рабочая программа 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
рабочая программа 4 класса по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 137.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Русский язык» для 4 класса разработана на основе нормативных документов:
Ф Законом РФ «об образовании в РФ»
ФГОС
Примерной основной образовательной программы
• Положение о разработке программы НОУ СОШ №48 ОАО «РЖД»
• ООП НОО СОШ № 48
• Программы формирования УУД НОУ СОШ №48 ОАО «РЖД»
на ступени НОО
• Требования к результатам освоения НОУ СОШ №48 ОАО «РЖД»
Цель НОО: развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.
Цель предмета: формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Цель программы: обеспечить достижение планируемых результатов по русскому языку в рамках содержания предмета 4-го класса.
Задачи программы:
- Достижение предметных результатов через содержание предмета «Русский язык» 4-го класса
- Достижение метапредметных результатов через содержание предмета «Русский язык» 4-го класса
- Реализация форм контроля планируемых результатов
Задачи предмета:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;,
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика учебного предмета
В основу данного курса заложена идея реализации объективно существующего единства двух форм языка: системы языка и речи. В четвертом классе ведущее направление работы по русскому языку функционально – синтаксическое. Значительное место уделяется частям речи и их существенным признакам. Учащиеся знакомятся со словоизменением частей речи (склонением имен существительных, изменением их по падежам, склонением имен прилагательных, личных местоимений, спряжением глагола, изменением глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам), с новой частью речи – наречием.
Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане на изучение русского языка отводится 5 часов в неделю, всего 170 часов
Результаты изучения курса.
Личностные:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принимает образец «хорошего ученика»;
-принимает и осваивает социальную роль обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних);
-формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;
-осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
Регулятивные:
-принимает и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности;
-в сотрудничестве с учителем находит средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявляет познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками); -осуществляет итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивает правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
Познавательные:
-использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и сети Интернет);
-пользуется словарями и справочниками различных типов;
-записывает, фиксирует информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ)
-осуществляет логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, устанавливает аналогии и причинно-следственные связи, строит рассуждение, подводит факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные:
-слушает и слышит собеседника, ведет диалог;
-ориентируется в целях, задачах, средствах и условиях общения;
-понимает необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывает различные мнения и координирует различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
- выбирает адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
Содержание программы (170 часов)
Повторение 11ч.
Предложение 9 ч.
Слово в языке и речи 21 ч.
Имя существительное 43 ч.
Имя прилагательное 30 ч.
Местоимение 7ч.
Глагол 34ч.
Повторение 15 ч.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Формы организации учебной деятельности
фронтальная, групповая, индивидуальная.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт от 26.11.2010г. № 1241
2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2011.
3. Анащенкова С.В., Бантова М.А. и др. Сборник рабочих программ «Школа России» 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 20011г.
4. Канакина В.П,. Горецкий В.Г.Учебник «Русский язык» в двух частях, часть 1. М., «Просвещение», 2012 год.
5. Канакина В.П,. Горецкий В.Г. Учебник «Русский язык» в двух частях, часть 2. М., «Просвещение», 2012 год.
6. Канакина. В.П. Методическое пособие к учебнику «Русский язык». М., «Просвещение», 2012 год.
7. Демонстрационные материалы, классная доска, интерактивная доска
Календарно – тематическое планирование по русскому языку
№ п/п | Дата | Тема урока | Содержание учебного предмета | Дом/зад | Планируемые предметные результаты | Характеристика деятельности учащегося | ||||||||||||
Повторение (11 ч.) | ||||||||||||||||||
1 | 1 | Наша речь и наш язык Развитие речи. Составление текста по рисунку с включением в него диалога | Наша речь и наш язык. Формулы вежливости. Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст). | С.7, Упр.3, РТ с. 4, упр. 1, 2 | Различает язык и речь. Различает диалогическую и монологическую речь. Называет «волшебные» слова русской речи: слова-приветствия, слова-прощания, слова-просьбы, слова-извинения и др. Развивает мотивы к созданию дневника с записью мудрых мыслей о русском языке. Составляет текст по рисунку с включением в него диалога. | Анализировать высказывания о русском языке. Высказываться о значении «волшебных» слов в речевом общении, использовать их в речи. Составлять текст (о речи или о языке) по выбранной пословице. Составлять (совместно со сверстниками)текст по рисунку с включением в него диалога. | ||||||||||||
2 | 2 | Текст. Признаки текста. | С.8, Упр.6, РТ с. 7, упр. 8, 9 | Называет признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль, план текста. Составляет планы к данным текстам. Соблюдает нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Пишет правильно слово «каникулы» | Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к тексту. Соотносить заголовок и текст. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Составлять план текста. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению». Работать со страничкой для любознательных: знакомство с происхождением слова каникулы. Самостоятельно подготовиться к написанию изложения. Подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного. Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Сопоставлять тексты разного стиля. Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению повествовательного текста». Сочинять рассказ в соответствии с выбранной темой. | |||||||||||||
3 | 3 | Смысловое единство предложений в тексте. Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста. | РТ с. 8, упр. 10 | Излагает содержание повествовательного текста | ||||||||||||||
4 | 4 | Типы текстов. Развитие речи. Составление устного рассказа на выбранную тему. | С.12, Упр.11(у), РТ с. 10, упр. 14-16 | Называет типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Создаёт собственные тексты по предложенным темам с использованием разных типов речи | ||||||||||||||
5 | 7 + | Предложение как единица речи. (3) Входная диагностическая работа | Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление). Составление предложений с обращением. Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложения по членам предложения. Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний. | Составляет из слов предложения | Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Составлять предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Обосновывать использование знаков препинания в конце предложений и знака тире в диалогической речи. | |||||||||||||
