"Текст - описание"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Предмет: Русский язык
УМК: «Начальная школа 21 века»
Класс: 2 «Б»
Тип урока: Открытие новых знаний
Тема урока: Текст-описание
Цель урока: создать условия для ознакомления с определением «Текст – описание»
Задачи урока:
образовательные:
- способствовать развитию умения распознавать текст-описание;
- совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов с изученными орфограммами;
- совершенствовать каллиграфические навыки;
развивающие:
-обогащать и уточнять словарный запас;
- развивать навыки самостоятельной работы;
- развивать мышление, внимание, память;
воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, творческую активность;
- воспитывать интерес к изучению русского языка.
Планируемые результаты:
Предметные УУД | Объяснение понятия «текст-описание». Распознавать текст-описание |
Личностные УУД | Проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности; Иметь представление о причинах успеха в учебе |
Познавательные УУД | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи |
Регулятивные УУД | Опираться на выделенные учителем ориентиры действий, планировать свою деятельность; |
Коммуникативные УУД | Допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению |
Оборудование:
Учебник по русскому языку, автор С.И. Иванов, А.О. Евдокимова
Ход урока:
Название этапа: организационный момент
Цель этапа: эмоционально настроить учащихся на урок
Метод: словесный
Прием: слово учителя
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Приветствие учащихся. -Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место |
Название этапа: Минутка чистописания
Цель этапа: вырабатывать каллиграфический подчерк
Метод: практический
Прием: письмо
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Учитель на доске показывает сочетания букв, которые нужно прописать | Выполняют письмо по образцу | Бв вб вбивать |
Название этапа: актуализация знаний
Цель этапа: повторить ранее пройденный материал с учащимися
Метод: словесный, практический
Прием: учебный диалог, упражнение, письмо
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
-Что мы сегодня будем изучать на уроке узнаете немного позднее. А сейчас как обычно орфографическая разминка. Вспомним изученные орфограммы. -Запишите слова выбранного столбика в тетрадь через запятую, подчеркивая вставленную букву. Дифференцированная работа. Проверка. (быстрый подбор проверочного слова) | Самостоятельно выполняют работу в своих тетрадях Тишина-тишь; трещит-треск; весельчак-весело, веселый; вершина-верхний; тропинка-тропы; снег-снега; травка-трава; тетрадка-тетради; шляпка-шляпа; сладкий-сладок; | На доске записаны слова т…шина сне… тр…щит тра…ка в…с…льчак тетра…ка в…ршина шля…ка тр…пинка сла…кий |
Название этапа: постановка учебной задачи
Цель этапа: принять учебную задачу, сформированную под руководством учителя
Метод: словесный
Прием: сообщение учителя, беседа
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
-Прочитайте тему урока и сформулируйте учебную задачу урока | -Читают тему урока, предлагают учебную задачу -Сегодня на уроке мы вспомним, что такое текст и будем составлять текст-описание |
Название этапа: открытие новых знаний
Цель этапа: познакомить учащихся с определением «текст-описание»
Метод: словесный
Прием: работа с текстом, беседа
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Скажите, что такое текст? 1) Послушайте текст. Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском, лениво плыли в прозрачной тишине. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца. (А. Куприн) -Как вы думаете, зачем автор создал этот текст – чтобы рассказать интересную историю или чтобы читатель ярко представил себе то, что увидел автор? -Смогли вы увидеть картину, которую нарисовал нам автор? Что вы увидели? -Как вы думаете, к какому виду текстов относится этот текст? 2) Словарная работа. В этом тексте встретилось новое словарное слово облако. Попробуйте дать его лексическое значение. Вспомните урок окружающего мира. А вот какое определение дается в лексическом словаре Ушакова О́БЛАКО - 1. Скопление сгустившихся в атмосфере водяных паров, держащееся высоко в воздухе на фоне неба. 2. перен. Густая масса, клубы мелких летучих частиц (пыли, пара, дыма и т.п.), застилающие воздух. Запишите его себе в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. Обратите внимание на окончание. Подберем и запишем родственные слова 3) Работа с учебником. Прочитайте еще раз этот текст. (с. 115) -Все ли слова были понятны в тексте? -Как описал облака автор? Какие бы вы еще добавили слова? Найдите в тексте слова, которые помогают особенно ярко представить картину. -Какие приемы использует Куприн, чтобы ярко и интересно описать небо на рассвете? | Текст-это предложения связанные между собой по смыслу Автор создал этот текст, для того, чтобы читатель мог ярко представить то, что он описывает Прочитав этот текст, мы можем нарисовать небо нежно-голубого цвета, белые облака, полосы от лучей солнца К описанию, т.