Рабочая программа по русскому языку 2 класс УМК "Планета знаний"
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему
Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (от 06 октября 2009 года., с изменениями от 26.11.2010 года, 22.09.2011 года, 18.12.2012 года, 29.12.2014 года, 31.12.2015 года), основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова», требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова», программы формирования универсальных учебных действий муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова», авторской программы Л.Я. Желтовской, Т.М. Андриановой, В.А.Илюхиной (2012 год)., положения о рабочей программе учебного предмета в классах, реализующих ФГОС муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова».
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
- познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;
- социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи и направления изучения русского языка в начальной школе:
1. развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;
2. освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;
3. овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
4. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_2_klass_umk_planeta_znaniy.docx | 81.77 КБ |
Предварительный просмотр:
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (от 06 октября 2009 года., с изменениями от 26.11.2010 года, 22.09.2011 года, 18.12.2012 года, 29.12.2014 года, 31.12.2015 года), основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова», требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова», программы формирования универсальных учебных действий муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова», авторской программы Л.Я. Желтовской, Т.М. Андриановой, В.А.Илюхиной (2012 год)., положения о рабочей программе учебного предмета в классах, реализующих ФГОС муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова».
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
- познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;
- социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи и направления изучения русского языка в начальной школе:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;
- освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;
- овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение курса «Русский язык» в начальной школе отводится 675 часов. В учебном плане МБОУ БСШ №1 им. Е.К. Зырянова в обязательной части на изучение учебного предмета «Русский язык» выделено 4 часа (1,2,3 классы). Для реализации программы учебного предмета «Русский язык» в части, формируемой участниками образовательных отношений, выделен 1 час. В 4 классе в учебном плане в обязательной части выделено 5 часов.
Количество часов в неделю – 5.
Интегрированный курс «Обучение грамоте и письму» рассчитан на 207 ч (из них: 92 ч. – обучение грамоте, 115 ч. – письмо). Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять её с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний, в слогах, словах, предложениях.
Количество часов в год: 1 класс – 165; 2 класс – 170; 3 класс – 170; 4 класс – 170.
Для реализации программного содержания используются:
- Л. Я. Желтовская, О.Б. Калинина. Русский язык. Учебник. В 2 ч. – М., АСТ, Астрель
- Л. Я. Желтовская, О.Б. Калинина. Русский язык. Дидактические карточки-задания. – М., АСТ, Астрель
Изменения, внесенные в учебную программу: резервные часы каждого раздела были распределены с учетом особенностей класса и направлены на увеличение часов по темам, вызывающим затруднения.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
При изучении учебного предмета «русский язык» будут созданы условия для формирования следующих личностных качеств:
- уважает личность и ее достоинства, доброжелательно относится к окружающим, нетерпимо — к любым видам насилия;
- понимает необходимость соблюдения правил здорового образа жизни;
- выполняет нормы и требования школьной жизни;
- выполняет моральные нормы в отношении взрослых, сверстников;
- принимает новую социальную позицию и роль ученика, предполагающей высокую учебно-познавательную мотивацию;
- положительно относится к школе, понимает необходимость учения;
- положительно относится к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе.
При изучении учебного предмета «русский язык» будут созданы условия для формирования следующих регулятивных результатов:
- принимает и сохраняет учебную задачу;
- учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различает способ и результат действия в сотрудничестве с учителем;
- осуществляет итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи;
- вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
- использует предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,
- использует запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском языке;
- выполняет учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
При изучении учебного предмета «русский язык» будут созданы условия для формирования следующих познавательных результатов:
- осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- использует знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- строит сообщения в устной и письменной форме;
- ориентируется на разнообразие способов решения задач;
- осуществляет анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществляет синтез как составление целого из частей;
- проводит сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщает, т. е. осуществляет генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществляет подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливает аналогии;
- владеет рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- произвольно и осознанно владеет общими приёмами решения задач
При изучении учебного предмета «русский язык» будут созданы условия для формирования следующих коммуникативных результатов:
- адекватно использует коммуникативные прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
- строит монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
- владеет диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ;
- допускает возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируется на позицию партнёра в общении и взаимодействии
- учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулирует собственное мнение и позицию;
- договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строит понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- может задать вопросы на понимание позиции партнёров;
- контролирует действия партнёра.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся (метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
Выпускник научится:
-организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
- вводить информацию в компьютер с использованием фотокамеры, сохранять полученную информацию;
- владеть компьютерным письмом на русском языке;
- подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
- пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста;
- искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок).
- создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;
- готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
- создавать диаграммы, планы территории и пр.;
- создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация).
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
- пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
- соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
- делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
- составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
- оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
- сопоставлять различные точки зрения;
- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
Предметные результаты
В результате изучения курса русского языка обучающиеся при получении начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. У них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык станет для обучающихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
- различать звуки и буквы;
- характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
- знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность научиться проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
- находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
- выявлять слова, значение которых требует уточнения;
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Выпускник получит возможность научиться:
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
- определять грамматические признаки имён существительных – род, число, падеж, склонение;
- определять грамматические признаки имён прилагательных – род, число, падеж;
- определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
Выпускник получит возможность научиться:
- проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
- находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
- различать предложение, словосочетание, слово;
- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
- классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
- определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
- находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
- выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
- различать второстепенные члены предложения – определения, дополнения, обстоятельства;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
- различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
- применять правила правописания (в объёме содержания курса);
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;
- безошибочно списывать текст объёмом 80– 90 слов;
- писать под диктовку тексты объёмом 75– 80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
- подбирать примеры с определённой орфограммой;
- при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
- оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
- выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;
- самостоятельно озаглавливать текст;
- составлять план текста;
- сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать тексты по предложенному заголовку;
- подробно или выборочно пересказывать текст;
- пересказывать текст от другого лица;
- составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
- анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
- корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
- анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
2016-2017 учебный год
Раздел курса | Содержание раздела | Планируемые результаты освоения учебного предмета | |
предметные результаты | УУД | ||
Язык и речь (вводный раздел) | Слово — главное средство языка и речи. О роли дара речи, дара слова в жизни человека (социальная роль общения, функция познавательная и др.). Представление о связи языка и речи. Язык как основа речи, речь как «жизнь» языка, как способ общения. Формы речи: устная и письменная, диалогическая и монологическая. | Выпускник получит возможность научиться: • соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала); • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др. | Личностные УУД: 1. Демонстрирует личностный смысл учения, желания учиться. 2. Проявляет интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности. 3. Ориентируется на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников; 4. Понимает причины успеха, неуспеха в учёбе. 5. Понимает нравственного содержания поступков окружающих людей. 