"Текст - описание"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Абросимова Лилия Максимовна

Конспект по предмету "Русский язык"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.ya_._tekst-opisanie.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

УМК: «Начальная школа 21 века»

Класс: 2 «Б»

Тип урока: Открытие новых знаний

Тема урока: Текст-описание

Цель урока: создать условия для ознакомления с определением «Текст – описание»

Задачи урока:

образовательные:

- способствовать развитию умения распознавать текст-описание;

- совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов  с изученными орфограммами;

- совершенствовать каллиграфические навыки;

развивающие:

-обогащать и уточнять словарный запас;

- развивать навыки  самостоятельной работы;

- развивать мышление, внимание, память;

воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, творческую активность;

- воспитывать интерес к изучению русского языка.

Планируемые результаты:

Предметные УУД

Объяснение понятия «текст-описание». Распознавать текст-описание

Личностные УУД

Проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;

Иметь представление о причинах успеха в учебе

Познавательные УУД

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

Регулятивные УУД

Опираться на выделенные учителем ориентиры действий, планировать свою деятельность;

Коммуникативные УУД

Допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению

Оборудование:

Учебник по русскому языку, автор С.И. Иванов, А.О. Евдокимова

Ход урока:

Название этапа: организационный момент

Цель этапа: эмоционально настроить учащихся на урок

Метод: словесный

Прием: слово учителя

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Приветствие учащихся.

-Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Название этапа: Минутка чистописания

Цель этапа: вырабатывать каллиграфический подчерк

Метод: практический

Прием: письмо

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Учитель на доске показывает сочетания букв, которые нужно прописать

Выполняют письмо по образцу

Бв вб

вбивать

Название этапа: актуализация знаний

Цель этапа: повторить ранее пройденный материал с учащимися

Метод: словесный, практический

Прием: учебный диалог, упражнение, письмо

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

-Что мы сегодня будем изучать на уроке узнаете немного позднее. А сейчас  как обычно орфографическая разминка.

Вспомним изученные орфограммы.

-Запишите слова выбранного столбика в тетрадь через запятую, подчеркивая вставленную букву.

Дифференцированная работа.  Проверка. (быстрый подбор проверочного слова)

Самостоятельно выполняют работу в своих тетрадях

Тишина-тишь; трещит-треск; весельчак-весело, веселый; вершина-верхний; тропинка-тропы; снег-снега; травка-трава; тетрадка-тетради; шляпка-шляпа; сладкий-сладок;

На доске записаны слова

т…шина              сне…                

тр…щит               тра…ка            

в…с…льчак         тетра…ка          

в…ршина            шля…ка          

тр…пинка           сла…кий      

Название этапа: постановка учебной задачи

Цель этапа: принять учебную задачу, сформированную под руководством учителя

Метод: словесный

Прием: сообщение учителя, беседа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

-Прочитайте тему урока и сформулируйте учебную задачу урока

-Читают тему урока, предлагают учебную задачу

-Сегодня на уроке мы вспомним, что такое текст и будем составлять текст-описание

Название этапа: открытие новых знаний

Цель этапа: познакомить учащихся с определением «текст-описание»

Метод: словесный

Прием: работа с текстом, беседа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Скажите, что такое текст?

1) Послушайте текст.

Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском, лениво плыли в прозрачной тишине. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца.  (А. Куприн)

-Как вы думаете, зачем автор создал этот текст – чтобы рассказать интересную историю или чтобы читатель ярко представил себе то, что увидел автор?

-Смогли вы увидеть картину, которую нарисовал нам автор? Что вы увидели?

-Как вы думаете, к какому виду текстов относится этот текст?

2) Словарная работа.

В этом тексте встретилось новое словарное слово облако. 

Попробуйте дать его лексическое значение. Вспомните урок окружающего мира.

А вот какое определение дается в лексическом словаре Ушакова

О́БЛАКО -  1. Скопление сгустившихся в атмосфере водяных паров, держащееся высоко в воздухе на фоне неба. 2. перен. Густая масса, клубы мелких летучих частиц (пыли, пара, дыма и т.п.), застилающие воздух.

Запишите его себе в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

Обратите внимание на окончание.

Подберем и запишем родственные слова

3) Работа с учебником.

Прочитайте еще раз этот текст. (с. 115)

-Все ли слова были понятны в тексте?

-Как описал облака автор? Какие бы вы еще добавили слова?

Найдите  в тексте слова, которые помогают особенно ярко представить картину.

-Какие приемы использует Куприн, чтобы ярко и интересно описать небо на рассвете?  

