Банк заданий по русскому языку к теме «Приставки, предлоги, суффиксы».
учебно-методический материал по русскому языку (1, 2, 3 класс) на тему
В данном материале представлены различные задания закрепление знаний по теме «Приставки, предлоги, суффиксы» в рамках ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fefelova_a.s._bank_zadaniy.docx | 131.33 КБ |
Предварительный просмотр:
КГАОУДПО(ПК)С «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»
Аттестационная работа
по программе «Развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий средствами
Способа диалектического обучения»
Банк заданий по русскому языку к теме «Приставки, предлоги, суффиксы».
Выполнил(а)
учитель начальных классов
Ермаковской СОШ № 2
Фефелова А.С.
Раздел I. Задания на развитие общеучебных познавательных УУД.
- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Тема урока: Приставки и предлоги. Сформулируйте такой вопрос-суждения, который станет целью нашего урока? | Чем объяснить, что приставки часто путают с предлогами? Каким образом приставки отличаются от предлогов? | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Подведение под понятия. Построение логической цепи рассуждений. Доказательство. |
2. | Тема урока: Суффиксы. Сформулируйте вопрос – понятие. | Что такое суффиксы? Что называется суффиксом? | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Подведение под понятия. Построение логической цепи рассуждений. Доказательство. |
3. | Тема урока: Суффиксы. Сформулируйте вопрос – суждение. | Каким образом суффиксы отличаются от других частей слова. | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Подведение под понятия. Построение логической цепи рассуждений. Доказательство. |
- Поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Найти и выписать слова с предлогами. Утром на траве роса. По узкой тропинке дети бегут к реке. Тихо бьет о берег волна. | На траве, по узкой, к реке, о берег. | Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Смысловое чтение как осмысление цели чтения. Анализ объектов с целью выделения существенных признаков. Синтез как составление целого из частей. Подведение под понятие. Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. |
2. | Найти предложение, в котором есть одинаковый предлог и приставка. В саду вкопали скамейку. Мальчик смотрел с улицы в окно. | В саду вкопали скамейку. | |
3. | Прочитать предложения. Выписать слова с приставками, которые обозначают начало действия. Дети запели песню. Мальчик написал письмо. В лесу закричала кукушка. На улице пошёл дождь. | Запели, закричала, пошёл. |
- Структурирование знаний.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Восстановить пропущенные звенья в логической схеме. Значимые части слова …… суффиксы выход ….. старик ….. | Значимые части слова приставки суффиксы выход переход старик ветерок | Умение структурировать знания в устной и письменной форме. |
2. | Указать слово, которое соответствует схеме: Вынес, шубка, клетка. | Шубка. | Построение логической цепочки рассуждений. |
3. | Из перечисленных признаков назвать те, которые принадлежат понятию «суффикс»:
|
| Анализ объектов с целью выделения признаков. |
- Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Составьте и запишите предложение, используя словосочетание: (по)шёл (за)водой. | Папа с ведром пошел за водой. | Анализ объектов с целью выделения существенных признаков. |
2. | Используя слова дошёл, пришёл, составить два словосочетания. | Дошёл до школы. Пришёл со школы. | |
3. | Устно составить слова, используя суффикс –ок-. Гриб, дуб, ветер, кот. | Грибок, дубок, ветерок, коток. |
- Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Списать предложения, раскрывая скобки. Выделить приставки. Предлоги подчеркнуть. (На)ступила (на)стоящая зима. (На)стёклах мороз (на)рисовал (пре)красные картины. Дорога (с)вернула (в)лес. (С)крыши (с)бросили снег. | Наступила настоящая зима. На стёклах мороз нарисовал прекрасные картины. Дорога свернула в лес. С крыши сбросили снег. | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Установление причинно - следственных связей, представление цепочки объекта явлений. Синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием. |
2. | Подобрать и записать в каждое предложение подходящие по смыслу слова с приставками. Приставки выделить. Ученик _________ тетрадь на стол. Спортсмен ________ к финишу. Команда ______ турнир. Машина _____ в объезд. Корабль ______ на горизонте. | Ученик положил тетрадь на стол. Спортсмен прибежал к финишу. Команда выиграла турнир. Машина поехала в объезд. Корабль показался на горизонте. | |