6 | 10 | Виды предложений по цели высказывания и по интонации | С.14, Упр.15, РТ с. 7, упр. 8, 9 | Находит в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Пишет правильно слова: «хозяин», «хозяйство» | ||||||||||||||
7 | 11 | Знаки препинания в конце предложения | ||||||||||||||||
8 | 12 | Обращение | РТ с.15, упр. 27, 28 | Находит обращение в предложении. Ставит знаки препинания в предложениях с обращениями | Находить обращение в предложении. Составлять предложения с обращением. Выделять обращения на письме. | |||||||||||||
9 | 13 | Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения Развитие речи. Восстановление деформированного текста | РТ с.15, упр. 29, 30 | Находит главные и второстепенные члены предложения. Различает главные и второстепенные члены предложения Различает распространённые и нераспространённые предложения | Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении. Выделять главные члены предложения и объяснять способы нахождения главных членов предложения. Различать главные и второстепенные члены предложения, распространённые и нераспространённые предложения. Анализировать схемы предложений, составлять по ним предложение. Моделировать предложения. Работать с памяткой «Разбор предложения по членам». Разбирать предложение по членам | |||||||||||||
10 | 14 | Распространенные и нераспространённые предложения. Моделирование предложения. | ||||||||||||||||
11 | 17 + | Словосочетание Контрольный диктант №1 по теме «Повторение» | С.24, Упр.15, РТ с. 17, упр. 32, 35 | Определяет в словосочетании главное и зависимое слово при помощи вопроса. Пишет правильно слово «горизонт» | Сравнивать предложение, словосочетание и слово, объяснять их сходство и различие. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании. Выделять в предложении словосочетания. Разбирать предложение по членам предложения. Составлять предложения в соответствии с поставленной учебной задачей и оценивать правильность выполнения учебного задания. Восстанавливать содержание текста с нарушенным порядком предложений. Выборочно письменно передавать содержание исходного текста повествовательного характера. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику | |||||||||||||
Предложение (9 ч.) | ||||||||||||||||||
12 | 18 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Однородные члены предложения. | Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов. Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами. | РТ с.19, упр. 37-39 С.30, Упр.38, РТ с. 20, упр. 40-43 | Находит ь в предложении однородные члены предложения. Пишет правильно слова: «комбайн», «комбайнёр» | Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте. Определять, каким членом предложения являются однородные члены. Распознавать однородные второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова. Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами. Анализировать таблицу «Однородные члены предложения» и составлять по ней сообщение. Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но). Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами. Продолжать ряд однородных членов. Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами. Оценивать текст с точки зрения пунктуационной правильности. Составлять рассказ по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень» и данному плану. | ||||||||||||
13 | 19 | Связь однородных членов в предложении с помощью интонации перечисления. | С.32, Упр.42, РТ с. 22, упр. 44-45 | Находит в предложении однородные члены предложения, которые связаны с помощью интонации перечисления | ||||||||||||||
14 | 20 | Связь однородных членов в предложении с помощью союзов. | Находит в предложении однородные члены предложения, которые связаны с помощью союзов. Пишет правильно слово «багаж» | |||||||||||||||
15 | 21 + | Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Словарный диктант №1 | С.34, Упр.46или упр. 47, РТ с. 23, упр. 46, 47 | |||||||||||||||
16 | 24 | Запятая между однородными членами, соединенными союзами Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень» | С.35, проект, РТ с. 24, упр. 48, 49 | Объясняет постановку запятой в предложениях с однородными членами. Пишет правильно слово «календарь» | ||||||||||||||
17 | 25 | Работа над ошибками Различение простых и сложных предложений | РТ с. 25, упр. 50, 51 | Различает простое и сложное предложения | Сравнивать простые и сложные предложения. Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение. Наблюдать за союзами, соединяющими части сложного предложения. Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного. Выделять в сложном предложении его основы. Составлять сложные предложения. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Письменно передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану | |||||||||||||
18 | 26 | Различение сложного предложения и простого предложения с однородными членами. | С.30, Упр.38, РТ с. 20, упр. 40-43 | |||||||||||||||
19 | 27 | Союзы в сложном предложении. Развитие речи. Изложение повествовательного текста. | С.40, Упр.4, РТ с. 28, упр. 54, 55 | Различает сложное предложение и простое предложение с однородными членами. Ставит запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного. Пишет правильно слово «прекрасный» | ||||||||||||||
20 | 28 + | Знаки препинания в сложных предложениях. Проверочная работа №2 по теме «Предложение» | РТ с. 31, упр. 63-65 | |||||||||||||||
Слово в языке и речи (21 час) | ||||||||||||||||||
21 | 29 | Лексическое значение слова | Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника. Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи. | С.43, Упр.60, | Определяет значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Работает с толковым словарём учебника, находить в нём нужную информацию о слове. Пишет правильно слова: «библиотека», «библиотекарь» | Анализировать высказывания о русском языке. Выявлять слова, значение которых требует уточнения. Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Объяснять принцип построения толкового словаря. Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словарём (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). Составлять собственные толковые словарики, внося в них слова, значение которых ранее было неизвестно. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова. Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значениях. Сравнивать прямое и переносное значения слов, подбирать предложения, в которых слово употребляется в прямом или переносном значении. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним. Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи. Работать с лингвистическими словарями учебника (толковым, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов и др.), находить в них нужную информацию о слове. Работать со страничкой для любознательных: знакомиться с этимологией слов, одной из частей которых является часть библио. Работать с таблицей слов, пришедших к нам из других языков. Работать со словарём иностранных слов. Наблюдать за изобразительно-выразительными средствами языка (словами, употреблёнными в переносном значении, значении фразеологизмов), составлять текст по рисунку и фразеологизму. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных. Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок. Работать с памяткой «Разбор слова по составу». Объяснять алгоритм разбора слова по составу, использовать его при разборе слова по составу. Анализировать заданную схему слова и подбирать слова заданного состава. Анализировать текст с целью нахождения в нём однокоренных слов, слов с определёнными суффиксами и приставками. Моделировать слова Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание. Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове. Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова. Анализировать разные способы проверки орфограмм. Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы. Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор слов. | ||||||||||||
