Интересно о русском языке
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) по теме
Даны задания по русскому языку в стихотворной форме, разработаны вопросы к ним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interesno_o_russkom_yazyke.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 Г. ПЕТУШКИ
ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Задания в стихах
по русскому языку
(3-4 кл. УМК «Школа России»)
Учитель начальных классов
Вадавая Елена Николаевна
2017 год
Интересно о русском языке
(нестандартные задания, игры)
Предлагаемый практический материал напрвлен на углубление, закрепление и контроль усвоения знаний по русскому языку.
Задания в стихотворной форме по русскому языку ориентированы на работу в 3-4 классе в комплексе с учебником В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого (М. : Просвещение, 2013).
Цель - облегчить учителю как подготовку к уроку, так и работу на уроке. Педагог может использовать данный материал как полностью, так и частично, включая в собственный план урока.
Работать над материалом можно коллективно, индивидуально, в парах, поэтому задания в стихах предусматривают не только достижение предметных результатов, но и личностных (рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими, навыки сотрудничества со сверстниками, целостное восприятие окружающего мира) и метапредметных (овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера, умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения).
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №1 г. Петушки
Владимирской области
Вадавая Елена Николаевна
Фразеологизмы
Дивные сочетания слов -
Разговорной речи основа.
Годами народ создавал
Жемчужины русского слова!
Чесать языками, нос задирать,
Брать на буксир, бить баклуши,
Двух зайцев убить, под дудку плясать,
Под боком, развесить уши.
Губы надуть и в калошу сесть,
Палки совать в колеса,
Чужими руками жар загребать,
Не видеть далее носа.
Сгорать от стыда, с неба звезды хватать,
Писать, словно курица лапой,
Ни свет ни заря, еще руки марать,
Убить семерых одним махом.
Ты посмотри, посчитай и скажи,
Сколько «жемчужин» отметил,
Все ты запомни и объясни,
И вольно используй их впредь ты!
- Как вы понимаете выражение «дивные сочетания слов»? Что это?
- Какие фразеологизмы использовал автор? Сколько их?
- Объясните значение 2-3 фразеологизмов. Составьте предложение с одним из них.
Синонимы
Актер-артист, утес-скала,
Просторы -ширь, губы- уста,
Осел-ишак, а плакса-рева,
Мокрый -сырой, опять и снова…
- Скажите, как называются слова, использованные в стихотворении.
- Какую роль выполняют синонимы в речи?
- Составьте с одним из синонимов предложение.
- Какие имена существительные употребляются в речи и как существительные женского рода, и как имена существительные мужского рода? (Маленький плакса- маленькая плакса, маленький рева-маленькая рева)
Антонимы
Богатый-бедный, острый -тупой,
Высокий -низкий, чужой -родной,
Далекий -близкий, мокрый -сухой,
Правдивый -лживый, прямой -кривой…
- Скажите, какую группу слов использовал автор? Почему вы так думаете?
- Приведите свои примеры антонимов.
Наречие
Утром, сегодня, повсюду, везде,
Сверху, вблизи, здесь, вчера, вдалеке,
Летом, направо, теперь, тут, всегда…
Часть речи какая, скажите, друзья!
***
Колледж, терраса, бассейн, килограмм,
Аппетит, пассажир, телеграмма и грамм,
Касса, антенна, сумма и ванна…
Ты назови всем скорей орфограмму!
(Двойные согласные в корне слова)
Игра «Угадай орфограмму»
Орфограмму укажи,
Правило всем расскажи!
***
Грач, меч, падеж, пейзаж,
Врач, товарищ, карандаш...
(В именах существительных м.р. после шипящих мягкий знак не пишется)
***
Дичь, вещь, печь и ложь,
Глушь, речь, мышь и ночь…
(В именах существительных ж.р. после шипящих пишется мягкий знак )
***
Уши, стрижи, ежи и мыши,
Карандаши, ужи и лыжи…
( ЖИ,ШИ)
***
Чаща, щука и чугун,
Чайка, чашка и молчун…
( ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ)
***
Леса, вода, моря, село,
Весна, зима, земля, окно…
(Безударные гласные в корне слова)
***
Звездный, поздний и чудесный,
Грустный, честный, интересный…
(Непроизносимые согласные )
***
Подъезд, семья, разъезд и съехал,
Вьюн, вьюга, колья и объехал…
(Разделительные Ь и Ъ )
***
Москва, Волга, Суздаль, Пушкин,
Альпы, Лена, Сена, Дудкин…
(Заглавная буква в именах собственных)
***
Олень, письмо, морковь и тень,
Линь, радость, рысь, портфель, тюлень…
(Буква Ь для обозначения мягкости)
***
Точка, дочка, бочка, гречка,
Птенчик, тучка, пончик, печка…
(Буквосочетания чк,чн,нч,щн)
***
Травка, берег, зуб и глаз,
Морковь, лавка, дуб, алмаз…
(Парные согласные )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как сделать урок русского языка интересным?
Как сделать урок русского языка интересным?Интерес к учению есть там, утверждал В.А.Сухомлинский, где есть вдохновение, рождающееся от успеха. Как же добиться этого успеха? Как вызвать интерес у нынеш...
Внеклассное занятие по русскому языку с использованием проектной деятельности в 4 классе по теме: «Русский язык – это увлекательно и интересно».
Занятие по русскому языку мы проведем в форме проекта: « Русский язык – это увлекательно и интересно». В ходе, которого мы попробуем доказать следующую гипотезу:...
Урок русского языка в 4 классе на тему: "Интересное и необычное в русском языке. Глаголы-исключения"
Предлагаю разработку урока русского языка в 4 классе с использованием технологии развития критического мышления, элементами игровой технологии, ИКТ....
Викторина по русскому языку "Наш интересный русский язык"
Викторина проводится среди учащихся 4 классов...
Статья "Как сделать интересными уроки русского языка"
Как сделать интереснымиschool2100.com›upload/iblock/e36/….pdf Как сделать интересными уроки русского языка. Ю.В. Кирилина. Придя после оконч...
Это интересно (занимательный русский язык)
Презентация "Занимательный русский язык" содержит интересные факты о русском языке....
Сценарий внеурочного занятия по русскому языку " Русский язык - это интересно" для 2го класса
Турнир знатоков по данному сценарию прошел с большим интересом со стороны учащихся! Дети с удовольствием принимали участие в конкурсах и отвечали на задания! Этот открытый урок получил высокую о...