6. Знает основные правила здорового образа жизни. Регулятивные УУД: 1. Самостоятельно организовывает свое рабочее место. 2. Следует режиму организации учебной и внеучебной деятельности. 3. Принимает учебную задачу и следует инструкции учителя. 4. Определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. 5. Определяет план выполнения заданий под руководством учителя. 6. Соотносит выполненное задание с образцом, предложенным учителем. 7. Оценивает выполнение своего задания по критериям, определённым совместно с учителем или одноклассниками. 8. Осуществляет пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности. 8. Корректирует выполнение задания в дальнейшем. 10. Адекватно воспринимает оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами. Познавательные УУД: 1.Ориентируетсяся в учебнике: определяет умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего «незнания». 2. Отвечает на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. 3. Проводит сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям при указании количества групп. 4. Определяет, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. 5. Находит необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике. 6. Наблюдает и делает самостоятельные простые выводы. 7. Кодирует информацию в знаково-символической форме. 8. Пользуется знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебной литературе. 9. Анализирует объекты с выделением существенных и несущественных признаков. 10. Обобщает (выделяет ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно). Коммуникативные УУД: 1.Участвует в диалоге; слушает и понимает других, высказывает свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформляетсвои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуациях. 3. Выполняет различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 4. Принимает активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства. 5. Допускает существование различных точек зрения. 6. Использует в общении правила вежливости. 7. Следит за действиями других участников в процессе коллективной деятельности. |
Повторение изученного о языке в 1 классе | Слово и его строение. Звуковое, буквенное, слоговое строение слов. Обозначение на письме звуков согласных (твердых и мягких, звонких и глухих) и гласных. Использование алфавита. Последовательность букв русского алфавита. Роль букв е, ё, ю, я в обозначении звуков. Историческая справка о создании письменности на Руси, о рождении и изменениях русского алфавита, об использовании прописных букв. Смыслоразличительная роль звуков, букв. Большая буква в именах, фамилиях людей, кличках животных. | различает предложение, словосочетание, слово; • классифицирует предложения по цели высказывания, находит повествовательные/побудительные/вопросительные предложения; • определяет восклицательную/невосклицательную интонацию предложения; Выпускник получит возможность научиться: • различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства; • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора; • различать простые и сложные предложения. | |
Речевое общение | Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений. Текст (устный и письменный). Тема текста. Роль заголовка в тексте. Тексты с одной и двумя микротемами. Использование красной строки при выделении смысловых частей текста. Из истории появления выражения "красная строка". Смысловое единство структурных частей. Наблюдение над особенностями текстов с точки зрения их назначения: описание (животных, природных уголков, цветов), повествование (воспоминания о летних каникулах, зимних забавах), рассуждение (о любимом времени года). Жанровое разнообразие текстов: сказка, загадка, считалка, закличка, природная зарисовка, письмо. Стилевое различие текстов (научная, учебно-деловая, художественная, разговорная речь). Виды речевой деятельности (коммуникативно-речевые умения) Слушание и чтение. Слушание и чтение как процесс восприятия смысла, добывания информации из устного и письменного текста: объяснений учителя, вопросов, содержания небольших текстов как учебного, так и художественного характера, формулировок заданий к упражнениям, правил, определений. Уточнение непонятного с помощью вопросов, обращения к сноскам, словарю учебника. Выбор нужного материала из текста. Элементарное прогнозирование содержания текста по его заголовку, плану. Понимание интонационной окраски предложений, маленьких текстов. Овладение