технологическая карта к уроку "Использование многозначных слов в речи"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Педагог: Стенина Л. Б.
Класс: 1-А
Предмет: русский язык.
Тип урока: открытие новых знаний.
Тема урока: «Использование многозначных слов в тексте».
Территория: БОУ СОШ № 29 станицы Новотитаровской.
Цели:
Образовательные: познакомить с новыми понятиями: «однозначные» и «многозначные» слова; учиться использовать многозначные слова в своей речи, познакомиться с толковым словарём;
Развивающие: развивать речь обучающихся, мышление, самостоятельность, орфографическую зоркость, умение делать выводы;
Воспитывающие: воспитывать активность обучающихся, положительную мотивацию и познавательный интерес к уроку, любовь и уважение к семье, положительное отношение к своему здоровью.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь отличать многозначные слова от однозначных, использовать многозначные слова в своей речи, правильно строить предложения с многозначными словами в разных значениях;
Метапредметные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели, формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания;
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации учебной деятельности.
Методы и формы обучения: частично - поисковый; индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Оборудование: учебник «Русский язык» под ред. С.В.Иванова, рабочие тетради, компьютер, проектор, мультимедийная презентация, Орфографический и толковый словарь школьника «Дружок», листы самооценки, листы-раскраски, листы рефлексии.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I Организацион-ный момент Цель: учащиеся психологически настраиваются на урок. | -Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь назад, поздоровайтесь с гостями и, пожалуйста, больше не отвлекайтесь. Присаживайтесь. -Развернитесь лицом к своему соседу по парте. Прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится. Поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой. Опустите ладошки. Что подарили вы своему соседу? | Ответы детей (радость, смелость, хорошее настроение, удачу и т.д.) | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
II Языковая разминка Цель:структурировать ранее полученные знания. 1. Чистописание. Контроль и оценка. 2. Языковая разминка. III Самоопреде- ление к деятельности Цель: 1. Оценить знания обучающихся по теме на начальном этапе. 2. Определить личное отношение к теме. Цель для учителя: создать условия для определения обучающимися темы урока и постановке целей урока. Цель для обучающихся: познакомиться с понятиями «однозначные» и «многозначные» слова, учиться определять значении данных слов в тексте, учиться находить их значение в толковом словаре. 1.Игра «Да-нет» 2. Первичное восприятие и усвоение учебного материала. 3. Знакомство со словарями. IV Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию 10мин. Цель для учителя: создать условия для закрепления знаний о многозначных и однозначных словах, определении значений слов и употребления их в речи. Цель для обучащихся: закрепить знания о понятиях однозначного и многозначного слова, их значении и употреблении в речи | -Ребята, а чему мы учимся на уроках русского языка? - Как вы думаете, зачем нужно писать красиво и пользоваться правилами красивого письма? -Даша прочитает нам стихотворение о том, как нужно готовиться к письму. Она будет читать медленно, с остановками, а мы выполним те задания, о которых в нём говорится. - Запишите дату и вид работы, пользуясь правилами красивого письма и осанки. На столах у вас лежат Листы самооценки, подпишите их и отложите в сторону, я скажу, когда они понадобятся. г д ж з и й к… -Прочитайте буквы, называя их правильно. Назовите следующую. Докажите свой выбор. - Пропишите эту букву до конца строки. -Обведите зелёной ручкой те буквы, которые соответствуют правилам красивого письма. Поменяйтесь тетрадями и подчеркните карандашом красивые буквы у соседа. рапеналостолиручкабепальто -Рассмотрите запись, найдите и выпишите слова с буквой «л» в 1 столбик. Какое слово вы ещё заметили? Запишите его во 2 столбик. -Как вы думаете, почему слово «ручка» мы записали отдельно? -Я предлагаю вам посмотреть видеосюжет. Вы внимательно его смотрите и ответите мне на вопрос о чём этот видеосюжет? -А теперь посмотрите на доску, пожалуйста, прочтите. У нас дружная семья. В лесу папа нашёл целую семью подберёзовиков. На цветочной поляне трудится пчелиная семья. Скажите, что у меня записано на доске? Давайте вспомним, что вы знаете о предложении. Для этого встаньте, пожалуйста. -Я вам буду говорить фразы, если вы со мной согласны, то вы поворачиваетесь к слову ДА, кто нашёл слово ДА? И показываете на него 2-мя руками. Попробуйте… Если я скажу неверную фразу, то вы поворачиваетесь к слову НЕТ. Готовы? Будьте внимательны? (карточки зелёного цвета) 1.Предложение – это законченная мысль. 2. Предложение состоит из букв. 3.Все слова в предложении связаны по смыслу. 4.