Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Звонкие и глухие согласные в корне слова»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Звонкие и глухие согласные в корне слова» Как проверить парный по глухости-звонкости согласный звук в корне слова?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russ_yaz_3kl._otkr.urok_.docx | 803.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №152
Конспект урока по русскому языку
в 3 классе
«Звонкие и глухие согласные в корне слова»
Подготовила учитель начальных классов
Челебова Наида Тагировна
Санкт Петербург 2017
Тема: «Звонкие и глухие согласные в корне слова»
Цели деятельности учителя: создать условия для формирования умения различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: учащиеся научатся различать парные согласные в корне; подбирать правильные проверочные слова; систематизировать изученный материал.
Метапредметные:
познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;
коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение, пользоваться учебником;
регулятивные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять.
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Методы и формы обучения: объяснительно – иллюстративный; индивидуальная, фронтальная,парная.
Образовательные ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, карточки.
Ход урока
l.Организационный момент
Учащиеся читают на доске пословицы и поговорки:
- Грамоте учиться- всегда пригодиться.
- Красна птица пеньем ,а человек уменьем.
- Ученья корень горек, да плод сладок.
Объясните значение этих пословиц.
- Какую пословицу выберем для девиза урока?
ll.Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа
- Спишите, вставьте пропущенные буквы. обозначьте в словах орфограммы. Выпишите слова,в которых звуков меньше, чем букв.
Небо быстро поч..рнело.Нал..тел сильный порыв ветра. Кругом зак..чались, заст..нали,как живые, дерев..я. Пол..тели с них лист..я и суч..я. Хлынул сильный дождь. Но скоро ветер усп..коился, дождь перестал. Слышится в лесу только скри.. дерв..ев да мягкие удары т..желых д..ждевых капель.. .
- Спишите, вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова. Найдите в тексте вопросительные предложения.
Ночью грянул моро.. . На сн..гу образовалась кре..кая л..дяная корка. Р..бята бегут на лыжах по л..сной доро..ке. На каждом шагу тут зага..ки. Под дерев..ями пустые ши..ки, скорлу..ки. Кто тут гры.. оре..ки? Это р..бота белки. А вот ро..кий зв..рек в белой шу..ке с..дит у куста, прижал у..ки. Это за..ц.
2.Словарная работа
Ребята, давайте объясним правописание словарных слов. Затем нужно образовать от них однокоренные слова, отметить ударный слог и безударные гласные.
- Посмотрите, как правильно пишется это слово.
-Куда падает ударение?
Что это? |
-Картофель.
-Как перенести это слово? (Кар-то-фель)
-Перепишите в свои тетради. Образуйте от слова картофель однокоренное слово. (Картофельное)
Подберите подходящее по смыслу существительное. (Картофельное пюре). Запишите.
-Ребята, как называются плоды картофеля? (Клубни)
-Что такое картофель? (Овощ)
Что это? |
-Пшеница.
-Как перенести это слово? (Пше-ни-ца)
-Перепишите в свои тетради. Образуйте от слова пшеница однокоренное слово. (Пшеничное)
Подберите подходящее по смыслу существительное. (Пшеничное поле). Запишите.
-Ребята, как называются плоды пшеницы? (Зерна)
-Что такое пшеница (Хлебная зерновая культура)
-Ребята, что делают из пшеницы? (Муку, а из муки хлеб и другие мучные изделия)
-Как мы должны относиться к хлебу? (Бережно, не бросать. Хлеб-это наше богатство).
lll. Самоопределение к деятельности
- Отгадайте загадку.
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)
-Назовите орфограмму в слове-отгадке.
-Сформулируйте тему урока.
lV. Работа по теме урока
1.Беседа о парных по глухости-звонкости согласных звуках.
Сегодня к нам в класс вошли два приятеля –согласных ( они часто ходят к нам на урок парой). Они очень похожи друг на друга: одинаково сложены, одинаково ходят, смотрят, одеваются. Но когда один говорит- его слышно, а другого очень трудно услышать, даже когда он старается говорить громко.
- Что это за согласные? Мы можем их узнать?
