Рабочая программа по дополнительному образованию "Грамотеи"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_gramotei.docx | 50.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА №2122
Принята на заседании педагогического совета ГБОУ Школа№2122
от ___________________ 20___ года
Протокол №____________________
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ Школа №2122
________________
Приказ №______ от_________20_
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Грамотеи»
кружок «Занимательная грамматика»
Направленность программы: научно-познавательное
Уровень программы – ознакомительный
Возраст обучающихся 8—9 лет,
Срок реализации — 1 год
Автор-составитель программы:
Рудакова Инна Викторовна,
педагог дополнительного образования
Москва-2016
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОГРАММЕ:
Программа реализуется с 2016 года
Содержание:
- Актуальность и педагогическая целесообразность
- Цели и задачи программы
- Отличительные особенности программы
- Категория обучающихся по программе
- Срок реализации программы
- Формы и режим занятий
- Прогнозируемые результаты программы
- Механизм выявления образовательных результатов программы
- Формы подведения итогов реализации программы
- Учебно-тематический план
- Примерный календарно-тематический план
- Содержание учебно-тематического плана
- Организационно-методические условия реализации программы
- Методическое обеспечение программы
- Методические особенности реализации программы
- Материально-техническое обеспечение программы
- Список литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность.
Актуальность.
Современный этап исторического развития характеризуется огромным динамизмом, глобальными противоречиями, радикальными изменениями во всех областях общественной жизни. Это ведет к возникновению неуправляемых процессов в различных сферах жизнедеятельности общества, требует пересмотра устоявшихся взглядов и мнений, в том числе, в образовании и воспитании.
Многие из педагогических новшеств ценностно переориентируют школу и учителя, переносят акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребёнка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.
В этих условиях большую актуальность приобретает проведение планомерной, систематической внеклассной работы по русскому языку. Действительно, язык и до школы, и в школе обогащает и развивает духовный мир ребёнка, приобщает его к нравственным нормам жизни, к традициям и воззрениям народа. С малых лет у детей вырабатывается чутьё языка, развивается речевое творчество, эстетическое чувство, любовь к художественному слову. К сожалению, огромный образовательный потенциал родного языка используется сейчас в школе не в полной мере. Моё обращение к проблеме связано с попыткой поставить вопрос об ее актуальности с позиции системного подхода в организации дополнительного образования, адекватного в нынешней социокультурной ситуации.
Обновление школы, переосмысление принципов и методов обучения, переход на новые федеральные образовательные стандарты обуславливают актуальность изучения данной проблемы и определяют необходимость разработки образовательной программы дополнительного образования по русскому языку.
Программа "Грамотеи " имеет научно-познавательное направление. Она позволяет показать учащимся начальной школы, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы внеурочной деятельности. Воспитание интереса к изучению мира слов должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, программа “Грамотеи” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит программа “Грамотеи”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по программе “Грамотеи”.
Программа позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. Воспитание интереса к программе “ Грамотеи” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Целесообразность.
Программа поможет учителю сэкономить время при подготовке тематических планов к учебному году, даёт возможность проводить дополнительные уроки по русскому языку с целью повышения граммотности, развития познавательного интереса учеников.
Язык всегда находится в распоряжении учащихся и в любой момент может быть использован для наблюдения. Связь теории с практикой тоже является характерной чертой нашего предмета изучения, так как языком мы пользуемся постоянно.
Знание русского языка создаёт условия для успешного участия в конкурсах и олимпиадах по русскому языку. Данная программа закладывает фундамент для преемственности в работе между начальным и средним звеном обучения
Новизна внеклассной работы задает тон ломке методических стереотипов, рождению новых подходов к преподаванию русского языка, привносит дух живого диалога, откровения, раскрепощённости в поиск истины томимым духовной жаждой поколением. Дополнительное образование становится своеобразной лабораторией творчества и сотрудничества преподавателя и учащихся, в которой модернизируются нетрадиционные для учебного процесса формы общения с миром слов.
