Перспективная начальная школа, 1 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (1 класс) на тему

КТП "Русский язык (письмо)", 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pnsh_1_klass_ktp_russkiy_yazyk_pismo.docx127.85 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование, 1 класс

русский язык (письмо)

урока

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования

к уровню подготовки

обучающихся

Вид

контроля

УУД

Дата

РУССКИЙ ЯЗЫК (ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ)

Подготовительный период (12 ч)

1

Знакомство с новым предметом. Гигиенические правила письма. Ориентировка в пространстве. Тетрадь по письму №1

1

Введение новых знаний

Знакомство с гигиеническими требованиями при письме. Правила посадки и пользования письменными принадлежностями во время письма

Уметь правильно сидеть за партой и пользоваться письменными принадлежностями

Участвовать в учебном диалоге. Работа в парах. Осуществление взаимопроверки. Выражать свою точку зрения

2

Письмо прямой

линии.

Пространственная ориентация

1

Введение новых знаний

Понятие о вертикальных, горизонтальных и наклонных (вправо) линейках

Уметь писать прямые линии; ориентироваться в тетради; пользоваться устной речью в различных ситуациях

Моделировать разные ситуации расположения линий на плоскости (тетрадь)

3

Рабочая строка. Точка начала письма. Гигиенические правила

1

Введение новых знаний

Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Пространственная ориентация на странице тетради, ее разлиновка

Знать границы рабочей строки. Уметь ориентироваться в тетради

Ориентироваться в пространстве

4

Письмо короткой и длинной прямой линии. Гигиенические

правила

1

Введение новых знаний

Письмо короткой и длинной прямой линии

Знать гигиенические правила письма.

Уметь писать короткую и длинную прямые линии

Текущий.

Самопроверка

Исследовать объекты письма и сравнивать их между собой

5

Прямая линия с закруглением с одной стороны: влево и вправо. Гигиенические правила

1

Введение новых знаний

Письмо прямых линий с закруглением с одной стороны: влево и вправо

Знать элементы печатных и письменных букв русского алфавита.

Уметь писать прямую линию с закруглением с одной стороны: влево и вправо

Текущий.

Проверка по образцу

Анализировать объекты письма: элементы печатных и письменных русского алфавита

6

Наклонная прямая с закруглением с двух сторон (г). Гигиенические правила

1

Введение новых знаний

Письмо наклонной прямой с закруглением с двух сторон (г)

Знать элементы печатных и письменных букв русского алфавита.

Уметь писать наклонную прямую с закруглением

Текущий.

Проверка по образцу

Описывать свойства линий и сравнивать их

7

Наклонные прямые с петлёй вверху и внизу. Гигиенические правила

1

Введение новых знаний

Письмо наклонных прямых с петлёй вверху и внизу

Уметь писать наклонные прямые с петлёй вверху и внизу; правильно сидеть за партой

Текущий.

Проверка по образцу

Описывать, сравнивать свойства линий на плоскости

8

Письмо полуовала с петлёй в рабочей строке (е). Гигиенические правила

1

Введение новых знаний

Письмо полуовала с петлёй в рабочей строке (е)

Знать элементы печатных и письменных букв русского алфавита.

Уметь писать полуовал с петлёй в рабочей строке (е); правильно сидеть за партой, пользоваться письменными принадлежностями

Текущий.

Проверка по образцу

Сравнение, группировка и обобщение элементов письменных букв как структурных единиц графической системы

9

Письмо плавной наклонной линии с закруглением слева снизу и справа сверху

1

Введение новых знаний

Письмо плавной наклонной линии с закруглением слева снизу и справа сверху

Знать, называть, различать по форме элементы печатных и письменных букв русского алфавита. Уметь правильно сидеть за партой, пользоваться письменными принадлежностями

Текущий.

Проверка по образцу

Описывать и различать по форме элементы печатных и письменных букв русского алфавита

10

Письмо овалов: малого и большого

(О, о)

1

Введение новых знаний

Письмо овалов: малого и большого (О, о)

Знать элементы печатных и письменных букв русского алфавита.

Уметь писать большой и малый овалы

Текущий. Проверка по образцу

Исследовать овалы, сопоставлять, сравнивать по общим и отличительным признакам

11

Письмо полуовалов: письмо справа и письмо слева

1

Введение новых знаний

Письмо полуовалов: письмо справа и письмо слева

Знать элементы печатных и письменных букв русского алфавита.

Уметь писать полуовалы

Текущий. Проверка по образцу

Ориентировка в пространстве и на плоскости

12

Письмо короткой прямой линии с половинным овалом

1

Введение новых знаний

Письмо короткой прямой линии с половинным овалом (б)

Знать элементы печатных и письменных букв русского алфавита.

Уметь правильно сидеть за партой, пользоваться письменными принадлежностями; писать короткую прямую линию с половинным овалом (б)

Тематический

Воспроизводить элементы письменных букв в процессе изображения узоров-бордюров

Звуко-буквенный период (88 ч)

13

Письмо строчной и заглавной буквА, а. Введение работы со звуко-буквенной схемой

1

Введение новых знаний

Гласные звуки и буквы. Письмо строчной и заглавной буквА, а.

Звуко-буквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное

Знать признаки гласных звуков.

Уметь писать буквы на основе двигательных элементов по определённому алгоритму

Текущий. Самопроверка

Анализироватьзвуко-буквенные схемы

14

Письмо строчной и заглавной буквА, а. Введение работы со звуко-буквенной схемой

1

15

Письмо строчной и заглавной букв А, а. Введение работы со звуко-буквенной схемой

1

16

Письмо строчной и заглавной буквО, о

1

Введение новых знаний

Письмо строчной и заглавной буквО, о

Знать, что форма каждой печатной буквы состоит из элементов, расположенных в определённом пространственно-количественном соотношении.

Уметь выполнять узоры-бордюры и росчерки

Текущий. Самопроверка

Анализ и моделирование письменных букв из элементов-шаблонов

17

Письмо строчной и заглавной буквО, о

1

18

Письмо строчной и заглавной буквУ, у

1

Введение новых знаний

Письмо строчной и заглавной буквУ, у

Знать правила посадки и пользования письменными принадлежностями. Уметь соотносить и писать печатную и письменную буквы

Текущий. Самопроверка

Исследовать прием тактирования и использовать его в ритмичном чередовании напряжений и расслаблений мышц руки

19

Письмо строчной и заглавной буквУ, у

1

20

Закрепление письма букв гласных в сочетаниях: уа, ау. Подготовка к введению алгоритма письма под диктовку

1

Комбинированный урок

Верхнее и нижнее соединения букв в словах «ау», «уа». Письмо соединений, соотнесение печатных и прописных букв. Письмо под диктовку

Знать, что форма каждой печатной буквы состоит из элементов, расположенных в определённом пространственно-количественном соотношении. Уметь выполнять нижнее соединение

Тематический. Письмо под диктовку, самопроверка

Описывать свойства печатных букв, состоящих из элементов, расположенных в определенном пространственно-количественном соотношении

21

Письмо строчной и заглавной буквЭ, э. Введение алгоритма, письмо под диктовку

1

Введение новых знаний

Письмо строчной и заглавной буквЭ, э

Уметь писать строчную и заглавную буквыЭ, э

Текущий. Письмо под диктовку

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов (букв) на

плоскости

22

Письмо строчной и заглавной буквЭ, э. Введение алгоритма, письмо под диктовку

1

23

Письмо строчной буквы ы

1

Введение новых знаний

Письмо строчной буквы ы

Уметь писать букву ы, производить звуко-буквенный разбор слов

Текущий. Самопроверка

Анализировать слова, производить звуко-буквенный разбор

24

Работа над алгоритмом письма под диктовку: темп, последовательность действий, проверка работы. Взаимоконтроль

1

Комбинированный урок

Письмо под диктовку изученных букв. Письмо соединений, соотнесение печатных и прописных букв

Уметь перекодировать звуковую схему слова в графическую, писать изученные буквы

Текущий. Взаимопроверка по образцу

Исследовать звуковые схемы слов, перекодировать их в графические

25

Работа над алгоритмом письма под диктовку: темп, последовательность действий, проверка работы. Взаимоконтроль

1

Комбинированный урок

Письмо под диктовку изученных букв. Письмо соединений, соотнесение печатных и прописных букв

Уметь перекодировать звуковую схему слова в графическую, писать изученные буквы

Текущий. Взаимопроверка по образцу

Исследовать звуковые схемы слов, перекодировать их в графические

26

Письмо строчной и заглавной буквИ, и

1

Введение новых знаний

Письмо строчной и заглавной буквИ, и, соединений с изученными буквами

Знать, что элементы-линии и элементы-шаблоны являются структурными единицами графической системы печатных и письменных букв. Уметь писать буквыИ, и

Текущий. Самопроверка по образцу

Исследовать и понимать, что элементы-линии и элементы-шаблоны являются структурными единицами графической системы  печатных и письменных букв

27

Письмо строчной и заглавной буквИ, и

1

28

Письмо изученных гласных. Слуховой и зрительный диктанты

1

Комбинированные  уроки

Гласные звуки и буквы. Слуховой и зрительный диктанты. Правильное начертание букв и их со

единений

Знать формы изученных письменных букв.

