I. Мотивация к учебной деятельности. -Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу и поприветствуйте улыбкой наших гостей. Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Соберёте много знаний, Если приложить старанье. -Ребята, а вы любите тайны, приключения, открытие нового? Я думаю, что сегодняшний урок позволит нам это сделать. Сели красиво, открыли тетради, положили с наклоном, ручки взяли правильно.
. Запишите в тетрадь дату и вид работы. – Каким вы хотели видеть урок? Подберите эпитеты к существительному «урок». (Познавательным, интересным, веселым, содержательным) – От кого это зависит? (От учителя и учащихся и их взаимопонимания)
II.Актуализация знаний и фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности
– Какой частью речи выражены эпитеты? (Именами прилагательными) -Кто догадался о чем пойдет речь сегодня на уроке? (об именах прилагательных) – Что вы знаете об именах прилагательных? (Имена прилагательные – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? Имена прилагательные изменяются по числам, родам и падежам)
Давайте сегодня побудем исследователями… И начнём мы с того, что найдём ту букву, которую будем писать на минутке чистописания.
2. Чистописание. -Подберите антонимы к данным словам. -Что общего у этих слов? (начинаются с буквы г, все прилагательные) С этой буквой многое будет связано на уроке. 3. Словарная работа - Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. -Отгадайте загадку: Лист бумаги по утрам На квартиру носят нам На одном таком листе Много разных новостей. - Какое слово получилось? (ГАЗЕТА) (Учитель демонстрирует газеты «10 канал», «Каневские Зори». -Что общего у этих газет? (это газеты нашей станицы) -Назовите ударную гласную, безударную гласную. Прочитаем слово все вместе. Запишите это слово.
- Подумайте, что обозначает слово ГАЗЕТА. ? На ваших столах ксерокопии из толкового словаря Ожегова. Найдите , что обозначает это слово? В этимологическом словаре написано, что слово ГАЗЕТА произошло От итальянского gazzetta буквально "( маленькая) сорока, болтунья". а в толковом словаре Ожегова ГАЗЕТА- это печатное периодическое издание, в котором публикуются новости о самых разнообразных событиях текущей жизни.…. - К какой части речи относится это слово? Назовите морфологические признаки слова. (им.существительное, неодушевленное, ж.р., ед.ч.)
- Ребята, где издается газета? (в издательстве, редакции) - Кто является главным человеком в редакции, который проверяет и исправляет ошибки в материалах для публикации? (редактор) - Правильно, РЕДАКТОР – это лицо, которое редактирует что-нибудь, редактировать значит проверять и исправлять при подготовке к печати.
-Я составила предложение, но в нем пропущены слова ГАЗЕТА и РЕДАКТОР. Вставьте эти слова в предложение. Прочитайте предложение, которое получилось. (Редактор проверил статью для газеты). - Запишите, подчеркните главные члены предложения. Какое из новых двух слов является подлежащим? Молодцы!
III. Постановка и решение проблемной ситуации. - Сегодня мы с вами попробуем создать свою газету и побываем в роли редактора. Какое название будет у нашей газеты? («Грамотеи»)
А вот и первый материал, который нужно отредактировать. Тест: Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов и запиши его в тетрадь. (Работают в парах) 1) Что обозначает имя прилагательное? а) предмет с) признак предмета в) действие предмета 2) на какой вопрос отвечает имя прилагательное? т) кто? что? л) что делает? что сделает? к) какой, какая, какие? 3) Как определить род прилагательного? м) по вопросу л) по существительному с ним связанному. 4) какие окончания имеют прилагательные среднего рода? а) ая яя о) ое ее и) ый ий ой 5) каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении? т) главным н) второстепенным 6) какое прилагательное является синонимом к слову " старательный"? а) вежливый е) аккуратный о) хлопотливый 7) С чем связано прилагательное в предложении? н) с существительным т) с глаголом с) с наречием. 8) Укажите слово, от которого образовалось прилагательное "водный". а) проводка и) вода е) уводить 9) Прилагательное это: о) часть слова и) член предложения е) часть речи. Какова цель этого задания? - Ответив на вопросы теста, назвать ключевое слово - Как будете выполнять задание?(Отвечая на вопрос теста, обводить букву, соответствующую правильному ответу). - Желаю удачи!(дети работают в парах) - Какое ключевое слово вы получили? Дети: склонение. - Что такое склонение? (изменение окончаний по падежам называется склонением) - Какой цели вы достигли, выполнив это задание? (не только отгадали ключевое слово, но и повторили все об имени прилагательном) - Я рада за вас! (Карточка со словом «склонение» крепится на газету) IV.. Построение проекта выхода из затруднения
-В начале нашей работы вы охарактеризовали каким должен быть урок (интересным, содержательным, познавательным) 1.Групповая работа. -Сейчас вы разобъётесь на группы. Это будут мини-редакции. Под руководством редакторов просклоняйте имена прилагательные (весёлый урок, интересный урок, содержательный урок)
V.Реализация построенного проекта.
