Статья на тему "Особенности обучения одаренных детей в учреждениях дополнительного образования"
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности обучения одаренных детей в учреждениях дополнительного образования
Расхожий миф, что талантам, т.е. одаренным детям, помогать не надо, не всегда соответствует действительности: кто-то из талантливых детей пробьется сам, а кто-то и не пробьется, зачахнет, погаснет. Есть категория одаренных детей, которые умением самостоятельно обучаться не обладают и преодолевать возникающие при этом учебные и личностные преграды не умеют. Поэтому-то принцип интенсивного и экстенсивного обучения (побольше и потруднее загрузить ребенка), который используют в образовательном процессе некоторые педагоги, может подойти не каждому одаренному ребенку.
Учреждения дополнительного образования часто сталкиваются с такими фактами, когда в школьной среде ребенок, в силу отставания в обучении, остается на заднем плане также в творческой или ,например, спортивной сфере. А находясь в среде, где не так велика общая масса визуально успешных детей и где есть возможность проявить свою индивидуальность, где ее заметят и помогут проявить, такие дети раскрываются, выделяются, достигают успехов и проявляют истинную одаренность. Постепенно к таким детям меняется отношение и в школе. Таким образом, процесс получения дополнительного образования расширяет возможность для увеличения количества детей с неординарными способностями, проявляющимися за рамками учебной деятельности.
Принципиальное отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать знания-умения-навыки учащихся в средство развития их способностей – познавательных, личностных, духовно-нравственных.
Для реализации этой возможности целесообразны такие педагогические технологии как
- формирование навыков публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов в творчестве, исследовательской работе;
- индивидуализированная психологическая поддержка и помощь с учетом индивидуального своеобразия личности каждого одаренного ребенка .
- дифференцированное обучение одаренных детей по специально разработанным программам.
- планирование работы м с одаренными детьми
- применение поощрительной системы в этой работе
Педагогические условия выявления и поддержки одаренных детей в учреждении дополнительного образования
На примере двух учреждений дополнительного образования (МБУ ДО « ДДТ» и МБУ « СЮТ») можно сказать, что содержание образования в них имеет ряд особенностей:
- не регламентируется жесткими стандартными рамками,
- определяется интересами самих детей, их родителей, педагогов;
- предоставляет каждому ребенку широкий выбор деятельности в различных областях: технической, художественной, театральной, певческой, хореографической, спортивной, экологической, туристско - краеведеской военно-патриотической и других на основе реализации различных дополнительных общеобразовательных программ,
- содержание процесса имеет комплексный потенциал – обучающий, воспитательный,развивающий, предполагает как индивидуальную так и коллективную творческую деятельность, и досуговую деятельность;
- занятия ведутся в разновозрастных объединениях;
- небольшой численный состав объединений, предоставляет проявить свои способности каждомувоспитаннику на основе личностно-ориентированного подхода и предусматривает отслеживание личностного роста и достижений каждого ребенка;
- расписание занятий составляется с учетом интересов и возможностей детей;
- распределяется по гендерному типу: для мальчиков более интересны занятия в объединенияхтехнической, туристско-краеведческой, военно-патриотической направленностей и спортивной. Большей популярностью у девочек пользуются объединения художественно-эстетической направленности: декоративно – прикладное творчество, театральная деятельность, хореография, вокал, изобразительная деятельность.
В ДДТ, например, сохраняется стабильно высокий уровень востребованности дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности (62% обучающихся). В СЮТе - приоритеты отданы техническому, проектно-конструкторскому направлению. Каждый педагог выбирает формы, которые максимально позволят ребенку проявить и показать свои знания, умения и навыки.
Организация работы с одаренными детьми
Работа по выявлению и поддержке одаренных и талантливых детей в ДДТ осуществляется она поэтапно:
1. Выявление одаренных детей;
2 Создание условий для проявления этих способностей.
3. Развитие творческих способностей на занятиях.
На первом этапе педагог проводит диагностику потенциальных возможностей: наблюдение за учащимися во время занятий, изучение его школьной и домашней истории, формирует "Портфолио", позволяющее провести анализ достижений. Здесь важно заметить, отметить ребенка.
На втором этапе работа строится таким образом, чтобы ребёнок мог проявить свои возможности в конкретной сфере деятельности. предоставить возможность демонстрировать свои достижения на уровне кружка, дать индивидуальную работу.