Уметь писать буквы на основе двигательных

элементов по определённому алгоритму

Текущий.

Письмо под диктовку с

взаимопроверкой

Работать с различными  формами изученных письменных букв. Исследовать и

усвоить алгоритм письма под диктовку

29

Письмо изученных гласных. Слуховой и зрительный диктанты

1

30

Письмо изученных гласных. Слуховой и зрительный диктанты

1

31

Выборочный

диктант:

запись буквами гласных звуков под ударением

1

Комбинированный урок

Ударение. Гласные ударные и безударные.

Звуко-буквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное

Знать формы изученных письменных букв.

Уметь писать под диктовку изученные буквы

Текущий.

Письмо под диктовку

Работать с информацией: находить, сравнивать, представлять данные

32

[у], [ы] _ звуки, которые не меняются в безударном положении.

1

Комбинированный урок

Ударные и безударные гласные. Отработка навыка каллиграфии, орфографической зоркости

Знать формы всех изученных письменных букв.

Уметь писать под диктовку изученные письменные буквы

Тематический.

Письмо под диктовку с проверкой по образцу

Описывать свойства (формы) изученных букв

33

Письмо строчной и заглавной букв М, м.

Введение алгоритма записи слов под диктовку и самопроверки.

Тетрадь по письму

№2

1

Введение новых знаний

Письмо строчной и заглавной букв М, м. Звуки и буквы: гласные и согласные. Звонкие согласные, различающиеся по мягкости и твёрдости

Знать, что звуки делятся на гласные и согласные.

Уметь писать буквы М, м

Текущий.

Письмо под диктовку, самопроверка

Описывать, сравнивать и распознавать буквы по группам

34

Письмо строчной и заглавной букв М, м.

Введение алгоритма записи слов под диктовку и самопроверки.

1

Введение новых знаний

Письмо строчной и заглавной букв М, м. Звуки и буквы: гласные и согласные. Звонкие согласные, различающиеся по мягкости и твёрдости

Знать, что звуки делятся на гласные и согласные.

Уметь писать буквы М, м

Текущий.

Письмо под диктовку, самопроверка

Описывать, сравнивать и распознавать буквы по группам

35

Закрепление письма соединений букв

1

Комбинированный урок

Письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами

Знать приём верхнего и нижнего соединения букв. Уметь писать под диктовку

Тематический. Письмо под диктовку

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов (букв) на плоскости

36

Письмо строчной и заглавной букв Н, н

1

Введение новых знаний

Письмо строчной и заглавной букв Н, н

Знать, что в начале предложения и в именах собственных пишется заглавная буква. Уметь писать буквы Н, н

Текущий. Взаимопроверка

Описывать свойства строчных и заглавных букв

37

Письмо строчной и заглавной букв Н, н

1

38

Письмо строчной и заглавной букв Л, л

1

Введение новых знаний

Письмо строчной и заглавной букв Л, л

Уметь писать буквы Л, л; производить звукобуквенный разбор слов

Текущий. Самопроверка

Исследовать объекты письма (буквы). Сопоставлять, сравнивать

39

Письмо строчной и заглавной букв Л, л

1

40

Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки

1

Комбинированный урок

Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных

Знать формы изученных письменных букв. Уметь списывать слова и предложения

Тематический. Списывание с печатного текста, самопроверка

Описывать явления и события с использованием букв и слов

41

Письмо строчной и заглавной букв Р, р

1

Введение новых знаний

Письмо строчной и заглавной букв Р, р

Уметь писать буквы Р, р; писать слова и предложения с изученными буквами.

Текущий.

С/р с самопроверкой

Моделировать разные ситуации расположения объектов (слов) в пространстве

42

Письмо строчной и заглавной букв Р, р

1

43

Письмо строчной и заглавной букв Й, й

1

Введение новых знаний

Письмо строчной и заглавной букв Й, й

Уметь писать буквы Й, й; соотносить печатную и письменную буквы

Текущий.

С/р с самопроверкой

Исследовать объекты письма (слова). Моделирование предложений

44

Письмо строчной и заглавной букв Й, й

1

45

Работа над алгоритмом записи слов под диктовку и самопроверки

1

Комбинированный урок

Слоги. Деление слов на слоги. Словесное ударение

Уметь писать слова и предложения с изученными буквами, ставить ударение, делить слова на слоги

Тематический.

Письмо под диктовку, самопроверка

Описывать свойства слов и предложений

46

Письмо строчной и заглавной букв Я, я

1

Введение новых знаний

Письмо строчной и заглавной букв Я, я

Уметь писать буквы Я, я; производить звуко-буквенный разбор слова

Текущий. С/р с проверкой по образцу

Производить и анализировать разбор слов

47

Письмо строчной и заглавной букв Я, я

1

48

Письмо строчной и заглавной буквЁ, ё

1

Введение новых знаний

Письмо строчной и заглавной буквЁ, ё. Среднеплавное соединение букв

Знать приём верхнего, среднеплавного, нижнего соединения букв. Уметь писать буквыЁ, ё

Текущий. С/р с проверкой по образцу

Исследовать разные приемы соединения букв

49

Письмо строчной и заглавной буквЁ, ё

1

50

Работа над алгоритмом записи слов под диктовку и самопроверки: темп, орфографическое чтение по слогам

1

Комбинированный урок

Письмо под диктовку.

Орфографическое чтение

по слогам

Уметь писать слова и предложения с изученными буквами

Текущий.

Письмо

под диктовку

Описывать события и явления с использованием слов, запись под диктовку

51

Письмо строчной и заглавной букв Ю, ю

1

Введение новых знаний

Письмо строчной и заглавной букв Ю, ю

Уметь писать буквы Ю, ю; списывать предложения

Текущий.

Самопроверка

Исследовать объекты письма (буквы). Сопоставлять, сравнивать

52

Письмо строчной и заглавной букв Ю, ю

1

53

Письмо строчной и заглавной буквЕ, е

1

Введение новых знаний

Письмо строчной и заглавной буквЕ, е. Среднеплавное соединение букв

Уметь писать буквыЕ, е; производить звукобуквенный разбор слов

Текущий. Взаимопроверка

Моделировать  разнообразные ситуации расположения объектов (букв) на плоскости

54

Письмо строчной и заглавной буквЕ, е

1

55

Чтение и записывание с доски предложения с именами собственными. Взаимопроверка

1

Комбинированный урок

Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных

Уметь читать и писать предложения с именами собственными

Тематический. Списывание с печатного текста

Ориентироваться в пространстве. Исследовать записи с доски. Производить самопроверку

56

Письмо буквы ь

1

Комбинированный урок

Разделительное произношение звуков в слове и способы его обозначения. Письмо буквы ь, слов с буквой ь

Уметь писать слова и предложения под диктовку, делить слова на слоги, ставить ударение

Текущий.

Письмо под диктовку

Исследовать разнообразные способы произношения звуков и обозначения их на письме

57

Письмо буквы ь

1

58

Письмо строчной и заглавной буквД, д

1

Введение новых знаний

Письмо строчной и заглавной буквД, д

Знать написание изученных букв. Уметь писать буквыД, д, слова и предложения с изученными буквами

Текущий.

Самопроверка

Описывать свойства изученных букв

59

Письмо строчной и заглавной буквД, д

1

60

Составление и списывание предложений. Взаимопроверка

1

Комбинированный урок

Составление и списывание предложений. Небуквенные графические средства: пробел, чёрточка. Правильное начертание букв и их соединений

Знать правила составления и списывания предложений.

Уметь составлять и списывать предложения; проверять

результаты своего труда

Текущий.

Списывание с печатного текста с взаимопроверкой

Исследовать объекты письма. Производить проверку

61

Письмо строчной и заглавной буквТ, т

1

Введение новых знаний

Письмо строчной и заглавной буквТ, т. Парные звонкие и глухие согласные

Знать написание изученных букв.

Уметь писать буквыТ, т; производить звуко-буквенный разбор слов

Текущий.

Самопроверка

Моделировать  ситуации расположения объектов (букв) на плоскости. Производить разбор букв

  62

Письмо строчной и заглавной буквТ, т

1

63

Письмо строчной и заглавной букв 3, з

1

Введение новых знаний

Письмо строчной и заглавной букв 3, з

Знать написание изученных букв.

Уметь писать буквы 3, з; определять твёрдость и мягкость согласных звуков

Текущий.

С/р с самопроверкой

Описывать свойства объектов (строчные и заглавные буквы)

64

Письмо строчной и заглавной буквТ, т

1

65

Работа над алгоритмом записи слов под диктовку и самопроверки

1

Комбинированный урок

Письмо под диктовку

Уметь записывать слова под диктовку и выполнять самопроверку

Текущий.

Письмо под диктовку

Исследовать объекты письма. Производить проверку

66

Письмо строчной и заглавной буквС, с

1

Введение новых знаний

Письмо строчной и заглавной буквС, с

Знать написание изученных букв.

