Урок русского языка во 2 классе по теме "Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Шакирова Гульфия Хамзиевна

Технологическая карта урока русского языка во втором классе по ПНШ. Тема "Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse_pnsh.odt27.24 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

 2 А класс

Учитель:  Шакирова Гульфия Хамзиевна

Тип урока Урок открытия новых знаний

Дата 23.11.2016

Тема: Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся.

Цели урока: знакомство со словами, которые случайно одинаково звучат и пишутся – омонимами.

Задачи урока Предметные задачи урока:

-сформировать понятие об омонимах

-научить опознавать омонимы в речи и различать омонимы и многозначные слова;

-развивать навыки работы с толковым словарём;

Метапредметные задачи урока:

Регулятивные:

-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий;

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные:

-уметь оформлять свои мысли в устной форме;

-слушать и понимать речь других.

Познавательные:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;

-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные задачи урока:

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Планируемые результаты -понимать и принимать учебную задачу;

-находить омонимы в тексте;

- находить примеры слов на изученную орфограмму;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Оборудование: компьютер,  презентация ,проектор, экран, карточки, учебники «Русский язык -Часть 1», «Русский язык -Часть 2 (Словари)».

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя и учащихся

УУД, формирующиеся на данном этапе

1.Мотивация к учебной деятельности

Русский язык -  велик и могуч. Поэт С. Маршак о русском языке сказал так: «Человек нашел слово для всего, что обнаружено им во Вселенной». Как  велика Вселенная, так велик  и богат словарный состав языка. Наша с вами задача -  узнать как можно больше о словах: о написании, произношении и правильном употребление их в своей речи. Сегодня мы с вами сделаем еще один шаг к изучению русского языка.

Давайте повторим основные правила нашего урока:

-Правильный ответ  - хорошо, неправильный ответ -  тоже хорошо. Ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает.

Мы будем работать и в парах, и в группах.

Тут будем помнить еще одно правило: если ответ правильный -  похвали товарища, если нет -  подскажи, научи.

Как настроение?  Только то, что воспринято с радостью и удовольствием, усваивается хорошо и прочно. Работаем с радостью и удовольствием. Тогда у нас все получится!

Личностные:  действие самоопределения.

Коммуникативные:   планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

- Что в начале необходимо сделать, чтобы работа на уроке была успешной?

- Надо повторить всё , что будет необходимо для открытия нового знания.

1.Минутка каллиграфии. Письмо букв Кк.

2.Работа над словарным словом «корова».

3.Повторение темы «Многозначные слова. Формы одного  и того же слова»

Работа в парах.

-У вас на столах карточки со словами: корова, коровник, коровушка, коровы, корову, коровка.

Посоветуйтесь с соседом, на какие группы можно разделить эти слова?  Запишите их по группам. (один выписывает родственные слова, а другой разные грамматические формы слова корова). Объясните свой выбор.

4.Повторяется тема «Многозначные слова»

Работа в группах.

Выберите слова, которые являются многозначными. Уточните их значения в То   Толковом словаре и расскажите всем.

1   1 группа     2 группа     3 группа    4 группа  5 группа     6 группа

      ягода          зверь           корень       машина    ручка         корзина  

      шишка       шляпка       весна         крыло       азбука        хвост

      головка      рябина       утка            берег         язычок      лопата

      квадрат      ножка         носик         кисть        баран         колокольчик

                 

Сделайте вывод: Почему разные предметы названы одним и тем же словом? У них есть сходство?

Фронтальная работа.

Учебник, страница 110. Рассмотрите предметы. А вы догадались, почему разные предметы названы одним и тем же словом игла? (У них есть сходство). Игла — многозначное слово? А какое значение появилось первым? Как вы думаете, в Толковом словаре слово игла будет написано один раз или четыре? Проверим наше предположение.

ФИЗМИНУТКА

Познавательные:

Логические: анализ объектов с целью выделения

 в них существенных признаков.