На третьем этапе педагог должен помочь развить его способности через конкурсы, разработку проектных и исследовательских работ, в ходе творческих отчетов, фестивалей, организацию персональных выставок. Для поддержки развития используются -методы поощрения.
-награждение по итогам мероприятий или учебного года одаренных детей и их родителей (законных представителей):
- размещение на «доске почета»
В рамках работы с этой категорией детей в ДДТ создан банк данных одаренных детей, где с учетом достижений и участия в общих мероприятиях выявлены самые «яркие звездочки»
В части диагностической работы используется метод ведения "Портфолио",
Используются поощрительные методы
Информация о достижениях детей публикуется в СМИ.
Имеется доска почета
Подготовка педагогов к работе с одаренными детьми
Главным звеном в работе с одаренными детьми, несомненно, является педагог, который должен иметь достаточный уровень подготовки для работы с детьми данной категории, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении.
Педагог для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам.
Взаимодействие педагога с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным.
Педагогу, работающему с детьми, необходимо обладать такими качествами личности, как:
- быть доброжелательным, чутким;
- разбираться в психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;
- иметь свой высокий уровень интеллектуального развития;
- быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренныхдетей;
- иметь живой и активный характер, обладать чувством юмора;
- проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих знаний (ведь и мы учимся у детей), незацикливаться на устоявшихся старых практических методах Но это относится именно к работе с одаренными детьми.
В целях повышения уровня психолого-педагогической подготовки педагогов,
работающих с одарёнными детьми, и проводится сегодняшний семинар по вопросам работы с одарёнными детьми:
В рамках диагностики в начале семинара было проведено диагностическое исследование по теме " критерии одарённости дети", организация работы с одаренными детьми»
Большинство присутствующих педагогов верно определяют основные признаки одарённости детей:
-понимают необходимость индивидуального подхода к каждому подобному ребёнку,
-выявляют индивидуальные и личностные особенности таких детей,
-выстраивают траекторию их развития,
-оказывают педагогическую поддержку и помощь тем, кто имеет признаки одарённости,
-. осуществляют совместную продуктивную и творческую деятельности педагога и ребенка, педагога и группы,
-дают возможность для самореализации.
Принципы выявления одаренных детей
Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка.
Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна.
Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный и иногда длительный поиск одаренных детей в процессе их обучения.
С учетом вышесказанного нужно придерживаться следующих принципов выявления одаренных детей:
- комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка:
- наблюдение, беседы, оценки учителей и родителей.
- анализ реальных достижений детей и подростков в различных конференциях, спортивныхсоревнованиях, творческих конкурсах, выставках, фестивалях, профильных сменах и т.п.;
- анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мересоответствуют его склонностям и интересам
- оценка продукта деятельности детей (творческих проектов, рисунков, изделий декоративноприкладного творчества, умения к декламации стихотворений, придумыванию, проявлению артистических качеств и пр.)
- длительность процесса идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведениемданного ребенка в разных ситуациях);
Способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащихся и педагогов - Портфолио.
Самое важное в работе над портфолио – это взаимодействие между учащимся и педагогом, в процессе которого ребенок, чувствуя внимание к себе со стороны взрослого, стремится оправдать его надежды. Таким образом, портфолио становится фактором успешности. Поэтому доступ к портфолио кружка должен быть обеспечен всем детям, Важно достигнутые успехи сделать непосредственно зримыми, мало того возможно создание личного портфолио, предоставление права учащемуся самому решать, что он хочет положить в свою папку, предоставляя возможность педагогу изучить неизвестные способности и наклонности ребенка в других направлениях, а ребенку «посоперничать» с другими детьми. Если в портфолио собираются работы одного типа или предмета, или фото сделанных работ технического характера то по собранным работам можно хорошо видеть прогресс.
Методы и формы обучения одаренных детей
Применительно к обучению одарённых детей, в дополнительном образовании могут являться методы
- индивидуальное обучение или в малых группах по программам творческого развития вопределенной области
- работа над исследовательскими и творческими проектами в режиме наставничества
-организация творческих конкурсов, фестивалей, выставок;
- мастер-классы для педагогов и воспитанников, творческие лаборатории, мастерские;
- спортивно-туристские соревнования;
- конкурсно-игровые мероприятия;
- расширять возможности для самообучения (пользование дидактически материалом, исследованиепериодических изданий на занятиях, мотивация на пользование интернет ресурсами - развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;
- формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственнуюучебную деятельность.