Уметь писать буквыС, с; производить звуко-буквенный разбор слов

Текущий.

С/р с проверкой по образцу

Моделировать ситуации расположения объектов (букв) на плоскости. Производить разбор букв

67

Письмо строчной и заглавной буквС, с

1

68

Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки.

Игры со словами

1

Комбинированный урок

Списывание предложений. Составление предложений по схеме

Уметь списывать предложения и выполнять самопроверку

Тематический.

Списывание с печатного текста

Работа с информацией. Осуществлять игры со словами

69

Письмо строчной и заглавной букв Г, г. Тетрадь по письму №3

1

Введение новых знаний

Письмо строчной и заглавной букв Г, г

Знать написание изученных букв.

Уметь писать буквы Г, г; различать согласные звуки по твёрдости-мягкости

Текущий.

С/р с проверкой по образцу

Описывать свойства объектов (строчные и заглавные буквы)

70

Письмо строчной и заглавной букв Г, г.

1

71

Письмо строчной и заглавной буквК, к

1

Введение новых знаний

Письмо строчной и заглавной буквК, к

Знать изученные буквы.

Уметь писать буквыК, к; производить звукобуквенный разбор слов

Текущий.

Взаимопроверка

Исследовать объекты письма. Производить разбор слов

72

Письмо строчной и заглавной буквК, к

1

73

Работа над алгоритмом записи слов под диктовку и самопроверки

1

Комбинированный урок

Письмо под диктовку

Уметь записывать слова под диктовку, выполнять самопроверку

Текущий.

Письмо под диктовку с самопроверкой

Располагать объекты письма (слова) на плоскости

74

Письмо строчной и заглавной буквВ, в

1

Введение новых знаний

Письмо строчной и заглавной буквВ, в

Знать изученные буквы.

Уметь писать буквыВ, в; записывать слова и предложения с изученными буквами

Текущий.

С/р с проверкой по образцу

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов (слова и предложения) в пространстве

75

Письмо строчной и заглавной буквВ, в

1

76

Письмо строчной и заглавной букв Ф, ф

1

Введение новых знаний

Письмо строчной и заглавной букв Ф, ф

Знать изученные буквы.

Уметь писать буквы Ф, ф; записывать слова и предложения с изученными буквами

Текущий.

Списывание с печатного текста с самопроверкой

Описывать события и явления с использованием изученных букв

77

Письмо строчной и заглавной букв Ф, ф

1

78

Наблюдение за смыслоразличительной ролью

звуков.

Письмо под диктовку

1

Комбинированный урок

Смыслоразличительная роль звуков. Письмо под диктовку

Уметь анализировать смыслоразличительную роль звуков; писать под диктовку

Тематический.

Письмо под диктовку

Исследовать, анализировать смыслоразличительную роль звуков

79

Письмо строчной и заглавной буквБ, б

1

1

Введение новых знаний

Письмо строчной и заглавной буквБ, б

Знать изученные буквы.

Уметь писать буквыБ, б, слова и предложения с изученными буквами

Текущий.

С/р с проверкой по образцу

Описывать свойства букв, слов, использовать их в предложениях

80

Письмо строчной и заглавной буквБ, б

81

Письмо строчной и заглавной букв П, п

1

Введение новых знаний

Письмо строчной и заглавной букв П, п

Знать изученные буквы.

Уметь писать буквы П, п; производить звуко-буквенный разбор слов

Текущий.

С/р с проверкой по образцу

Моделировать разнообразные ситуации расположения букв на плоскости (тетрадь, доска)

82

Письмо строчной и заглавной букв П, п

1

83

Наблюдение за смыслоразличительной ролью

Звуков

1

Комбинированный урок

Смыслоразличительная роль звуков.

Письмо слогов и слов с изученными буквами

Уметь анализировать смыслоразличительную роль звуков; писать под диктовку

Текущий.

Письмо под диктовку

Анализировать смыслоразличительную роль звуков

84

Письмо строчной и заглавной букв

Ж, ж.

Жи пиши с буквой и

1

Введение новых знаний

Письмо строчной и заглавной буквЖ, ж.

Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи-ши

Знать написание жи с буквой и.

Уметь писать буквыЖ, ж; производить звуко-буквенный разбор слов

Текущий.

С/р с самопроверкой

Исследовать объекты письма

85

Письмо строчной и заглавной букв

Ж, ж.

Жи пиши с буквой и

1

Введение новых знаний

Письмо строчной и заглавной буквЖ, ж.

Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи-ши

Знать написание жи с буквой и.

Уметь писать буквыЖ, ж; производить звуко-буквенный разбор слов

Текущий.

С/р с самопроверкой

Исследовать объекты письма

86

Письмо строчной и заглавной букв Ш, ш. Жи, ши  пиши с буквой и

1

Введение новых знаний

Письмо строчной и заглавной букв Ш, ш

Знать написание ши с буквой и. Уметь писать буквы Ш, ш; производить звуко-буквенный разбор слов

Текущий.

С/р с взаимопроверкой

Исследовать объекты письма

  87

Письмо строчной и заглавной букв Ш, ш. Жи, ши  пиши с буквой и

1

88

Слова с сочетаниями жи-ши

1

Комбинированный урок

Письмо слов с сочетаниями жи-ши

Знать, что согласные буквы Ж, Ш обозначают твердые звуки [ж], [ш].

Уметь писать под диктовку слова с сочетаниями жи-ши

Тематический.

Письмо под диктовку

Описывать свойства букв. Работать с информацией

89

Разделительный мягкий знак.Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков

1

Введение новых знаний

Разделительный мягкий знак.

Письмо слов с разделительным мягким знаком

Знать двойную роль мягкого знака в русском языке. Уметь различать на слух звуки; писать слова с разделительным мягким знаком

Текущий. Списывание с печатного текста с взаимопроверкой

Анализировать смыслоразличительную роль звуков

90

Разделительный твердый знак.Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков

1

Введение новых знаний

Разделительный твердый знак. Письмо слов с разделительным твердым знаком

Уметь писать слова с разделительным твердым знаком; давать краткую характеристику звукам

Текущий

Описывать свойства звуков

91

Твердый и мягкий разделительные знаки

1

Комбинированный урок

Разделительные ь и ъ

знаки.

Соотношение звуков и букв в словах с йотированными гласными

Уметь писать слова с разделительными ь, ъ знаками; соотносить звуки и буквы в словах с йотированными гласными

Текущий

Сравнивать и соотносить звуки и буквы

92

Письмо строчной и заглавной букв X, х

1

Введение новых знаний

Письмо строчной и заглавной букв X, х. Правильное начертание букв и их соединений

Знать изученные буквы. Уметь писать заглавную букву в именах собственных

Текущий. Самопроверка

Моделировать разнообразные ситуации расположения букв на плоскости (тетрадь, доска)

93

Письмо строчной и заглавной букв X, х

1

Введение новых знаний

Письмо строчной и заглавной букв X, х. Правильное начертание букв и их соединений

Знать изученные буквы. Уметь писать заглавную букву в именах собственных

Текущий. Самопроверка

Моделировать разнообразные ситуации расположения букв на плоскости (тетрадь, доска)

94

Письмо строчной и заглавной букв Ч, ч. Правописание ча, чу

1

Введение новых знаний

Письмо строчной и заглавной букв Ч, ч. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями ча, чу

Знать, что согласный звук [ч'] всегда мягкий; правописание ча, чу. Уметь писать изученные буквы

Текущий. С/р с проверкой по образцу

Исследовать предметы письма, сравнивать, обобщать

95

Письмо строчной и заглавной букв Ч, ч. Правописание ча, чу

1

96

Письмо строчной и заглавной букв Щ, щ. Правописание ща, щу

1

Введение новых знаний

Письмо строчной и заглавной букв Щ, щ. Произношение и обозначение на письме слов с сочет-ми ща, щу

Знать, что согласный звук [щ'] всегда мягкий; правописание ща, щу.Уметь писать изученные буквы

Текущий. С/р с проверкой по образцу

Работать с информацией.

Находить, представлять данные

97

Письмо строчной и заглавной букв Щ, щ. Правописание ща, щу

1

Введение новых знаний

Письмо строчной и заглавной букв Щ, щ. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями ща, щу

Знать, что согласный звук [щ'] всегда мягкий; правописание ща, щу.Уметь писать изученные буквы

Текущий. С/р с проверкой по образцу

Работать с информацией.

Находить, представлять данные

98

Письмо строчной и заглавной букв Ц, ц

1

Введение новых знаний

Письмо строчной и заглавной букв Ц, ц. Правильное начертание букв и их соединений

Знать, что согласный звук [ц] всегда твердый; изученные буквы.