22 | 30 | Заимствованные слова. Устаревшие слова. Многозначные слова | упр. 62-68. РТ: упр. 63-65 | Углубляет представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов. Пишет правильно слово «шофёр» | ||||||||||||||
23 | 1 | Синонимы. Антонимы. Омонимы | С.48, Упр.72, РТ с. 32, упр. 66-72 по выбору | Распознаёт синонимы, антонимы, омонимы. Пишет правильно слово «ещё» | ||||||||||||||
24 | 2 | Фразеологизмы. Развитие речи. Составление текста по рисунку и фразеологизму | С.50, Упр.76, РТ с. 31, упр. 73-75 | Распознаёт фразеологизмы, устаревшие слова | ||||||||||||||
25 | 5 | Состав слова. Значимые части слова | Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного анализа с привлечением слов более сложного слого-звукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел. | С.52, Упр.79, РТ с. 37, упр. 76-79 | Называет изученные части речи, делить части речи на самостоятельные и служебные. Пишет правильно слово «двенадцать» Находит изученные части речи в тексте. Объясняет, по каким признакам определяют части речи | |||||||||||||
26 | 6 | Значимые части слова. Роль окончаний в слове. Разбор слова по составу. | С.54, Упр.85, РТ с. 39, упр. 84-86 | |||||||||||||||
27 | 7 | Значимые части слова. Приставки и суффиксы. | С.56, Упр.88, РТ с. 38, упр. 80-83 | |||||||||||||||
28 | 8 + | Значимые части слова Контрольное списывание №1 | Учебник: упр. 87. РТ: упр. 80 | Пишет правильно слова на изученные орфограммы; определять границы предложений | ||||||||||||||
29 | 9 | Правописание слов с безударными гласными. | С.58, Упр.92, РТ с. 41, упр. 91-93 | Находит в словах изученные орфограммы и выполнять проверку. Писать правильно слово «железо» | ||||||||||||||
30 | 12 | Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. | Учебник: упр. 96 РТ: упр. 91 | Выполняет звуко-буквенный анализ слова. Пишет правильно слова: «вокзал», «пассажир», «пассажирский» | ||||||||||||||
31 | 13 | Непроизносимые согласные. Правописание двойных согласных в корнях. | С.61, Упр.101, РТ с. 42, упр. 94, | |||||||||||||||
32 | 14 | Упражнение в написании суффиксов –ик-,-ек-,ок | С.63, Упр.105, РТ с. 43, упр. 96-98 | Находит в словах изученные орфограммы и выполнять проверку Объясняет написание суффиксов. | ||||||||||||||
33 | 15 | Правописание ъ и ь разделительных знаков Развитие речи. Письменное изложение повествовательного деформированного текста. | С.65, Упр.108, РТ с. 45, упр. 99, 100 | Объясняет когда в словах пишется мягкий знак, а когда твёрдый разделительный знак | ||||||||||||||
34 | 16 + | Правописание ъ и ь разделительных знаков Контрольный диктант | С.78, №3, 4, РТ с. 41, упр. 102, 103 | |||||||||||||||
35 | 19 | Части речи. Правописание имён числительных. | Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения). | С.72, Упр.122, РТ с. 49, упр. 110 | Называет изученные части речи, делить части речи на самостоятельные и служебные. Пишет правильно слово «двенадцать» Находит изученные части речи в тексте. Объясняет, по каким признакам определяют части речи | Различать изученные части речи. Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков. Анализировать таблицы «Самостоятельные части речи», «Грамматические признаки частей речи» и составлять по ним сообщения. Подбирать примеры изученных частей речи. | ||||||||||||
36 | 20 | Самостоятельные части речи | РТ: упр. 112 | |||||||||||||||
37 | 21 | Части речи. Грамматические признаки частей речи | ||||||||||||||||
38 | 22 | Наречие. | С.75, Упр.128, РТ с. 50, упр. 113, 114 | Находит в тексте наречия. Пишет правильно слова: «впереди», «медленно» Пишет правильно слова: «одиннадцать», «шестнадцать», «двадцать». Различает части речи по грамматическим признакам Образовывает наречия от прилагательных. Пишет правильно слова: «вчера», «теперь», «медленно» Находит в тексте наречия по значению и по вопросу. Различает в тексте изученные части речи Составляет предложения и текст по репродукции картины | Находить наречия среди данных слов и в тексте. Анализировать грамматические признаки наречия. Определять роль наречий в предложении и тексте. Классифицировать наречия по значению и вопросам. Образовывать наречия от имён прилагательных. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Обсуждать представленный отзыв С. И. Мамонтова о картине В. М. Васнецова «Иван царевич на Сером волке», высказывать своё суждение и сочинять собственный текст-отзыв о картине художника | |||||||||||||
39 | 23 - | Наречие. Проверочная работа №3 по теме «Части речи» | С.78, №2, 5, | |||||||||||||||
40 |
+ | Наречие. Контрольный диктант №2 за 1 четверть | РТ с. 51, упр. 116, 118 | |||||||||||||||
41 | 26 | Наречие. Развитие речи. Сочинение – отзыв по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван – царевич на Сером Волке» | ||||||||||||||||
Имя существительное (43ч.) | ||||||||||||||||||
42 | 27 | Изменение существительных по падежам. | Склонение имен существительных (повторение). | РТ: с.52 упр. 119, 120 | Изменяет имена существительные по падежам Определяет падеж, в котором употреблено имя существительное Изменяет имена существительные по падежам Определяет ь падеж, в котором употреблено имя существительное | Различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительному. Изменять имена существительные по падежам. Работать с таблицей «Признаки падежных форм имён существительных». Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы. Определять падеж, в котором употреблено имя существительное. Различать имена существительные в начальной и косвенных формах. Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных в речи. Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность определения. Подбирать примеры существительных 1-го склонения. Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 1-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 1-го склонения. Составлять описательный текст по репродукции картины художника А. А. Пластова «Первый снег» (под руководством учителя). Определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 2-го склонения. Сравнивать имена существительные 1-го и 2-го склонений: находить сходство и различие. Классифицировать имена существительные по склонениям. Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 2-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 2-го склонения. Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 3-го склонения. Сравнивать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие. Классифицировать имена существительные по склонениям. Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 3-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 3-го склонения. Составлять текст-отзыв по репродукции картины художника В. А. Тропинина «Кружевница». Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова. Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и. Обосновывать написание безударного падежного окончания. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. Использовать правило при написании имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц (врачом — задачей). | ||||||||||||
43 | 28 | Изменение существительных по падежам. | Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные. Основные типы склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен сущест-вительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке). Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учите-ля, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.
