Урок русского языка 2 а класс «Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу»
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Урок русского языка
2 а класс
«Правописание слов с буквосочетаниями
жи-ши, ча-ща, чу-щу»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2a_russk.yaz_._urok_tereshchenko_na_sayt.docx | 37.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
муниципального образования Каневской район
Урок русского языка
2 а класс
«Правописание слов с буквосочетаниями
жи-ши, ча-ща, чу-щу»
Разработку урока выполнила
Терещенко Елена Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 3
Ст. Каневская
2016 год
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА русского языка во 2 классе (УМК «Школа России»)
Тема | Правописание слов с ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ . |
Педагогическая цель | Формировать навыки правописания слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. |
Тип урока | Изучение нового материала. |
Планируемые результаты (предметные) | Учащиеся научатся характеризовать непарные твердые и мягкие согласные звуки русского языка; применять правила правописания; подбирать примеры с определенной орфограммой. |
Личностные результаты | осознание значимости знаний о правописании гласных после шипящих; актуализация мыслительной и творческой деятельности, формировать мотивацию к обучению. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: развивать умения высказывать своё предположение; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять познавательную и личностную рефлексию, умение определять и формулировать цель на уроке. Коммуникативные: умение точно и полно выражать свои мысли; оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя словарь, информацию, полученную на уроке. |
Основные понятия и термины | Твердый и мягкий согласный звук, гласный, звук, буква, буквосочетание, корень слова, словарные слова. |
Методы, формы работы | Словесный, практический, наглядный; групповая, индивидуальная, фронтальная, в парах. |
Образовательные ресурсы | М\м презентация, учебник (В.П.Канакина. Русский язык 2 кл, Ч 2), |
Этапы урока | Методы, методические приёмы,формы. | Содержание взаимодействия с учащимися. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| 1.Организация рабочего места 2.Подготовка к учебной деятельности. | - Я тетрадь свою открою -Откройте тетради и запишите число, «Классная работа». | Приветствует учащихся, организует начало работы | Приветствуют учителя, организуют рабочее место, эмоционально настраиваются на урок. |
| 1.Минутка чистописания | Будь внимателен, дружок, Начинаем наш урок. Особого внимания Заслуживает чистописание. Посмотрите внимательно на доску. Что вы видите? (буквы) Ж Ш Ц Ч Щ - Какие это буквы? Какие звуки они обозначают? Как их назвать одним словом? (шипящие согласные) Ж А И Ш У Ы Я Ч Щ Ю - Используя эти буквы? (составить слоги) -Всегда ли произношение совпадает с написанием? Какие же сочетания букв вызывают затруднения? -Какие буквы всегда обозначают твердый согласный звук (Буква ЖЕ обозначает звук /ж/; буква ША обозначает звук /ш/) - Какие буквы всегда обозначают мягкий согласный звук (Буква ЧА обозначает звук /ч/; буква ЩА обозначает звук /щ/) -Обратите внимание на гласные буквы в записанных сочетаниях. Почему мы так написали? (Карточка на доске. Читаем хором) В сочетаниях ЖИ-ШИ Только И всегда пиши! В сочетаниях ЧА-ЩА Пишем только букву А. В сочетаниях ЧУ-ЩУ Пишем только букву У. | Организует повторение изученного ранее материала, подчеркивает его актуальность для работы на уроке. | Систематизируют знания о звонких и глухих согласных звуках, воспринимают с опорой на наглядности понятие «парные звуки» |