В конце предложения ставится только точка. 5. Каждое слово в предложении пишется слитно. 6. Из предложений можно составить текст. 7. Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы. -Присаживайтесь. А вот теперь нам нужны Листы самооценки. Положите их перед собой. Кто ни разу не ошибся, отвечая на мои вопросы, поставьте галочку в 1-м красном квадрате, кто допустил 1-2 ошибки- во 2 розовом, у кого было побольше ошибок, поставьте себе галочку в жёлтом квадратике. -Оцените свою работу и отложите листы. -Кто ни разу не ошибся, есть такие? -Давайте вернёмся к предложениям. Скажите, что общего у этих предложений? Чем различаются? -Кто догадался, о чём будем говорить сегодня на уроке? -Чему будем учиться? -Ребята, вы знаете, что у каждого слова есть своё значение. А если слово незнакомое, как можно узнать его значение? -Посмотрите на доску. Словари бывают разные. Их цель- помочь правильно произнести, написать слово, узнать его значение. (слайд) -А скажите какой нам нужен словарь? -Представьте, что мы открыли словарь. Раз мы говорим о семье, вот у нас словарная статья. Из таких словарных статей состоит Толковый словарь. Прочитайте значение слова семья. Сколько значений у этого слова? Такие слова называются многозначными. 1. Работа в паре. -Пользуясь схемой, расскажите друг другу про однозначные и многозначные слова. Слова однозначные многозначные 2. Игра «Определи слово по его значению». -Ребята, встаньте пожалуйста, немного отдохнём. Что мы с вами делали, когда работали со словарём? Какая цель была? -А теперь мы, наоборот, по значению будем определять слово. Оглянитесь, у вас в классе есть розовые карточки со словами. Я вам буду говорить значение слова, а вы должны мне показать карточку с самим словом. 1.Жилое здание, место проживания человека – это … 2. Отец и мать по отношению к детям - это … 3. Устройство, которое защищает от дождя – это … 4. Инструмент для открывания замка - это … 5. Небесное светило, шарообразной формы, вокруг которого обращается Земля – это … 6. Инструмент для шитья-это… 7. Внимание, уход, беспокойство о ком-либо-это… 8.Учебное заведение для получения образования-это… Учитель задает вопрос: «Чем вы сейчас занимались?» Оцените свою работу на Листах-самооценки. -Я предлагаю вам выполнить еще 1 задание, чтобы уточнить тему урока. Учитель: «Обратите внимание на слайд». Включается слайд: (Мне купили новую шариковую.) Ребята, посмотрите на имеющееся предложение. Что вы можете сказать? Почему? А какую картинку надо вставить?
| Узнаём новое, работаем с буквами, звуками, словами, учимся правильно и красиво их говорить, писать. Показатель культуры человека; уважительное отношение к человеку, которому адресовано письмо; приятно читать. Тихо я тетрадь открою И с наклоном положу. Я от всех друзей не скрою, Ручку я вот так держу. Не согнусь, и не ленюсь, За работу я возьмусь. При чтении каждой строки дети выполняют определенные движения. Следят за осанкой с помощью мешочков. л -буквы стоят в алфавитном порядке. пенал ручка стол пальто Предположительные ответы детей. О семье. Читают сильные ученики по 1 предложению. Предложения. ДА НЕТ (дают верный ответ) ДА НЕТ (дают верный ответ) НЕТ ДА ДА Самооценка работы. Они все о семье. Смысл предложений разный. Разные значения у слова семья. Предположительные ответы детей. -определять значение слов -расширять словарный запас -различать многозначные слова -правильно употреблять их в речи и в предложениях Узнать у взрослых, воспользоваться интернет ресурсами, в словарях. Толковый. Несколько. Работают в парах (когда закончили, руки поднять домиком) Повторить правила работы в паре. -слушай, что говорит собеседник, - делай выводы об услышанном, задавай вопросы - говори спокойно, ясно и по делу Дом Родители Зонт Ключ Солнце Иголка Забота Школа Определяли слова по их значениям Ответ: картинка не подходит по значению Ответ: маленькая рука ребёнка | Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: контроль. Регулятивные: целеполага ние как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы;умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. общеучебные: знаково-символические – моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
-Какой вывод сделаете? Значение слова можно определить только в тексте (в предложении). Вы пришли к выводу, что данное слово имеет не 1 значение. Теперь попробуйте уточнить тему нашего урока. Прочитайте со слайда. (прикрепляется карточка с названием темы урока) -Какие цели мы ставим на данном этапе? А теперь давайте определим, почему мы записали слово ручка во второй столбик? (слайд: пенал, стол, ручка, пальто) Докажите почему? Давайте прочитаем значение слова ручка в Толковом словаре (с.171) Составьте предложения со словом (ручка) в разных значениях. На уроке дети пишут ручкой. У малыша болит ручка. Я дёрнул дверь за ручку. Работа в группах План (предложен на слайде) I. Рассмотрите картинку. II. Определить все слова-предметы. Выделите их на рисунке. III. Обсудить все значения слова. IV. Составить предложение