов с изученными орфограммами.

111-112

Начало текста.

2

Восприятие и понимание звучащей речи. Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации в речи. Наблюдение за структурой текста. Восстанавливание начала текста, его структуры.

Лексика. (Как устроен наш язык)

113-114

Наблюдение за использованием в речи синонимов.

2

Слово и его значение. Наблюдение за значением слов-синонимов, возможностями использования их в речи.

Повторение пройденного. (Правописание)

115

Повторение правописания.

1

Правописание слов с изученными орфограммами. Правописание изученных словарных слов.

Текст. (Развитие речи)

116

Составление текст

1

Составление текста по его началу или заключению. Структурные элементы текста – начало и заключение.

117

Последовательность предложений в тексте.

1

Чтение и понимание текста. Наблюдение за последовательностью предложений в тексте.

Лексика. (Как устроен наш язык)

118-119

Наблюдение за использованием в речи антонимов.

2

Слово и его значение. Наблюдение за словами, имеющими противоположное значение. Введение термина «антонимы». Сравнение антонимов и синонимов.

Повторение пройденного. (Правописание)

120

Повторение правописания.

1

Обозначение буквами безударных гласных в приставках и корнях.

Текст. (Развитие речи)

121

Последовательность предложений в тексте.

1

Различение предложения и текста. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Наблюдение за последовательностью предложений в тексте. Редактирование текстов.

Лексика. (Как устроен наш язык)

122

Наблюдение над словами омонимами.

1

Слово и его значение. Введение термина «омонимы». Наблюдение за использованием омонимов.

123

Слова исконные и заимствованные.

1

Слово и его значение. Наблюдение за словами исконными и заимствованными. Расширение словарного запаса учащихся.

Повторение пройденного. (Правописание)

124

Абзац. Последовательность абзацев в тексте.

1

Повторение правописания изученных орфограмм. Закрепление алгоритма работы над ошибками.

Текст. (Развитие речи)

125

Контрольная работа № 6 по теме "Безударные гласные в корне слова, заглавная буква, гласные после шипящих, парные согласные в корне".

1

Чтение и понимание текста. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала. Наблюдение за структурой текста. Выделение абзацев в тексте. Определение порядка следования абзацев.

Наблюдение за исконными и заимствованными частями слов.

126

Работа над ошибками, допущенными в конт. работе Абзац. Последовательность абзацев в тексте

1

127

Заимствованные слова.

1

Повторение пройденного. (Правописание)

128-129

Повторение правописания.

2

Правописание слов с изученными орфограммами. Поиск «чужих» ошибок. Отработка алгоритма работы над ошибками.

Текст. (Развитие речи)

130

Последовательность абзацев.

1

Восприятие и понимание речи. Составление текстов по заданным абзацам.

131

Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев.

1

Чтение и понимание речи. Составление текстов по заданным абзацам. Исправление деформированных текстов.

Лексика. (Как устроен наш язык

132-133

Устаревшие слова.

2

Выяснение причин, по которым слова выходят из употребления (исчезновение предметов, явлений).

Повторение пройденного.  (Правописание)

134

Повторение правописания

1

Правописание слов с изученными орфограммами. Отработка алгоритма работы над ошибками.

Текст. (Развитие речи)

135-136

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев.

2

Чтение и понимание текста. Краткое изложение текста. Составление текста по заданной структуре с использованием ключевых слов.

Лексика. (Как устроен наш язык)

137-138

Повторение лексики и состава слова. Повторение правописания.

Словарный диктант№4.

2

Слово и его значение. Выделение значимых частей слова. Наблюдение за омонимами, синонимами, антонимами. Отработка алгоритма работы с орфограммами.

Текст. (Развитие речи)

139-140

План текста.

2

Чтение и понимание текста. Составление плана к тексту.

Лексика. (Как устроен наш язык)

141

Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.

1

Слово и его значение. Наблюдение за фразеологизмами. Сравнение значения устойчивых и свободных сочетаний слов. Расширение словарного запаса.

