Урок русского языка в 3 классе. Тема: глагол как часть речи.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Лапина Надежда Евгеньевна

Урок составлен с учётом возрастных особенностей учеников. В конспекте урока даются интересные, развлекательные материалы для объяснения нового материала и закрепления изучения темы урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glagol_.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Урок русского языка в 3 классе

                                    Учитель:  Лапина Надежда Евгеньевна

Тема урока: Глагол как часть речи.

Цель: познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками и ролью в речи; развивать речь, коммуникативные навыки.

Планируемые результаты: предметные - учащиеся научатся видеть глаголы в речи. Составлять словосочетания с глаголами; сравнивать, анализировать, делать выводы; личностные – проявляют интерес к познанию нового.

Универсальные учебные действия: регулятивные – учащиеся принимают и сохраняют цель и задачи учебной деятельности,  осуществляют поиск средств ее достижения, оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; познавательные – привлекают имеющиеся знания для решения учебной задачи, осуществляют классификацию понятий, объединяют в группу по общему признаку; коммуникативные – умеют контролировать действия партнера.

Ход урока.

1. Орг. Момент.

- Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

2. Актуализация знаний.

-Запишите  только словарные слова.

Посуда любит чистоту. Гусь свинье не товарищ.   Работай  до поту – поешь с охотой. Рыба в воде, а ягода в траве.

-А сейчас проверьте  работы, сверив написание словарных слов. (Слайд 1)

3. Самоопределение к деятельности.

-Найдите лишнее слово.

-Почему оно лишнее? (посуда, товарищ, ягода – существительные, обозначают предмет, а работай обозначает действие предмета).

4. Работа по теме урока

 -Кто попробует сформулировать тему сегодняшнего урока?

- Какую цель мы поставим на уроке для себя?

( -узнаем для чего нужны глаголы (Для обогащения нашей речи),

- как их отличить от других частей речи  (Задать вопрос и вдуматься в значение).

- будем  учиться находить глаголы в предложении)

-Как мы узнаем для чего нужны глаголы? (сравним тексты с глаголом и без)

На доске записан текст:

Муравей и голубка.

Муравей … к ручью: захотел … . Волна … его и чуть не … . Голубка … ветку; она … – муравей … . И … ему ветку в ручей. Муравей … на ветку и … . (Л.Н. Толстой)

– Поняли, о чём этот текст? А чего здесь не хватает? Попробуйте восстановить нужные слова.

Варианты учеников.

– А вот авторский вариант. (На слайде появляется полный текст.)

Муравей и голубка.

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидала – муравей тонет. И бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся.

(Л.Н. Толстой)

– Какие же слова делают по-настоящему возможным понимание текста? (Глаголы

- Запишите к существительным как можно больше слов со значением действия

Заяц (что делает?) зимует, …

Учитель (что делает?) учит, … Слайд

-Много слов обозначающих действие вы подобрали?

-Как вы думаете, почему эта часть речи получила такое название «глагол»?

                               Удивительные глаголы

Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать.  По частоте употребления эта часть речи занимает второе место после имён существительных.

-Давайте сделаем вывод: что же такое глагол? На какие вопросы отвечает и что обозначает?

Проверим , правильно мы сделали вывод или нет. ( слайд 2)

5. Физминутка.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом!

Мы топаем ногами: топ – топ – топ.

Мы хлопаем руками: хлоп – хлоп – хлоп.

Мы руки разведём

И побежим кругом!

-Как будем действовать чтобы найти глагол?   (-Задать вопрос и вдуматься в значение).

Слайд 3

-Найди глагол, объясни как будешь действовать.

Веселье, весёлый, веселится.    (-Задать вопрос и вдуматься в значение.)

6. Закрепление изученного.

1)  - Определение глагола на слух (выборочный диктант).

Я вам прочитаю стихотворение, из которого нужно выписать только глаголы.

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч.

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всю неделю помогала,

В воскресенье отдыхала.

 самопроверка   Слайд 4:

Стирала ,подметала, пекла, искала, помыла, купила, помогала, отдыхала.

2) упр 170 с 100

7. Рефлексия учебной деятельности

-Какую цель в начале урока ставили?

Слайд 13 ( сформулированы цели)

-Достигли своей цели?

-Над чем ещё нужно поработать?

-Вырази своё отношение к уроку, используя глаголы (понравился, не понравился, всё понял, есть затруднения)  Слайд 5

- Определите, какой частью речи являются выделенные слова? Слайд 6

Белое покрывало всю землю покрывало.

Медведь в лесу, не зная правил,

Однажды мотоциклом правил.

-Спасибо за урок. Поблагодарите друг друга за работу аплодисментами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка "Обобщение знаний о глаголе как части речи"

На уроке происходит обобщение и систематизация знаний учащихся о глаголе как части речи, продолжается работа по формированию умения выделять глаголы из текста, подбирать синономы, антонимы к данным гл...

Урок русского языка 2 класс Обобщение знаний о частях речи

урок закрепления и обобщения знаний по теме "Части речи"...

План- конспект урока русского языка 4 класс .Тема: ,, Местоимение как часть речи. \'\' УМК ,, Школа России\'\'

Урок изучения нового материала с использованием средств икт для осмысления,осознания и первичного закрепления новой учебной информации....

Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о наречии как части речи; ознакомление учащихся с признаками наречия; формирование умения находить наречие в тексте.Планируемые результатыПр...

Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: Предлог как часть речи. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о предлогах как части речи и их значении в тексте; формирование коммуникативных и прогностических умений.Планируемые результаты:Предметные:знать: ...

Конспект урока по русскому языку (2 класс). Тема: Предлог как часть речи. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:- формирование знаний о правописании предлогов;Планируемые результатыПредметные:- знать, что такое предлог;- знать какую роль играет предлог в речи;- уметь правильно употребл...