с этим словом в разных значениях. -Перед выполнением задания давайте вспомним правила работы в группе. Лидеры групп отчитываются. А теперь давайте вспомним, какие цели мы ставили перед собой на этапе «Открытия новых знаний»? Какие упражнения мы выполняли, чтобы достичь названных целей? | Научиться правильно составлять предложение с многозначным словом. Ответ: многозначное (Приводят примеры предложений) Комментированное письмо Работа в группе Ответ: - слушай, что говорят другие - делай выводы об услышанном, задавай вопросы - говори спокойно, ясно и по делу Отчёт лидеров групп. Обучающиеся зачитывают предложения, а другие анализируют. Ответ: понять, какие слова называются многозначными, выделять их из текста, использовать в речи Ответ детей: Составляли предложения с разными значениями одного слова. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, учиться применять установленные правила в планировании способа решения, концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений. Познавательные: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе и исследовательского характера, классификация по заданным критериям, построение рассуждения, обобщение. Коммуникативные: учиться ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, строить понятные для партнера высказывания, аргументировать свою позицию. | |
IV. Включение новых знаний в систему Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию 10мин. Цель для учителя: создать условия для закрепления знаний о многозначных и однозначных словах, определении значений слов и употребления их в речи. Цель для обучащихся: закрепить знания о понятиях однозначного и многозначного слова, их значении и употреблении в речи. | Молодцы! А сейчас небольшая самостоятельная работа по вариантам. Вам предложены карточки с заданием. План работы по карточке представлен на слайде: (1. Назови каждый предмет словом. 2. Проанализируй 3. Соедини линиями предметы, которые назвал одинаковым словом. 4. Выпиши ниже многозначные слова.) Карточка для 1 варианта.
Карточка для 2 варианта.
А теперь проверьте себя, сравнив свою работу со следующим слайдом. Чему вы учились, выполняя самостоятельную работу? | Выполняют с/р по вариантам Проверяют по эталону. Учились находить многозначные слова и отличать их от однозначных. | Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, использовать речь для регуляции своего действия, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, использовать установленные правила в способе решения. Познавательные: Анализ и выделение необходимой информации из источника(картинки), построение рассуждений, обобщений. Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, строить понятные для партнера высказывания. |
5 этап. Рефлексия Цель: выявить уровень осознания содержания пройденного материала. | -В течение всего урока вы много работали. Давайте вспомним, что вы делали? Для чего вы это делали? И сейчас всем нам сразу станет ясно, насколько хорошо вы усвоили новый материал. Перед каждым из вас лежит листок со ступеньками успеха.
Если вы хорошо сами усвоили материал и можете объяснить другу, который заболел (однокласснику, родителям)-закрасьте на самой верхней ступеньке кружочек зелёным цветом. Если вы сами поняли хорошо, но не можете объяснить другому-желтым цветом закрасьте кружок на 2 ступеньке, а если вы затрудняетесь повторить то, что делали сегодня на уроке –красным цветом раскрасьте самый нижний кружочек. | Ответ: определяли значения слов, составляли предложения с многозначными словами в разных значениях, учились определять значение слов по словарю. Ответ: чтобы понять, какие слова многозначные, а какие однозначные, научиться употреблять их в речи. | Личностные: Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. Регулятивные: Выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку "Многозначные слова"
технологическая карта...
План-конспект урока по русскому языку на тему: "Многозначные слова. Использование многозначных слов в речи".
Автор: учитель начальных классов МБОУ "СШ № 34" Афлятунова Кристина Александровна, ХМАО-Югра, г.НижневартовскОписание материала: Предлагаю вам конспект урока по программе "Начальная шко...
Технологическая карта по русскому языку «Слова однозначные и многозначные» (2 класс)
Тип урока: «открытие нового знания»;Цель урока: создание условий для ознакомления с однозначными и многозначными словами. Задачи урока Дидактические:1.Познакомить учащихся с...
Технологическая карта урока «Умножение многозначных чисел на трёхзначное число»
Технологическая карта урока по математике «Умножение многозначных чисел на трёхзначное число»...
Картинки по теме "Многозначные слова"
Подобраны картинки для работы по теме "Многозначные слова"...
Технологическая карта урока русского языка «Слова однозначные, многозначные и омонимы» (УМК "Начальная школа ХХI века", 2 класс)
Тема урока: «Слова однозначные, многозначные и омонимы»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о однозначных, многозначных слов ...