Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру " Экологическая экспедиция. Безударная гласная."
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Фамцова Ольга Александровна

В рамках года экологии был проведён открытый интегрированный урок - экспедиция, затрагивающий тему бережного отношения человека к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_ekologicheskaya_ekspeditsiya.docx27.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока : « Экологическая экспедиция. Безударная гласная».

Выполнила:

учитель начальных классов

Фамцова Ольга Александровна

Интегрированный урок по окружающему миру и русскому языку

« Экологическая экспедиция. Безударная гласная.»

Цели: привлечь внимание учащихся к проблеме раздельного сбора мусора

Задачи: повторить понятие «экология», правила поведения человека в лесу, орфограмму безударная гласная,  обогащать словарный запас, способствовать воспитанию экологической культуры учащихся.

Материалы и оборудование: ватман; картинки с изображением планеты Земля, условными экологическими обозначениями; индивидуальные карточки.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!

  1. Самоопределение к деятельности.

На ватмане записан эпиграф:

« Любовь к родной стране начинается с любви к природе»

                                             (К. Паустовский).

- Загадка:

В нём живёт моя семья:

Папа, мама, брат и я.

В нём четыре стенки, крыша

И труба ещё повыше. (дом)

- У каждого человека есть свой родной дом. А у всех людей вместе  имеется общий дом? Какой?

- Планета Земля – наш общий дом. Над головой у нас голубая крыша – небо, под ногами общий пол - земная поверхность , всех нас обогревает великая лампа – солнце. ( Учитель приклеивает в центре ватмана изображение планеты).

-Наша планета – прекрасный дом для всего живого. Но этот дом нужно беречь и любить . И помогает нам в этом наука «экология». ( Экос – дом, убежище, логос – наука).

-Экология – это наука о связи живых существ со средой обитания, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. ( На ватмане появляется ещё одно изображение о том, что такое экология.)

2017 год по указу нашего президента В. Путина объявлен годом экологии в России.

  1. Мотивация и целеполагание.

А может ли человек, любящий свою родину не знать родного языка?

Сегодня я предлагаю вам отправиться в экологическую экспедицию, разделившись на группы. Дети делятся на группы и выбирают капитанов.

Повторение правил работы в группе.

Правила работы в группе ( можно распечатать и прикрепить на держатели для каждой команды).

  1. Разговариваем вежливо.
    2. Называем соседа по парте по имени.
    3. Говорим по очереди, не перебивая друг друга.
    4. Внимательно слушаем.
    5. Четко высказывайте свое мнение.
    6. Соблюдаем порядок на парте.
    7. Уважаем мнение товарища.

-А что такое экспедиция? (Это дальнее путешествие с научной целью. Виртуальное путешествие. )

- Ребята, как вы думаете, кем мы сегодня поработаем? (Юными экологами)

- Вы сегодня поработаете в роли юных экологов. А кто такие экологи?      (Люди, защищающие природу. Они учат нас бережно относиться к миру природы).

4. Актуализация опорных знаний и умений.

-Работа по индивидуальным карточкам.

Карточки с определением.

Кто такие экологи?

Экологи - это люди, которые защищают пр..роду. Они учат нас бережно отноиться к миру пр..роды: к в..де, з..мле и воздуху, к растениям и гр..бам, к насекомым, рыбам, птицам, зверям.

- Что нужно сделать в этих карточках?

-А должен  ли эколог быть грамотным человеком?

-Кто из вас догадался, какую орфограмму мы должны повторить?

Сформулируйте цели урока:

- поработать юными экологами и повторить орфограмму безударная гласная в корне слова.

5. Физкультминутка.

Я иду и ты идешь 
Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.) 
Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.) 
Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.) 
Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.) 

6.  Обобщение и систематизация имеющихся знаний.

Ребята, догадайтесь, куда мы попали? Воздух свежий. Кругом деревья, кусты. Вдохните в себя несколько глубоких глотков воздуха. Как хорошо!

Давайте вспомним правила поведения в лесу. С помощью значков сформулируйте правила поведения в лесу.

- Берегите муравейники. Не разоряйте их. (Подсчитано, что семья из одного муравейника за сутки уничтожает 10 -30 тысяч насекомых, из которых около 80 процентов являются вредителями. С апреля до октября муравьи уничтожают от 2 до 5 миллионов насекомых-вредителей.)

- Не подходите близко к гнёздам птиц. Не разоряйте птичьи гнезда!

- Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы нужны природе!

- Не рви цветы!

