Урок русского языка в 3 классе. Тема: глагол как часть речи.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок составлен с учётом возрастных особенностей учеников. В конспекте урока даются интересные, развлекательные материалы для объяснения нового материала и закрепления изучения темы урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glagol_.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе
Учитель: Лапина Надежда Евгеньевна
Тема урока: Глагол как часть речи.
Цель: познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками и ролью в речи; развивать речь, коммуникативные навыки.
Планируемые результаты: предметные - учащиеся научатся видеть глаголы в речи. Составлять словосочетания с глаголами; сравнивать, анализировать, делать выводы; личностные – проявляют интерес к познанию нового.
Универсальные учебные действия: регулятивные – учащиеся принимают и сохраняют цель и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее достижения, оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; познавательные – привлекают имеющиеся знания для решения учебной задачи, осуществляют классификацию понятий, объединяют в группу по общему признаку; коммуникативные – умеют контролировать действия партнера.
Ход урока.
1. Орг. Момент.
- Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
2. Актуализация знаний.
-Запишите только словарные слова.
Посуда любит чистоту. Гусь свинье не товарищ. Работай до поту – поешь с охотой. Рыба в воде, а ягода в траве.
-А сейчас проверьте работы, сверив написание словарных слов. (Слайд 1)
3. Самоопределение к деятельности.
-Найдите лишнее слово.
-Почему оно лишнее? (посуда, товарищ, ягода – существительные, обозначают предмет, а работай обозначает действие предмета).
4. Работа по теме урока
-Кто попробует сформулировать тему сегодняшнего урока?
- Какую цель мы поставим на уроке для себя?
( -узнаем для чего нужны глаголы (Для обогащения нашей речи),
- как их отличить от других частей речи (Задать вопрос и вдуматься в значение).
- будем учиться находить глаголы в предложении)
-Как мы узнаем для чего нужны глаголы? (сравним тексты с глаголом и без)
На доске записан текст:
Муравей и голубка.
Муравей … к ручью: захотел … . Волна … его и чуть не … . Голубка … ветку; она … – муравей … . И … ему ветку в ручей. Муравей … на ветку и … . (Л.Н. Толстой)
– Поняли, о чём этот текст? А чего здесь не хватает? Попробуйте восстановить нужные слова.
Варианты учеников.
– А вот авторский вариант. (На слайде появляется полный текст.)
Муравей и голубка.
Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидала – муравей тонет. И бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся.
(Л.Н. Толстой)
– Какие же слова делают по-настоящему возможным понимание текста? (Глаголы
- Запишите к существительным как можно больше слов со значением действия
Заяц (что делает?) зимует, …
Учитель (что делает?) учит, … Слайд
-Много слов обозначающих действие вы подобрали?
-Как вы думаете, почему эта часть речи получила такое название «глагол»?
Удивительные глаголы
Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать. По частоте употребления эта часть речи занимает второе место после имён существительных.
-Давайте сделаем вывод: что же такое глагол? На какие вопросы отвечает и что обозначает?
Проверим , правильно мы сделали вывод или нет. ( слайд 2)
5. Физминутка.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом!
Мы топаем ногами: топ – топ – топ.
Мы хлопаем руками: хлоп – хлоп – хлоп.
Мы руки разведём
И побежим кругом!
-Как будем действовать чтобы найти глагол? (-Задать вопрос и вдуматься в значение).
Слайд 3
-Найди глагол, объясни как будешь действовать.
Веселье, весёлый, веселится. (-Задать вопрос и вдуматься в значение.)
6. Закрепление изученного.
1) - Определение глагола на слух (выборочный диктант).
Я вам прочитаю стихотворение, из которого нужно выписать только глаголы.
В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала.
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч.
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всю неделю помогала,
В воскресенье отдыхала.
самопроверка Слайд 4:
Стирала ,подметала, пекла, искала, помыла, купила, помогала, отдыхала.
2) упр 170 с 100
7. Рефлексия учебной деятельности
-Какую цель в начале урока ставили?
Слайд 13 ( сформулированы цели)
-Достигли своей цели?
-Над чем ещё нужно поработать?
-Вырази своё отношение к уроку, используя глаголы (понравился, не понравился, всё понял, есть затруднения) Слайд 5
- Определите, какой частью речи являются выделенные слова? Слайд 6
Белое покрывало всю землю покрывало.
Медведь в лесу, не зная правил,
Однажды мотоциклом правил.
-Спасибо за урок. Поблагодарите друг друга за работу аплодисментами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка "Обобщение знаний о глаголе как части речи"
На уроке происходит обобщение и систематизация знаний учащихся о глаголе как части речи, продолжается работа по формированию умения выделять глаголы из текста, подбирать синономы, антонимы к данным гл...
Урок русского языка 2 класс Обобщение знаний о частях речи
урок закрепления и обобщения знаний по теме "Части речи"...
План- конспект урока русского языка 4 класс .Тема: ,, Местоимение как часть речи. \'\' УМК ,, Школа России\'\'
Урок изучения нового материала с использованием средств икт для осмысления,осознания и первичного закрепления новой учебной информации....
Конспект урока по русскому языку. 2 класс.Тема: Что такое части речи?
Тема урока: Что такое части речи?...
Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представления о наречии как части речи; ознакомление учащихся с признаками наречия; формирование умения находить наречие в тексте.Планируемые результатыПр...
Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: Предлог как часть речи. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представления о предлогах как части речи и их значении в тексте; формирование коммуникативных и прогностических умений.Планируемые результаты:Предметные:знать: ...
Конспект урока по русскому языку (2 класс). Тема: Предлог как часть речи. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя:- формирование знаний о правописании предлогов;Планируемые результатыПредметные:- знать, что такое предлог;- знать какую роль играет предлог в речи;- уметь правильно употребл...