Статья на тему: трудности урока русского языка для детей с овз
статья по русскому языку (2 класс) по теме
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)- это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Новый ФГОС учитывает их возрастные , типологические и индивидуальные возможности, особые образовательные потребности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya.docx | 15.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)- это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Новый ФГОС учитывает их возрастные , типологические и индивидуальные возможности, особые образовательные потребности.
На современном этапе специального образования важной проблемой является обучение и развитие лиц с интеллектуальными нарушениями. Одним из дефектов является нарушение речевой деятельности, в том числе и письменной речи . Проблеме письменной речи детей с интеллектуальными нарушениями посвящено много публикаций , но актуальность её не снижается.
Письменная речь представляет собой сложный процесс для данной категории детей, так как представляет собой сложные процессы, состоящие из многочисленных операций.
Письмо предполагает:
- осуществление точного и последовательного фонематического анализа слова, соотнесения звуков с соответствующими фонемами;
-фонемы должны быть обозначены определенными буквами;
-четкое разграничение сходных фонем;
-запоминание графического изображения букв;
-воспроизведение букв слова в определенной последовательности.
Трудности , возникающие у данной категории детей при овладении письменной речью:
-Нарушение фонематического анализа, что препятствует разделению слова на составляющие его звуки(буквы);
-пропуск звуков(букв);
-смешение звуков(букв);
-смешение на основе акустического сходства;
-нарушение последовательности звуков( букв) и как следствие нарушение строения слова;
-затруднение в соотнесении звуков с соответствующими буквами;
-затруднение в запоминании графического образа букв(оптические нарушения, зеркальность, упрощение графического начертания).
Таким образом, овладение письменной речью у таких школьников происходит замедленно и с большими трудностями.
Это связано с нарушением интеллекта поздно формируется устная речь, которая влияет на становление письменной речи. У таких детей нередки дислексии и дисграфии. Дети допускают многообразные ошибки и часто не замечают их.
В специальной школе развитие устной и письменной речи осуществляется в большинстве своем на уроках русского языка.
Основные задачи:
-выработать прочные навыки грамотного письма;
-научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
-повысить уровень общего развития учащихся.
Специальные задачи:
-коррекция речи и мышления.
В процессе обучения проводится работа над устранением недостатков всех сторон речи ребенка.
Принцип по которому идет усвоение материала строится на концентричности. Происходит постоянное повторение ранее усвоенного материала и разъединения сложных грамматических понятий и умений на составляющие элементы, где каждый отрабатывается отдельно. Так как дети с нарушением в познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы испытывают большие трудности в усвоении сложных систем понятийных связей и наиболее легче усваиваются простые.
В результате постепенно увеличивается число связей, лежащих в основе понятия,расширяется языковая и речевая база для отработки умений и навыков.
Фонетико-фонематические нарушения у детей с нарушением познавательной деятельности затрудняют овладение грамматикой и правописанием. Поэтому звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма.
У данной категории детей очень низкая учебная мотивация, что тоже оказывает большое влияние на процесс обучения. Поэтому содержание урока должно быть направлено на повышение интереса и внимания к изучаемому материалу.
Большое значение имеет наглядный материал используемый на уроках. Так как у этих детей долго преобладает наглядно-действенное мышление. Яркие и интересные пособия , правильный подбор способны пробудить в учениках желание выполнять задания направленные на усвоение учебного материала.
Основной метод-разнообразные по форме практические упражнения в письме и игровые приемы, как важнейшие средства обучения.
В своей работе я использую разнообразные методы обучения:
-наглядно-демонстрационный;
-словесно-объяснительный;
-экспериментально-практический;
-индивидуально-развивающий.
Формы работы:
-урок(как основная форма коррекционно-развивающего обучения);
-тестирование;
-индивидуальные занятия по дидактическому материалу;
-элементы логопедических занятий;
-занятия для развития мелкой и крупной моторики пальцев рук;
-прослушивание аудиозаписей и просмотр обучающих презентаций.
На уроках широко использую дидактические игры.
Дидактическая игра-наиболее эффективное средство, которое позволяет вызвать у ребенка интерес к уроку, привлечь его внимание к изучаемому материалу.Дидактическая игра в отличии от обычных игр является не только развлекательной частью урока. Основная цель-выполнять познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения. Педагог подбирает дидактические игры к уроку основываясь на изучаемой теме, целях и содержании урока.
В начале урока полезно проводить игры повышающие активность детей и помогающие настроить их на работу.
А в основной части урока дидактическая игра должна соответствовать теме урока.
Ребенок должен принимать в ней непосредственное участие. Игру необходимо построить так, чтобы у ребенка возникало желание играть и побеждать, чувствовать себя равноправным участником игры. Самое важное то, что во время игры нужно поощрять и подбадривать учеников.
Применение разнообразных по форме практических упражнений, игровых приемов, в частности дидактических игр, позволяют выработать прочные грамматические навыки у детей, оптимизировать процесс усвоения ими орфографических правил, сформировать первоначальные умения языкового обобщения, привить устойчивый интерес к занятиям родным языком и успешно социализировать их в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему:"Особенности психического развития детей младшего школьного возраста"
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития, но прежде чем использовать имеющиеся резервы развития необходимо дать качественную характеристику психических процессов д...
Статья на тему «Особенности математических представлений детей с проблемами в интеллектуальном развитии»
laquo;Развитие математических представлений ребенка-дошкольника с интеллектуальной недостаточностью в гораздо большей степени зависит от качества педагогических условий, в которых...
Статья на тему: Особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта
Особенности речевого развития у детей с нарушением интеллекта.Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когн...
Статья на тему: "Организация досуговой деятельности детей в группе продленного дня".
Статья на тему: "Организация досуговой деятельности детей в группе продленного дня"....
Статья на тему: "Организация досуговой деятельности детей в группе продленного дня".
Статья на тему: "Организация досуговой деятельности детей в группе продленного дня"....
Статья на тему: "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.".
Статья на тему: "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ."....
Статья на тему "Особенности обучения одаренных детей в учреждениях дополнительного образования"
Преобразования, произошедшие в отечественной системе образования за последнеедесятилетие, ее переориентация на личностно-ориентированные и развивающие образовательныетехнологии изменили отношение к об...