разработка урока русского языка на тему: «Основа слова и окончание»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Цель: научить определять в словах окончание и основу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnova_slova_i_okonchanie.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Основа слова и окончание»
Цель: научить определять в словах окончание и основу.
- Организационный момент. Проверить готовность учащихся к уроку.
- Минутка чистописания.
- Начнём урок русского языка. Но чтоб красиво нам писать, надо пальчики размять(проводится пальчиковая гимнастика и прописываются элементы букв на усмотрение учителя).
3. Повторение правил.
-Что такое текст? (Несколько предложений, связанных между собой по смыслу.)
-Из чего состоит текст? (Из предложений.)
-Что такое предложение? (Это группа слов, связанных по смыслу.)
-Из чего состоит предложение? (Из слов.)
-Какие части речи вы знаете? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог, наречие, союз, частица.)
-Что такое имя прилагательное?
-Что такое глагол?
-Что такое имя существительное?
-Сейчас мы с вами вспомним некоторые имена существительные, которые являются словарными словами.
4. Словарная работа.
-Какие слова мы называем словарными? (Написание которых нельзя проверить, а нужно запомнить.)
На экране появляются картинки: берёза, земляника, капуста, малина, огурец, яблоко, морковь, помидор, картофель, рябина).
Детям предлагается записать слова, поставить ударение и подчеркнуть буквы, написание которых надо запомнить. После записи слов на экране появляется список данных слов. Дети проверяют написание слов самостоятельно.
-Что объединяет все эти слова? ( Все они обозначают растения.)
5.Тема урока.
На экране появляются слова: Москва, москвич, Москву, Москвы.
-Что общего у всех этих слов? (Корень -москв- ).
-Определите, какое слово лишнее.(Москвич.)
-Почему? (В словах «Москва, Москву, Москвы» меняется только последняя буква. Слово «москвич» - родственное. «Москва, Москву, Москвы» - форма одного и того же слова.)
-Да, действительно, в словах «Москва, Москву, Москвы» изменился только конец слова или окончание. Это и будет темой нашего урока. Мы с вами научимся находить в словах окончание и основу слова.
Дети записывают данные слова.
После записи слов учитель показывает , как выделяется окончание. Детям предлагается прочитать правило на стр. 111 (учебник «Русский язык» 3 класс Л. М. Зелениной.)
- Часть слова без окончания называют основой слова.
Учитель показывает, как выделяется основа. Далее выполняется упражнение №1 на стр.110.
Задание: списать текст, вставляя слово «Москва» в нужной форме. Выделить окончание и основу.
… - столица нашей Родины. Часто приезжают в … наши друзья из разных стран. Вечером улицы и площади … заливает море огней. В … много мостов. Я горжусь … !
6. Первичное закрепление.
На экране слова в хаотичном порядке: коза, козочка, козы, козлёнок, козу, козлик, козе.
-Напишите слова в два столбика. ( Сначала можно спросить у детей, кто из них догадался, по какому признаку можно разделить слова. Если ответов нет, то задание даёт учитель.)
-В 1 столбик выпишите формы слова «коза», а во 2 столбик – однокоренные слова.
-Выделите во всех словах корень. В 1 столбике выделите окончание и основу.
Вывод: окончание изменяемая часть слова. Окончание не влияет на образование однокоренных слов.
7. Физкультминутка.
Плаваем мы как дельфины
И летаем как орлы,
Дружно ходим как пингвины,
Выше зайца прыгнем мы.
Мы быстрее волка мчимся
И тихонечко садимся.
8. Закрепление.
На экране текст.
Мы возвращаемся домой. Вдруг началась гроза. Я никогда не видел такой гроза. Дома я рассказал про гроза.
-Что вам не понравилось в тексте?
-Как исправить текст? (Изменить окончание у слова «гроза».)
-Спишите текст, изменяя форму слова «гроза». Выделите окончание и основу.
Дети самостоятельно списывают текст. Для проверки текст ещё раз выводится на экран. Ученики читают свои предложения и исправляют слова на экране. После проверки делается вывод : Окончание служит для связи слов в предложении.
9.Итог урока.
-Что нового узнали на уроке?
-Что такое окончание?
-Для чего служит окончание?
-Образуются ли с помощью окончания родственные слова?
-Что такое основа слова?
-Как графически выделяют окончание и основу?
10. Домашнее задание.
Упражнение №7, стр. 114, правило на стр. 111.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока русского языка по теме "Перенос слов"
Разработка урока русского языка по теме "Перенос слов" в 1 классе. Соответствует требованиям ФГОС НОО. Урок проведен в игровой форме....
Методическая разработка урока русского языка по теме "Корень слова".
Разработка содержит план-сетку урока по теме "Корень слова" и приложение в программе Notebook по программе ОС "Школа 2100"....
Методическая разработка урока русского языка на тему «Правописание слов с суффиксами -ек-, -ик-» (УМК «Развивающая система Л.В. Занкова», 3 класс)
Тема: Правописание слов с суффиксами -ек-, -ик-. ...
Методическая разработка урока русского языка на тему "Перенос слов".
Цель: Научить переносить слова с одной строки на другую.Планируемые результаты:предметные:переносить слова с одной строки на другую по алгоритму;личностные:· ...
Разработка урока русского языка по теме «Сложное слово» (3 класс)
Тема урока: Сложные слова.Тип урока: изучение нового материала.Цель урока:формирование представления о понятии «сложно слово», создание алгоритма правописания соединительной гласной в сложных словах;ф...
Разработка урока русского языка по теме " Сложные слова"
Урок русского языка по теме "Сложные слова" с презентацией....
Методическая разработка урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова." 2 класс , "Школа России.
Разработка урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова" составлена для 2 класса в виде технологической карты....