Уметь списывать предложения

Текущий. Взаимопроверка

Ориентироваться в объектах письма

99

Письмо строчной и заглавной букв Ц, ц

1

100

Работа над алгоритмом списывания предложения. Запись слов под диктовку

1

Введение новых знаний

Письмо под диктовку. Алгоритм списывания предложения. Правильное начертание букв

и их соединений

Научатся записывать слова под диктовку, выполнять самопроверку; умеют списывать предложения по алгоритму

Текущий. Взаимопроверка

Ориентироваться в объектах письма

Заключительный период (15 ч)

101

Закрепление технологии написания письменных букв

1

Комбинированный урок

Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Правильное начертание букв и их соединений.

Разделительное произношение звуков в слове и способы их обозначения. Разделительные ь и ъ знаки

Знать письменные буквы русского алфавита.

Осуществлять приёмы связного и ускоренного воспроизведения букв и их соединений на письме

Текущий.

С/р с самопроверкой

Анализировать свойства русского алфавита. Использовать технологические свойства написания букв

102

Закрепление технологии написания письменных букв

1

103

Диагностирование орфографической зоркости. Слуховой диктант

1

Комбинированный урок

Диагностирование орфографической зоркости

Знать письменные буквы русского алфавита.

Уметь писать под диктовку 20 слов

Текущий.

Диктант

Исследовать объекты письма с целью диагностики.

104

Диагностирование орфографической зоркости. Слуховой диктант

1

Комбинированный урок

Письмо под диктовку

Знать письменные буквы русского алфавита.

Уметь связно, с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предложении

Тематический. Письмо под диктовку

Моделировать разные ситуации расположения объектов в соответствии с алгоритмом

105

Правописание

жи-ши

1

Комбинированный урок

Правило написания сочетаний жи-ши

Уметь писать слова с сочетаниями жи-ши

Текущий

Описывать свойства объектов (сочетания жи-ши)

106

Составление текста диктанта с жи-ши

(в паре, в группе – по желанию)

1

Комбинированный урок

Составление текста диктанта с сочетаниями жи-ши

Уметь выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями

жи-ши

Тематический.

Письмо под диктовку

Работать с информацией, сравнивать, обобщать с целью работы в группах (парах)

107

Правописание ча-ща

1

Комбинированный урок

Правило написания сочетаний ча-ща

Уметь писать слова с сочетаниями ча-ща

Текущий

Описывать свойства объектов (сочетания ча-ща)

108

Составление текста диктанта с ча-ща

(в паре, в группе – по желанию)

1

Комбинированный урок

Составление текста диктанта с сочетаниями ча-ща

Уметь выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями ча-ща

Тематический.

Письмо под диктовку

Работать с информацией, сравнивать, обобщать с целью работы в группах (парах)

109

Правописание

чу-щу

1

Комбинированный урок

Правило написания сочетаний чу-щу

Уметь писать сочетания чу-щу

Текущий

Описывать свойства объектов (сочетания чу-щу)

110

Составление текста диктанта с чу-щу

1

Комбинированный урок

Составление текста с сочетаниями чу-щу

Уметь выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями чу-щу

Тематический. Письмо под диктовку с взаимопроверкой

Анализировать объекты письма с целью работы в соответствии с правилами

111

Правописание

чк, чн, чт

1

Комбинированный урок

Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн

Уметь выполнять правила записи слов с сочетаниями чк, чн

Текущий

Исследовать объекты письма с целью записи слов по правилам

112

Составление текста диктанта с сочетаниями чк, чн, чт

1

Комбинированный урок

Составление текста с сочетаниями чк, чн, чт

Уметь выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями чк, чн, чт

Тематический

Работать с информацией. Представлять данные

113

Диагностирование орфографической зоркости. Слуховой диктант.

1

Комбинированный урок

Запись слов и предложений под диктовку

Иметь привычку правильной посадки и навык пользования письменными принадлежностями.

Уметь записывать предложения под диктовку; составлять и записывать предложения из 2-3 слов; выполнять самопроверку и взаимопроверку

Тематический.

Письмо под диктовку

Моделировать разнообразные ситуации с целью письма и осуществления взаимопроверки

114

Заглавная буква

в именах

собственных

1

Комбинированный урок

Заглавная буква в именах собственных

Знать понятие «имена собственные».

Уметь писать имена собственные с заглавной буквы

Текущий

Исследовать объекты письма с целью записи слов по правилам

115

Запись предложений с благодарностью «Азбуке». Взаимопроверка.

Самопроверка

1

Комбинированный урок

Запись слов и предложений под диктовку

Уметь записывать пред-ния под диктовку; составлять и записывать пред-ния из 2-3 слов; выполнять самопроверку

Тематический.

Письмо под диктовку

Моделировать разнообразные ситуации с целью письма и осуществления взаимопроверки

РУССКИЙ ЯЗЫК (45 Ч)

урока

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования

к уровню подготовки

обучающихся

Вид

контроля

УУД

Дата

Алфавит (3 часа)

116

Знакомство с новым учебником «Русский язык»

1

Изучение нового материала

Русский алфавит. Правильное название букв, знание их последовательности. Восприятие и понимание звучащей речи

Знать структуру построения учебника «Русский язык»; названия букв алфавита, их последовательность и основные звуковые значения. Уметь находить букву в алфавитном столбике; записывать слова по алфавиту, читать определения,

правила

Текущий

Ориентироваться в пространстве. Исследовать предметы окружающего мира

117

Упражнение в расположении слов в алфавитном порядке

1

Обобщение и систематизация изученного

Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений

Уметь находить букву в алфавитном столбике; записывать слова по алфавиту, читать определения, правила

Текущий. Фронтальный опрос

Систематизировать изучаемые объекты (буквы) в определенной последовательности. Сравнивать, обобщать понятия

118

Закрепление знаний об алфавите

1

Практическое применение знаний, умений, навыков

Русский алфавит. Списывание текста

Знать русский алфавит. Уметь списывать слова с доски

С/р с проверкой по образцу

Систематизировать знания об алфавите.

Моделировать приемы расположения слов в алфавитном порядке

Построение звуковой схемы слова (4 часа)

119

Слова-предметы. Слова-действия

1

Изучение нового материала

Слово и его значение. Имя существительное, значение и употребление. Глагол, значение и употребление в речи. Имя прилагательное, значение и употребление в речи

Знать признаки изученных частей речи (сущ-ного, прилагательного и глагола); словарные слова.

Уметь анализировать и кратко характеризовать части речи; находить в тексте слова-предметы, слова-действия и слова-признаки; задавать вопросы к словам

Текущий.

Индивидуальный опрос

Наблюдать, исследовать изучаемые объекты (слова). Выделять признаки изученных слов, анализировать и характеризовать их

120

Слова-признаки

1

Изучение

нового

материала

Слово и его значение. Имя существительное, значение и употребление. Глагол, значение и употребление в речи. Имя прилагательное, значение и употребление в речи

Знать признаки изученных частей речи (существительного, прилагательного и глагола); словарные слова.

Уметь анализировать и кратко характеризовать части речи; находить в тексте слова-предметы, слова-действия и слова-признаки; задавать вопросы к словам

Текущий. Индивидуальный

опрос

Моделировать ситуации употребления изучаемых слов в речи.

Исследовать признаки изучаемых слов. Слушать, оценивать ответы в группах

121

Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки

1

Изучение

нового

материала

Слово и его значение. Имя существительное, значение и употребление. Глагол, значение и употребление в речи. Имя прилагательное, значение и употребление в речи

Знать признаки изученных частей речи (существительного, прилагательного и глагола); словарные слова.

Уметь анализировать и кратко характеризовать части речи; находить в тексте слова-предметы, слова-действия и слова-признаки; задавать вопросы к словам

Текущий. Индивидуальный

опрос

122

Слова-помощники

1

Изучение

нового

материала

Предлог. Значение и употребление предлогов в речи

Знать значение предлогов. Уметь схематически изображать и распознавать предлоги, составлять схемы предложений, записывать предложения, состоящие из четырёх слов

С/р с проверкой по образцу. Текущий. Индивидуальный и фронтальный опросы

Работать с информацией. Исследовать и усваивать новые слова

Речь письменная и устная (5 часов)

123

Устная и письменная речь

1

Комбинированный урок

Отличие письменной речи от устной. Чтение и понимание учебного текста. Знаки препинания в конце предложения (точка, запятая, вопросительный, восклицательный знаки)

Знать типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Уметь определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи; правильно употреблять знаки препинания в предложении

Текущий. Индивидуальный и фронтальный опросы

Наблюдать, сравнивать и осмысливать новые понятия

124

Упражнение в распознавании устной и письменной речи

1

Комбинированный урок

Отличие письменной речи от устной. Чтение и понимание учебного текста. Знаки препинания в конце предложения (точка, запятая, вопросительный, восклицательный знаки)

Знать типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Уметь определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи; правильно употреблять знаки препинания в предложении

Текущий. Индивидуальный и фронтальный опросы

Описывать свойства предложений с целью правильного употребления их в речи.  Планировать свои

действия

125

Смыслоразличительная роль ударения

1

Комбинированный урок

Отличие письменной речи от устной. Чтение и понимание учебного текста. Знаки препинания в конце предложения (точка, запятая, вопросительный, восклицательный знаки)

Знать типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Уметь определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи; правильно употреблять знаки препинания в предложении

Текущий. Индивидуальный и фронтальный опросы

Анализировать и координировать свои действия и действия в группах

126

Правила списывания текста

1

Комбинированный урок

Чтение и понимание учебного текста. Знаки препинания в конце предложения (точка, запятая, вопросительный, восклицательный знаки)

Знать типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Уметь определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи; правильно употреблять знаки препинания в предложении

Текущий. Индивидуальный и фронтальный опросы

Анализировать и координировать свои действия и действия в группах

127

Большая буква в именах, отчествах, кличках животных, названиях городов, рек

1

Комбинированный урок

Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных

Уметь писать прописную букву в именах собственных, правильно обозначать на письме границы предложения (прописная буква в начале и знаки препинания в конце предложения)

С/р с проверкой по образцу

Формировать умение понимать и писать слова с большой

буквы

Звуки речи (31 час)

128

Маша и Миша знакомятся со звуковым столбиком

1

Комбинированный урок

Звуки и буквы: гласные, согласные. Различие согласных звонких и глухих, мягких и твёрдых, парных и

непарных

Знать понятия «звуки» и «буквы».