| I группа | II группа | III группа | И. п. | Интересный урок | Веселый урок | Содержательный урок | Р. п. | Интересного урока | Веселого урока | Содержательного урока | Д. п. | Интересному уроку | Веселому уроку | Содержательному уроку | В. п. | Интересный урок | Веселый урок | Содержательный урок | Т. п. | Интересным уроком | Веселым уроком | Содержательным уроком | П. п. | Об интересном уроке | О веселом уроке | О содержательном уроке |
– Что общего у данных прилагательных? (Единственное число, мужской род) – А какие окончания? (Одинаковые)
– Так как же изменяются имена прилагательные в единственном числе? (В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и падежам) – Как определить падеж имени прилагательного в единственном числе? (Падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится)
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Составление памятки «Как определить падеж имени прилагательного?» 1.Найти существительное, к которому относится прилагательное 2. Определить падеж имени существительного. 3. По падежу существительного определить падеж прилагательного. (Памятка вывешивается на газету.)
Физминутка
– Я буду называть словосочетания с прилагательными в единственном и множественном числе. Если назову словосочетание, где слова употреблены в единственном числе – сделайте наклон вперед; если слова во множественном числе – наклон назад. Умные лица, настоящий друг, веселые люди зеленые вершины, белый снег, низкие тучи, комнатные растения,
VII.Работа в парах с самопроверкой по эталону (внутренняя речь).Письмо под диктовку.
1. Работа в парах Редактор- это тот человек, который видит в тексте лишнее , может исправить ошибки, что-то добавить . Мы оправляемся с вами в мини редакции, где вы побываете в роли редактора. (Учитель диктует текст, учащиеся с комментированием записывают его Летел над тайгой огромный вертолет. Внизу тянулся дремучий лес. Необычный груз доставляет вертолет .Он везет свежие газеты. А теперь обменяемся работами и сверимся с доской (Сверяют с доской) Задания: -найти слово , в котором ко-во букв и звуков не совпадает; -найти слово, имеющее два корня.; -найти имена прилагательные, определить их падеж.
Физминутка -Ребята, а кто разносит газеты? (Почтальон) -А какого знаменитого почтальона вы знаете? (Печкина) -Выполним вместе с ним физминутку:
В Простоквашино живет Службу там свою несет Почта-дом стоит у речки, Почтальон в ней-дядя………
VIII.Включение в систему знаний и повторение 1. Из данных слов соберите предложение.(Простоквашино, все , в ,читают , газеты, свежие) -Определите части речи. _Сверимся с доской. 2. Работа по учебнику. -Для того, чтобы написать статью сотрудники газеты отправляются в разные города и даже страны. Сегодня мы побываем в стране пирамид. Кто догадался куда мы попадем? (В Египет) -Что вы знаете об этой стране? -Откройте учебники с. 48, упр. 103 -Прочитайте упр., -О каком чуде повествует текст? Найдите это предложение. Спишите его .Какие окончания будут у прилагательных? Игра «Заказ». -Ребята, а что бы было, если бы в нашей речи не было прилагательных? (Речь стала неточной, бедной, некрасивой) В нашу редакцию поступил заказ- подобрать нужные прилагательные. Выполним его ? Я вам заказываю прилагательное в определенном роде и падеже. Ваша задача найти такое прилагательное, назвать и объяснить написание окончания. Требуется прил. С.р. в Т.п.(ранним утром) Ж.р. в Р.п.(у соседней опушки) Ж.р. в Д.п. (по канатной дороге) М.р. в П.п. (в синем конверте)
IX.Обобщение. -Скажите, для чего нужны прилагательные? Это емко представлено в стихотворении
Ученица читает стихотворение
У существительных подчас Не жизнь, а просто скука. Ни цвета нет у них без нас, Ни запаха, ни звука! Но если нас к ним приложить, Им веселее станет жить: Вот громкий стук, Вот желтый шар, Вот сокрушительный удар, Вот звонкий колокольчик, А вот и острый кончик..
X.Рефлексия учебной деятельности
Ребята, выполнили ли мы поставленные задачи? - Знания о какой части речи мы обобщили? - Ребята, а как вы ответите на вопрос, что такое прилагательное ? - Как узнать род, число и падеж имени прилагательного ? - Как следует проверять безударные окончания имен прилагательных ? -Вам понравилось быть редактором?
- Все поставленные задачи мы выполнили и результатом нашего труда стала газета «Грамотеи». -Ребята а теперь с помощью прилагательных выразите , какое у вас впечатление вызвал урок. -С помощью смайлика покажите какое у вас сейчас настроение.
XI. Дифференцированное домашнее задание.
- Домашнее задание: Придумать и записать статью из 5 предложений о наступающей весне. У кого эта работа вызывает затруднения, возьмите карточку красного цвета со словами- помощниками. ( Злые ветры, ласковое солнышко, теплый воздух, радостное настроение) Кому же наоборот хочется узнать больше, возьмите карточку зеленого цвета с дополнительным заданием ( Использовать слово «вешний» и определить в толковом словаре его значение; определить падеж имен прилагательных) Спасибо за урок.
|