разработка урока русского языка на тему: «Основа слова и окончание»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Цель: научить определять в словах окончание и основу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnova_slova_i_okonchanie.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Основа слова и окончание»

Цель: научить определять в словах окончание и основу.

  1. Организационный момент. Проверить готовность учащихся к уроку.
  2. Минутка чистописания.

- Начнём урок русского языка. Но чтоб красиво нам писать, надо пальчики размять(проводится пальчиковая гимнастика и прописываются элементы букв на усмотрение учителя).

3. Повторение правил.

-Что такое текст? (Несколько предложений, связанных между собой по смыслу.)

-Из чего состоит текст? (Из предложений.)

-Что такое предложение? (Это группа слов, связанных по смыслу.)

-Из чего состоит предложение? (Из слов.)

-Какие части речи вы знаете? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог, наречие, союз, частица.)

-Что такое имя прилагательное?

-Что такое глагол?

-Что такое имя существительное?

-Сейчас мы с вами вспомним некоторые имена существительные, которые являются словарными словами.

4. Словарная работа.

-Какие слова мы называем словарными? (Написание которых нельзя проверить, а нужно запомнить.)

На экране появляются картинки: берёза, земляника, капуста, малина, огурец, яблоко, морковь, помидор, картофель, рябина).

Детям предлагается записать слова, поставить ударение и подчеркнуть буквы, написание которых надо запомнить. После записи слов на экране появляется список данных слов. Дети проверяют написание слов самостоятельно.

-Что объединяет все эти слова? ( Все они обозначают растения.)

5.Тема урока.

На экране появляются слова: Москва, москвич, Москву, Москвы.

-Что общего у всех этих слов? (Корень  -москв- ).

-Определите, какое слово лишнее.(Москвич.)

-Почему? (В словах «Москва, Москву, Москвы» меняется только последняя буква. Слово «москвич» - родственное. «Москва, Москву, Москвы» - форма одного и того же слова.)

-Да, действительно, в словах «Москва, Москву, Москвы» изменился только конец слова или окончание. Это и будет темой нашего урока. Мы с вами научимся находить в словах окончание и основу слова.

Дети записывают данные слова.

После записи слов учитель показывает , как выделяется окончание. Детям предлагается прочитать правило на стр. 111 (учебник «Русский язык» 3 класс  Л. М. Зелениной.)

- Часть слова без окончания называют основой слова.

Учитель показывает, как выделяется основа. Далее выполняется упражнение №1 на стр.110.

Задание: списать текст, вставляя слово «Москва» в нужной форме. Выделить окончание и основу.

… - столица нашей Родины. Часто приезжают в … наши друзья из разных стран. Вечером улицы и площади … заливает море огней. В … много мостов. Я горжусь … !

6. Первичное закрепление.

На экране слова в хаотичном порядке: коза, козочка, козы, козлёнок, козу, козлик, козе.

-Напишите слова в два столбика. ( Сначала можно спросить у детей, кто из них догадался, по какому признаку можно разделить слова. Если ответов нет, то задание даёт учитель.)

-В 1 столбик выпишите формы слова «коза», а во 2 столбик – однокоренные слова.

-Выделите во всех словах корень. В 1 столбике выделите окончание и основу.

Вывод: окончание изменяемая часть слова. Окончание не влияет на образование однокоренных слов.

7. Физкультминутка.

Плаваем мы как дельфины

И летаем как орлы,

Дружно ходим как пингвины,

Выше зайца прыгнем мы.

Мы быстрее волка мчимся

И тихонечко садимся.

8. Закрепление.

На экране текст.

Мы возвращаемся домой. Вдруг началась гроза. Я никогда не видел такой гроза. Дома я рассказал про гроза.

-Что вам не понравилось в тексте?

-Как исправить текст? (Изменить окончание у слова «гроза».)

-Спишите текст, изменяя форму слова «гроза». Выделите окончание и основу.

Дети самостоятельно списывают текст. Для проверки текст ещё раз выводится на экран. Ученики читают свои предложения и исправляют слова на экране. После проверки делается вывод : Окончание служит для связи слов в предложении.

9.Итог урока.

-Что нового узнали на уроке?

-Что такое окончание?

-Для чего служит окончание?

-Образуются ли с помощью окончания родственные слова?

-Что такое основа слова?

-Как графически выделяют окончание и основу?

10. Домашнее задание.

Упражнение №7, стр. 114, правило на стр. 111.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока русского языка по теме "Перенос слов"

Разработка урока русского языка по теме "Перенос слов" в 1 классе. Соответствует требованиям ФГОС НОО. Урок проведен в игровой форме....

Методическая разработка урока русского языка по теме "Корень слова".

Разработка содержит план-сетку урока по теме "Корень слова" и приложение в программе Notebook по программе ОС "Школа 2100"....

Методическая разработка урока русского языка на тему "Перенос слов".

Цель: Научить переносить слова с одной строки на другую.Планируемые результаты:предметные:переносить слова с одной строки на другую по алгоритму;личностные:·        ...

Разработка урока русского языка по теме «Сложное слово» (3 класс)

Тема урока: Сложные слова.Тип урока: изучение нового материала.Цель урока:формирование представления о понятии «сложно слово», создание алгоритма правописания соединительной гласной в сложных словах;ф...

Разработка урока русского языка по теме " Сложные слова"

Урок русского языка по теме "Сложные слова" с презентацией....

Методическая разработка урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова." 2 класс , "Школа России.

Разработка урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова" составлена для 2 класса в виде технологической карты....