«Опасности письма» на месте безударных гласных 1 класс Гармония
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Технологическая карта урока письма в 1А классе (программа «Гармония»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока письма в 1А классе (программа «Гармония»)
«Опасности письма» на месте безударных гласных (Пропись № 3, с. 22–23)
Цели и задачи
Формировать умение определять по напечатанному слову нужную букву и вписывать её.
Наблюдать за звучанием и написанием слов со звуками в слабой позиции и формулировать вывод о недоверии при письме выделенным звукам.
Учить писать под диктовку, действуя по плану, проверять написанное.
Формировать каллиграфические умения.
Планируемые результаты Предметные:
По освоенному признаку обнаруживать опасные места в напечатанных словах;
Осознавать порядок действий при списывании, выполнять его.
Метапредметные:
- Личностные УУД: Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: Осознавать и принимать учебную задачу. Учитывать коллективно выделенные ориентиры своих действий. Принимать и удерживать учебную задачу.
- Коммуникативные УУД: Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания.
- Познавательные УУД: Работать со схемами; распознавать «ошибкоопасные места».
Основные понятия: буква, звук ударный – безударный, опасное при письме место.
Оборудование: Н.С.Кузьменко, Н.М.Бетенькова, Пропись №3, учебная презентация – электронное сопровождение к учебнику
Виды работы на уроке: Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | Предметные УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности. Цель: Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Настрой детей на урок, проверка готовности к уроку. Настрой детей на урок, проверка готовности к уроку. Организует учащихся. Уточняет тематические рамки | Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. Проговаривают девиз урока, определяют тип урока. | Я надеюсь на то, что ваши глазки смотрят и всё … (видят), ушки слушают и всё … (слышат), голова хорошо … (думает), И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперёд .. (ума). А теперь проверь, дружок, Все ли правильно сидят? | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им | (Коммуникативные УУД). |
II. Формулирование темы урока, постановка цели. Цели: Формулирование темы урока учащимися; | Организует формулирование темы урока учащимися Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися | С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель урока. | Целеполагание. – Сегодня на уроке письма будем упражняться в написании слов и предложений с изученными буквами, но это еще не всё. 1. Откройте тетради с.22 - Прочитайте название урока. Посмотрите на таблицу «Опасные при письме места» и скажите, о каких «опасностях письма» вы уже давно знаете. - Кто догадается, глядя на схему рядом с названием урока, о чём сегодня еще будем говорить? (Выслушиваются предположения детей, среди которых: «О безударных гласных».) - Понаблюдаем, есть ли такие гласные в словах, которые будем сейчас писать. 2. Запись под диктовку слов: лес, лист, шар, сок. Самопроверка. - Поставьте ударения в словах. -Что интересного заметили? (Во всех словах только по одному гласному звуку, а значит, он и будет ударным. Ударные гласные звуки чаще всего указывают на «свою букву», им при письме можно доверять) |
| (Коммуникативные УУД). (Регулятивные УУД). |
III. «Открытие» учащимися новых знаний Цель: знакомство с «опасностями» на месте безударных гласных | Организует деятельность учащихся, задает наводящие вопросы. | Отвечают на вопросы, работают с текстом и схемами прописи. Сравнивают, опираясь на стенд Обобщают признаки «опасных» при письме мест. Работать с текстом учебника, вычленять ударные – безударные гласные. Работают со схемами в прописи, отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении Составление плана действия (решения учебной задачи) | 1. - Рассмотрите рисунки и звуковые схемы под ними. - (леса, листы, сосна, шары) обозначьте в схемах ударные и безударные гласные. – О каких «опасностях письма» вы узнали сегодня на уроке чтения? (Об «опасностях» на месте безударных гласных звуков.) - Сегодня на уроке обучения грамоте мы выяснили, что в русском языке нередко встречаются «хитрые» безударные гласные. Нельзя доверять безударным гласным, потому что один и тот же звук может «посылать за себя на письменную работу» разные буквы: то о, то а, то и, то е, то даже я . Вот почему с безударными гласными звуками при письме нужно быть очень осторожными. На их месте всегда