| РТ: с.53, упр. 121 | ||||||||||||||
44 | 29 | Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. | С.85, Упр.144, РТ с. 53, упр. 122 | |||||||||||||||
452чет | 30 | Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. | упр. 141-144, рубрика «Говори правильно!» с. 84. | |||||||||||||||
46 | Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. | С. 87, упр.148 | ||||||||||||||||
47 | 8 | Определение принадлежности имён существительных к 1 склонению | С.90, Упр.157, РТ с. 55, упр. 127 | Называет имена существительные, которые употребляются в одной форме. Пишет правильно слово «аллея» | ||||||||||||||
48 | Определение принадлежности имён существительных к 1 склонению | С.92, Упр.160, РТ с. 55, упр. 126 | Определяет , относится ли имя существительное к 1-му склонению. Пишет правильно слова: «беседа», «беседовать | |||||||||||||||
49 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег» | Составляет текст-описание. Находит нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме Составляет предложения и текст по репродукции картин. | ||||||||||||||||
50 | Работа над ошибками. Определение принадлежности имён существительных ко 2 склонению | РТ: с. 55, упр. 128 | Сравнивает имена существительные 1-го и 2-го склонения: находить сходство и различие | |||||||||||||||
51 | + | Определение принадлежности имён существительных ко 2 склонению Контрольное списывание№2 | РТ: с. 56, упр. 129 | Определяет, относится ли имя существительное к 2-му склонению. Называет падежные окончания имён существительных 2-го склонения. Пишет правильно слово «агроном» | ||||||||||||||
52 | Определение принадлежности имён существительных к 3 склонению | РТ: с. 56, упр. 130 | Сравнивает имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие. Определяет, относится ли имя существительное к 3-му склонению. Называет падежные окончания имён существительных 3-го склонения. Пишет правильно слово «пейзаж» | |||||||||||||||
53 | Определение принадлежности имён существительных к 3 склонению | РТ: с. 56, упр. 131, 132 | ||||||||||||||||
54 | Развитие речи. Сочинение отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница» | У: упр. 161 или упр. 180 | Составляет предложения и текст по репродукции картин | |||||||||||||||
55 | 20 | Работа над ошибками. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных. | С.105, упр. 186, РТ: с. 58, упр. 134, 135 | Находит нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме Сравнивает падежные окончания имён существительных трёх склонений. Называет способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных. Пишет правильно слово «портрет» | ||||||||||||||
56 | Именительный и винительный падежи имён существительных. | С.106, упр. 188, РТ: с. 58, упр. 136, 137 | Определяет именительный и винительный падежи имени существительного. Различает внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи имён существительных единственного числа) | |||||||||||||||
57 | Падежные окончания имён существительных в родительном падеже. | С.108, упр. 194, 196 | Определяет родительный падеж имени существительного. Пишет правильно слово «инженер» | |||||||||||||||
58 | Падежные окончания имён существительных в родительном падеже. | РТ: с. 60, упр. 138 | ||||||||||||||||
59 | Падежные окончания одушевлённых имён существительных в именительном, родительном и винительном падежах. | С.111, упр. 203, 205 РТ: с. 61, упр. 141-143 | Находит в предложении одушевлённые имена существительные в родительном и винительном падежах. Пишет правильно слово «хлебороб» | |||||||||||||||
60 | Падежные окончания одушевлённых имён существительных в именительном, родительном и винительном падежах. | |||||||||||||||||
61 | Падежные окончания имён существительных в дательном падеже. Словарный диктант №2 | С.115, упр. 212 РТ: с. 62, упр. 144-146 | Определяет дательный падеж имени существительного. Составляет словосочетания, состоящие из глагола и имени существительного с предлогом или без предлога в форме дательного падежа Доказывает правильность написания падежного окончания. Пишет правильно слово «адрес» | |||||||||||||||
62 | Падежные окончания имён существительных в родительном и дательном падежах. | РТ: с. 63, упр. 149 | ||||||||||||||||
63 | Падежные окончания имён существительных в дательном падеже. | У: упр. 216 | ||||||||||||||||
64 | Падежные окончания имён существительных в творительном падеже. | С.118, упр. 221 РТ: с. 64, упр. 153 | Определяет творительный падеж имени существительного. Пишет правильно слова: «вчера», «сегодня» | |||||||||||||||
65 | Падежные окончания имён существительных в творительном падеже. Правописание имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц. | У: упр. 225 | Доказывает правильность написания падежного окончания | |||||||||||||||
66 | Падежные окончания имён существительных в предложном падеже. | РТ: с. 66, упр. 154, 155 | Определяет предложный падеж имени существительного | |||||||||||||||
67 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в предложном падеже. | С.124, упр. 234 РТ: с. 66, упр. 156 | Доказывает, что имена существительные стоят в творительном падеже | |||||||||||||||
68 | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. | РТ: с. 67, упр. 157, 158 | Определяет падеж имён существительных в единственном числе | |||||||||||||||
69 | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. | С.128, упр. 242 РТ: с. 68, упр. 161-163 | ||||||||||||||||
70 | + | Контрольный диктант №3 за первое полугодие | Составляет предложение (словосочетание), употребляя имя существительное в заданной падежной форме Объясняет написание слов с пропущенными буквами в окончании. Пишет правильно слово «костёр» | |||||||||||||||
71 | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. | С.130, упр. 246 РТ: с. 70, упр. 164 | ||||||||||||||||
72 | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. | С.131, упр. 248 | ||||||||||||||||
73 | + | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. Словарный диктант №3 | РТ: с. 71, упр. 166 | Излагает содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. Находит нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивает результаты выполненного задания | ||||||||||||||
74 | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. Развитие речи. Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану | |||||||||||||||||
75 | 8 | Работа над ошибками Общее представление о склонении имён существительных во множественном числе | С.134, упр. 256 РТ: с. 73, упр. 173, 174 | Находить в тексте имена существительные во множественном числе.
| Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных в формах множественного числа. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. Правильно употреблять в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе (директора, шофёры и др.) в именительном и в родительном падеже (нет яблок, но апельсинов и др.). Работать с памяткой «Разбор имени суще- ствительного как части речи». Определять последовательность действий при разборе имени существительного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени существительного. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Подробно письменно передавать содержание повествовательного текста. Сочинять текст-сказку на основе творческого воображения по данному началу. Исследовать речь взрослых (сверстников) относительно употребления некоторых форм имён существительных множественного числа в родительном падеже | |||||||||||||
76 | Окончания имён существительных множественного числа в именительном падеже | Пишет правильно слова на изученные орфограммы. Анализирует ошибки, подбирает проверочные слова | ||||||||||||||||
77 | Окончания имён существительных множественного числа в родительном падеже.. | Пишет правильно слово «директор». Употребляет правильно в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе (директора, шофёры и др.) в именительном падеже Употребляет правильно в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе (нет яблок, но апельсинов и др.) в родительном падеже. Пишет правильно слова: «килограмм», «грамм», «газета» Проводит исследование, делать выводы, представляет работу | ||||||||||||||||
78 | Окончания имён существительных множественного числа в родительном падеже Проект «Говорите правильно!» | |||||||||||||||||
79 | Винительный падеж одушевленных имён существительных Морфологический разбор имён существительных. | |||||||||||||||||
80 | Дательный, творительный, предложный падежи Развитие речи. Сочинение сказки на основе творческого воображения по данному началу | Определяет падеж имён существительных во множественном числе с одинаковыми окончаниями. Выполняет морфологический разбор имени существительного.
| ||||||||||||||||
81 | Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | |||||||||||||||||
82 | Окончания имён существительных множественного числа | Определяет падеж имён существительных во множественном числе с одинаковыми окончаниями. Выполняет морфологический разбор имени существительного.
| ||||||||||||||||
83 | Обобщение знаний об имени существительном | |||||||||||||||||
84 | Обобщение знаний об имени существительном Контрольный диктант №4 по теме «Имя существительное» | Находит и отмечает в словах орфограммы. Объясняет , доказывает правильность написания слова с изученными орфограммами | ||||||||||||||||
Имя прилагательное (30 ч.) | ||||||||||||||||||
85 | Работа над ошибками. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. |
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний. Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление). Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе. Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.
. . | Образовывает от имён существительных и от имён прилагательных однокоренные имена прилагательные при помощи суффиксов. Пишет правильно слово «автомобиль» | Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте. Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных. Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов. Определять род и число имён прилагательных. Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе). Различать начальную форму имени прилагательного. Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное». Правильно писать родовые окончания имён прилагательных. Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению описательного текста». Сочинять текст о любимой игрушке. Находить в сказке имена прилагательные и определять их роль. Проводить лексический анализ слов — имён прилагательных. Работать с таблицей в учебнике «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе». Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин). Работать с текстом-памяткой «Как определить падеж имён прилагательных». Определять падеж имён прилагательных и обосновывать правильность его определения. Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению текста-рассуждения». Составлять текст-рассуждение о своём впечатлении от картины. Сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода по таблице. Работать с текстом-памяткой «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе». Определять способ проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания имени прилагательного и выбирать наиболее рациональный способ проверки для имени прилагательного. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода, проверять правильность написанного. Анализировать и излагать письменно содержание описательной части текста-образца. Сравнивать падежные окончания имён прилагательных женского рода по таблице. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода, проверять правильность написанного. Записывать текст по памяти. Находить информацию о достопримечательностях своего города (посёлка), обобщать её и составлять сообщение. Сравнивать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе. Изменять имена прилагательные множественного числа по падежам. Самостоятельно готовиться к изложению повествовательного текста и записывать его. Проверять написанное. Составлять под руководством учителя текст по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости». Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа, оценивать правильность написанного. Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями, находить имена прилагательные с неправильно записанными окончаниями и исправлять в словах ошибки. Работать с памяткой «Разбор имени прилагательного». Определять последовательность действий при разборе имени прилагательного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени прилагательного. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Высказывать своё мнение о картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» | ||||||||||||||
86 | Род и число имён прилагательных. Изменение прилагательных по числам, по родам (в единственном числе). | Изменяет имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе). Пишет правильно слова: «семена», «электростанция», «электровоз», «электричество», «электрический» | ||||||||||||||||
87 | Род и число имён прилагательных. Развитие речи. Сочинение описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка» | Определяет тему и главную мысль текста. Составляет рассказ по заданной теме. Пишет правильно слово «сейчас» | ||||||||||||||||
88 | Начальная форма имён прилагательных. | |||||||||||||||||
89 | 2 | Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе. Развитие речи. Составление текста-рассуждения по репродукции картины В.Серова «Мика Морозов» | Изменяет по падежам имена прилагательные в единственном числе. Понимает зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного | |||||||||||||||
90 | Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. | Понимает зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного | ||||||||||||||||