к. автор описывает небо и облака Облако- это масса мелких частиц, таких как пыли, дыма Записывают словарное слово в тетрадь, подчеркивают безударную гласную Облако – облачко, облачное (небо) – записывают в тетрадь, выделяют корень Читают самостоятельно текст Все слова в тексте были понятны Что небо было ясное, нежно-голубого цвета. На нем были белые легкие облака, что по небу тянулись вверх золотые полосы от солнца. Легкие белые облака. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца. Чтобы ярко и интересно описать небо на рассвете Куприн использует прием – сравнение. |
Название этапа: физминутка
Цель этапа: снять физическое напряжение
Метод: словесный, практический
Прием: стихотворение, упражнение
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Хома, хома, хомячок, полосатенький бочок (трук бока руками) |
Название этапа: первичное закрепление знаний
Цель этапа: закрепить изученный материал
Метод: словесный
Прием: диалог с учителем
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
-Так что же такое текст-описание? Как вы думаете? - А картина, которую мы увидели, развивается или мы видим как бы остановившееся изображение? Давайте заглянем в рубрику «Тайны языка». -Что нового узнали о тексте-описании? Работа с упр.1. -Прочитайте стихотворение. -Скажите, можно ли этот текст назвать текстом-описанием? Почему? | Текст-описание, это когда автор что-либо описывает красивыми словами Мы видим остановившееся изображение, потому что, мы не знаем, что будет дальше Учащиеся читают рубрику Что текст, в котором описывается предмет или явление, называют описанием. Текст-описание напоминает картину или остановленный кадр фильма, который нужно внимательно рассмотреть. Хорошо читающий ученик читает стихотворение Это стихотворение мы не можем назвать текст-описание, так как в тексте-описании нет событий, кажется, что изображение замерло. А в данном стихотворении автор пишет, что ручеек журчит, соловей не поет, бобр не шумит и т.д. |
Название этапа: домашнее задание. Инструктаж по его выполнению
Цель этапа: закрепить полученные знания дома
Метод: словесный
Прием: объяснение
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Списать к себе в тетрадь текст №1 на стр. 115 | Учащиеся слушают инструктаж учителя, записывают д/з к себе в дневник | Учитель записывает д/з на доске |
Название этапа: итог урока. рефлексия
Цель этапа: открыто осмыслить и оценить свою деятельность на уроке
Метод: словесный
Прием: беседа
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Какую задачу предстояло решить на уроке? Что получилось хорошо? Что вызвало затруднения? | Отвечают на вопросы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме:"Текст. Ознакомление с текстом-описанием".
Тема урока:«Текст. Знакомство с текстом-описанием»....
Технологическая карта урока. 2 класс.Тема:«Особенности построения текста – описание.Подготовка к сочинению – описанию игрушки».
Создание письменного текста-описания – более сложная работа, чем создание повествовательного текста. Работа на уроке направлена на формирование аналитических умений. Знакомство с типом тек...
Русский язык 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Текст-описание и роль в нем имен прилагательных. Составление текста-описания домашнего животного»
Цели деятельности учителя: закрепление знаний о тексте-описании и его отличительных признаках; развитие речи; развитие коммуникативных навыков. Планируемые результаты:Предметные: зна...
Русский язык "Текст - описание и роль в нем имен прилагательных. Составление текста-описания домашнего животного"
Цели деятельности учителя: закрепление знаний о тексте-описании и его отличительных признаках; развитие речи; развитие...
Технологическая карта по русскому языку "Школа России" 2 класс "Понятие о тексте-описании. Роль прилагательных в тексте описании"
УМК " Школа России", 2 класс...
Технологическая карта урока русского языка на тему «Текст – повествование, текст – описание, текст – рассуждение» 4 класс УМК «Перспектива»
Цели деятельности учителя: совершенствование умений определять тип текста и составлять собственные тексты разных типов, развитие орфографической зоркости при объяснении изученных орфограмм....
Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: «Что такое текст-описание? Роль имен прилагательных в тексте-описании». УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование с понятием «текст-описание» и с его отличительными признаками.Планируемые результатыПредметные: Знать: знать, что такое текст-описание, его структур...