Текст-это предложения связанные между собой по смыслу

Автор создал этот текст, для того, чтобы читатель мог ярко представить то, что он описывает

Прочитав этот текст, мы можем нарисовать небо нежно-голубого цвета, белые облака, полосы от лучей солнца

К описанию, т.к. автор описывает небо и облака

Облако- это масса мелких частиц, таких как пыли, дыма

Записывают словарное слово в тетрадь, подчеркивают безударную гласную

Облако – облачко, облачное (небо) – записывают в тетрадь, выделяют корень

Читают самостоятельно текст

Все слова в тексте были понятны

Что небо было ясное, нежно-голубого цвета. На нем были белые легкие облака, что по небу тянулись вверх золотые полосы от солнца.

Легкие белые облака. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца.

Чтобы ярко и интересно описать небо на рассвете Куприн использует прием – сравнение.

Название этапа: физминутка

Цель этапа: снять физическое напряжение

Метод: словесный, практический

Прием: стихотворение, упражнение

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Хома, хома, хомячок, полосатенький бочок (трук бока руками)
хома раненько встает, (потягиваются)
щечки моет (тереть щеки руками)
лапки трет (движения мытья рук)
Подметает Хома хатку (метут воображаемыми метлами)
и выходит на зарядку (маршируют)
Раз (руки вперед)
два (руки вверх)
три (руки в стороны)
четыре, пять (трясут кистями рук)
Хомка хочет сильным стать (руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей).

Название этапа: первичное закрепление знаний

Цель этапа: закрепить изученный материал

Метод: словесный

Прием: диалог с учителем

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

-Так что же такое текст-описание? Как вы думаете?

- А картина, которую мы увидели, развивается или мы видим как бы остановившееся изображение?

Давайте заглянем в рубрику «Тайны языка».

-Что нового узнали о тексте-описании?

Работа с упр.1.

-Прочитайте стихотворение.

-Скажите, можно ли этот текст назвать текстом-описанием? Почему?

Текст-описание, это когда автор что-либо описывает красивыми словами

Мы видим остановившееся изображение, потому что, мы не знаем, что будет дальше

Учащиеся читают рубрику

Что текст, в котором описывается предмет или явление, называют описанием. Текст-описание напоминает картину или остановленный кадр фильма, который нужно внимательно рассмотреть.

Хорошо читающий ученик читает стихотворение

Это стихотворение мы не можем назвать текст-описание, так как в тексте-описании нет событий, кажется, что изображение замерло. А в данном стихотворении автор пишет, что ручеек журчит, соловей не поет, бобр не шумит и т.д.

Название этапа: домашнее задание. Инструктаж по его выполнению

Цель этапа: закрепить полученные знания дома

Метод: словесный

Прием: объяснение

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Списать к себе в тетрадь текст №1 на стр. 115

Учащиеся слушают инструктаж учителя, записывают д/з к себе в дневник

Учитель записывает д/з на доске

Название этапа: итог урока. рефлексия

Цель этапа: открыто осмыслить и оценить свою деятельность на уроке

Метод: словесный

Прием: беседа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Какую задачу предстояло решить на уроке?

Что получилось хорошо?

Что вызвало затруднения?

Отвечают на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме:"Текст. Ознакомление с текстом-описанием".

Тема урока:«Текст. Знакомство с текстом-описанием»....

Технологическая карта урока. 2 класс.Тема:«Особенности построения текста – описание.Подготовка к сочинению – описанию игрушки».

Создание письменного текста-описания – более сложная работа, чем создание повествовательного текста. Работа на уроке направлена на формирование  аналитических умений. Знакомство с типом тек...

Русский язык 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Текст-описание и роль в нем имен прилагательных. Составление текста-описания домашнего животного»

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о тексте-описании и его отличительных признаках; развитие речи; развитие  коммуникативных навыков.  Планируемые результаты:Предметные: зна...

Русский язык "Текст - описание и роль в нем имен прилагательных. Составление текста-описания домашнего животного"

Цели  деятельности  учителя:  закрепление  знаний  о  тексте-описании  и  его  отличительных  признаках;  развитие  речи;  развитие...

Технологическая карта урока русского языка на тему «Текст – повествование, текст – описание, текст – рассуждение» 4 класс УМК «Перспектива»

Цели деятельности учителя: совершенствование умений определять тип текста и составлять собственные тексты разных типов, развитие орфографической зоркости при объяснении изученных орфограмм....

Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: «Что такое текст-описание? Роль имен прилагательных в тексте-описании». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование с понятием «текст-описание» и с его отличительными признаками.Планируемые результатыПредметные: Знать: знать, что такое текст-описание, его структур...