Уметь различать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые согласные, парные звонкие и глухие согласные, только твёрдые и только мягкие согласные

Текущий.

Индиви-дуальный

опрос

Исследовать, наблюдать и осмысливать полученную информацию о звуках и

буквах

129

Звонкие и глухие

парные согласные

1

Комбинированные уроки

Различие согласных звонких и глухих, мягких и твёрдых, парных и непарных

Знать парные согласные звуки. Уметь различать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые согласные, парные звонкие и глухие согласные, только твёрдые и только мягкие согласные

Текущий

Устанавливать общие и различные свойства изучаемых объектов (звуков)

130

Звонкие и глухие

парные согласные

1

131

Звук [й'] и буква й

1

Комбинированные уроки

Различие согласных звонких и глухих, мягких и твёрдых, парных и непарных

Знать способ обозначения звука [й'] в начале слова (с помощью букв е, ё, ю, я).

Уметь правильно писать слова с буквой й, с гласными е, ё, ю, я

С/р с проверкой по образцу

Исследовать способы обозначения звука [й'] на письме. Осмысливать полученную информацию

132

Звук [й'] и буква й

1

Комбинированные уроки

Различие согласных звонких и глухих, мягких и твёрдых, парных и непарных

Знать способ обозначения звука [й'] в начале слова (с помощью букв е, ё, ю, я).

Уметь правильно писать слова с буквой й, с гласными е, ё, ю, я

С/р с проверкой по образцу

Исследовать способы обозначения звука [й'] на письме. Осмысливать полученную информацию

133

Звук [й'] и буква й

1

Комбинированные уроки

Различие согласных звонких и глухих, мягких и твёрдых, парных и непарных

Знать способ обозначения звука [й'] в начале слова (с помощью букв е, ё, ю, я).

Уметь правильно писать слова с буквой й, с гласными е, ё, ю, я

С/р с проверкой по образцу

Исследовать способы обозначения звука [й'] на письме. Осмысливать полученную информацию

134

Двойная роль

(работа) букв е, ё, ю, я

1

Комбинированный урок

Звуки и буквы: гласные,

согласные

Знать роль йотированных гласных в русском языке, когда буквы я, ю, е, ё обозначают по два звука.

Уметь различать гласные и согласные звуки

Текущий. Индивидуальный

опрос

Наблюдать, исследовать роль йотированных гласных в русском языке. Осуществлять самоконтроль

135

Распознавание мягких и твёрдых согласных на слух, обозначение их с помощью букв гласных

1

Комбинированные уроки

Звуки и буквы: гласные,

согласные

Знать способ обозначения твёрдых согласных с помощью гласных первого ряда (а, о, у, э, ы) и способы обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда (я, е, ю, ё)

Тематический

Формировать умения распознавать мягкие и твердые согласные в устной и письменной речи. Исследовать способы их обозначения

136

Распознавание мягких и твёрдых согласных на слух, обозначение их с помощью букв гласных

1

137

Написание слов со звонкими и глухими, мягкими

и твердыми согласными. Повторение правил

переноса слов

1

Комбинированные уроки

Звуки и буквы: гласные,

согласные

Знать парные согласные звуки

Тематический

Формировать умения распознавать мягкие и твердые согласные в устной и письменной речи.

138

Различие твёрдых и мягких согласных. Обозначение на письме гласных звуков

1

Комбинированный урок

Звуки и буквы: гласные, согласные. Различие согласных звонких и глухих, мягких и твёрдых, парных и непарных; обозначение мягкости согласных звуков на письме

Знать гласные и согласные звуки.

Уметь различать гласные и согласные звуки

С/р с проверкой по образцу

Описывать, сравнивать и различать гласные и согласные звуки. Корректировать себя и  других участников процесса обсуждения

139

Различие твёрдых и мягких согласных. Обозначение на письме гласных звуков

1

Комбинированный урок

Звуки и буквы: гласные, согласные. Различие согласных звонких и глухих, мягких и твёрдых, парных и непарных; обозначение мягкости согласных звуков на письме

Знать гласные и согласные звуки.

Уметь различать гласные и согласные звуки

С/р с проверкой по образцу

Описывать, сравнивать и различать гласные и согласные звуки. Корректировать себя и  других участников процесса обсуждения

140

Слова с сочетаниями жи-ши, же-ше

1

Знать правило написания слов с сочетаниями жи-ши, же-ше.

Уметь писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щупод ударением

Текущий. Фронтальный опрос

Работать с информацией, моделировать ситуацию с целью взаимопроверки

141

Слова с сочетаниями ци, це, цы

1

Комбинированные уроки

Буквы и, е после буквы ц в сильной позиции. Гласные ударные и безударные. Деление слов на слоги. Словесное ударение

Знать правило написания слов с сочетаниями ци, це, цы. Уметь писать слова с сочетаниями ци, це, цы под ударением

С/р с проверкой по образцу

Формировать умения  понимать и обобщать изучаемые объекты письма. Осуществлять самопроверку по образцу

142

Слова с сочетаниями ци, це, цы

1

143

Слова с сочетаниями чу-щу, ча-ща

1

Комбинированные уроки

Буквы гласных после шипящих в сильной позиции под ударением: жи-ши, ча-ща, чу-щу. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

Знать правило написания слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, чу-щу, ча-ща.Уметь писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, ци-це под ударением

Тематический. Списывание слов

Исследовать, сопоставлять и обобщать различное написание изучаемых объектов письма

144

Слова с сочетаниями чу-щу, ча-ща

1

145

Мягкий знак на конце слов

1

Контрольный урок

Разделительные ь и ъ знаки. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил и опреде-

лений. Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации

Знать роль мягкого знака на конце слов.

Уметь писать слова с мягким знаком – показателем мягкости

Текущий. Фронтальный опрос

Уметь систематизировать полученную информацию об изучаемых объектах письма

146

Разделительные твёрдый и мягкий знаки

1

Комбинированные уроки

Разделительные ь и ъ знаки. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил и определений. Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации

Знать роль твердого и мягкого разделительных знаков. Уметь писать слова с разделительными мягким и твердым

знаками

С/р с проверкой по образцу

Наблюдать, исследовать изучаемые объекты с целью наблюдения орфоэпических норм языка

147

Разделительные твёрдый и мягкий знаки

1

148

Разделительные твёрдый и мягкий знаки

1

149

Звонкие и глухие согласные на конце слов

1

Комбинированные уроки

Правописание парных звонких и глухих согласных. Различные способы проверки слов

Знать правило написания парных согласных на конце слова.

Уметь различать произ

ношение и написание слов, подбирать проверочные слова

Текущий. Фронтальный опрос

Ориентироваться в полученной информации с целью различения произношения и написания

150

Звонкие и глухие согласные на конце слов

1

Комбинированные уроки

151

Способы проверки слов с парными

согласными на конце слов

1

Комбинированный урок

Правописание парных звонких и глухих согласных

Знать правило написания слов с парными согласными на конце.

Уметь подбирать проверочные слова к словам с парными согласными; различать произношение и написание слов

Текущий.

Индивидуальный

опрос

Работать с информацией с целью обогащения словаря. Исследовать объекты и осуществлять разнообразные способы проверки слов

152

Написание слов

с парными согласными

1

Комбинированный урок

Овладение нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения – «Азбука вежливости»

Знать правило написания парных согласных.

Уметь различать произношение и написание слов

Текущий.

С/р с проверкой по образцу

Овладевать нормами речевого этикета в повседневном

общении

153

Закрепление знаний о предложении

1

Комбинированный урок

Овладение нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения – «Азбука вежливости»

Знать типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Уметь определять характер предложения по цели высказывания

Текущий.

Индивидуальный

опрос.

Осуществлять способ сотрудничества в процессе закрепления знаний о предложении

154

Контрольное списывание

1

Урок контроля

Списывать текст

Использовать полученные  знания

155

Обобщение знаний о предложении.