нормами орфоэпии и правильного интонирования предложения и текста. Грамотное оформление выражаемых мыслей и чувств в соответствии с изцченными каллиграфическими, орфографическими и пунктуационными правилами. Практическое владение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (обращение с просьбой, благодарность, поздравление). | различает предложение, словосочетание, слово; • классифицирует предложения по цели высказывания, находит повествовательные/побудительные/вопросительные предложения; • определяет восклицательную/невосклицательную интонацию предложения; Выпускник получит возможность научиться: • различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства; • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора; • различать простые и сложные предложения. | |
Язык как средство общения. Повторение | Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений. Общие сведения о языке. Язык как своеобразный код, средство обозначения явлений реального мира («всему название дано») и средство общения. Язык людей – язык слов. Связь языка с мышлением (выражаем и формулируем мысли и чувства). Русский язык – родной язык русского народа. Связь развития языка с историей развития культуры русского народа (почему так называется, почему так говорят, почему так пишется и т.п.). Представление об историческом корне слова. Из истории происхождения собственных имен (имен, фамилий). Наблюдение над выразительными средствами русского языка, качествами устной народной речи (на примере мвлых жанров устного народного творчества). Развитие мотива к изучению русского языка. Фонетика, орфоэпия. Словесное ударение. Произношение звуков и сочетание звуков в соответствии с нормами русского литературного языка. Фонетический разбор (анализ) слова. Графика. Знание алфавита: правильное название букв, знание из последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов с мягкими согласными, с йотированными гласными е, ё, ю, я, с непроизносимыми согласными. Использование на письме разделительных ь и ъ знаков; небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца, красной строки. Развитие графической зоркости, умения точного списывания с образца. Чистописание. Совершенствование техники написания письменных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и, ш, И, Ш, п, р, т, г; 2) л, м, Л, М, я, Я, А; 3) у, ц, щ, У, Ц, Щ, ч; 4) с, С, е, Е, о, О, а, д, б; 5) ь, ы, ъ; 6) н, ю, Н, Ю, к, К; 7) В, З, з, Э, э, Ж, ж, Х, х, ф; Понимание слова как единства звучания и значения. Нахождение в толковом словаре значения слова. Осознание словарного богатства русского языка. Слова, имеющие одно, два и несколько значений. Прямое и переносное значения слова. Слова с близким и противоположным значениями (синонимы, антонимы). Наблюдение над использованием слов в разных значениях в речи, в эталонных текстах. Пути, источники пополнения словарного запаса русского языка. Знакомство со словарями: толковыми, синонимов и антонимов. Понятие о родственных (однокоренных) словах. Значимые части слов (корень, приставка, суффикс, окончание). Корень - смысловой центр слова. Различие однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов с омонимичными корнями. Основа слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Осознание значения суффиксов и приставок. Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов и приставок. Разбор слов по составу. Обобщение сведений о частях речи как группах слов с общим значением предметности, признака, действия (общее представление).Слово как часть речи (с введение терминов: имя существительное, имя прилагательное, глагол). Общее представление о словосочетании, его номинативной роли (уточнять название). Предложение и его коммуникативная функция. Средства оформления предложений в речи: интонация конца предложений в устной речи, знаки препинания (точка, вопросительный, восклицательный знаки) в письменной речи. Связь слов в предложении (по смыслу, грамматически). Орфография Общее представление об орфограмме, формирование орфографической зоркости. Разные способы проверки орфограммы в зависимости от местоположения в слове. Использование орфографического словаря. Обозначение мягкости согласных. Написание буквосочетаний жи- ши, ча- ща, чу- щу; чк, чн, щн, нч. Использование разделительного мягкого знака. | • различает звуки и буквы; • характеризует звуки русского языка: гласные ударные/ безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие; • знает последовательность букв в русском алфавите, пользуется алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации. Выпускник получит возможность научиться проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов. различает изменяемые и неизменяемые слова; • различает родственные (однокоренные) слова и формы слова; • находит в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс. Выпускник получит возможность научиться разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу. определяет грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение; • определяет грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж; • определяет грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение. Выпускник получит возможность научиться: • проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора; • находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах |
5.Тематическое планирование по учебному предмету «Русский язык»
2016 – 2017 учебный год
№п\п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
О даре слова (введение) (7ч) | ||||
1 | Вводный урок. Знакомство с учебником. Оформление, форзацы, оглавление. | 1 | 1.09 | |
2 | Зачем человеку слово дано. | 1 | 2.09 | |
3 | Наш родной язык – русский. | 1 | 5.09 | |
4 | Язык певучий и богатый. | 1 | 6.09 | |
5 | Входная диагностическая тестовая работа по теме «Проверка знаний за 1 класс» | 1 | 7.09 | |
6 | Работа над ошибками. Язык певучий и богатый. | 1 | 8.09 | |
7 | Слово. Предложение. Текст. | 1 | 9.09 | |
Слово и его строение (повторяем, изучаем) (24 ч) | ||||
8 | Звуки речи и буквы. | 1 | 12.09 | |
9 | Слоги и ударение. | 1 | 13.09 | |
10 | Алфавит. | 1 | 14.09 | |
11 | Обучающее изложение по теме: «Золотая осень» | 1 | 15.09 | |
12 | Анализ изложения. Работа над ошибками, совершенными в изложении. | 1 | 16.09 | |
13 | Алфавит. | 1 | 19.09 | |
14 | Алфавит. | 1 | 20.09 | |
15 | Большая буква в словах. | 1 | 21.09 | |
16 | Обучающее сочинение по теме: «Осень». | 1 | 22.09 | |
17 | Анализ сочинения. Работа над ошибками, совершенными в сочинении. | 1 | 23.09 | |
18 | Перенос слов. | 1 | 26.09 | |
19 | Перенос лов. | 1 | 27.09 | |
20 | Обозначение на письме твердых и мягких согласных звуков. | 1 | 28.09 | |
21 | Обозначение на письме твердых и мягких согласных звуков. | 1 | 29.09 | |
22 | Обозначение на письме твердых и мягких согласных звуков. | 1 | 30.09 | |
23 | Обозначение на письме твердых и мягких согласных звуков. | 1 | 3.10 | |
24 | Обозначение на письме твердых и мягких согласных звуков. | 1 | 4.10 | |
25 | Обозначение на письме звонких и глухих согласных звуков. | 1 | 5.10 | |
26 | Обозначение на письме гласных звуков. | 1 | 6.10 | |
27 | Обозначение на письме гласных звуков. | 1 | 7.10 | |
28 | Слова-названия предметов, признаков, действий. | 1 | 10.10 | |
29 | Работа слов в предложении и тексте. | 1 | 11.10 | |
30 | Диктант по теме: «Слово и его строение» | 1 | 12.10 | |
31 | Работа над ошибками, совершенными в диктанте по теме: «Слово и его строение» | 1 | 13.10 | |
Слово и его значение (14 ч) | ||||
32 | Если хочешь понимать и быть понятым (мотивационный) | 1 | 14.10 | |
33 | Конкретные и общие значения слов. | 1 | 17.10 | |
34 | Конкретные и общие значения слов. | 1 | 18.10 | |
35 | Обучающее сочинение по теме: «Облака» | 1 | 19.10 | |
36 | Анализ сочинения. Работа над ошибками, совершенными в сочинении. | 1 | 20.10 | |
37 | Какие бывают лексические значения слов. | 1 | 21.10 | |
38 | Какие бывают лексические значения слов. | 1 | 24.10 | |
39 | Какие бывают лексические значения слов. | 1 | 25.10 | |
40 | Контрольная тестовая работа по теме: «Слово и его значение» | 1 | 26.10 | |
41 | Работа над ошибками, совершенными в тестовой работе по теме: «Слово и его значение» | 1 | 27.10 | |
42 | Группа слов с общим значением | 1 | 28.10 | |
43 | Группа слов с общим значением | 1 | 7.11 | |
44 | Выборочное списывание текста по теме: «Осень» | 1 | 8.11 | |
45 | Ежели вы вежливы …. Вежливые слова. | 1 | 9.11 | |
Слово и его значимые части (9 ч) | ||||
46 | Корень слова. Однокоренные слова. | 1 | 10.11 | |
47 | Корень слова. Однокоренные слова. | 1 | 11.11 | |
48 | Корень слова. Однокоренные слова. | 1 | 14.11 | |
49 | Суффиксы и приставки в слове. | 1 | 15.11 | |
50 | Суффиксы и приставки в слове. | 1 | 16.11 | |
51 | Суффиксы и приставки в слове. | 1 | 17.11 | |
52 | Окончание слова. | 1 | 18.11 | |
