Разработка урока "Творительный падеж"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Урок по УМК "Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_tvoritelnyy_padezh.docx | 59.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Класс: 3а
Дата проведения: 10.11.14 г.
Тип урока: урок открытия новых знаний
УМК: «Перспективная начальная школа»
Тема | Творительный падеж |
Цель | Способствовать формированию представлений об особенностях имени существительного в форме творительного падежа |
Задачи | Обучающие: расширить знания об особенностях творительного падежа, учить определять существительные в творительном падеже в словосочетании и предложении. Развивающие: развивать критическое мышление, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость, умения работать с текстом. Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку |
Ресурсы |
|
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организация детей на урок. Мотивация к учебной деятельности Цель: формирование положительной учебной мотивации. Развитие доброжелательного отношения друг к другу | -У нас урок русского языка. Проверьте готовность к нему. Для работы нам понадобится: учебник-часть 1 учебник-часть 2 тетрадь для с/р рабочая тетрадь дневник пенал - Обменяйтесь рукопожатием с соседом по парте и пожелайте друг другу удачи! | Проверяют готовность к уроку Жмут друг другу руки |
Определение темы урока, постановка задач | - Откройте учебник на странице Содержание. Определите тему урока. - Найдите в учебнике нужный материал. Отметьте закладкой. - Какие задачи мы можем поставить на сегодняшний урок? - В рабочих тетрадях запишите дату, слова «классная работа» | -Расширить знания об особенностях творительного падежа, учиться определять существительные в творительном падеже в словосочетании и предложении |
Словарная работа Цель: запомнить новое слово с непроверяемым написанием | - В тетради для с/р найдите материал по теме урока. Отметьте закладкой -Какое новое словарное слово предлагают запомнить авторы комплекта? - На какой странице нашли это слово? - Обратите внимание на написание слова. Назовите «опасное» место. - Какую ассоциацию запомнить предлагают авторы при написании слова «шофёр»? -Что ещё можно представить на месте буквы «о»? - Отыщите это слово в словаре «Пиши правильно» - На какой странице нашли? -В рабочей тетради пропишите целую строку слова «шофёр». Как будете писать? - Не забудьте подчеркивать безударную гласную. А почему не нужно ставить ударение в этом слове? | -Шофер -На странице 58 -Непроверяемая безударная гласная «о» -«О»- это руль -«О» – это колесо, фара -На странице 161 -Со строчной буквы без запятых -«Ё» всегда ударная |
Усвоение новых знаний Цель: формирование представлений об особенностях имени существительного в форме творительного падежа | Работа по учебнику (с.86) -Ознакомьтесь с информацией на плакате Летучей Мыши - Что узнали о творительном падеже? | Читают сведения - В предложении имена существительные в форме творительного падежа отвечают на падежные вопросы «кем? чем?». Могут быть с предлогами «с, за, над, под» и без них. Являются второстепенными членами предложения |
Физминутка музыкальная | Выполняют движения под музыку. | |
Упражнение 72. Цель – показать учащимся, что предложение может быть неполным и не содержать сказуемого, научить вычленять недостающее сказуемое из контекста, определять творительный падеж существительных. - Прочтем стихотворение - Назовите основу в первом предложении. -Назовите основу во втором предложении. -За разъяснениями обратимся к тексту учебника на с. 87. -Итак, что можете сказать про сказуемое во втором предложении? -Теперь, зная сказуемое, можно от него задать вопросы к выделенным словам и определить падеж этих слов. -Устно задайте вопросы от слова дружит к выделенным словам. -Выполните письменную часть упражнения. Взаимопроверка Дружит (с кем? с чем?) с травкой (Т.п.); дружит (с кем? с чем?) с козявкой (Т.п.); дружит (с кем? с чем?) с пыльцой (Т.п.). -Запомните: предлог над употребляется только с Т.п.! Упражнение 73 (устно) Цель – научиться определять творительный падеж существительных с предлогом и без предлога. -Прочтите стихотворение. -В форме какого падежа стоят все подчеркнутые слова? - В каком падеже стоит слово, выделенное жирным шрифтом? - Чем его форма отличается от форм других слов, стоящих в этом же падеже? но употреблено с предлогом над. -Сделайте обобщение: что узнали о творительном падеже?