Повторение пройденного. (Правописание)

142

Повторение правописания.

1

Правописание слов с изученными орфограммами. Отработка алгоритма работы с орфограммами.

Текст. ( Развитие речи)

143-144

Создание текстов по предложенным планам.

2

Чтение и понимание текста. Составление плана исходного текста. Создание собственного текста по плану.

Лексика.         (Как устроен наш язык)

145

Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.

1

Слово и его значение. Наблюдение за значением и использованием фразеологизмов. Сравнение фразеологизма и слова.

Повторение пройденного. (Правописание)

146

Повторение правописания

1

Правописание слов с изученными орфограммами. Отработка алгоритма работы с орфограммами.

Текст. (Развитие речи)

147

Составление текста по плану

1

Чтение и понимание текста. Составление плана будущего текста. Анализ и редактирование предложенного плана текста. Знакомство с текстом- описанием. Наблюдение за текстами-описаниями.

148

Текст-описание

1

Повторение пройденного (Правописание)

149

Особенности текста-описания.

1

Правописание слов с изученными орфограммами. Написание словарных слов. Алгоритм работы с орфограммами.

Текст. (Развитие речи)

150-151

Повторение правописания.

2

Чтение и понимание текста. Знакомство с особенностями текста-описания.

Повторение пройденного. (Правописание)

152

Повторение правописания.

1

Правописание слов с изученными орфограммами. Отработка алгоритма работы с орфограммами.

153

Повторение правописания.

1

Текст. (Развитие речи)

154

Текст-описание.

1

Чтение и понимание текста. Создание текста-описания и составление плана к нему.

155-156

Текст-повествование. Особенности текста-повествования.

2

Наблюдение за текстом- повествованием. Редактирование текста. Сравнение описания и повествования.

157

Тест «Правописание изученных орфограмм».

1

Правописание слов с изученными орфограммами. Закрепление алгоритма работы с орфограммами

158

Повторение правописания.

1

Текст. (Развитие речи)

159-

Создание текста-повествования по заданному плану

1

Чтение и понимание текста. Создание текста-повествования по заданному плану и по основной мысли текста.

160

Текст-повествование.

1

161-

Описание и повествование в тексте.

1

Чтение и понимание текста. Наблюдение за текстами, включающими в себя элементы описания и повествования. Наблюдение за текстом-рассуждением. Создание текста-рассуждения.

162

Создание текста-рассуждения.

1

163-

Текст-рассуждение.

1

164

Комплексная контрольная работа

1

165

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

1

Комплексное повторение пройденного

166

Контрольная работа № 8 по теме «Лексика». 

1

Повторение изученных орфограмм. Выбор правила написания. Отработка умения работать по алгоритму.

167-168

Работа над ошибками, допущенными в конт. работе Повторение. Текст: абзац, тема, заголовок.

2

Комплексная работа с текстами разных видов.

169-170

Повторение. Правописание слов.

2

Повторение изученных орфограмм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для 1 класса татарской школы по татарскому языку и литературному чтению на татарском языке по учебникам Мияссаровой

Рабочие программы для первого класса по ФГОС по УМК " Перспективная начальная школа". Авторы учебников: И.Х. Мияссарова, Ч.М. Харисова. Татар теле. Казан «Мәгариф-Вакыт», 2012,И.Х. Мияссарова, Ф...

Рабочие программы для 2 класса по программе "Школа России" Русский язык

Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочая программа. Русский язык 2 класс по программе " Перспективная начальная школа"

              Программа разработана на основе авторской программы по обучению грамоте Н.Г. Агарковой,  Н.М. Лавровой  и программы по русскому языку ...

Рабочая программа английского языка «Грамматика английского языка» для 4 класса

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования нового поколения и рабочей программы курса английского языка к У...

рабочая программа русский язык 3 класс программа "Планета знаний"

Рабочая программа по предмету "русский язык" 3 класс. Программа "Планета знаний"...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...