Цель и задачи программы
Цель программы – расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи программы:
задачи в обучении:
- расширить и углубить знания по русскому языку;
- обогатить словарный запас;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
задачи в развитии:
- развивать самостоятельность мышления, воображения;
- развивать устойчивый интерес к предмету;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
задачи в воспитании:
- развивать эмоционально-волевые, нравственные качества личности
Отличительные особенности (новизна) программы
Новизна внеклассной работы задает тон ломке методических стереотипов, рождению новых подходов к преподаванию русского языка, привносит дух живого диалога, откровения, раскрепощённости в поиск истины томимым духовной жаждой поколением. Внеклассная работа становится своеобразной лабораторией творчества и сотрудничества преподавателя и учащихся, в которой модернизируются нетрадиционные для учебного процесса формы общения с миром слов.
Категория обучающихся по программе: возраст учащихся 8-9 лет; учащиеся, которые нуждаются в дополнительных занятиях по курсу русского языка
Срок реализации программы: 34 учебных недели, 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Формы и режим занятий: Занятия проходят в форме кружковой работы, один раз в неделю (четверг, с 14.00 до 15.45)
Форма обучения:
– очная
– групповая (занятия проводятся в одновозрастной группе, численный состав группы – 6 человек).
Режим занятий:
на 1-м году обучения занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа (время занятий включает 90 мин. учебного времени и обязательный 15-минутный перерыв);
Прогнозируемые (ожидаемые) результаты программы
В результате изучения курса учащиеся должны:
- иметь представление о сложных словах и их правописании;
- знать главные и второстепенные члены предложения;
- знать части слова;
- уметь распознавать предложения с однородными членами;
- различать изученные части речи;
- уметь характеризовать звуки речи.
Предметные результаты
1 год обучения
Программные требования к знаниям (результаты теоретической подготовки):
В результате изучения курса учащиеся должны:
- иметь представление о сложных словах и их правописании;
- знать главные и второстепенные члены предложения;
- знать части слова;
- уметь распознавать предложения с однородными членами;
- различать изученные части речи;
- уметь характеризовать звуки речи.
Личностные результаты
· эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
· эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
· чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
· любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
· интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
· интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
· интерес к изучению языка;
· осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
· самостоятельно формулировать тему и цели урока;
· составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
· работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
· в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
· перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
· пользоваться словарями, справочниками;
· осуществлять анализ и синтез;
· устанавливать причинно-следственные связи;
· строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
· высказывать и обосновывать свою точку зрения;
· слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
· задавать вопросы.
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
1 год обучения
№ п/п | Названия разделов и тем | Количество часов | Формы аттестации / контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | - | |
2. | Звуки и буквы | 15 | 7 | 8 | |
2.1. | Звуки речи | 1 | - | 1 | |
2.2. | Перенос слов | 2 | 1 | 1 | |
2.3 | Ударение | 2 | 1 | 1 | |
2.4 | Сильные и слабые позиции гласных | 2 | 1 | 1 | |
2.5 | Твердые и мягкие согласные. | 2 | 1 | 1 | |
2.6 | Мягкий знак на конце и в середине слова. | 2 | 1 | 1 | |
2.7 | Согласные глухие и звонкие, парные и непарные | 2 | 1 | 1 | |
2.8 | Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн. | 2 | 1 | 1 | |
3. | Состав слова | 14 | 7 | 7 | |
3.1. | Корень слова и однокоренные слова. | 2 | 1 | 1 | |