Физминутка Упражнение 74. -Прочитайте стихотворение. -Как вы считаете, предлог с входит в форму только первого слова? -Чтобы правильно и обоснованно ответить на первый вопрос, необходимо задать к выделенным существительным падежные вопросы. -Так как падежные вопросы мы задавали с предлогом с, то понятно, что этот предлог входит в форму каждого из выделенных слов. - Выполните письменную часть упражнения. Коллективная проверка | Читают стихотворение вслух 2 раза хорошо читающие ученики -Белка дружит Находят подлежащее (заяц), тогда как нахождение сказуемого вызывает затруднение. Читают объяснение -Оно «спряталось» за знаком «тире» («--»). Это слово «дружит» Задают вопросы Записывают три словосочетания, состоящие из глагола и выделенного существительного. По падежным вопросам определяют падеж выделенных существительных (Т.п.), отмечают, что слова употреблены в форме творительного падежа с предлогом с. - Читают стихотворение самостоятельно -В форме творительного падежа: стать (кем? чем?) слоном; стать (кем? чем?) жаворонком; стать (кем? чем?) обезьянкой. - Тоже в форме творительного падежа: летать (над кем? над чем?) над полянкой - Это слово употреблено с предлогом «над», а другие слова –без предлога -Существительные в форме творительного падежа отвечают на вопросы (кем?чем?), могут употребляться с предлогами (например, с предлогами с, над), в предложении являются второстепенными членами. Читают стихотворение Высказывают предположения начинаем (с кем? с чем?) с шумом (Т.п.); начинаем (с кем? с чем?) с гамом (Т.п.); начинаем (с кем? с чем?) с писком (Т.п.); начинаем (с кем? с чем?) с лаем (Т.п.). Записывают словосочетания с выделенными словами. Определяют падеж этих слов. Выписывают слово цирк, объясняют его написание и подбирают родственные слова, например: циркач, цирковой. | |
Домашнее задание | - Откройте дневники. Запишем домашнее задание. Тетрадь для С/р стр. 58 упражнение 59 -Найдите задание. - Что требуется выполнить? - Поднимите руки, кому задание показалось несложным. | Записывают задание в дневник. |
Итог урока. Рефлексия учебной деятельности Цель: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | — Вспомните, какие задачи мы сегодня ставили при изучении новой темы. - Как вы думаете, мы их решили? - Какие тайны открыл для вас творительный падеж? - Отметьте галочкой ту часть круга, которая соответствует вашему впечатлению от урока - Оцените свою работу в тетради. Закрасьте кружок соответствующего цвета. Оценки за урок! | Оценивают свою деятельность на уроке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Имя прилагательное. Изменение по родам, числам и падежам"
Урок предназначен для учащихся 3 класса по предмету "Русский язык". Целью данного урока является показать изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. В уроке реализовываются здровьесбер...
Методическая разработка урока русского языка в 4 классе"Родительный падеж имен существительных"
Урок русского языка на тему осени....
Разработка урока: Изменение имен существительных по падежам".
Разработка урока: "Изменение имен существительных по паждежам" 3 класс.Знакомство обучающихся с падежами....
разработка урока русского языка по теме "Именительный падеж имени существительного"
Урок -исследование, сочетающий разные формы работы учащихся на уроке, позволяет детям сделать вывод об особенностях Именительного падежа...
Русский язык 4 класс. Разработка открытого урока "Правописание окончаний имен существительных в Творительном падеже"
Русский язык в 4 классе. Учебник Т.Рамзаевой. Конспект открытого урока "Правописание окончаний имен существительных в Творительном падеже"...
Разработка урока на тему"Именительный падеж имен существительных" 4 класс
План-конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Именительный падеж имен существительных" учебник Рамзаева...
Методическая разработка по русскому языку "Распознавание именительного и винительного падежей"
Разработка урока по русскому языку по программе Школа 2100 в 4 классе....