1

Комбинированный урок

Овладение нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения – «Азбука вежливости».

Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске

Знать типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Уметь определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи;

Текущий.

Осуществлять способ сотрудничества в процессе закрепления знаний о предложении

156

Обобщение знаний о предложении.

1

Комбинированный урок

Овладение нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения – «Азбука вежливости».

Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске

Знать типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Уметь определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи;

Текущий.

Осуществлять способ сотрудничества в процессе закрепления знаний о предложении

157

Итоговый диктант

1

Урок контроля

Писать текст под диктовку

Диктант

Использовать полученные  знания в процессе контроля

158

Схемы предложений. Словарный диктант

1

Комбинированный урок

Знаки препинания в конце предложения (точка, запятая, вопросительный, восклицательный знаки). Овладение нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения – «Азбука вежливости»

Выполнение основных мыслительных операций.

Текущий.

Индивидуальный опрос.

Словарный диктант

Обобщать, оценивать свой и общий результат деятельности, личный вклад каждого участника

159

Оформление писеми заполнение анкет

1

Комбинированный урок

Побуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь.  

Составлять предложения по заданным схемам

Текущий.

Выражать и отстаивать свою точку зрения

160

Итоговый урок

1

Комбинированный урок

Побуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь.  

Составлять предложения по заданным схемам

Текущий.

Выражать и отстаивать свою точку зрения

161-165

Резервные уроки

5

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 1 КЛАСС

Программа систематического курса русского языка разработана в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, сделавших упор на формирование УУД, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Учет психологической характеристики современного школьника потребовал пересмотра некоторых важных теоретических позиций, продумывания особого гуманитарного статуса учебно-методического комплекта по русскому языку, включения в его корпус той словарной и орфоэпической работы, которая никогда ранее не практиковалась как система.

1. А. Обязательный учет реальных норм произношения на территории огромной страны. Это касается разных сторон преподавания языка — и практической, и теоретической. Например, рассмотрения одной из ведущих орфографических проблем — проблемы безударных гласных. Для многих территорий, на которых распространено полногласие, нет проблемы чередования звуков [о] и [а] в первой предударной (и даже во второй предударной!) позиции. Поэтому традиционный вариант рассмотрения проблемы безударных гласных здесь не срабатывает, является неубедительным. Это касается и теоретических проблем, поскольку отражается на формировании понятийного аппарата. При учете существования территорий, на которых распространено полногласие, невозможно пользоваться определением орфограммы, к которому мы привыкли. Это понятие должно быть ориентировано не на подчеркивание расхождения между произношением и написанием, а на существование вариантов произношения и необходимость правильного выбора написания.

Б. Учет реальных норм произношения предполагает и учет статистики самых частотных ошибок произношения,связанных, во-первых, с неправильным ударением, а во-вторых, с искажением произношения отдельных звуков. Это требует организации специальной работы, связанной с неоднократным возвращением к одним и тем же лексическим единицам, употребляемым в разном контексте для реального освоения норм правильного произношения. Это требует и введения в обиход (и включения в корпус УМК) орфоэпического словаря, к которому школьник постоянно отсылается для решения конкретной орфоэпической задачи.

2. Учет того, что с каждым годом в классах растет процент учащихся, для которых русский язык является вторым, а не первым языком, на котором они говорят. Не учитывать этого в структуре материала учебника означает не только игнорировать важнейшую проблему адаптации этой части класса к доминирующей языковой среде, но и искусственно тормозить языковое развитие русскоговорящей части класса. Учитывая тот факт, что в русском языке господствует флексийный (через окончания) способ связи слов в предложении, совершенно ясной становится задача именно 2-го класса: постоянно обращать внимание детей на ПРИЧИНЫ разницы окончаний знаменательных частей речи в словосочетаниях и в предложениях. Решение этой задачи требует создания многочисленных ситуаций, которые позволяют детям осознавать различие существительных по родам, осознавать разницу окончаний прилагательных, согласованных с существительными, и причины этой разницы.

Специально организованная по другим основаниям орфоэпическая работа, о которой мы уже говорили выше, также является чрезвычайно важной и для решения проблем двуязычных детей.

Постоянная работа с обратным словарем (включенным в корпус УМК), в котором языковой материал выстроен с учетом суффиксального способа словообразования как господствующего в русском языке и флексийного способа связи слов в предложении, также способствует не только сознательному, но и подсознательному освоению системы языка.

3. Учет того, что практически каждый ребенок, приходящий в начальную школу, — это ребенок со своим набором логопе-дических проблем, потребовал разработки специальной системы упражнений, цель которой — усиленное формирование фонематического слуха на протяжении первых двух лет обучения. В течение первого года обучения каждый школьник осваивает базовые звуковые оппозиции (к которым относятся гласные и согласные, а внутри гласных — [а]-[о]; внутри согласных — [м]-[п], [т,]-[д,], [д]-[н] и др.). В течение второго года обучения школьники переходят к закреплению базовых оппозиций, а также к тренировке различения периферических оппозиций, которые важны для усвоения круга орфограмм 2-го класса, связанных с правописанием шипящих, звонких-глухих парных согласных, разделительных знаков. Это прежде всего оппозиция свистящие-шипящие, шипящие между собой, свистящие между собой, звонкие-глухие парные согласные. Без внимания не остаются также оппозиции [р]-[л], [л]-[л,] [л,]-[в,], [л]-[й,], [р]-[й,], [р,]-[л,], [г]-[х], [в]-[д], [ф]-[п], [ш]-[ф], [ч,]-[т,] и др. Из большого числа периферических оппозиций предпочтение отдано именно тем, неразличение которых дает максимальное количество дисграфическихошибок. Разработанная система упражнений (включающая так называемую звукобуквенную зарядку и последовательную работу с орфоэпическим словарем) постепенно подводит школьников к пониманию многих фонетических закономерностей, например: в какихслучаях пишутся разделительные ь и ъ знаки; почему парные звонкие согласные на конце слова заменяются глухими; как и почему используются приставки о- и об-, и др. Эта система работы в итоге приводит к правильному определению корней слов и — что очень важно — к правильному выделению окончаний.

4. Учет того, что ученик начальной школы — это не только городской, но и сельский ребенок, привел к тому, что в качестве того жизненного опыта, на который ориентировались авторы комплекта, был выбран жизненный опыт ребенка, проживающего в провинции и в сельской местности. Та картина мира, которая выстраивается в учебниках комплекта путем разворачивания внешней интриги, обладает узнаваемостью для большинства учащихся. Те психологические характеристики, которыми отличаются разновозрастные дети — герои учебников, являются достоверными, вызывают доверие учащихся, стремление общаться (переписываться) с ними. Интерактивная переписка, которая заложена как методический прием в комплект учебников, — это тоже форма реакции на то, что обучающиеся в начальной школе проживают не только в мегаполисе или крупных областных центрах, но и в небольших городах и в сельской местности, часто испытывают дефицит впечатлений и общения, нуждаются в дополнительной эмоциональной поддержке.

5. Учет неврологического образа современного ребенка вызывает к жизни работу в нескольких направлениях.

А. Изучение всего материала строится не на искусственных языковых моделях и примерах, а на реальных коротких стихотворных, часто шуточных, текстах, которые: а) представляют собой реальные высокохудожественные, доступные возрасту образцы речи, б) способны удержать внимание ребенка своей эмоционально-образной системой и поддержать его интерес к рассматриваемой проблеме.

Б. Система заданий представляет собой пошаговое продвижение в рассмотрении языковой проблемы, а сама проблема складывается как система конкретных наблюдений. Только движение от конкретных наблюдений к обобщению и только пошаговое рассмотрение материала соответствуют возрастным особенностям младшего школьника и создают условия ненасильственного изучения материала.

В. Свойственная возрасту и современному неврологическому состоянию сознания неспособность младшего школьника долго удерживать внимание на чем-то одном, а также удерживать в памяти открытую закономерность или правило требует многократного возвращения к уже завоеванным позициям на протяжении всего периода обучения. Любое изученное правило, каждая открытая языковая закономерность через определенный отрезок времени вновь и вновь предъявляются школьнику — но не для того, чтобы он ее вспомнил, а для того, чтобы он ею воспользовался как инструментом для решения текущей языковой задачи.

6. Для создания условий выживания в мире информации, поток которой постоянно возрастает, в УМК продумана система работы, которая побуждает школьника постоянно самому добывать информацию и оперировать ею. Речь идет о системе словарей, которые включены в особый том учебника (начиная со 2-го класса) и к которым школьник вынужден постоянно обращаться, решая конкретные языковые задачи. Разработана система заданий, не позволяющая школьнику ответить на вопрос или выполнить задание, пока он не добудет недостающий кусочек знаний в «другой» книге.