3. | Подчеркнуть все предлоги. Решили лисы кролика запечь, А кролик из духовки – прыг за печь, Потом на лавку и в окошко с лавки: Умчался в лес, где распевали славки. | Решили лисы кролика запечь, А кролик из духовки – прыг за печь, Потом на лавку и в окошко с лавки: Умчался в лес, где распевали славки. |
- Знаково-символические действия включая моделирование.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Разобрать слова по составу. Местный, радостный, звездный, тростник, поздний. |
Местный, радостный, звездный, тростник, поздний. | Синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием. |
2. | К схеме подобрать слова. | Дудочка, ягодка, свисток, стройка. | Умение структурировать знания. |
3. | Указать слово, которое соответствует схеме: Вынес, шубка, клетка. К остальным словам сделать схему. | Шубка. | Анализ объектов с целью выделения существенных признаков (сущ. и несущ.) (лог.) |
- Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов и результатов деятельности.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Списать без скобок. Сравнить с образцом. (с)лез (с)коня (до)ехал (до)рощи (за)шёл (за)дерево (под)лез (под)куст | Слез с коня доехал до рощи зашёл за дерево подлез под куст | Анализ объектов с целью выделения существенных признаков (сущ. и несущ.) (лог.) Подведение под понятие. |
2. | Расставить пропущенные приставки «по», «за», чтобы показать, что действие началось. Обсудите в группе. Вдруг _дул ветер. _сверкали молнии. _гремел гром. _бежали волны. | . Вдруг подул ветер. Засверкали молнии. Загремел гром. Побежали волны. | |
3. | Выписать слова с суффиксами. Лыжник, школа, тигренок, сова, заводской, водитель, большой. | Лыжник, тигренок, заводской, водитель. |
- Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Прочитать. Списать текст. Вставить пропущенные буквы. Разобрать по составу выделенные слова. Сахар делают из сах_рной свёклы. В жарких странах его получ_ют из сах_рного тростника. На Кубе большие площади заняты сах_рным тростником. | Сахар делают из сахарной свёклы. В жарких странах его получают из сахарного тростника. На Кубе большие площади заняты сахарным тростником. сахарной жарких | Поз.УУД. Осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Ком.УУД Анализ объектов с целью выделения существенных признаков (сущ. и несущ.) (лог.) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. (ОУУ) |
2. | Прочитай однокоренные слова. Какие части слова служат для образования новых слов? СИЛЬНЫЙ сила СИЛАЧ Составить предложение с одним из слов. | Сила, сильный, силач. В Африке живет сильный слон. | |
3. | Списать предложения, раскрывая скобки. Выделить приставки. Предлоги подчеркнуть. (На)ступила (на)стоящая зима. (На)стёклах мороз (на)рисовал (пре)красные картины. Дорога (с)вернула (в)лес. (С)крыши (с)бросили снег. | Наступила настоящая зима. На стёклах мороз нарисовал прекрасные картины. Дорога свернула в лес. С крыши сбросили снег. |
- Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Прослушать. Выписать только слова с приставками. Собрать, сосна, сонный, сосулька, сошел, содрогнулся. Нарыть, настенный, наряд, надежда, набег. | Собрать, сошел, содрогнулся. Нарыть, настенный, набег. | Рег.УУД. Применять установленные правила в планировании способа решения. Анализ объектов с целью выделения существенных признаков (сущ. и несущ.) (лог) |
2. | К прослушанным словам написать антонимы. Закрыл, подплыть, подойти, разлюбить, выписать, развернуть, принести. | Открыл, отплыть, отойти, полюбить, записать, свернуть, отнести. | |
3. | Из прослушанного стихотворения выписать предлоги. Собрались ребята, Взялись за лопаты: Посадили кустик. Кустик корни пустит, И из каждой почки Выглянут листочки. | За, из. |
- Определение основной и второстепенной информации.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | К данным словам написать антонимы. Закрыл, подплыть, подойти, разлюбить, выписать, развернуть, принести. | Открыл, отплыть, отойти, полюбить, записать, свернуть, отнести. | Подведение под понятие (лог.) Построение логической цепочки рассуждений (лог) Выбор оснований и критериев для сравнения сериации, классификации объектов. |
2. | Написать правильно предлоги и приставки. С Юра _толкнул чашку _буфета. Под Малыш _равнял свой кустик _ все остальные. На Ребята _сыпали корм _новую кормушку. | Юра столкнул чашку с буфета. Малыш подравнял свой кустик под все остальные. Ребята насыпали корм на новую кормушку. | |
3. | Подобрать и записать в каждое предложение подходящие по смыслу слова с приставками. Приставки выделить. Ученик _________ тетрадь на стол. Спортсмен ________ к финишу. Команда ______ турнир. Машина _____ в объезд. Корабль ______ на горизонте. | Ученик положил тетрадь на стол. Спортсмен прибежал к финишу. Команда выиграла турнир. Машина поехала в объезд. Корабль показался на горизонте. |
Раздел II. Задания на развитие логических познавательных УУД.
