Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук в корне слова.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок русского языка во 2 классе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок изобразительного искусства во 2 классе.
Урок № 2, IV четверть.
Тема: «Цвет как средство выражения. Звонкие и глухие цвета».
Цель урока: учить передавать настроение в творческой работе с помощью цвета.
Планируемые результаты: познакомятся понятиями «тихие» («глухие») и «звонкие» цвета; откроют для себя взаимосвязь таких понятий, как цвет, настроение и образ; научатся правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски; научатся получать светлые, нежные, ласковые цвета за счёт соединения звонкой и белой красок, а так же мрачного, опасного, тёмного благодаря смешению звонкой и чёрной краски; передавать в тематических рисунках пространственные отношения.
Задачи урока:
- познакомить учащихся средством выражения эмоционального состояния на примере репродукций И. Левитана, музыкальных и художественных произведений;
- отражать полученные впечатления в творческих работах;
- формировать универсальные учебные умения: дифференцировать и обобщать знания о группах цветов: темные и светлые; легкие и тяжелые; звонкие и глухие;
- упражнять в приемах смешивания красок на палитре и сразу на бумаге;
- совершенствовать универсальные учебные умения через практическую деятельность в процессе обучения;
- развивать художественно-образное, творческое мышление детей;
- развивать умение видеть, слышать, понимать и чувствовать красивое в окружающей природе. Формировать эстетические чувства
- воспитывать критическое отношение к результатам своей деятельности.
Материалы и оборудование:
- Репродукции картин И.И. Левитана,
- отрывки музыкальных произведений Антонио Вивальди « Времена года. Зима» и Людвиг Ван Бетховен «К Элизе».
- Карты-опоры «Цветовой круг», «Осветленные и затемненные цвета».
- Стихи Т.Курбатовой стр.12-13 «Разноцветные стихи» Т., 1995г.
Презентация к уроку «Цвет как средство выражения. Звонкие и глухие цвета»
Раздаточные материалы: листы А-4, гуашевые краски, палитра, кисти рисовальные и щетинистые, банки для воды, тряпочки.
Практическая работа: Смешение различных цветов с черной, серой, белой красками – получение мрачных, тяжелых и нежных, легких оттенков цвета. Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов. Наблюдение цвета в природе, на картинах художников.
Ход урока:
1.Целевая установка:
На этом уроке мы будем учиться слушать краски, узнаем, о чем они могут «говорить». Вы научитесь понимать «язык разноцветных красок». Поэтому в течение урока будьте внимательными и активными.
2.Сообщение цели и задач урока:
Сегодня мы вместе совершим путешествие в страну звуков и цвета, и вы узнаете, что цвет может звучать, а звук может создавать ощущение цвета. Вы будете учиться красиво рисовать пейзажные картинки. Ваши работы мы поместим на выставке, чтобы другие дети могли ими полюбоваться.
3.Открытие новых знаний:
- Представьте себе такую ситуацию: что было бы, если бы все на свете было одинакового цвета?
- А вот ещё одна ситуация: художник пришел писать поляну цветов, а у него оказалось только три основные краски?
- Рассердилось и ушло за горизонт солнце. Каким мы увидим весь мир?
Погас последний солнца луч.
Устало голову склонило
Дневное жаркое светило
На мягкий холм из рыжих туч.
И веки сонные сомкнуло,
Накрылось тучею. Заснуло.
Померкли краски, потемнели,
Сквозь мрак мерцают еле-еле.
Зарницей розово-лиловой,
Раздвинув мрак, пробился снова
Последний луч. И утонул
В нагроможденье туч сливовых.
Уснуло солнце, день уснул.
И вечер в черную вуаль
Убрал сиреневую даль.
- Как вы думаете, каких цветов в этом стихотворении больше ГЛУХИХ или ЗВОНКИХ?
- А можно ли сказать, что эти цвета ТЯЖЕЛЫЕ? Почему?