91 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Работа с таблицей. | С.7, упр.9, РТ: с.6, упр. 6, 11-13 | Пишет безударное падежное окончание имени прилагательного путём подбора имени прилагательного с ударным окончанием или по окончанию вопроса в том же падеже | |||||||||||||||
92 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный падеж. Начальная форма имени прилагательного. | С.9, упр.15, РТ: с.5, упр. 6, 7-10 | Называет падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже. Пишет правильно слово «правительство» | |||||||||||||||
93 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Родительный падеж. | С.20,упр.37, РТ: с.11, упр. 6, 22-24 | Называет падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. Пишет правильно слово «аппетит» | |||||||||||||||
94 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Дательный падеж. | С.21,упр.40, РТ: с.12, упр. 25-27 | Называет падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже | |||||||||||||||
95 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный и винительный падежи. | С.22, упр.44, РТ: с.13, упр. 28, 29 | Называет падеж имён прилагательных, выделяет окончания имён прилагательных | |||||||||||||||
96 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный и винительный падежи. | С.24 упр.49 | Называет падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном, винительном, родительном падежах. Пишет правильно слова: «космос», «космический», «километр» | |||||||||||||||
97 | + | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Творительный падеж. Контрольное списывание №2 | С.26, упр.54, 55, РТ: с.15, упр. 33, | Называет падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах Пишет правильно слово «командир». Находит нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивает результаты выполненного задания | ||||||||||||||
98 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода Развитие речи. Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания. | С.27, упр.57, РТ: с.16, упр. 35, 36, | ||||||||||||||||
99 | Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода | РТ: упр. 34 | ||||||||||||||||
100 | Проект «Имена прилагательные в „Сказке о рыбаке и рыбке“ А. С. Пушкина». | Проводит лексический анализ слов – имён прилагательных | ||||||||||||||||
101 | Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. | С.30, упр.62, РТ: с.18, упр. 40-42 | Склоняет имена прилагательные женского рода. Называет окончания имён прилагательных в каждом из падежей. Пишет правильно слово «экскурсия» | |||||||||||||||
102 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода | С.31 упр.64, РТ:с.19, упр. 43 | Выделяет окончания имён прилагательных в именительном и винительном падежах | |||||||||||||||
103 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода. | С.33, упр.70, РТ: с.21, упр. 47 | Определяет падеж и выделять окончания имён прилагательных Приводит примеры словосочетаний с именами прилагательными в родительном, дательном и предложном падежах. Пишет правильно слово «вагон» | |||||||||||||||
104 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода. | С.35,упр.75 РТ: с.21, упр. 48 | ||||||||||||||||
105 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода. Словарный диктант №4 | С. 37, упр. 79 | ||||||||||||||||
106 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода. Развитие речи. Составление сообщения о достопримечательностях своего города (посёлка). | Называет пропущенные окончания имён прилагательных женского рода | ||||||||||||||||
107 | Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Обобщение знаний. | РТ: с.21, упр. 49 | Называет пропущенные окончания имён прилагательных женского рода | |||||||||||||||
108 | Склонение имён прилагательных во множественном числе. Развитие речи. Составление текста по репродукции картины Н.К.Рериха «Заморские гости» | С.40, упр.84, РТ: с.22, упр. 50, 51 | Составляет сообщение о достопримечательностях своего города (посёлка). Пишет правильно слово «издалека» | |||||||||||||||
109 | Работа над ошибками Склонение имён прилагательных во множественном числе. | Называет вопросы и окончания имён прилагательных множественного числа в каждом из падежей. Склоняет имена прилагательные, пользуясь таблицей. Составляет текст по репродукции картины. Пишет правильно слово «салют» | ||||||||||||||||
110 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа | С.42, упр.89, РТ: с.23, упр. 52, 53 | Различает имена прилагательные в именительном и винительном падежах. Определяет падеж имён прилагательных множественного числа. Пишет правильно слово «ботинки» | |||||||||||||||
111 | Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа | С.44, упр.93, РТ: с.24, упр. 54, 55 | Пишет правильно слово «богатство». Сравнивает окончания родительного и предложного падежей имён прилагательных. Определяет падеж имён прилагательных множественного числа | |||||||||||||||
112 | Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа Морфологический разбор имён прилагательных | С.48, упр.103, РТ: с.27, упр. 60-62 | Определяет падеж имён прилагательных множественного числа. Называет окончания имён прилагательных множественного числа. Подробно излагает текст. Находит нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме Выполняет морфологический разбор имени прилагательного | |||||||||||||||
113 | 2 | Проверочная работа №5 по теме «Имя прилагательное». Развитие речи. Составление сообщения о своих впечатлениях, связанных с восприятием репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» | С. 50, №2, 3, РТ: с.29, упр. 64 | Называет грамматические признаки имён прилагательных. Составляет текст. Оценивает результаты выполненного задания | ||||||||||||||
114 | Контрольный диктант №5 по теме «Имя прилагательное» Обобщение знаний об имени прилагательном | РТ: с. 29, упр. 65-67 | Находит и отмечает в словах орфограммы. Объясняет, доказывает правильность написания слова с изученными орфограммами | |||||||||||||||
Личные местоимения 7ч | ||||||||||||||||||
115 | Работа над ошибками. Роль личных местоимений в речи. | Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных место-имений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте. | С.55, упр.116, РТ: с.31, упр. 69, 71, 72 | Понимает, что такое местоимение. Распознаёт местоимения среди других частей речи | Распознавать местоимения среди других частей речи. Определять наличие в тексте местоимений. Определять лицо, число, род личных местоимений 3-го лица. Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам. Различать начальную и косвенную формы личных местоимений. Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями. Редактировать текст, в котором неправильно употреблены формы местоимений. Соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их форм. Устанавливать наличие в словах-местоимениях орфограмм и обосновывать написание местоимений, употреблённых в формах косвенных падежей. Раздельно писать предлоги с местоимениями. Работать с памяткой «Разбор местоимения как части речи». Выполнять разбор личного местоимения как части речи, пользуясь алгоритмом, данным в учебнике Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Составлять небольшие тексты-диалоги, оценивать правильность употребления в них местоимений. Письменно подробно излагать содержание повествовательного текста. Сочинять поздравительную открытку к 8 Марта | |||||||||||||
