Правила переноса слов.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Лепешкина Татьяна Витальевна

Цель: Изучение правил переноса слов     


Тип урока: Открытие нового знания;

 

Использование технологий: Проблемно-диалогическая технология

 

Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму;  развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.  

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Правила переноса слов.

Цель: Изучение правил переноса слов     


Тип урока: Открытие нового знания;

Использование технологий: Проблемно-диалогическая технология

Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму;  развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.   

Формирование УУД:

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) ориентироваться на развороте учебника;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре.

5) формируем умение планирования учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Этап, цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

I. Мотивация учебной деятельности.

Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Приветствие.

- Проверим готовность.

Руки? – НА МЕСТЕ

Ноги? – НА МЕСТЕ

Локти? – У КРАЯ

Спина? – ПРЯМАЯ

Все готовы к полету, в страну белоснежную и очень полезную. На пути нас ждут большие испытания, а на финише – победа, радость, знания!

Вспоминают критерии, проверяют свою готовность.

 

Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность

II.Актуализация знаний

Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Работа в тетради.

  1. Чистописание.

  1. Работа с рядом слов

- Прочитайте слово, в котором:

(На доске записаны слова)

Моль, платье, съел, объявил, рыбы.

  • ь – разделительный
  • ь – обозначает мягкость согласного звука
  • есть хитрые буквы, почему хитрые?
  • состоит из 3 слогов
  • из 2 слогов
  • односложные слова.

- Какие знания понадобились?

- Как проверить, правильно ли подсчитали слоги?

- Обозначим.

  1. Работа с рядом слов

- Прочитайте ряд слов.

(На доске карточки со словами с пропущенными буквами)

Суббота, сорока, класс, группа, тонна, масса,

- Я считаю, что все эти слова двусложные. Кто считает, что я права?

- Почему ты считаешь, что я права (не права)?

- Какое задание можно выполнить со словами?

- Давайте выполним задание: найти лишнее слово.

- Какое слово здесь лишнее?

(Учитель подводит детей к тому, что лишнее слово – сорока, т.к. не содержит удвоенную согласную) (Возможны и др. варианты.)

Учащиеся работают с рядом слов:

Моль, платье, съел, объявил, рыбы.

Роль Ь, правило определения слогов.

Обозначить гласные буквы.

Учащиеся читают ряд слов:

Суббота, сорока, класс, тонна, группа, масса,

Учащиеся делают выбор.

Обоснование детьми своего выбора?

Варианты детей (списать, подчеркнуть орфограммы, разделить на группы, найти лишнее слово и т.п.)

Предположения детей.

Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций,

 III.Выявление места и причины затруднения.

        Цель: Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого.

1. - Уберём  лишнее слово и запишем остальные слова, объясняя орфограммы.

(учитель пишет на доске слова или один из учащихся)

- Слово не входит на строку.

- Что же делать?

- Что значит перенести?

2.  - Поработайте в парах и подумайте, как можно перенести это слово?

- Какие у вас идеи?

(Учитель фиксирует варианты переноса на доске.)

- Посмотрите, сколько вариантов переноса 1 слова.

- Задание было одно?

- Почему результаты получились разные?

- Чего мы пока не знаем?

- Как вы думаете, какая тема урока?

3.Учитель фиксирует тему на доске  или включает Слайд 1 «Правила переноса слов».

- Прочитайте внимательно тему урока.

- В каком числе стоит слово ПРАВИЛА?

- О чём это нам может говорить?

-Действительно, этих правил несколько, и вы сами попробуете их открыть.

- Какие задачи поставим перед собой?    

Записывают в тетради число, записывают слова с комментированием.

Надо слово перенести.

Часть слова оставить, а другую записать на новой строке.

Дети работают в парах и пишут на листе, как можно перенести это слово.

Дети предъявляют результат своего труда. (Варианты переноса могут быть разные: ма-сса, мас-са, масс-а…)

Да.

Как переносятся слова.

Как переносить слова, правила переноса слов.

Во множественном.

Наверное, их много, несколько.

Открыть правила переноса, научиться переносить слова.

Фиксация во внешней речи причины затруднения.

Формулировка учебной задачи как темы   урока.

ФИЗМИНУТКА гимнастика для глаз

 IV.Открытие «нового» знания

Цель: Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия.

- Сейчас вы будете работать в группах.  Значит, в каждой группе нам надо выбрать лидера.

- Какова его роль?

- У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило.

- А план работы такой.

     1. Прочитать слова

     2. Обратить внимание на выделенные буквы

  1. Посмотреть, где стоит знак переноса
  2. Сформулировать правило переноса слов.

- Что   должно получиться у каждой группы в результате своей работы?

- Сколько правил у нас получится?

(Учитель помогает группам строить диалог, подводя их к решающей гипотезе.)

- Слушаем результаты работы групп.

- Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.

- На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?

- Вы согласны с выводом группы?

(Фиксирует на доске модель)

- О чём говорит эта схема?

- Слушаем 2 группу.

- Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.