- Ребята, внимательно послушайте стихотворение и подумайте: ГЛУХИМИ или ЗВОНКИМИ цветами будет нарисована картина-стихотворение?
Голубым огнем, зеленым
Загорелись сосен кроны,
Мир зарею обновленный,
Встрепенулся, ожил вдруг.
Алою зарей плененный,
Обновленный, удивленный,
Алый, голубой, зеленый,
Разноцветный мир вокруг.
(Т. Курбатова «Утро»)
- А как изменяются краски в природе вечером и днем, в солнечный день или в дождь?
Учитель зачитывает строчки стихотворение:
«Словами красок на своем холсте
Художник говорил о красоте…»
- Дайте название этим цветам? (Картины из презентации). (Учащимся предлагается рассмотреть репродукции картин, написанные разными группами цветов (темными и светлыми)).
После просмотра репродукций учитель предлагает детям послушать музыкальные отрывки Вивальди и Бетховена. Сравнить их и рассказать, КАКИЕ ЗВУКИ использовал композитор, чтобы «создать настроение»?
Слушание музыки:
1). Антонио Вивальди «Времена года. Зима»
Цикл из четырех концертов для солирующей скрипки с оркестром. Каждый из концертов в трех частях и каждый концерт изображает одно время года.
"Зима" (L'Inverno)
Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,
И севера ветра волна накатила.
От стужи зубами стучишь на бегу,
Колотишь ногами, согреться не в силах
Как сладко в уюте, тепле и тиши
От злой непогоды укрыться зимою.
Камина огонь, полусна миражи.
И души замерзшие полны покоя.
На зимнем просторе ликует народ.
Упал, поскользнувшись, и катится снова.
И радостно слышать, как режется лед
Под острым коньком, что железом окован.
А в небе Сирокко с Бореем сошлись,
Идет не на шутку меж ними сраженье.
Хоть стужа и вьюга пока не сдались,
Дарит нам зима и свои наслажденья.
Первая часть. Здесь действительно царит очень холодная (для итальянцев!) атмосфера. Ремарки поясняют, что здесь изображается то, как стучат от холода зубы, притоптывание ногами, завывание лютого ветра и бегание, чтобы согреться. Для скрипача в этой части сконцентрированы наибольшие технические трудности. Виртуозно сыгранная она проносится как бы на одном дыхании.
Вторая часть. А вот и зимние радости. Полное единение солиста и аккомпанирующего ему оркестра. Льется чудесная ария в стиле bel canto. Эта часть необычайно популярна как самостоятельное совершенно законченное произведение, и так она часто и исполняется.
Третья часть. Вновь жанровая сценка: катание на коньках. А кто же в Италии умеет или умел во времена Вивальди, когда никакого искусственного льда не было, кататься на коньках? Конечно, никто. Вот Вивальди и изображает - в забавных "кувыркающихся" пассажах скрипки - как можно "легко поскользнуться и упасть" или как "ломается лед" (если дословно переводить содержание сонета). Но вот задул теплый южный ветер (сирокко) - предвестник весны. И между ним и бореем разворачивается противоборство - бурная драматичная сцена. Это и есть завершение - почти симфоническое - "Зимы" и всего цикла "Времен года".
У: КАКИЕ ЗВУКИ использовал композитор, чтобы «создать настроение»?
Ответ: Звонкие, тяжелые и легкие, чуть больше глухих звуков. (первое произведение)
2). Людвиг ван Бетховен «К Элизе»
«К Элизе» (нем. Fur Elise) – знаменитая фортепианная пьеса-багатель Людвига ван Бетховена. Багате́ль (фр. bagatelle — безделица) — это небольшая, лёгкая в исполнении музыкальная пьеса, главным образом для фортепиано.
Произведение Бетховена «К Элизе» на протяжении многих лет является одним из самых известных шедевров мировой музыки. Оно входит в обязательную программу произведений в музыкальных школах всего мира.