116 | Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. | С.59, упр.125, РТ: с.33, упр. 73, 74 | Указывает грамматические признаки местоимений. Определяет лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица | |||||||||||||||
117 | Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа. Развитие речи. Составление высказываний по рисунку с использованием в них диалога | РТ: 34. упр. 75, 76 | Определяет лицо, число и падеж местоимений. Составлять тексты с включением в них диалога. Пишет правильно слова: «металл», «металлический» | |||||||||||||||
118 | Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Развитие речи Составление поздравительной открытки | упр. 128, РТ: упр. 77, 78 | Определяет лицо, число и падеж местоимений Пишет правильно слова: «победа», «председатель» | |||||||||||||||
119 | Работа над ошибками Морфологический разбор местоимений. Развитие речи. Изложение повествовательного текста | упр. 132, РТ: упр. 79, 80 | Выполняет морфологический разбор местоимения | |||||||||||||||
120 | Проверочная работа №6 по теме «Личные местоимения» | Подробно излагает текст. Находит нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивает результаты выполненного задания | ||||||||||||||||
121 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о местоимении | упр. 134, РТ: упр. 83 | Находит и отмечает в словах орфограммы. Объясняет, доказывает правильность написания слова с изученными орфограммами | |||||||||||||||
Глагол 34 ч | ||||||||||||||||||
122 | 3 | Повторение и углубление представлений о глаголе как части речи Контрольный диктант №6 за 3 четверть | Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе. Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих. Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в на-стоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление). Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть —видел, слышать —слышал) Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат). | упр. 144, РТ: упр. 84-90 | Объясняет роль глаголов в нашем языке. Находит и отмечает в словах орфограммы. Объясняет, доказывает правильность написания слова с изученными орфограммами | Различать глаголы среди других слов и в тексте. Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении). Трансформировать текст, изменяя время глагола. Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь). Образовывать от глаголов в неопределённой форме временные формы глагола. Ставить вопросы к глаголам в неопределённой форме и классифицировать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать? Образовывать глаголы при помощи приставок и суффиксов. Подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану. Оценивать содержание, структуру написанного текста и использование в нём языковых средств. Работать с таблицами изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Определять лицо и число глаголов. Выделять личные окончания глаголов. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с глаголами, которые не употребляются в 1-м лице единственного числа (победить, убедить и др.). Определять роль мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени (-ешь, -ишь). Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени. Писать сочинение на основе анализа искусствоведческого текста и репродукции картины. Работать с таблицами спряжений глаголов в настоящем и будущем (простом и сложном) времени; наблюдать за написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжений. Определять спряжение глаголов. записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов». Работать с текстом-памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределённой форме. Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола. Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола. Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания. Узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола. Правильно произносить и писать возвратные глаголы. Отличать возвратные глаголы, употреблённые в форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени. Работать с текстом: составлять текст, определять тип текста, тему, главную мысль, части текста; составлять план, выписывать из каждой части глаголы; письменно излагать содержание текста с опорой на выписанные опорные слова (глаголы). Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов. Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени с частицей не и без частицы. Составлять текст на спортивную тему (на основе наблюдений за спортивной информацией или личного интереса к какой-либо спортивной деятельности). Работать с памяткой «Разбор глагола как части речи». Определять последовательность действий при разборе глагола как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм. Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста и оценивать написанное
| ||||||||||||
123 | Глагол. Значение и употребление в речи. | упр. 145, РТ: упр. 91, 92 | ||||||||||||||||
124 | Изменение глаголов по временам | У: упр. 147 | Называет время, число глагола. Объясняет роль глагола в предложении | |||||||||||||||
125 | 5 | Неопределённая форма глагола. | упр. 150, РТ: упр. 93, 94 | Объясняет, что такое неопределённая форма глагола. Называет глаголы в неопределённой форме. Пишет правильно слова: «лучше», «расстояние» | ||||||||||||||
126 | Неопределённая форма глагола. | упр. 159, РТ: упр. 97, 98 | Находит и отмечает в словах орфограммы. Объясняет, доказывает правильность написания слова с изученными орфограммами | |||||||||||||||
127 | Неопределённая форма глагола. | По словарю повторить правописание. наречий | Находит в предложении глаголы в неопределённой форме | |||||||||||||||
128 | Неопределённая форма глагола. | РТ: упр. 99 | Называет глаголы в неопределённой форме. Образовывает временные формы от глагола в неопределенной форме. Подробно излагает текст. Находит нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивает результаты выполненного задания. Пишет правильно слова: «сверху», «снизу» | |||||||||||||||
129 | Неопределённая форма глагола. Развитие речи. Изложение по самостоятельно составленному плану. | |||||||||||||||||
130 |
| настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение) | упр. 167, РТ: упр. 100-102 | Изменяет глаголы по лицам и числам, формирует умение спрягать глаголы в настоящем и будущем времени | ||||||||||||||
131 | Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение) | упр. 174, 175, РТ: упр. 106, 107 | ||||||||||||||||
132 | Глаголы, которые не употребляются в форме 1-го лица настоящего и будущего времени | У: упр. 178, | ||||||||||||||||
133 | Правописание окончаний глаголов во 2-е лицо глаголов единственного числа настоящего и будущего времени. | Спрягает глаголы, распознаёт лицо и число глагола по местоимению, по личному окончанию, по вопросу | ||||||||||||||||