3.Выявление места и причины затруднения

В учебнике на стр.110-112 есть несколько картинок. Прочитайте подписи под ними. Назовите эти слова. Можем ли мы слова клуб, ключ, бычок, боксер, лук, коса  назвать многозначными? Нет? Почему? (Нет сходства). Значит, нам нужно сегодня понять, как называются слова, которые одинаково пишутся, произносятся, но называют непохожие предметы.

Познавательные:

Постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

4. Постановка учебной задачи

- Определим, какой у нас будет урок?

- Урок открытия новых знаний.

- Объясните, почему?

- Назовите тему урока.

- Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся.

- Сформулируйте цель урока.

- Составим план работы. Что будем делать?

Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

5. Исследовательская работа в группах

1. Работа по учебнику стр. 110-111

 Группы работают со словами.

1 группа: сельский клуб, клуб дыма

2 группа: дверной ключ, чистый ключ

3 группа: бычок (животное), бычок (рыба)

4 группа: боксёр (спортсмен), боксёр (порода собаки)

5 группа: лук (растение), лук (оружие)

6 группа: коса (у девочки), коса (которой косят траву)

У каждой группы вопросы для исследования:

- Как вы думаете, словами названы похожие предметы?

- Или это совсем непохожие предметы, которые случайно называются одинаково?

- Проверьте свои предположения по Толковому словарю.

Каждая группа делает самостоятельный вывод.

Познавательные:  использование различных

способов поиска, сбора, обработки, анализа,

 передачи и интерпретации информации

в соответствии с коммуникативными  и

познавательными задачами

Коммуникативные:   планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

6. Первичное закрепление.

Работа по учебнику 

Работа в парах.

Упр. Стр 112. прочитайте стихотворение Якова Козловского.  

Молоко покрыла пеночка,

Варится в котле овсянка.

За окном щебечет пеночка.

Подпевает ей овсянка.

1 вариант -  спишите первые 2 строки.

2 вариант - спишите другие 2 строки.

Есть ли в ваших предложениях одинаковые слова? Одинаковые ли их значения? Попробуйте объяснить своему соседу значение своих выделенных слов.

Выполнение упр. 83

Сравните выделенные слова: стаю — стаю, голубей  - голубей. Как пишутся? Как произносятся? Есть ли сходство значений?  Можем ли их назвать их многозначными?

Правило стр. 114.

- Что называют омонимами?

- В чём отличие омонимов отмногозначных слов?

Коммуникативные: управление поведением

партнера;

умение выражать свои мысли.

9. Рефлексия учебной деятельности

- Какую цель мы поставили в начале урока?

- Какие знания открыли?

- Достигли вы поставленной цели?

-  Молодцы!

- А как настроение?

Заполните таблицу, расставляя плюсы в нужных графах и приведите по два примера в четвертом столбике.

Одинаково пишутся

Одинаково слышатся

Примеры

Многозначные слова

1.________

2.________

Омонимы

1.________

2.________

Взаимопроверка.

Личностные : осознание своих возможности

в учении, способность адекватно судить

о причинах своего успеха или неуспеха в учении,

 связывая успехи с усилиями, трудолюбием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

урок русского языка 2 класс "Школа 2100" "Слова, к которым нельзя задать вопрос" (междометия)

данная разработка урока может быть полезной  учителям начальной школы, работающим по программе "Школа 2100"...

Урок - проект по русскому языку "Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся"

Урок - проект по русскому языку "Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся"...

Конспект урока русского языка 2 класс (Канакина) "Какие слова пишутся с заглавной буквы"

Дидактическая цель: создать условия для осознания и систематизации знаний, осмысления блока новой учебной информации средствами самостоятельного обучения.Тип урока: Урок обобщения и систематизаци...

Технологическая карта урока по русскому языку. 2 класс. на тему: "Слова, которые отвечают на вопросы КОМУ? ЧТО?"

Технологическая карта урока по русскому языку в национальной (тувинской) школе...

Урок русского языка "Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся"

Знакомство со словами, которые случайно одинаково звучат и пишутся – синонимами.Задачи  урока:- научить  различать многозначные слова и слова-омонимы;- сформировать умение работать с Толковы...