2.Словарная работа «Замени одним словом» | Сл.1 -На следующей строчке запишите «Словарь:» (Слова записываются, подчеркивается буквосочетание) Жвачное животное с очень длинной шеей (Жираф) Что у человека дороже всего? (Жизнь) Какие животные носят еду на спине? (Ежи) Из чего делают твердые сковородки? (Чугун) Зимний вид спорта и любимое развлечение детей (Лыжи) Шестьдесят минут (Час) Густой частый лес (Чаща) Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды (Чайник) Инструмент для прокалывания отверстия (Шило) Дикая роза с ярко-красными ягодами (Шиповник) Съедобное растение с кислыми листьями (Щавель) ЩАВЕЛЬ –новое словарное слово . Обратите внимание на ударение. - Зачем нужен щавель? (Он используется в пищи) -Придумайте (устно) предложение с этим словом (На огороде вырос щавель). -Запишите новое словарное слово, поставьте ударение и подчеркните орфограмму. | Читает загадки, объясняет порядок выполнения и оформления работы в тетради, следит за посадкой, напоминает правила письма. | Слушают, отгадывают загадки, записывают отгадки в соответствии с правилами письма (безотрывно, безнажимно, с наклоном), определяют тематическую группу слов, выделяют общность орфограммы, формулируют правило правописания. | |
III.Целеполагание | 2.Определение темы и задач урока. | - Догадайтесь-ка, ребята, Отчего ежи, ерши, Щуки, чайки и волчата Рассмеялись от души? Ежы, ершы, щюки, чяйки, волчята -Запишите эти слова правильно. -Ребята, скажите, что общего в словах, которые вы написали? -А кто же сможет сформулировать тему урока ? Кто догадался? (Правописание слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ) -Какая главная задача стоит перед нами? (Научиться без ошибок писать слова с этими буквосочетаниями) -Каким правилом мы будем пользоваться при выполнении упражнений? (Скажем хором, смотрим на таблицу) В сочетаниях ЖИ-ШИ Только И всегда пиши! В сочетаниях ЧА-ЩА Пишем только букву А. В сочетаниях ЧУ-ЩУ Пишем только букву У. | Подводит к пониманию темы, организует наблюдение и создает речевую ситуацию | формулируют задачи урока и собственной деятельности., исправляют деформированный текст. |
IV.Изучение нового материала | ||||
1.Упр.14 (с.11) (списывание по группам) | -Откройте учебники на стр. 11, упр.14 -В какие группы можно объединить слова? -Сколько групп получится? (на доске обозначения) ЖИ-ШИ ЧА-ЩА ЧУ-ЩУ лыжи роща чудо жизнь чай чулок шить задача щука -Прочитайте записанные вами слова (по группам). -А теперь поставьте в этих словах ударение. -Подумайте и скажите, в каких словах буквосочетания являются слогом, а в каких – частью слога? -В каких словах эти буквосочетания являются безударными? | Организует наблюдение, подводит к выводам, исправляет ошибки, контролирует работу в тетрадях. | Анализируют, ищут доказательства, осуществляют выборочное чтение, определяют орфограмму и ее место в словах, формулируют вывод. | |
2.Отгадывание загадок (распределительный диктант) | Сл.5 -А теперь я прочитаю загадки, а вы напишите отгадки, продолжив распределять слова по столбикам (по группам): (Записываем отгадки и комментируем) Мы, проворные сестрицы- быстро бегать мастерицы. В дождь -лежим, в снег - бежим: уж такой у нас режим. (Лыжи) Идут, бегут. С места не сойдут. (Часы) Белая звёздочка с неба упала. Мне на ладошку легла и пропала. (Снежинка) Кот живёт у нас на крыше, а в чулане живут… (Мыши) Закипит - исходит паром, И свистит, и пышет жаром, Крышкой брякает, стучит. - Эй, сними меня! - кричит. (Чайник) Вяжет мама длинный шарф, Потому что сын… (Жираф) | Создает речевую ситуацию, организует мыслительную и речевую деятельность учащихся | Отгадывают загадки, записывают слова по группам орфограмм, комментируют написание. | |
Физминутка | Хлопаем в ладоши, если в слове есть изучаемая нами сегодня орфограмма: если нет топаем ногами три раза) парта, снежинка, свеча, лес, стул, роща, площадка, шкаф, дети, щука, лев, шиповник, чудо, утюги | Организует выполнение упр. На снятие физической усталости. | Выполняют игровые упр. вместе с учителем | |
VI. Закрепление изученного | 1.Упр.15 (письмо под диктовку) | -Найдите упр.15. Прочитайте текст вслух (читает ученик). -Как вы думаете, иллюстрация подходит к этому тексту? Докажите. (В тексте говорится о пушистом снеге, падающем на землю. И художник изобразил зимний день: в доме топится печь, а за окном снег кружится и падает на землю). -Какие слова в тексте помогают представить картину падающего снега? (Пушистый, кружится, падает, ложится) Почему эти слова «написаны с буквой И? (ЖИ-ШИ всегда пишем с буквой И). -Обратите внимание , как написано слово «ложится». Почему без Ь? (отвечает на вопрос «что делает?») -Объясните написание слова «снег» (глухой согласный на конце можно проверить – снега) -Посмотрите внимательно, какие знаки препинания есть в тексте, где они стоят? -А теперь запишем этот текст под диктовку. Я буду читать по строчкам. Как вы будете писать начало каждой строчки? (С большой буквы) Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. | Акцентирует внимание на словах с изучаемой орфограммой | На слух определяют слова с нужными орфограммами, подбирают проверочное слово с опорой на правило. |