Б | П | В | К | Т | З | Ш |
Давайте назовем все согласные звуки на открытых окошках. Это парные по звонкости и глухости согласные звуки. Представьте, иногда два разных звука-звонкий и глухой-оказываются в слове рядом, а один так влияет на другой, что тот становится тоже звонким (и тога ученые говорят, что произошло озвончение) или глухим (происходит оглушение). Например, возьмем слово сказка: [з][к] - ска[ск]а.
-Что мы слышим? Глухой [с]и глухой [к].
-Что произошло? (0глушение).
-Чтобы не ошибиться в написании звонких и глухих согласных звуков, мы должны после проверяемого согласного поставить гласный . Сказка-сказочка,рукав-рукавица.
Вывод: Проверочное слово должно соответствовать двум условиям:
1)оно должно быть однокоренным;
2)после согласного проверяемого звука, должен стоят гласный звук.
V.Физкултьминутка
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер, тише, тише, тише,
Деревцо все выше ,выше.
2.Работа по учебнику.
Упр.208 (с.111).
-Прочитайте текст.
-Прочитайте слова с орфограммами. Назовите эти орфограммы.
-Как проверить слова с парными согласными звуками?
-Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с пропущенными буквами и объясняют их написание.)
Работа со словом из словаря.
-Какое новое слово встретилось в тексте? (Пороша.)
-Объясните его лексическое значение. (Свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега).
-Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
-Составьте предложение со словом пороша,запишите.
-Запомните написание этого слова.
Упр.209 (с.111).
-Прочитайте. Выполните задание по образцу.
-Прочитайте слова и назовите звук, который обозначает выделенная буква.
- В каких словах написание этих букв надо проверять? Обоснуйте.
Упр.211 (с.112).
Работа в парах. (Проверка.)
Vl. Рефлексия
-Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Обозначьте в словах орфограммы. Рядом запишите проверочные слова.
Дали братьям теплый дом,
Чтобы жили впятером,
Брат большой не согласился
И отдельно поселился. (Варежка- варежечка.)
Резинка Акулинка
Пошла гулять по спинке.
И пока она гуляла,
Спинка розовою стала. Губка-губочка)
Под вражеским обстрелом
Стоят солдаты смело.
А если их собьют,
Они опят встают. (Городки-городок.)
Еду не путём,
Погоняю не кнутом,
А оглянусь назад:
Следу нет.( Лодка-лодочка)
В лесу росла,
Домой пришла,
На печи высохла,
Без слез заплакала. (Скрипка-скрипочка)
Буду мастером таким,
Как наш дядя Евдоким:
Делать стулья и столы,
Красить двери и полы.
А пока сестре Танюшке
Сам я делаю..? (Игрушки-игрушечка)
Белые реснички,
жёлтенький глазок.
Милый, романтичный,
полевой цветок. (Ромашка-ромашечка)
Vll. Подведение итогов урока
-С какой орфограммой мы работали на уроке?
-Как проверить парный по глухости-звонкости согласный звук в корне слова?
-Что показалось трудным?
Домашнее задание
Записать десять слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками, подобрать к ним проверочные слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку 2 класс. Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме.
Упражнения в распожнавании и проверке парных звонких и глухих согласных в слове....
Техноглогическая карта урока русского языка 2 класс. Звонкие и глухие согласные на конце слова.
Технологическая карта урока русского языка 2 класс. Звонкие и глухие согласные на конце слова....
Тех. карта урока русского языка 2 класс Звонкие и глухие согласные на конце слова.
Техн. карта урока русского языка 2 класс Звонкие и глухие согласные на конце слова....
План-конспект урока по русскому языку "Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова"
обобщить знания о написании парных согласных в корне слова и умения проверять их в слабой позиции...
урок по русскому языку Тема "Парные звонкие и глухие согласные в конце слова" 2 класс
Тема "Парные звонкие и глухие согласные в конце слова" 2 класс...
Урок по русскому языку.Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова.2 класс
Технологическая карта урока. Самоанализ урока...
конспект урока по русскому языку 3 класс по теме:Непроизносимые согласные в корне слова.
увлекательный урок с использованием ИКТ...