7. Для создания или восстановления целостной картины мира в учебнике продумана внешняя интрига, герои которой будут сопровождать школьника на протяжении 4-х лет обучения. Эти герои — действующее интеллектуальное окружение школьника, они не только наравне с ним решают те же задачи, но и завязывают с ним содержательную переписку, смысл которой не только в том, чтобы создать интерактивную форму обучения русскому языку, но и в том, чтобы возродить почти утраченную культуру переписки, возродить почти утраченную культуру клубной работы для младших школьников, восстановить тот воспитательный потенциал (без прежней идеологической подоплеки), который несли в себе прежние идеологические объединения школьников. Для восстановления целостной картины мира особое внимание в УМК уделяется системе иллюстраций. Огромное психологическое воздействие иллюстраций на сознание ребенка — хорошо известный факт. Разработанная система иллюстраций включает: а) иллюстрации внешней интриги, которые позволяют школьнику удерживать в сознании образы тех героев, которые его сопровождают в книге; б) дидактические иллюстрации, которые носят образно-ассоциативный характер и помогают школьникам понять абстрактные языковые закономерности; 
в) иллюстрации к текущим стихотворным текстам.

Чтобы сделать учебник любимым, авторский коллектив стремился к тому, чтобы иллюстрации были проникнуты чувством юмора и нравились детям.

Для построения целостной картины мира, формирования речевой культуры младших школьников, поддержания интереса к занятиям по развитию речи в УМК по русскому языку разработана система работы с живописными произведениями, которая проводится на материале репродукций высокого качества, помещенных в учебнике «Литературное чтение».

Программа разработана в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, сделавших упор на формирование общеучебных умений и навыков, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Программа разработана и в соответствии с теми принципами, которые сформулированы в концепции «Перспективная начальная школа» (т. е. принципами развивающего обучения, которые сочетаются с традиционным принципом прочности).

1 класс (50 ч)

Алфавит. Правильное название букв. Практическое использование последовательности букв алфавита: алфавитный принцип расстановки книг на библиотечных полках и в словарях.

Звуки речи: гласные и согласные; ударные и безударные гласные; звонкие и глухие согласные, парные и непарные; твердые и мягкие согласные, парные и непарные. Слог. Ударение. Буквы гласных как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Обозначение буквами звука [й,]. Буквы гласных после шипящих в сильной позиции (под ударением: жи-шича-щачу-щу). Буквы ие после ц в сильной позиции. Парные по звонкости-глухости согласные на конце слова.

Построение звуковой схемы слова.

Слова-названия предметов, признаков, действий. Слова-помощники слов-названий предметов  (предлоги). Прописная буква в именах собственных. Предложение. Прописная буква в начале

предложения. Знаки в конце предложения. Построение схемы предложения.

Речь письменная и устная. Первое знакомство с особенностями устной речи, которые не подтверждаются письменно (выделение слова голосом, ударение). Знакомство с особенностями письменной речи, которые не подтверждаются устно (письменная форма слова, которая не подтверждается на слух; прописная буква в начале предложения и в именах собственных). Особенности устной речи, которые дублируются письменно (разница предложений по цели высказывания и по интонации, выражение этой разницы знаками препинания).

«Азбука вежливости»: несколько формул речевого этикета (ситуации встречи, расставания, просьбы, поведения за столом, совершенного проступка), их использование в устной речи при общении

со сверстниками и взрослыми.

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету

«Русский язык » к концу 1-го года обучения

Обучающиеся научатся:

-называть буквы алфавита, их последовательность и их основные звуковые значения;

- знать правила переноса слов по слогам;

-знать способ обозначения твердых согласных с помощью гласных первого ряда (а, о, у, э, ы) и способы обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда (я, е, ю, е, и) и мягкого знака;

-знать способ обозначения звука [й] в начале слова (с помощью букв е, е, ю, я).

-быстро найти букву в алфавитном столбике;

-определять границы предложения как в устной, так и в письменной речи; правильно обозначать на письме границы предложения (прописная буква в начале и знаки в конце предложения);

-писать прописную букву в именах собственных;

-делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строчки на другую;

-понимать различие между звуком и буквой;

-различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие и твердые согласные; парные звонкие-глухие согласные; только твердые и только мягкие согласные;

-писать слова с сочетаниями жи-шича-щачу-щуци-цепод ударением;

-писать словарные слова, определенные программой;

-списывать небольшой текст по правилам списывания;

-определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи (без применения терминологии);

-читать и составлять простейшую графическую схему слова и предложения.

-адекватно воспринимать  звучащую речь (высказывания взрослых и сверстников; детских теле- и радиопередач, аудиозаписей);

-соблюдать орфоэпические нормы речи;

- общаться со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета.

Словарь

Адрес, алфавит, город, дежурный, карандаш, карман, картина, картофель, квадрат, квартира, компот, коньки, косынка, лимон, линейка, морковь, Москва, облако, окно, пальто, пенал, платок, портфель, телевизор, телефон, яблоко (26 слов).

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года обучения.

В области познавательных УУД (общеучебных) школьник научится: ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова  на странице и развороте; находить нужную дидактическую иллюстрацию; получить первоначальные навыки инструментального освоения алфавита: представлять на уровне прикидки, какие знаки и группы знаков находятся в его начале, конце, середине;работать с двумя источниками информации (учебной книгой и "рабочей тетрадью"): сопоставлять условные обозначения учебника и рабочей тетради;

В области коммуникативных УУД школьник должен уметь: в рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте: договариваться о распределении  работы между собой и соседом,  выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом; выполнять работу по цепочке; в рамках коммуникации  как взаимодействия: видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и понимать необходимость присоединиться к одной из них;

В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий)школьник должен: понимать, что нужно и можно выполнять работу над ошибками; выполнять работу над ошибками с помощью взрослого.

Программу обеспечивают:

Чуракова Н.А. Русский язык. 1 класс: Учебник, — М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Гольфман Е.Р. Тетрадь для самостоятельных работ. 1 класс. — М.:

Академкнига/Учебник,  2011.

Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. Русский язык. 1 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 2-4 классы: Методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник.

Формирование УУД средствами учебного предмета «Русский язык»

1 КЛАСС

Личностные УУД:

самоопределение: система заданий, нацеленная на децентрацию младшего школьника, ориентирующая его на учет чужой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач. Задания типа «Помоги Маше (Мише) объяснить что-то, или подтвердить её/его точку зрения, или доказать что-то, или ответить на данный вопрос»: с. 20, 23, 34, 35, 40, 46, 48, 57, 69;

смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: организация участия детей в действиях интриги, содержащей гуманистический пафос восстановления нарушенного порядка, любви ко всему живому, ориентирующей младшего школьника помогать героям-животным, попавшим в плен, и решать с этой целью разные интеллектуальные задачи. Задания типа «Помоги Маше (Мише) навести порядок в библиотеке: расставить книги на полки»; «Помоги Маше (Мише) выручить этих животных (вернуть им способность действовать, вернуть им признаки, освободить их детенышей из плена и т. д.). Для этого тебе надо сделать/освоить то или это»: с. 7, 11, 14, 15, 44, 55, 56, 59, 87, 89.

Регулятивные УУД (контроль и самоконтроль):

осуществление контроля процесса и результатов деятельности: задания типа «Миша сказал, что ему два раза встретился звук [о]в детских именах. Проверь: прав ли Миша? Для этого вернись к звуковой записи слов»; «Маша сказала, что каждому твёрдому согласному звуку обязательно соответствует мягкий согласный звук. Проверь: права ли Маша? Исследуй для этого звуковой столбик»;

-  самоконтроль процесса и результатов деятельности: задания типа «Проверь, на какие буквы на твоих полках нет фамилий писателей? А у твоего соседа?»; «Тяни первый слог. Что у тебя получилось? Проверь: совпадает ли это с указанием звукового столбика?»; «Вернись к упражнению № 26. Перечитай слова, выделенные жирным шрифтом. Какие два слова ты теперь сумеешь записать правильно?»: с. 9, 29, 34, 36, 38, 47; 57, 58, 60, 61, 63, 64, 66, 69, 71, 74, 78, 79, 90, 92 (рефлексия).

Познавательные УУД (общеучебные):

-  умение применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями: задания типа «Из всех слов, выделенных жирным шрифтом, выпиши только те, которые подтверждают новое правило»; «Вернись к столбику-списку животных. Примеряй к каждому из них указанные слова-названия признаков. Выписывай подходящие по смыслу»; "Вернись к схемам на странице 6. Уточни, на какие согласные показываютбуквыии е. Работает ли это правило в данном случае?»: с 15, 16, 17, 20, 29, 30, 35, 38, 39, 40; 52, 57, 58, 60, 62, 65, 68, 72, 80, 90, 92.

-  умение ставить, формулировать и решать проблемы: использование в предложении предлога (с.19-20); установление качества звука [й'](с. 35-37).