В 1923 году исследователь творчества Бетховена Макс Унгер предположил, что Ноль неправильно интерпретировал неразборчивый почерк композитора, и «К Элизе» на самом деле было посвящено пианистке и ученице Бетховена Терезе Малфатти фон Роренбах цу Децца (1792 – 1851), виртуозно исполнявшей его произведения.
У: КАКИЕ ЗВУКИ использовал композитор, чтобы «создать настроение»?
Ответ: легкие, воздушные, нежные, светлые (второе произведение)
У.: Ребята, для чего мы читали стихи, слушали музыку и рассматривали репродукции?
Д.: Чтобы понять, что картину можно нарисовать разными красками, музыку написать звуками и эти звуки похожи на цвета, стихи написать при помощи слов, но звуки слов тоже напоминают какой-то цвет.
У.: Правильно все цвета делятся на ГРУППЫ, но все они составляют ЦВЕТОВОЙ КРУГ.
4. Практическая работа учащихся.
Учащие рисуют пейзаж по выбору, передают состояние природы её особенности в разные части суток. При этом используются палитра и смешение цветов на бумаге. Дети смешивают цветные краски с белой и серой, чтобы получить различное «звучание»: легкие и тяжелые, светлые и темные, звонкие и глухие.
5. Анализ результатов работы. Рефлексия.
- В чем же особенность «языка» цвета в пейзажной живописи?
- Каким приемом вы получали разнообразные цвета в своем рисовании?
- С какими группами цветов вы познакомились на этом уроке?
- Давайте посмотрим, что у нас получилось? Вам нравятся пейзажи, которые вы нарисовали? О чем они нам рассказывают?
6. Вывод.
У живописи особый язык – язык цвета. Художники разговаривают со зрителями своими картинами. На этом уроке мы учились «читать» и «разговаривать» этим особым языком.
7. Домашнее задание:
Нарисовать праздник, с. 37, рабочая тетрадь.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Подготовка к письму Я тетрадь свою открою, И наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою Ручку я вот так держу Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь!
20 ноября. Классная работа.
о де'жда Одежда лучше новая, а друг старый. Не одежда красит человека, а добрые дела .
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Подбор проверочного слова, изменяя форму слова. Подбор однокоренного слова. Как можно проверить безударную гласную?
Запомни: Если буква гласная Вызвала сомнение, Ты ее немедленно Поставь под ударение!
подобрать однокоренное слово изменить проверяемое слово способы проверки
План (алгоритм) работы Прочитай слово. Поставь ударение. Выдели корень. Найди проверочное слово: измени слово или подбери однокоренные слова. Напиши слово, вставь букву. Обозначь орфограмму.
ст . лы - ст о л о цв . тной - цв е т е Как проверить безударную гласную?
З ё рна – з е рно с ё стры – с е стра зв ё зды – зв е зда л и ст – л и сты шк а ф – шк а фы хл е б - хл е ба Проверь себя:
Вставь пропущенную букву: м о ряк п о ля стр е ла ств о лы сл о ва зв о нок д о жди тр а ва
РЕФЛЕКСИЯ: Продолжи предложения … Сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился…
Спасибо за внимание! Сыйразова Х.Г. учитель начальных классов МБОУ «Комсомольская СОШ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова".
Базовый учебник: Русский язык. В.П.Канакина, В.Г.ГорецкийТип урока: введение нового материала.Техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.Презентация подготовлена с использованием скриншотов ...
Урок «Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук (изменение формы слова)
Цели урока:Формировать умения подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударными гласными, учить ставить учебную задачу, повышать уровень самоконтроля учащихся, формировать умение рабо...
Конспект урока русского языка "Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запоминать?" 3 класс
Цель: Совершенствовать навык написания изученных словарных слов, учить воспроизводить лексическое значение слов. Планируемые результаты Предметные:·...
Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова.
Конспект урока с презентацией...
«Безударные проверяемые гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук (изменение формы слова)»
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ...
Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным)
Тема урока: « Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным)»Цель урока: ...