есть опасность ошибиться- ее нужно вовремя заметить. – Какой безударный гласный звук в словах леса, листы? Назовите его ([и].) – Посмотрите в таблице «Опасные при письме места», какими буквами может обозначаться безударный гласный звук [и]. (Буквами и или е.) – Узнайте, какой буквой он обозначен в слове леса в рамке на с. 22 прописи. (Буквой е.) - А в слове листы? (Буквой и.) – Впишите эти буквы в рамку под словами и покажите, что мы наблюдали за безударным гласным звуком и буквами на его месте ( Под значком звука и буквами в рамке ставятся точки.) – Что теперь означает поставленная нами точка под безударным гласным в схемах слов? («Опасное при письме место».) – А почему это «опасное место»? (На месте безударного гласного звука [и] при письме бывают разные буквы: то и, то е.) – Отметьте «опасные места» в словах верхней рамки. Как будете действовать? - Давайте попробуем рассуждать. - Составим алгоритм (определим какие нужно сделать шаги, чтобы правильно написать буквы) - Как найти безударный гласный звук ? (определить ударный) (На доске вывешиваются карточки, по которым вспоминается способ действия) 1) прочитаем слово так, «как говорим», и послушаем его; 2) узнаем, какой слог ударный; ударный – пиши (как слышим, так и пишем) 3) найдём безударные гласные и поставим под ними точки как сигналы «опасности», подумай (прочитай)– прежде чем записать. - Под какими буквами поставили точки? (Под буквами безударного гласного [и].) – Как же вставить буквы в подписи под рисунками? (Списать из рамки.) – Впишите буквы в слова под картинками. Вывод: На месте какого гласного звука есть опасность при письме (на месте безударного гласного звука при письме есть «опасность».) Как мы определим какую буквы нужно писать (посмотрим на слово и прочитаем) | Знать «опасности» на месте безударных гласных. Ориентироваться в прописи. Работать со схемами; находить «опасные» при письме места Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания. Полученная информация дополняется в таблицу: «Опасные при письме места». Учатся рассуждать по алгоритму умение структурировать знания | (Познавательные УУД). (Коммуникативные УУД) |
IV. Физкультминутка | Вышли уточки на луг: - Кря-кря-кря! (Шагаем.) Пролетел веселый жук: Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.) Гуси шеи выгибают: -Га-га-га! (Круговые вращения шеей.) Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.) Ветер ветки раскачал (Качаем поднятыми вверх руками.) Шарик тоже зарычал: - Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.) Зашептал в воде камыш: - Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.) И опять настала тишь: Ш-ш-ш. (палец поднести к губам показать знак тишины) | ||||
V. Первичное закрепление Цель: закрепление сведений об «опасных местах» при письме. | Обобщает, организует работу над заданиями в прописи. | Участвуют в обобщении, задают вопросы, если есть такая необходимость. Выполняют задания в прописи, работая в парах. Выполняют взаимопроверку | 1. - Как будем действовать с другими двумя словами: сосна, шары? - Заполните «окошки» самостоятельно. Взаимопроверка. - Дополните таблицу: «Опасные при письме места». - Когда можно доверять гласным звукам и смело писать букву? -Почему при письме нельзя доверять безударным гласным? (Безударным гласным звукам при письме нельзя доверять. На их месте появляется опасность написать не ту букву, то есть опасность ошибиться). 2. – Прочитайте слова на с. 23 вверху. Найдите «опасные места». –-- Как будете искать? - Спишите на свободную строку одно слово (по вашему выбору). 3. - Рассмотрите рисунки на с. 23, прочитайте слова (уснула, уснуло), найдите в них «опасные места» и впишите буквы а, о с опорой на слова в рамке. - Обратите внимание: уснула девочка (она) – пишем а; уснуло солнышко (оно) – пишем о. | Учитывать коллективно выделенные ориентиры своих действий. Контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой); оценивать правильность выполнения действий, вносить нужные коррективы. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самостоятельное построение логической цепи рассуждений | (Регулятивные УУД). |
Физминутка. Зарядка для глаз и пальчиков. | |||||
VI.Обведение по серому цвету пр-ия | Обобщает, организует работу над заданиями в прописи. | Проговаривают алгоритм заполнения «опасных мест» при письме. | -- Вставьте буквы ударных гласных в предложение и буквы согласного с ь. - Обведите по серому цвету пр-ие. - Какое задание подсказывают нам значки, стоящие после предложения? (отметить «опасные при письме места»- одни подчеркнуть, а под другими поставить точку). - Подчеркните в схеме предложения «опасные места» (три правила предложения). | Этап речевого действия про себя (обучаемый проговаривает весь процесс решения задачи, но делает это про себя) | (Регулятивные УУД). |