- На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?

- Вы согласны с выводом группы?

(Фиксирует на доске модель)

 

...С — С...

- Слушаем 3  группу.

- Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.

- На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?

- Вы согласны с выводом группы?

(Фиксирует на доске)

..Ъ-.., …Ь-.., …Й-….

- Слушаем 4 группу.

- Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.

- На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?

- Вы согласны с выводом группы?

(Фиксируем модель)

-Что случилось, почему буква плачет?

- Почему изменилось настроение?

Аналогично последнее правило: 1 слог – не переносим.

- А почему нельзя переносить?

Следить, чтобы каждый выражал своё мнение и строго работать по плану.

Правило переноса слов.

Сколько групп, столько и правил.

Дети работают в группах и формулируют правило.

Представитель от 1 группы показывает задание.

Все читают слова: то-пор, каан-даш,

 

Выделены гласные буквы, а знак переноса стоит между слогами. Значит, слово переносится по слогам.

По слогам!

Ответы детей.

Показ задания.

Все читают хором слова: кас-са,  тон-на

Выделены двойные согласные, знак переноса стоит между ними. Значит, если две одинаковые буквы в середине слова, то знак переноса ставится между ними.

Показ задания.

Все читают хором слова: конь-ки, зай-ка, подъ-езд

Выделены Ъ,Ь,Й. знак переноса стоит после них, значит… (их нельзя отрывать от предыдущего слога)

Показ задания.

Все читают хором слова: обед, ещё, края

Выделены слоги О -, Е-, -Я. Знак переноса не стоит, значит одну букву переносить нельзя.

Не хочет стоять одна!

Слово тоже протянуло ей руку, теперь она не одна.

Читаем слова: сон, ток, лук, страх.

Выделен гласный звук, в слове 1 слог, переноса нет.

Слова переносятся только по слогам!

Сформулированное правило, представленное в громкоречевой форме и графической

V.Реализация построенного проекта. Структу-рирование полученных знаний.

Цель: Построение нового способа действия.

- Сколько правил мы открыли?

- Проговорим их ещё раз, пользуясь схемами-моделями.

- Сравним наши правила с правилами учебника. Всё ли мы сделали правильно?

- Составьте алгоритм: как будете действовать, если надо перенести слово.

Учитель фиксирует на доске:

  1. Читаем слово.
  2. Делим на слоги

          3.  Вспоминаем, какое правило подходит.

          4.  Записываем

- Почему выделены слова «вспоминаем правило»?

Пять.

Проговаривают правила.

Сравнивают с учебником стр…, делают вывод: мы открыли больше  правил.

   

Высказывают свои варианты, обсуждают, выбирают более удачный.

 

Можем перенести неправильно

Составленный алгоритм переноса слов

ФИЗМИНУТКА

VI.Первичное закрепление нового способа действия.

Цель: Зафиксировать во внешней речи новое учебное действий.

- Вернёмся к заданию, которое мы не могли выполнить в начале урока.

-  Какое было затруднение?

- Как же мы перенесём слово масса, которое не вошло в строку?

- Из предложенных слов

Осень, касса, долька, юла, пень, ветер, лайка, сорт, ягода, клён.

выписать:

Мальчикам – слова, которые можно перенести, разделить их для переноса.

Девочкам – слова, которые нельзя переносить.

Выяснение понимания задания

- Будут ли у вас одинаковые слова?

(Взаимопроверка.)

- Есть ли у вас совпадения?

Проверить вслух.

(Самопроверка)

Не могли перенести слово МАССА.

Применяют алгоритм и объясняют перенос.

Дети читают слова и выбирают те, которые нельзя перенести.

Нет.

Обосновывают свой выбор, опираясь на правила и алгоритм.

Применяют правила, объясняют перенос.

Выполненное задание

VII.Рефлексия.

Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности.

- Какое открытие мы сегодня сделали?

- Для чего нам понадобились эти правила?

- Как нам удалось открыть правила.

- Что понравилось на уроке?

- Оцените себя с помощью таблицы.

Воспользуйтесь подсказками на экране и на парте (лист самооценки)

Правила переноса слов.

 Не смогли перенести слово.

Мы работали в группах, выполняли задание.

Дают словесную оценку и цветовую.

Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности

Приложение 3

Лист для самооценки

…формулировал тему и цель урока с помощью учителя

…работал по предложенному плану

…высказывал своё предположение

…участвовал в составлении алгоритма

…научился переносить слова с помощью алгоритма


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Перенос слова. Правила переноса слов"

Урок обобщения и систематизации знаний по русскому языку для 1 класса по программе "Школа 2100"...

Правила деления на слоги. Правила переноса слов.

В материале рассматриваются вопросы слогоделения и деления слов для переноса....

Правила деления на слоги. Правила переноса слов.

Правила деления на слоги. Правила переноса слов....

Перенос слов. Правила переноса слов. 1 класс

Цель: познакомить с правилами переноса слов....

Перенос слов. Правила переноса слов.

Конспект урока русского языка....