2.1. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Расскажи о приставке по плану.
| Приставка – часть слова, которая стоит в начале слова перед корнем и служит для образования новых слов. | Подведение под понятие (лог.) Построение логической цепочки рассуждений (лог) Выбор оснований и критериев для сравнения сериации, классификации объектов. |
2. | Из понятий, указанных под буквами А, Б,В, выпишите только одно которое находится в том же отношении, что и в паре исходных понятий. Стоит перед корнем – приставка. Стоит после корня - … А) предлог Б) суффикс В) окончание | Стоит после корня - суффикс | |
3. | Найти лишнее понятие. Объяснить свой выбор. А) предлог Б) приставка В) суффикс | Лишнее понятие: предлог, т.к. не является частью слова, а приставка и суффикс – это часть слова. |
2.2. Синтез как составление целого из частей.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Дополнить недостающие элементы. А) пере, под, вы …. Б) к, от, из … В) ник, ок, ик, .. | при с ск | Свободное произвольное построение высказываний (ОУУ) Анализ объектов с целью выделения существенных признаков (сущ. и несущ.) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. (ОУУ) |
2. | Расставить пропущенные приставки «по», «за», чтобы показать, что действие началось. Обсудите в группе. Вдруг _дул ветер. _сверкали молнии. _гремел гром. _бежали волны. | Вдруг подул ветер. Засверкали молнии. Загремел гром. Побежали волны. | |
3. | Подобрать и записать в каждое предложение подходящие по смыслу слова с приставками. Приставки выделить. Ученик _________ тетрадь на стол. Спортсмен ________ к финишу. Команда ______ турнир. Машина _____ в объезд. Корабль ______ на горизонте. | Ученик положил тетрадь на стол. Спортсмен прибежал к финишу. Команда выиграла турнир. Машина поехала в объезд. Корабль показался на горизонте. |
2.3. Выбор оснований и критериев для обобщения, сравнения, сериации, классификации объектов.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Обобщите понятие, указав ближайшее родовое понятие. А) пере, под, вы …. Б) к, от, из … В) ник, ок, ик, .. | А) приставки Б) предлоги В) суффиксы | Выделение существенных признаков (лог) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. (ОУУ) Построение логической цепочки рассуждений (лог) |
2. | Назовите отличительные признаки понятий *приставка *суффикс | Приставка пишется перед конем. Суффикс пишется после корня. | |
3. | Сравни между собой предлог и приставку. Чем похожи, чем отличаются. Вывод сделай с помощью карточки №3. | По сравнению с приставкой, которая пишется со словом слитно, предлог – пишется отдельно. В отличие от предлога приставка служит для образования новых слов. |
2.4.Поведение под понятие.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | По данным признакам отгадать, о каком понятии идет речь.
| Суффикс. | Выделение существенных признаков (лог) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. (ОУУ) Построение логической цепочки рассуждений (лог) Выбор оснований и критериев для сравнения сериации, классификации объектов. |
2. | Найти лишнее понятие. Объяснить свой выбор. А) предлог Б) приставка В) суффикс | Лишнее понятие: предлог, т.к. не является частью слова, а приставка и суффикс – это часть слова. | |
3. | Запиши название группы частей слова. -иц-, -оньк-, -ик-, -щик- | -иц-, -оньк-, -ик-, -щик- - суффиксы. |
2.5.Выведение следствий.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | По данным посылкам сформулировать вывод умозаключения. Часть слова, которая стоит в начале слова перед корнем, называется приставкой. В слове «поехал» «по» стоит в начале слова перед корнем …………… | Часть слова, которая стоит в начале слова перед корнем, называется приставкой. В слове «поехал» «по» стоит в начале слова перед корнем «По» - приставка. | Подведение под понятие (лог.) Анализ объектов с целью выделения признаков (сущ. и несущ.) |
2. | Ответить на вопрос-суждения в виде умозаключения. Как доказать, что в слове «пришел» «при» является приставкой? | Часть слова, которая стоит в начале слова перед корнем, называется приставкой. В слове «пришел» «при» стоит в начале слова перед корнем «При» - приставка. | |
3. | Восстановить пропущенную посылку в умозаключении. Все предлоги со словами пишутся отдельно ………… «К»- предлог | «К» со словами пишется отдельно |
2.6.Установление причины следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | В каком-то слове есть приставка «вы». Предположите, что будет следствием, если эту приставку заменить на другую. | Изменится лексическое значение слова. | Построение логической цепи рассуждений, умение строить осознанное речевое высказывание |