3.2. | Правописание безударных гласных в корне. | 2 | 1 | 1 | |
3.3 | Правописание гласных, не проверяемых ударением | 2 | 1 | 1 | |
3.4 | Правописание парных глухих и звонких согласных в корне. | 2 | 1 | 1 | |
3.5 | Двойные согласные в корне | 2 | 1 | 1 | |
3.6 | Непроизносимые согласные в корне. | 2 | 1 | 1 | |
3.7 | Разделительные ъ и ь. | 2 | 1 | 1 | |
4. | Сложные слова | 6 | 3 | 3 | |
4.1 | Сложные слова. | 2 | 1 | 1 | |
4.2 | Правописание соединительных гласных о, е в сложных словах. | 2 | 1 | 1 | |
4.3 | Разбор сложных слов по составу | 2 | 1 | 1 | |
5. | Части речи | 20 | 10 | 10 | |
5.1 | Имена существительные собственные. | 2 | 1 | 1 | |
5.2 | Род имен существительных | 2 | 1 | 1 | |
5.3 | Число имен существительных | 2 | 1 | 1 | |
5.4 | Образование прилагательных | 2 | 1 | 1 | |
5.5 | Изменение прилагательных по родам и числам. | 2 | 1 | 1 | |
5.6 | Имя числительное. | 2 | 1 | 1 | |
5.7 | Местоимение. | 2 | 1 | 1 | |
5.8 | Времена глагола. | 2 | 1 | 1 | |
5.9 | Лицо глагола. | 2 | 1 | 1 | |
5.10 | Наречие. | 2 | 1 | 1 | |
6. | Предложение | 10 | 5 | 5 | |
6.1 | Предложения по цели высказывания. | 2 | 1 | 1 | |
6.2 | Главные члены предложения. | 2 | 1 | 1 | |
6.3 | Второстепенные члены предложения. | 2 | 1 | 1 | |
6.4 | Однородные члены предложения. | 2 | 1 | 1 | |
6.5 | Предложение и словосочетание. | 2 | 1 | 1 | |
… | Итоговое занятие. КВН | 2 | 2 | ||
Итого: | 68 | 34 | 34 |
Примечание. Расчёт часов учебно-тематического плана представлен на:
– 34учебные недели); – одну учебную группу.
Примерный календарно-тематический план
(календарный учебный график)
1 год обучения
№ п/п | Дата | Время | Тема занятия | Кол-во часов | Форма | Место | Форма контроля | |
проведения занятия | проведения занятия | |||||||
1. | 06.10 | 14.00-15.40 | Вводное. Звуки речи. | 2 | анкетирование | |||
2. | 13.10 | 14.00-15.40 | Перенос слов | 2 | игра | |||
3. | 20.10 | 14.00-15.40 | Ударение | 2 | игра | |||
4. | 27.10 | 14.00-15.40 | Сильные и слабые позиции гласных | 2 | игра | |||
5. | 03.11 | 14.00-15.40 | Твердые и мягкие согласные | 2 | ||||
6. | 10.11 | 14.00-15.40 | Мягкий знак в середине и на конце слова | 2 | ||||
7. | 17.11 | 14.00-15.40 | Согласные звонкие и глухие, парные и непарные | 2 | ||||
8. | 24.11 | 14.00-15.40 | Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн | 2 | ||||
9 | 01.12 | 14.00-15.40 | Корень слова и однокоренные слова | 2 | ||||
10 | 08.12 | 14.00-15.40 | Правописание безударных гласных в корне | 2 | ||||
11 | 15.12 | 14.00-15.40 | Правописание безударных гласных, не проверяемых ударением | 2 | ||||
12 | 22.12 | 14.00-15.40 | Правописание звонких и глухих согласных в корне слова | 2 | ||||
13 | 29.12 | 14.00-15.40 | Двойные согласные в корне | 2 | ||||
14 | 12.01 | 14.00-15.40 | Непроизносимые согласные в корне | 2 | ||||
15 | 19.01 | 14.00-15.40 | Разделительные Ъ и Ь | 2 | ||||
16 | 26.01 | 14.00-15.40 | Сложные слова | 2 | ||||
17 | 02.02 | 14.00-15.40 | Правописание соединительных гласных о, е в сложных словах | 2 | ||||
18 | 09.02 | 14.00-15.40 | Разбор сложных слов по составу | 2 | ||||
19 | 16.02 | 14.00-15.40 | Имена существительные собственные | 2 | ||||
20 | 02.03 | 14.00-15.40 | Род имен существительных | 2 | ||||
21 | 09.03 | 14.00-15.40 | Число имен существительных | 2 | ||||
22 | 16.03 | 14.00-15.40 | Образование имен прилагательных | 2 | ||||
23 | 23.03 | 14.00-15.40 | Изменение прилагательных по родам и числам | 2 | ||||
24 | 30.03 | 14.00-15.40 | Имя числительное | 2 | ||||
25 | 06.04 | 14.00-15.40 | Местоимение | 2 | ||||
26 | 13.04 | 14.00-15.40 | Время глаголов | 2 | ||||
27 | 20.04 | 14.00-15.40 | Лицо глагола | 2 | ||||
28 | 27.04 | 14.00-15.40 | Наречие | 2 | ||||
29 | 04.05 | 14.00-15.40 | Предложения по цели высказывания | 2 | ||||
30 | 11.05 | 14.00-15.40 | Главные члены предложения | 2 | ||||
31 | 18.05 | 14.00-15.40 | Второстепенные члены предложения | 2 | ||||
32 | 25.05 | 14.00-15.40 | Однородные члены предложения | 2 | ||||
33 | 27.05 | 14.00-15.40 | Предложение и словосочетание | 2 | ||||
34 | 30.05 | 14.00-15.40 | КВН по русскому языку | 2 | КВН |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
1. ЗВУКИ И БУКВЫ.