53 | Окончание слова. | 1 | 21.11 | |
54 | Анализ слов по составу (морфемный разбор) | 1 | 22.11 | |
Правописание слов (24 ч) | ||||
55 | Орфограммы в корне слова. | 1 | 23.11 | |
56 | Орфограммы в корне слова. | 1 | 24.11 | |
57 | Безударные гласные в корне слова. | 1 | 25.11 | |
58 | Безударные гласные в корне слова. | 1 | 28.11 | |
59 | Безударные гласные в корне слова. | 1 | 29.11 | |
60 | Обучающее изложение по теме: «Лесная быль» | 1 | 30.11 | |
61 | Анализ изложения. Работа над ошибками, совершенными в изложении. | 1 | 1.12 | |
62 | Безударные гласные в корне слова. | 1 | 2.12 | |
63 | Безударные гласные в корне слова. | 1 | 5.12 | |
64 | Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. | 1 | 6.12 | |
65 | Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. | 1 | 7.12 | |
66 | Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. | 1 | 8.12 | |
67 | Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. | 1 | 9.12 | |
68 | Непроизносимые согласные в корне слова. | 1 | 12.12 | |
69 | Непроизносимые согласные в корне слова. | 1 | 13.12 | |
70 | Непроизносимые согласные в корне слова. | 1 | 14.12 | |
71 | Непроизносимые согласные в корне слова. | 1 | 15.12 | |
72 | Повторение по теме: «Безударные гласные в корне слова» | 1 | 16.12 | |
73 | Повторение по теме: «Парные звонкие и глухие согласные» | 1 | 19.12 | |
74 | Административная тестовая работа по теме: «Правописание слов» | 1 | 20.12 | |
75 | Работа над ошибками, совершенными в тестовой работе по теме: «Правописание слов» | 1 | 21.12 | |
76 | Обучающее сочинение по теме: «Поздравление друга с Новым годом» | 1 | 22.12 | |
77 | Выполнение мини-проекта «Готовим художественный журнал для своего класса» | 1 | 23.12 | |
78 | Защита мини-проекта «Готовим художественный журнал для своего класса» | 1 | 26.12 | |
«Жизнь» языка в речи (10 ч) | ||||
79 | Слово в предложении. | 1 | 27.12 | |
80 | Предложение. Члены предложения. | 1 | 28.12 | |
81 | Предложение. Члены предложения. | 1 | 29.12 | |
82 | Обучающее сочинение по теме: «Зимние забавы» | 1 | 30.12 | |
83 | Анализ сочинения. Работа над ошибками, совершенными в сочинении. | 1 | 12.01 | |
84 | Текст. Тема текста. | 1 | 13.01 | |
85 | Важное умение - понимать текст. | 1 | 16.01 | |
86 | Важное умение - понимать текст. | 1 | 17.01 | |
87 | Важное умение - понимать текст. | 1 | 18.01 | |
88 | Сообщение о любимой книге. | 1 | 19.01 | |
Правописание слов (42 ч) | ||||
89 | Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне. | 1 | 20.01 | |
90 | Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне. | 1 | 23.01 | |
91 | Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне. | 1 | 24.01 | |
92 | Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне. | 1 | 25.01 | |
93 | Слова с двойными согласными. | 1 | 26.01 | |
94 | Слова с двойными согласными. | 1 | 27.01 | |
95 | Слова с двойными согласными. | 1 | 30.01 | |
96 | Слова с двойными согласными. | 1 | 31.01 | |
97 | Слова с двойными согласными. | 1 | 1.02 | |
98 | Слова с двойными согласными. | 1 | 2.02 | |
99 | Слова с двойными согласными. | 1 | 3.02 | |
100 | Контрольное списывание по теме: «Слова с двойными согласными.» | 1 | 6.02 | |
101 | Повторение по теме: «Правописание слов» | 1 | 7.02 | |
102 | Повторение по теме: «Правописание слов» | 1 | 8.02 | |
103 | Контрольный диктант по теме: «Правописание слов» | 1 | 9.02 | |
104 | Работа над ошибками, совершенными в диктанте по теме: «Правописание слов» | 1 | 10.02 | |
105 | Обозначение твердых и мягких согласных звуков | 1 | 13.02 | |
106 | Обозначение твердых и мягких согласных звуков | 1 | 14.02 | |
107 | Обозначение твердых и мягких согласных звуков | 1 | 15.02 | |
108 | Обозначение твердых и мягких согласных звуков | 1 | 16.02 | |
109 | Обозначение твердых и мягких согласных звуков | 1 | 17.02 | |
110 | Проверочная работа по теме: «Обозначение твердых и мягких согласных звуков» | 1 | 20.02 | |
111 | Разделительный мягкий знак | 1 | 21.02 | |
112 | Разделительный мягкий знак | 1 | 22.02 | |
113 | Разделительный мягкий знак | 1 | 27.02 | |
114 | Разделительный мягкий знак | 1 | 28.02 | |
115 | Употребление в словах мягкого знака. | 1 | 1.03 | |
116 | Употребление в словах мягкого знака. | 1 | 2.03 | |
117 | Повторение изученного по теме: «Обозначение твердых и мягких согласных звуков» | 1 | 3.03 | |
118 | Повторение изученного по теме: «Разделительный мягкий знак» | 1 | 6.03 | |