- Не лови бабочек и других насекомых!

- Не разжигай костёр!

- Не лови и не уноси домой диких животных!

- Не шуми в лесу!

( Команда, которая быстрее других справилась с заданием).

Отвечают по одному человеку по очереди.

- Ребята, я бы хотела обратить ваше внимание на знак « Не мусорить» (знак приклеивается на ватман)

Команды получают карточки с текстом. Метод Инсерт. Ученики на полях ставят условные обозначения. Далее обсуждение.

Информация о разложении мусора.

Мусор содержит вредные вещества для здоровья человека и окружающей среды. Наиболее опасным для человека является стекло, особенно битое. Оно ничем не растворяется и может пролежать в земле очень, очень долго.

Опасными  являются некоторые виды пластмасс. Пластмассовые  бутылки разлагаются на половину меньше чем стекло. Металлические банки могут разлагаться от 80 до 100 лет. От 10 до 20 лет будут разлагаться брошенные в лесу полиэтиленовые пакеты и резиновые вещи.

Деревянные, картонные и бумажные предметы разлагаются быстро, но их лучше закапывать, чтобы они не портили внешний вид природы.

Пищевые отходы (шкурки, очистки, огрызки) разлагаются очень быстро и они даже полезны для природной среды, так как передают почве питательные вещества. Но их тоже не надо разбрасывать, а лучше закапывать.

ТБО (твёрдые бытовые отходы) очень токсичны. Выбрасываемый мусор занимает очень большие площади.

-Найдите  в тексте слова, в которых есть орфограмма  проверяемая безударная гласная. (стекло, в земле, являются, деревянные)

7. Применение знаний при решении практических задач.

-Выезжая отдыхать на природу, люди часто не заботятся о том, что остается после них на месте отдыха.

-Вопрос: что такое мусор и ТБО, откуда он берётся?

Давайте с вами разберёмся, а куда девать мусор?

-Что – то можно закопать в лесу, а что- то обязательно отнести в специальный мусорный контейнер.

-Давайте, договоримся, что не будем бросать мусор, где попало.

Проблемный вопрос: « Может ли мусор приносить пользу?» (обсуждение в командах)

Работа в командах по решению проблемного вопроса.

Игра. «Наполни мусорные контейнеры» . Условия игры: каждый ученик из конверта вынимает картинку с изображением пищевых, бытовых и т.д. отходов, на которых с обратной стороны задание, выполнив которое он может выбросить свой мусор, сравнив ответ с эталоном. 3 контейнера ( 1- пластик, 2 – стекло, металл, 3- бумага) предварительно изготавливаются из картона. 2 ученика должны получить картинки пищевых отходов. Проблемный вопрос: что делать с пищевыми отходами? ( закопать, компостная яма).

Восстанови деформированный текст.

Х..рошо летом в л..су мы идем по густой сочной тр..ве кругом цв..ты гудят шм..ли  на цв..ток села пч..ла  п..ют ч..жи, др..зды  у тр..пы кучка рыхлой з..мли  это н..ра кр..та.

- С какой орфограммой встретились, выполняя задание?

8. Рефлексия.

Каждому ученику раздаются 3 изображения ладошки (красное, жёлтое и зелёное).

- Если вы согласны с тем, что мы не будем засорять нашу планету, будем бережно к ней относиться , приклейте зелёное изображение ладошки, если есть сомнения – жёлтый, если не согланы – красный.

Вокруг изображения планеты ученики наклеивают свои ладошки.

9. Итоги урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру 3 класс

Тема.Проверка безударных гласных в корне слов. Разнообразие растений....

интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру 3 класс

Проверка безударных гласных в корне слов. Разнообразие растений....

Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру

Урок интегрированный . Расширяет знания детей по окружающему миру.Задания по русскому языку подобраны в занимательной форме....

интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру 3 класс

интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру 3 класс...

интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру на тему: "Безударные гласные. Птицы нашего леса"

Обобщить знания о правописании безударных гласных.Расширить знакомство с птицами нашего леса, как составной части живой природы...

Обобщение изученного об имени существительном. Разнообразие живых организмов, их роль в природе (Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру в 3 классе)

Интегрированный урок дает возможность в увлекательной форме повторить изученное об имени существительном, образовывать существительные при помощи разных суффиксов, а также обобщить знания детей ...

Открытый урок 2 класса Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру

Программа обучения – Школа России.  Тема: 1. Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах;          2. Углубление знаний о ж...