Актуализация фонетического материала в соответствии с изученными правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные, согласные звонкие, глухие, шипящие, мягкие, твердые.
Перенос слов.
2. СОСТАВ СЛОВА.
Родственные (однокоренные) слова.
Правописание в корне слова безударных гласных, проверяемых ударением. Слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова.
Слабая и сильная позиция парных согласных в корне слова.
Правописание слов с непроизносимой согласной в корне.
Правописание слов с удвоенными согласными в корне.
3. СЛОЖНЫЕ СЛОВА.
Образование слов способом сложения основ (сложные слова). Правописание соединительных гласных о, е в сложных слова.
4. ЧАСТИ РЕЧИ.
Имя существительное: одушевленное и неодушевленное; собственное и нарицательное; женский, мужской и средний род; единственное и множественное число.
Имя прилагательное: значение и употребление в речи; зависимость форм рода и числа прилагательных от форм имени существительного.
Практическое ознакомление с ролью в речи личных местоимений и числительных.
Изменение глаголов по временам и лицам.
Употребление в речи наречий.
5. ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Обобщение сведений о видах предложений. Различение предложений по цели высказываний.
Грамматическая основа предложений.
Предложения с однородными членами с союзом и без союзов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список используемой литературы:
- В. Волина. Веселая грамматика. М.: “Просвещение”, 2005 г.
- Занимательная грамматика. Составитель Е. Е. Семенова, М.: “Омега”, 2006 г.
- Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. Секреты орфографии. М.: “Просвещение”, 2009 г.
Список литературы для педагога:
1.Л.В. Мищенкова методическое пособие «Занимательный русский язык для учащихся начальной школы» Москва, изд.. Просвещение, 2011 г, стр.70
2. Методическое пособие «Занимательный русский язык» для учащихся начальной школы /Т.Давыдова, М., ООО»Стрекоза»,2011 год,70 стр
3. В. И. Волина «Азбуковедение».
Перечень учебно – методического обеспечения
- наборы картинок по разным темам ;
- таблицы по определённым темам;
- алфавит;
- ноутбук;
- мультимедийный проектор;
- раздаточный материал
Интернет-сайты:
1. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы.
2.http://puzzle-ru.bIogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы
3. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт
http://standart.edu.ru/
4.Портал "Начальная школа"
http://nachalka.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе
Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе
Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями....
Рабочая программа для дополнительных образовательных услуг - групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе
Рабочая программа...
Рабочая программа для дополнительных образовательных услуг - групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по математике в 3 классе
Рабочая программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к дополнительной общеобразовательной программе "Загадки природы" для детей 8-9 лет
Программа курса внеурочной деятельности «Загадки природы» составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЕ «Волшебные краски» 1-3 класс
Данная дополнительная общеобразовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, предназначена для работы с учащимися 7 - 9 лет.Ориентирована на организацию проектной деятельности ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Фасолинка»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Фасолинка»...