134 | Правописание окончаний глаголов во 2-ом лице настоящего и будущего времени в единственном числе. Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода» | упр. 177, РТ: упр. 108-111. | Спрягает глаголы, распознаёт лицо и число глагола по местоимению, по личному окончанию, по вопросу. Находит в предложениях глаголы с частицей не Находит нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивает результаты выполненного задания. | |||||||||||||||
135 | 3 | Спряжение глаголов в настоящем времени. | Учебник: упр.183- | Понимает, что глаголы одного и тоже спряжения в форме настоящего времени имеют одинаковые ударные и безударные окончания в одном и том же лице и числе | ||||||||||||||
136 | Спряжение глаголов в будущем времени. | упр. 185, РТ: упр. 112-114 | Понимает, что глаголы в форме будущего времени спрягаются так же, как и глаголы в форме настоящего времени. Пишет правильно слова: «назад», «вперёд» | |||||||||||||||
137 | Личные окончания глаголов І и ІІ спряжения. | РТ: упр. 115, 116 | Называет личные окончания глаголов I и II спряжений | |||||||||||||||
138 | 8 | Способы определения І и ІІ спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. | упр. 193, РТ: упр. 117 | Называет алгоритм определения спряжения глагола с безударным личным окончанием. Называет глаголы-исключения | ||||||||||||||
139 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени | РТ: упр. 118 | Называет систему личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжений. Понимает, что глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и глаголы без приставок | |||||||||||||||
140 | Способы определения 1 и 2 спряжения глаголов | РТ: упр. 120, 121 | Распределяет глаголы по спряжениям | |||||||||||||||
141 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени | У:упр. 199, | Объясняет , как правильно выбрать букву для личного окончания каждого глагола | |||||||||||||||
142 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени. Словарный диктант № 5 | РТ: упр. 122-124 | ||||||||||||||||
143 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени Развитие речи. Изложение деформированного повествовательного текста. | упр. 203, РТ: упр. 125-128 | Излагает текст. Находит нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивает результаты выполненного задания | |||||||||||||||
144 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени | упр. 206, РТ: упр. 129-131 | Объясняет , как правильно выбрать букву для личного окончания каждого глагола | |||||||||||||||
145 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени Контрольное списывание № 3 | упр. 209, РТ: упр. 132, 133 | ||||||||||||||||
146 | 3 | Возвратные глаголы. Общее представление | упр. 212, РТ: упр. 134, 135 | Распознает форму 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени и неопределенную форму возвратных глаголов. Пишет правильно -тся и -ться в возвратных глаголах | ||||||||||||||
147 | Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени. | упр. 220, РТ: упр. 136-138 | ||||||||||||||||
148 | Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах Развитие речи. Изменение глаголов деформированного повествовательного текста | упр. 223, РТ: упр. 139 | ||||||||||||||||
149 | 3 | Правописание глаголов в прошедшем времени. | упр. 233, РТ: упр. 141-143 РТ: упр. 144, 145 | Объясняет, почему окончания глаголов единственного числа в форме прошедшего времени называют родовыми | ||||||||||||||
150 | Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. | |||||||||||||||||
151 | Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов. Развитие речи. Составление текста на спортивную тему | упр. 242, РТ: упр. 146-149 | Называет суффикс, с помощью которого образованы формы прошедшего времени. Пишет правильно слова: «свобода», «здесь» | |||||||||||||||
152 | 4 | Обобщение по теме «Глагол» Проверочная работа № 7 по теме «Глагол» | Находит и отмечает в словах орфограммы. Объясняет, доказывает правильность написания слова с изученными орфограммами | |||||||||||||||
153 | Морфологический разбор глагола | упр. 246, РТ: упр. 150 | Выполняет морфологический разбор глагола | |||||||||||||||
154 | Контрольный диктант №7 по теме «Глагол» | РТ: упр. 151, 152 | Находит и отмечает в словах орфограммы. Объясняет, доказывает правильность написания слова с изученными орфограммами | |||||||||||||||
155 | Работа над ошибками Развитие речи. Изложение повествовательного текста | РТ: упр. 153, 154 | Излагает текст. Находит нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивает результаты выполненного задания | |||||||||||||||
Повторение 15ч. | ||||||||||||||||||
156 | Наша речь и наш язык Развитие речи. Текст | Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения. . Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе. | РТ: упр. 160, 161 | Различает язык и речь. Называет виды речи. Объясняет назначение речи Называет признаки текста: Называет типы текстов: повествование, описание, рассуждение Объясняет, что такое предложение. Находит границы предложений. Определяет тип предложения Находит и отмечать в словах орфограммы. Объясняет, доказывает правильность написания слова с изученными орфограммами Пишет правильно слова с непроверяемыми написаниями Анализирует ошибки, подбирает проверочные слова. Называет правила правописания слов на изученные темы Излагает текст. Находит нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивает результаты выполненного задания Называет правила правописания слов на изученные темы Называет правила правописания слов на изученные темы Находит все изученные части речи в тексте. | Работать с текстом: составлять текст, определять тип текста, тему, главную мысль, части текста. Находить в тексте и составлять собственные предложения, различные по цели высказывания. Классифицировать предложения по цели высказывания, обосновывать использование знаков препинания в конце предложений. Различать предложения с обращением. Разбирать слова по составу. Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи. Анализировать таблицы «Самостоятельные части речи», «Грамматические признаки частей речи». Выполнять морфологический разбор изученных частей речи, пользуясь памятками. Оценивать результаты выполнения задания «Проверь себя» по учебнику. Записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм. Применять на практике изученный материал. | |||||||||||||
157 | Повторение по теме Предложение | РТ: упр. 162, 163 | ||||||||||||||||
158 | Промежуточная аттестация Контрольный диктант № 8 за год | |||||||||||||||||
159 | Работа над ошибками Лексическое значение слова | РТ: упр. 164, 165 | ||||||||||||||||
160 | ||||||||||||||||||
161 | Орфограммы в значимых частях слова | |||||||||||||||||
162 | Орфограммы в значимых частях слова Развитие речи. Изложение повествовательного текста | |||||||||||||||||
163 | Состав слова | РТ: упр. 168, 169 | ||||||||||||||||
164 | Части речи | РТ: упр. 181 | ||||||||||||||||
165 | Части речи | |||||||||||||||||
166 | Звуки и буквы | |||||||||||||||||
167 | Обобщение знаний по курсу «Русский язык» | |||||||||||||||||
168 | Обобщение знаний по курсу «Русский язык» | |||||||||||||||||
169 | Обобщение знаний по курсу «Русский язык» | |||||||||||||||||
170 | Обобщение знаний по курсу «Русский язык» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочие программы класс Школа России
В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...