2.Работа в паре | Сл.7 Найдите в тексте ошибки и исправьте их. Открываем конверт с заданием. Возьмите простой карандаш. - На это задание вам 2 минуты. Зима. В лесу лежыт пушыстый снег. На снегу точки и строчки. Следы ведут в чящу. По ночам хищные зверьки ищют пищю. Вот лесная речка. Мой товарищ поймал большую щюку и крупного лещя. (Дети исправляют ошибки. Затем следует проверка.) - Сколько ошибок вы нашли?(7) - Давайте проверим. | Объясняет порядок выполнения задания, организует работу в парах. | Читают, воспринимают задание в карточке, распределяют по общему признаку пары слов, выделяют орфограмму, подбирают проверочные слова, работают в парах (обсуждают варианты ответа). | |
3.Деление текста на предложения (устно) | Сл.8 -Запись текста -Вспомним, что такое предложение? Как обозначается предложение на письме? -Прочитайте текст про себя. А теперь прочитаем по предложениям (цепочкой). Летом Миша поехал на дачу у Миши были удочки он поймал леща и щуку мама сварила уху Миша пригласил друзей малыши угостили собаку Бульку. -В каких словах встретились буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ? | Формулирует задачу, акцентирует внимание на орфограмме | Читают, определяют границы предложения, обозначают знаками препинания, находят слова с орфограммой, объясняют написание. | |
4.Работа с электр.приложением к учебнику | -А теперь выполним упражнения из электронного учебника. 1) Вставьте нужное сочетание; 2) Спуск на лыжах | Контролирует выполнение, оценивает работу у доски | Выполняют упр. На электр. носителе, аргументируют решение учебной задачи | |
VII. Итог урока | Обобщающая беседа | -Ребята, наш урок подошел к концу. Скажите, с какими буквами не дружат буквосочетания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ ? (Они никогда не дружат с Я, Ю, Ы) Вспомним правило | Побуждает учащихся к выводам о проделанной работе. | Формулируют выводы по изученной теме |
2. Рефлексия | Сл.9 На уроке я узнал … На уроке я научился … Было интересно… Было трудно … Я хочу ещё узнать … Спасибо за урок! | Оценивают свою работу на уроке | ||
Домашнее задание | Упр. 17 (Стр.12) Выполняйте в соответствии с заданием, по образцу. | Объясняет порядок выполнения и оформления дом.работы | Воспринимают задачу, определяют алгоритм выполнения задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка 2 класс "Правописание слов с сочетаниями жи ши"
Картинный диктант по теме "Правописание слов с сочетаниями жи-ши"...
Урок русского языка 2 класс "Правописание слов с парными согласными на конце слова"
Развивать умение распознавать слова, которые нужно проверять, подбирать проверочные, сравнивать согласные буквы в проверяемом и проверочном словах....
Презентация к уроку русского языка 3 класс "Правописание слов с разделительными Ъ и Ь".
Презентация к уроку русского языка 3 класс "Правописание слов с разделительными Ъ и Ь". "Школа 2100"...
Презентация к уроку русского языка 2 класс "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным".
Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным"....
Конспект урока русского языка 2 класс "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным".
Конспект к уроку русского языка во 2 классе "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным"....
конспект урока русского языка 3 класс "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне"
разработка урока русского языка в 3 классе по теме "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова". Учебние В П Канакина...
Урок русского языка. 1 класс. "Правописание слов чу-щу"
Урок по программе УМК Школа России...