Три склонения имен существительных.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Ишмуратова Вера Ишпулдиновна

конспект урока по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Три склонения имен существительных.

Цель: ознакомить тремя типами склонения имен сущ. в ед. числе, развивать навыки грамотного,  каллиграфически правильного письма, развивать память и речь учащихся.

Ход урока

  1. Минутка чистописания:

Все готовы? Садитесь. Улыбнулись друг другу, настроились работать.

(На доске слова: отвечаю, громкий, тростник, лестница, вестник, местность).

Учитель: Прочитайте вслух данные слова. Определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

Дети: Сегодня мы будем писать букву т. Она есть во всех именах сущ.: тростник, лестница, местность.

Учитель: Что объединяет эти имена сущ.?

Дети: Эти имена сущ. отвечают на вопрос «Что»?

Дети: Данные имена сущ. имеют одну и ту же орфограмму – непроизносимую согласную.

Учитель: Какое сущ. среди них лишнее?

Дети: Лишнее слово – лестница. Правописание непроизносимой согласной в нем нельзя проверить. Это словарное слово. К остальным сущ. можно подобрать проверочные слова.

Учитель: Подберите проверочные слова к остальным именам существительным.

(Дети выходят к доске, подчеркивают.)

Тростник – трость, вестник – весть, местность – место.

Учитель: Определите  порядок следования букв в данном ряду.

Читаем: Птр, а теперь Прт.

Дети: в данном ряду 3 буквы: заглавная буква Т, строчная т, строчная буква Р. Просто буква «р» меняет свое место.

Учитель: Напишите эту цепочку букв в указанной последовательности.

  1. Словарно-орфографическая работа.

Учитель: Теперь с этими сочетаниями мы напишем слова. Посмотрите внимательно на эти слоги и скажите, какие слова можно с ними составить

 (на карточках тет-, тик-, тина-, тира-, тор-)

Учитель: назовите мне 1 слово. Запишите его в своих тетрадях  (запись слов)

Учитель: назовите мне слово, которое непонятно вам?

Дети: Кортик.

Учитель:  кто сможет объяснить смысл этого слова? (объясняют)

Учитель:  Прочитайте мне хором слова, выделяя ударный слог,  подчеркните пропавшие слоги.

Учитель: Во время минутки чистописания и словарно орфографической работы слова какой части речи мы использовали?

Дети: Мы использовали имена существительные

Учитель: В связи с этим скажите: о чем, и дальше мы будем узнавать новое?

  1. Новая тема.

Учитель: Правильно (на доске написаны слова: дом, земля, море, озеро, книга, дядя, тетрадь, небо, ночь).

  • Прочитайте данные слова. Что в них есть общего?

Дети: Все слова являются имена существительными

Учитель: Что такое имя существительные?

Дети: Имя существительно.- это часть речи, которая отвечает на вопрос кто или что?, обозначает предмет.

Учитель: На какие 3 группы можно разделить эти данные слова.

Дети: На 3 группы:

                1 группа – это сущ. м.р.

                2 группа – это сущ. ж.р.

                3 группа – это сущ. ср.р.

Учитель: Правильно распределили. А теперь посмотрите, как я распределила эти сущ. по группам.

Запись на магнитной доске.

1 группа

земля

книга, дядя

2 группа

дом

озеро, море

3 группа

тетрадь

ночь

                                                

Как вы думаете, почему? Кто догадался? Внимание: существительные: земля, книга - какого рода? А дядя? Какие у них окончания?

  • во 2 группе сущ. какого рода? С каким окончанием?
  • в 3 группе сущ. какого рода?

Распределив имена сущ. по данным 3 группам мы распределили их по склонениям.

Склонение – это 3 грамматический признак имени существительного.

В русском языке 3 склонения:

К 1 склонению относятся сущ. ж. и м. рода с окончанием –а, -я.

Ко 2 склонению сущ. ср. р. С окончанием –о, -е, и м.р. с          

К 3 склонение сущ. ж. р. с 6 знаком на конце

Учитель: Дополните (устно) своими примерами эти столбики по 1 слову.

  1. Физкультминутка

А теперь отдохнем.

На четырех ногах стою

Ходить же вовсе не могу

На мне ты любишь отдыхать

Когда устанешь ты гулять

Что это?

Дети: Кровать.

Учитель: Полежите на своих столах немного. Пальчиками своими покажите, к какому  склонению относится это существительное.

  1. Закрепление.

Учитель: Отдохнули? А теперь сядьте правильно, настройтесь работать дальше. Возьмите свои учебники, откройте с.74, найдите упр. 145

  • …. прочитайте нам вслух задание.

Учитель: Значит, данные слова вы запишите у себя в тетрадях, работаем по рядам, пишите в строчку.

1 ряд – слова, отн. к 1 скл.

2 ряд – слова, отн. к 2 скл.

3 ряд – слова, отн. к 3 скл

  • Взяли ручки, сели правильно, начинаем работать.
  • У доски будут работать …
  • Кто закончил, положите свои ручки, смотрим на доску и проверяем, правильно ли выполнено задание на доске.

Учитель: а теперь обобщим свои знания о склонениях.

Дети: К 1 склонению относятся слова: ….(к 2 склонению, к 3 склонению)

        Учитель: Поднимите руку, у кого все правильно.

  1. Домашнее задание.

В упр. 138 вам нужно будем списать слова и определить склонение.

  1. Итог урока.

Оценок сегодня я не буду ставить, потому что все сегодня работали хорошо. Спасибо.

  1. Дополнительно (в оставшееся время)

А теперь еще раз давайте проверим, как вы поняли данную тему. Я вам показываю предмет – вы мне сигналите своими веерами, к какому существительному относится это существительное.

Молодцы.

            Отдыхайте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Три склонения имени существительного. Первое склонение имени существительного».

Закрепление знаний учащихся о правописании и изменении по падежам существительных первого склонения....

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» для 4 класса УМК "Школа России"Цель: дать общее пред...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»

Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...

Урок русского языка. 4-й класс.Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных.

Цель:ознакомление учащихся с тремя типами склонений имен существительных в единственном числе, грамматической категорией имени существительного – 1 склонение.Задачи:Создать условия для «от...

Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»

Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...