В перспективе привлечение к - Исследовательским работам .
- Проектным работам.
- участию в научно-практических конференциях
.
Заключение
В настоящее время как никогда актуально звучит заявленная тема. Во всех стратегических документах федерального уровня последних лет выявление и поддержка одаренных и талантливых детей является приоритетной государственной задачей.
В результате были рассмотрены и проанализированы теоретические аспекты детской одаренности, дано определение понятиям "одаренность", "одаренные дети", выявлены особенности обучения одаренных детей в учреждениях дополнительного образования.
Изучены педагогические условия организации образовательной деятельности, направленной на выявление и поддержку одаренных детей в учреждении дополнительного образования раскрыта сущность системы оценки деятельности
Однако в достижении результатов по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей есть ряд проблем, требующих решения:
- совершенствование учебно-материальной базы учреждения;
-оптимизация образовательного процесса ,создание условий для удовлетворения потребностей одаренных детей;
- повышение профессионального мастерства педагогов, работающих с одаренными детьми (курсыповышения квалификации педагогов, работающих с одарёнными детьми) - финансирование системы стимулирования работы педагогов и одаренных детей.
Список литературы
- Бабаева Ю.Д., Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков [Текст]: учеб. пособиедля студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ под ред. Н.С. Лейтес. – М.: Академия, 2000. – 336с.
- Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования [Текст]: учебник для вузов / Е. В. Бондаревская. – Ростов Н/Д.: Изд-во РГПУ, 2006. – 352 с.
- Брюно Ж. [и др.] Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика [Текст] /Брюно Ж. [и др.] // Психологический журнал. – 1995. – № 4. – 73 с.
- Г. В. Бурменский, В. М. Слуцкий Одаренные дети [Текст]/ Г. В. Бурменский, В. М. Слуцкий //М.: Прогресс, 1991. – 376 с.
5 Фанзова Ф.Р.Выявление и развитие одарённости в условиях дополнительного образования [Текст]/ авт.-сост. Фанзова Ф.Р. – Омск.-56с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/13/picture-126779-1421136622.jpg)
Игра как способ обучения английскому языку в учреждениях дополнительного образования
Данный материал, предствленный из опыта работы, содержит план-конспект занятия и описание игр, которые можно применять как в дополнительном образовании, так и в школе....
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/14/picture-343116-1431600231.jpg)
«Опыт использования подвижных игр, направленных на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования детей»
Данный материал содержит теоретическую и практическую часть. В практической части представлены игры, которые возможно использовать на занятиях. Данные игры направлены на формирование коммуникативных у...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/24/picture-882587-1485253672.jpg)
Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования станции юных техников города Ейска муниципального образования Ейский район Якименко Марины Геннадиевны
В обобщении опыта работы говорится о различных направлениях педагогической деятельности, поиске решений для разнообразия деятельности объединения начального технического моделирования "Мастерилка", о ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/14/picture-184107-1481740449.jpg)
Создание условий по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей в учреждении дополнительного образования
В статье обозначена актуальность работы с детьми с признаками одаренности, рассмотрен опыт по выявлению и организации работы с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования "МБУДО &q...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/21/picture-1145420-1558466512.jpg)
Методическое портфолио педагогической поддержки одаренных детей в учреждениях дополнительного образования детей
Основными задачами в осуществлении педагогической поддержки одаренных детей являются: создание условий для развития одаренного ребенка; проведение комплекса мероприятий, направленных на развитие мышле...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/29/picture-698558-1446125171.jpg)
Создание условий для развития одаренности ребенка в учреждении дополнительного образования
Создание условий для развития одаренности ребенка в учреждении дополнительного образования...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/11/picture-1217687-1581416309.jpg)
Методическая разработка на тему: «Особенности работы с одаренным и мотивированным к обучению ребенком в учреждении дополнительного образования. Индивидуальный образовательный маршрут.»
Индивидуальные образовательные маршруты – это технология, которая способствует самореализации обучающихся и направлена на формирование и развитие в учреждении широко образованной, социально адап...