119 | Повторение изученного по теме: «Правописание слов» | 1 | 7.03 | |
120 | Повторение изученного по теме: «Правописание слов» | 1 | 9.03 | |
121 | Повторение изученного по теме: «Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне» | 1 | 10.03 | |
122 | Контрольный диктант по теме: «Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне.» | 1 | 13.03 | |
123 | Работа над ошибками, совершенными в диктанте по теме: «Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне» | 1 | 14.03 | |
124 | Учимся пересказывать и создавать тексты | 1 | 15.03 | |
125 | Учимся пересказывать и создавать тексты | 1 | 16.03 | |
126 | Обучающие изложение по теме: «Письмо бабушке». | 1 | 17.03 | |
127 | Анализ изложения. Работа над ошибками, совершенными в изложении. | 1 | 20.03 | |
128 | Контрольный диктант по теме: «Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне.» | 1 | 21.03 | |
129 | Выполнение мини-проекта по теме: «Алфавит разных времен» | 1 | 22.03 | |
130 | Защита мини-проекта «Алфавит разных времен» | 1 | 23.03 | |
Части речи и их работа в предложении (29 ч) | ||||
131 | Общие значения частей речи | 1 | 24.03 | |
132 | Общие значения частей речи | 1 | 3.04 | |
133 | Имя существительное | 1 | 4.04 | |
134 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 1 | 5.04 | |
135 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 1 | 6.04 | |
136 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 1 | 7.04 | |
137 | Собственные имена существительные | 1 | 10.04 | |
138 | Собственные имена существительные | 1 | 11.04 | |
139 | Собственные имена существительные | 1 | 12.04 | |
140 | Имя прилагательное | 1 | 13.04 | |
141 | Имя прилагательное | 1 | 14.04 | |
142 | Имя прилагательное | 1 | 17.04 | |
143 | Глагол | 1 | 18.04 | |
144 | Глагол | 1 | 19.04 | |
145 | Проверочная работа по теме: «Части речи» | 1 | 20.04 | |
146 | Работа над ошибками, совершенными в проверочной работе по теме: «Части речи» | 1 | 21.04 | |
147 | Изменение частей речи по числам | 1 | 24.04 | |
148 | Изменение частей речи по числам | 1 | 25.04 | |
149 | Предлоги. Союзы. | 1 | 26.04 | |
150 | Предлоги. Союзы. | 1 | 27.04 | |
151 | Самостоятельная работа по теме: «Предлоги. Союзы» | 1 | 28.04 | |
152 | Работа частей речи в предложении | 1 | 2.05 | |
153 | Работа частей речи в предложении | 1 | 3.05 | |
154 | Обучающее изложение по теме: «Золотой луг» | 1 | 4.05 | |
155 | Анализ изложения. Работа над ошибками, совершенными в изложении. | 1 | 5.05 | |
156 | Работа частей речи в предложении | 1 | 10.05 | |
157 | Промежуточная аттестация: административная тестовая работа | 1 | 11.05 | |
158 | Работа над ошибками, совершенными в тестовой работе | 1 | 12.05 | |
159 | Выполнение мини-проекта по теме: «Лето – время отдыха и открытий» | 1 | 15.05 | |
Язык и речь (обобщение) (11ч) | ||||
160 | Средства языка и речи. | 1 | 16.05 | |
161 | Мониторинг образовательных достижений второклассников по русскому языку по материалам ЦОКО | 1 | 17.05 | |
162 | Мониторинг образовательных достижений второклассников по русскому языку по материалам ЦОКО | 1 | 18.05 | |
163 | Слово (значение, строение, правописание) | 1 | 19.05 | |
164 | Слово (значение, строение, правописание) | 1 | 22.05 | |
165 | Слово (значение, строение, правописание) | 1 | 23.05 | |
166 | Предложение. Текст. | 1 | 24.05 | |
167 | Предложение. Текст. | 1 | 25.05 | |
168 | Повторение по теме: «Правописание слов» | 1 | 26.05 | |
169 | Повторение по теме: «Части речи» | 1 | 29.05 | |
170 | Повторение по теме: «Изменение частей речи по числам» | 1 | 30.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета знаний" 3 класс с приложением
Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета знаний" 3 класс с приложением...
рабочая программа по русскому языку (УМК"планета знаний) 1 класс
рабочая программа по технологии (УМК"планета знаний) 1 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета знаний", 3 класс
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы начального общего образования, государственного стандарта начального общего образования, авторской программы Л.Я. Желтовская и О.Б. Калинина ...
Рабочая программа по русскому языку. УМК «Планета знаний», 3 класс
Рабочая программа по русскому языку. 3 класс...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета Знаний" 2 класс
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком РФ, родным языком русского народа, средством межнациона...