VII.Списывание напечатанного предложения | Обобщает, организует работу над заданиями в прописи. | Проговаривают алгоритм заполнения «опасных мест» при письме. | - Что записано ниже? (пр-ие). Они__________ на солнышке. - Что означает черточка в пр-ии?(пропущено слово) - Какое слово можно вставить?(играют, сверкают, сияют, светятся…) -открываю слайд, читающие дети прочитывают слова - Спишите напечатанное предложение письменными буквами, вставьте любое слово на ваш выбор. - Как перенесете длинное слово солнышко? (сол-нышко) | (Регулятивные УУД). (Коммуникативные УУД | |
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке, инструктаж о домашнем задании Цели: Оценивание качества своей работы на уроке. | Организует подведение итогов урока и рефлексию. | Оценивают свою работу на уроке | Подведение итогов урока: - Как обозначить в схеме «опасные при письме места»? ( точкой ) - Впишите в схемы буквы гласных е, и; а, о, которыми могут обозначаться безударные гласные звуки [и] и [а] ( В русском языке нередко встречаются «хитрые» безударные гласные. Нельзя доверять безударным гласным, потому что один и тот же звук может «посылать за себя на письменную работу» разные буквы: то о, то а, то и, то е, то даже я . Вот почему с безударными гласными звуками при письме нужно быть очень осторожными. На их месте всегда есть опасность ошибиться- ее нужно вовремя заметить. - Назовем алгоритм – план действий. В чем он помогал (помогал нам не допустить ошибку) Урок сегодня был удачный? - Дети показывают большой палец: вверх– отлично прошёл урок; в сторону – были незначительные затруднения; вниз – на уроке ничего не понял, было неинтересно. с.23 тетради внизу - Оцените свою работу на уроке, если не получалось, не поняли, изобразите грустное лицо, а если в основном все получилось и вы довольны своей работой – улыбку. | Подводить итоги своей деятельности на уроке Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Выполняют контроль и оценку процесса и результатов деятельности Дети оценивают свою работу Самооценка | (Личностные УУД). (Коммуникативные УУД |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опасные при письме места. Безударная гласная.
Буквы безударных гласных- это опасные при письме места.Чтобы правильно написть безударные гласные о, а, е, и, яв корне слова нужно или изменить форму слова, или подобрать однокоренное слово так, чтобы...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/20/picture-128111-1350735463.jpg)
урок обучения грамоте по теме "Опасности письма" на месте парных по звонкости-глухости согласных
Технологическая карта урока с позиции реализации теории поэтапного формирования умственных способностей....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/02/picture-572862-1425284569.jpg)
Презентация к уроку письма по теме "Безударные гласные, проверяемые ударением"
Презентация позволяет сделать материал урока более доступным для детей...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/12/picture-1068924-1539358625.jpg)
Технологическая карта изучения темы «Ударение. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных звуков»
Образовательные: активизировать умение учащихся определять ударный гласный в слове; познакомить с понятием «ударный гласный» и «безударный гласный»; отрабатывать навык выделения ударных и безударных г...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/17/picture-878818-1484638092.jpg)
Конспект урока письма "Объяснение правописания безударных гласных в корне слова".
Развитие орфографического умения написания слов с безударной гласной в слове....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/17/picture-878818-1484638092.jpg)
Конспект урока письма "Объяснение правописания безударных гласных в корне слова".
Развитие орфографического умения написания слов с безударной гласной в слове....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/30/picture-344755-1391084373.jpg)
Урок русского языка (послебукварный период) Тема: Безударные гласные звуки [а], [и] – опасное место (слабая позиция безударных гласных звуков)
Формирование у учащихся навыков правописания безударных гласных в корне слова( без называния термина), учиться подбирать проверочное слово; вырабатывать навыки грамотного письма; закрепить знани...