Познавательные УУД (информационные):

обучение работе с разными видами информации:

  • · формирование умения поиска начала урока по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике и тетради:с. 5, 8, 9, 14, 15, 16, 18, 21, 25, 28, 29, 32, 35, 37, 40, 42, 45, 47, 49, 53, 56, 60, 62, 64, 66, 68, 71, 73, 74, 76, 79, 81, 83, 85, 86, 87, 90;
  • · формирование умения читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами и словосочетаниями:с. 5, 6, 7, 8-9, 12-13, 18, 21, 40, 41, 81;
  • · обучение работе с вертикальным звукобуквенным столбиком (удержание заданного аспекта и выбор информации по заданному аспекту): с. 6, 8, 10, 12, 29, 30, 32, 35, 37, 38, 39, 40, 43, 57, 78, 90-91;
  • · обучение работе с информацией, представленной в графической форме: с. 42. 52, 60, 65, 72.

Познавательные УУД (информационные)– обучение работе с разными видами информации по другим основаниям:

1. Поиск и фиксация информации – формирование умения искать информацию в учебной книге: все задания, в которых необходимо вернуться на определенные страницы для выполнения задания. Например, нужно будет с разных страниц учебника вернуться к карте животных, чтобы выручить из беды очередную группу пленников: с. 11 (№ 3), с. 35, с. 40, с. 44 (№ 15), с. 46 (№ 18); с. 67 (№ 32), с. 69 (№ 34). Кроме этого: с. 15 (возврат к списку на с. 14), с. 20 (возврат к иллюстрации на с. 18); с. 58-59 (поиск текста в учебнике «Литературное чтение»), с. 62 (возврат к схемам на с. 52), с. 65 (возврат к схемам на с. 52), с.72 (возврат к № 36), с. 76 (возврат к правилу на с. 30), с. 80 (возврат к с. 30), с. 92 (работа с учебником «Литературное чтение»). А также все задания, в которых необходимо искать определенную группу звуков на отдельно выделенном вертикальном звуковом столбике.

2. Понимание и преобразование информации –  задания, нацеленные на проверку понимания информации: с. 7 (достройка алфавитного списка: вставка пяти пропущенных знаков), с. 8-9 («примерки» фамилий писателей к звеньям алфавита на библиографических табличках (по 12 «примерок» делает каждый ребенок из пары), с. 15 («примерки» подходящих признаков к списку из 6 животных), с. 19 (выбор верного высказывания из четырех вариантов;выбор нужного предлога для трех вариантов), с. 21 (выбор нужного из двух вариантов), с. 23 (выбор нужного из трех вариантов), с. 24 (сравнение трех разных, но похожих вариантов), с. 25 (реконструкция трех разных, но похожих вариантов), с. 26 (сравнение сначала трех омографов, а затем двух омонимов), с. 28, № 9 (работа с пятью парами омонимов), с. 34 (сравнение двух пар слов, имеющих фонетическое сходство), с. 36 (сравнение двух пар похожих слов, имеющих разную слоговую структуру), с. 38-39 (сравнение трех пар фонетических слогов, имеющих сходный звук), с. 40 (сопоставление четырех звуковых моделей с их буквенным обозначением и способность найти подходящие примеры); с. 41 (сопоставление букв гласных второго ряда в начале слов с их звуковыми эквивалентами), с. 42-43 (сходные задания), с. 43 (различение парных согласных звуков по твердости/мягкости); с. 44, 45, 47, 48 (сходные задания); с. 47 (соотнесение слова с подходящей звуковой схемой; соотнесение простого предложения, состоящего из основы, с подходящей схемой);с, 49-51 (сравнение ударных гласных звуков, обозначенных на письме разными буквами); с. 52 (выбор слов для подтверждения закономерностей, указанных в схеме), с. 53 (поиск фонетической закономерности в системе маркирования букв в списке слов), с. 54 (сравнение трех столбиков слов по предложенным основаниям), с. 55-56 (различение парных согласных звуков по твердости/мягкости); с. 61-66 (способность осознать исключения из правил).

3. Применение и представление информации – задания, нацеленные на применение полученной информации: с. 40 (применение звуковой модели к конкретному лексическому материалу), с. 39 (применение полученных фонетических знаний к записи своего имени с помощью значков транскрипции); с. 52 (способность проиллюстрировать фонетическую закономерность, отраженную в схеме, выбранными примерами), с. 58 (способность произнести вновь предъявленные звуковые сочетания на старинный лад), с. 59, № 25 (способность применить правило), с 60, 61, 63, 66 (способность применить правило, способность следовать инструкции), с. 67 (способность следовать инструкции) и т. д.

4. Оценка достоверности получаемой информации – задания, нацеленные на создание условий для оценки и проверки достоверности получаемой информации. Это задания типа «Миша нашёл пять таких слов, Маша – только четыре. Как на думаешь, кто из них прав?»; «Миша предположил, что не бывает фамилии па такие буквы. Прав ли Миша?»: с. 9, 49. 51, 60, 63, 64, 66.

Познавательные УУД (знаково-символические),  моделирование: с. 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 25, 40, 41,  42, 47, 75, 79.

Познавательные УУД (логические):

-  подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков: подведение конкретного языкового материала под лингвистическую схему: с.15, 16, 17, 18, 19, 20, 25, 41, 42, 47; 52, 62, 65, 72, 75, 90;

-  подведение под правило: с. 60, 66, 67;

-  установление причинно-следственных связей (например, ребенок должен установить связь между: отсутствием некоторых букв на библиографических табличках в библиотеке и отсутствием фамилий, начинающихся на эти буквы; местом ударения в слове и значением слова; сменой логического ударения в предложении и изменением смысла предложения; количеством гласных в слове и количеством слогов; использованием прописной буквы в словах, являющихся именами собственными, и отсутствием ее в словах, омонимичных данным словам; местоположением в слове буквы гласного второго ряда и количеством звуков, которые она обозначает. Ребенок должен установить зависимость качества согласного звука (по линии звонкости/глухости) от его местоположения в слове; зависимость произношения слов от особенностей написания (с ь и ъ или без них); между целью предложении и знаком (а также между интонацией и знаком), с помощью которого эта цель (или эта интонация) оформляется на письме, и т.д. (с. 9, 15, 16, 17, 23, 24, 26, 27, 28, 29, 36-37, 38, 39, 41, 42, 43, 45; 50, 51, 53, 55, 56, 58, 61, 66, 67, 68, 73, 80-82,  85, 87, 90);

-  формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное: с. 19, 23, 24, 25, 26, 28, 29, 30, 31, 33, 34, 36, 38, 39, 42, 43, 45, 47, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 62, 65, 68, 70, 71, 73, 74, 76, 77.

Коммуникативные УУД:

-  инициативное сотрудничество: задания, требующие распределения работы с соседом по парте: с. 8, 11, 28, 30, 44, 46, 48, 61, 67;

коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации) – учет позиции собеседника: задания типа «Должен ли Миша по-разному ответить на этот вопрос в каждом из трёх случаев? Помоги ему это сделать»; «Маша растерялась. Помоги ей решить эту проблему»: с. 20, 23, 29, 34, 35, 40, 46, 48, 65, 81, 84.

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года обучения

В области познавательных УУД (обшеучебных) школьник научится ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить нужную дидактическую иллюстрацию: получит первоначальные навыки инструментального освоения алфавита: представлять на уровне прикидки, какие знаки и группы знаков находятся в его начале, конце, середине; научится работать с двумя источниками информации (учебной книгой и рабочей тетрадью): сопоставлять условные обозначения учебника и рабочей тетради.

В области коммуникативных УУД школьник должен уметь:

-  в рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте, договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом; выполнять работу по цепочке;

- в рамках коммуникации как взаимодействия: видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и понимать необходимость присоединиться к одной из них.

В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий) школьник должен понимать, что нужно и можно самостоятельно выполнять работу над ошибками; выполнять работу над ошибками с помощью взрослого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по теме "Начальная форма слов-названий признаков" (УМК "Перспективная начальная школа"

Урок по теме «Начальная форма слов-названий признаков» проходит в начале второго полугодия второго класса. В первом полугодии учащиеся получили представление о начальной форме слова. В настоящий момен...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе и презентация по теме : Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица» учителя начальных классов Остренко Л.П. Программа "Перспективная начальная школа"

Программа «Перспективная начальная школа»3 классУрок литературного чтенияТема: Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица»Подготовила учитель нач. классов МОУ СОШ№8с. ТахтаОстренко Л.П.Цели: д...

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 3 класс программа "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.

Данная рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 3 класс программа "Перспективная начальная школа"  учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района ...

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.

Данные рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа"  учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовског...

Опыт работы МО начальных классов по теме РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Как сформировать УУД? Может лекцию ребенку прочитать или домой задать, или может, пусть этим родители занимаются? В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологи...

План работы районной ТГ учителей начальных классов, работающих по программам «Перспективная начальная школа» и «Планета Знаний» на 2013 – 2014 учебный год

Тема: Реализация системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе.Цель работы ТГ: реализация ФГОС второго поколения.Задачи:повышение качества обучения в свете новых ФГОС начального образ...

Технологическая карта урока УМК «Перспективная начальная школа» Предмет: Математика УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: «Деление нацело и деление с остатком» Класс: «4» Тип урока: Открытие новых знаний Цель: создать условия для совместной деятельности при зна...