2. | Если «по» является предлогом. Предположите, что будет следствием этого. | «по» будет писаться раздельно. | |
3. | Если в слове есть суффискс –оньк- ( -еньк-), что будет следствием этого. | Слово имеет уменьшительно-ласкательное значение. | |
4. | Если два слова имеют один корень, но разные приставки. Предположите, что будет следствием этого. | Слова являются антонимами. |
2.7.Построение логической цепочки рассуждений, доказательств.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Закончите умозаключение по аналогии. Если приставки пишутся слитно, то… | Если приставки пишутся слитно, то предлоги раздельно. | Построение логической цепи рассуждений, умение строить осознанное речевое высказывание |
2. | Сформулировать вывод в умозаключение по аналогии свойств. Приставка – часть слова, служит для образования новых слов Суффикс – часть слова | Приставка – часть слова, служит для образования новых слов Суффикс – часть слова Суффикс – служит для образования новых слов | Синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов (лог) |
2.8.Анализ истинности.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Истинное или ложное утверждение. В слове (вы)ход, «вы» является предлогом. | Это утверждение ложное, т.к. «вы» приставка. | Анализ объектов с целью выделения признаков (сущ. и несущ.) |
2. | Подумайте над вопросом. Каким образом предлоги отличаются от приставок? | Предлоги со словами пишутся отдельно, приставки слитно. | Умение структурировать знания в устной и письменной форме. (ОУУ) осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме |
2.9.Выдвижение гипотез и их обоснование.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Если слово имеет суффикс -щик-… | Если слово имеет суффикс –щик-, то он указывает на принадлежность к профессии. | осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; |
2. | Предположите, зачем нужны суффиксы? | Суффиксы придают словам разные оттенки. Одни придают ласковое значение, другие – отрицательность, указывают на принадлежность к профессиям и т.д. Без суффиксов речь была бы бедной, невыразительной. |
Раздел III. Задания на развитие действий постановки и решения проблем.
№ | Формулировка заданий | Ответы | Другие ПУУД |
1. | Прочитать. Найти противоречие. Юра (с)толкнул чашку (с) буфета. | В данном предложении противоречие – написание буквы «с». Водном случае она выступает в роли приставки, в другом – предлогом. | осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ·смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели |
2. | Продолжи формулировку противоречия. Приставки «по», «за» пишутся слитно, несмотря на это … | Приставки «по», «за» пишутся слитно, несмотря на это придают словам разное лексическое значение. | |
3. | Продолжить формулировку противоречия. Предлоги могут состоять не только из одной буквы, но | Предлоги могут состоять не только из одной буквы, но также из двух, трех букв, хотя и пишутся раздельно. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме: "Приставка и суффикс"
Используемые современные приёмы и методики.При подготовке минутки чистописания и словарной работы использовала методику интеллектуального развития младших школьников Г.А. Бакулиной.Изучени...
Презентация к уроку русского языка по теме "Приставки и суффиксы"
Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме "Приставки и суффиксы".УМК "Перспектива"...
Урок русского языка по теме "Приставки и предлоги"
Вводный урок перед темой "Приставки"...
Карточки по русскому языку по теме "Приставка и суффикс" для 2 класса
Карточки можно использовать для индивидуальной работы с детьми и в целях контроля знаний по предмету....
Конспект урока русского языка на тему: «Приставки и предлоги», 3 класс, УМК "ПНШ" + презентация
Цели деятельности учителя: повторение изученного о приставках и предлогах; развитие умения употреблять и различать приставки и предлоги; развитие орфографической зоркости, логического мышления учащихс...
Презентация к уроку русского языка по теме «Приставки и предлоги»
Презентация к уроку русского языка по теме «Приставки и предлоги»...
Технологическая карта урока русского языка на тему : «Приставка и суффикс как значимые части слова»
Тип урока: комплексное применение знаний и умений (урок закрепления)Цель: закрепление знаний о роли суффиксов и приставок в словах.Задачи:Образовательная:-закрепить умения подбирать корень в слове;-за...