СЛОВА, К КОТОРЫМ НЕЛЬЗЯ ЗАДАТЬ ВОПРОС
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Урок русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок русского языка31.28 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

СЛОВА, К КОТОРЫМ НЕЛЬЗЯ ЗАДАТЬ ВОПРОС

Тема: Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами.

Цель:

   развитие умения отличать предлоги от других слов в предложении;

    развитие умения правильно писать предлоги с другими словами в предложении.

Символы:

Н

П

М

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

 3   3    

1.  Эмоциональное введение в урок (используется мотивирующий приём).

– Я расскажу о междометии, а вы будете мне помогать.

Мне, – сказало Междометье, –

Интересно жить на свете.

Выражаю поощренье,

Похвалу, упрёк, запрет.

Благодарность, восхищенье,

Возмущение, привет...

Тот, кого охватит страх,

Произносит слово ... (все говорят: Ах!)

У кого тяжёлый вздох,

Произносит слово... (все говорят: Ох!)

Кто встречается с бедой,

Произносит слово ... (все говорят: Ой!)

Кто отстанет от друзей,

Произносит слово ... (все говорят: Эй!)

У кого захватит дух,

Произносит слово ... (все говорят: Ух!)

Интересно жить на свете,

Если знаешь междометья!

2. Словарная работа на основе домашнего задания.

– Какое словарное слово встретилось в упр. 90 («Дидактический материал»)? (Погода.)

– Какие чувства может вызывать погода?

– Что помогает выразить эти чувства? (Междометия.)

– Приведите примеры, которые вы подготовили дома.

Работа над словом погода в Орфографической тетради на с. 29.

– Подберите и запишите однокоренные слова. (Погода, погодные (условия), распогодилосъ, непогода.)

 

 

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирова-ние правила (определения).

 - Какое грандиозное событие произойдет зимой в нашей стране?

(Олимпийские игры)

- В каком городе будут проводиться Олимпийские игры? ( в Сочи)

- Что преодолевают спортсмены в борьбе за награду? ( Страх, лень, боль...)

- Давайте и мы поработаем так, чтобы получить награду!

-Запишите предложение ( Открываю доску)

Олимпийские игры пройдут в Сочи.

- Составьте схему к этому предложению. (Один ребенок работает у доски)

- Сколько слов в этом предложении? ( 5 слов)

- Задайте к каждому слову вопрос ( ребенок у доски подбирает вопросы и выставляет  над словами вопросы)

- Назовите слово, к которому нельзя задать вопрос?   (в)

– Как оно называется? (Предлог.)

   - Что мы знаем о предлоге? Вывешиваю на доску.

(К предлогу нельзя поставить вопрос.                                                 Предлоги не выражают чувств.

                                                     Предлоги с другими словами пишутся раздельно.)

(Закрываю предлог листочком)

 - Прочитайте предложение. Олимпийские игры пройдут Сочи.

  Что происходит с предложением без предлога? (Нарушается речь, слова не связаны  между собой.)

 - Какой проблемный вопрос возникает? ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ПРЕДЛОГИ?

Вывешиваю на доску вопрос.

 - Как вы думаете , для чего нужны предлоги в предложении?

( Предлоги нужны для связи слов в предложении.)

 - Найдите и прочитайте вывод на странице 80 и сравните свой вывод с авторским.

 -Правы ли вы были?

 - С чем мы сейчас работали? ( с информацией)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

 

 Работа по учебнику. Откройте учебники на стр 81 и найдите упр 111

 - Запишите Упражнение 111.

 - Это упражнение мы будем выполнять в парах.

 - Прочитайте задание. Что вы должны сделать? (Закончить предложения и записать их.)

Кусты роз росли у...

Орел парил над ...

Мы вышли из...

Проверка одной пары. Выслушиваем другие варианты, если они есть.

 - Подчеркните слова, которые вы дописали. Прочитайте их. (2 человека)

 - Кто заметил, что общего у этих слов? ( Что они обозначают?)

- Какой вывод можете сделать. С  какими словами употребляются предлоги? (  Предлоги употребляются со словами, обозначающими предмет.)

 - Назовите предлоги, которые записаны в наших предложениях.

У

 НАД

 ИЗ ( Вывешиваю карточки с этими предлогами на доску)

 - Подберите к предлогам слова , обозначающие признак предмета.

 У синего

НАД  большим

ИЗ  красивого.

Запишем  одно из предложений.

 - Какой теперь можем сделать вывод? С какими словами употребляется предлог?

 ( Предлог употребляется  со словами – признаками.)

Стираю слова – признаки.

 - А теперь подберите к предлогам слова, обозначающие действие.

 - У нас не получается.

 - И так, сделайте вывод сами : с какими словами употребляется предлог.

( Предлоги употребляются  со словами, обозначающими предмет и признак предмета. Со словами  обозначающими действие предлоги не употребляются.)                            ЗАПОЛНЯЮ ЕЩЕ ОДНО   ОЛИМПИЙСКОЕ КОЛЬЦО

Физ минутка   Игра присядем, если назову предлог.

Ох, ух, в, ,под, на,  эх, от, ой, за, фу, по.

Молодцы!

 - Найдите в учебнике упр 113

-Запишите Упражнение113

Упр. 113 – совершенствуются навыки выбора в тексте нужных по смыслу предлогов и умения правильного письма.

 - Прочитайте текст. ( Борзова Аня)

 - Легко ли вам было читать текст? Почему? ( Слова не были связаны, трудно понять смысл)

 - Вставьте нужные по смыслу предлоги. Запишите текст. Подчеркните пробел между предлогом и словом. ( Самостоятельная работа)

 - У доски работает Субботина Настя.

 - Если нужна моя помощь, поднимите руку.

 - Кто закончил, дайте мне знать.

- Поставьте себе на полях карандашом оценку за эту работу.

ВЗАИМОПРОВЕРКА .

 - Настя читает текст вслух, а вы ребята покажите свое согласие или несогласие светофорчиком и ( После прочтения каждого предложения)

 Спасибо , Настя садится. Поставьте своему соседу оценку за эту работу на полях и обведите в кружок.

Обменяйтесь тетрадями. - Настя, проведи самооценку проделанной работы.

 - Ребята, связаны ли теперь слова по смыслу?

 Как можно озаглавить текст? ( «Тропинка»)

 Какое предположение о роли предлогов  мы подтвердили?

 ( Предлоги нужны для связи слов в предложении) ЗАПОЛНЯЮ ПОСЛЕДНЕЕ КОЛЬЦО .

 

 - Ребята, какую награду получают спортсмены на олимпийских играх? (медали)

 - Оказывается, давным-давно наградой были серебряные и золотые медали. Третьего места не было. Перед вами карточки с медалями.

 -  Выберите себе по сложности одну из них.

 Карточка с золотой медалью сложней, с серебряной по сложности легче.

 - Прочитайте и выполните это задание самостоятельно в карточках.

Если нужна моя помощь, поднимите руку.

Золотая карточка

Выберите нужные предлоги, вставь.

Взяли сыновья (по, за) _________ стреле. Упала стрела Ивана – царевича (в, на)_____ болото. Велел царь ( к, под)_____ утро хлеб испечь. Василиса оборотилась птицей и улетела (за, в) ___ окно.

Серебряная карточка

Вспомните сказку «Колобок»

Вставьте пропущенные предлоги.

Вылез ...печи, прыгнул ...окно, побежал ...дороге.

Самопроверка по образцу.

Исправьте ошибки, если они есть.

Оцените свою работу светофорчиком: справился – зеленый цвет, не справился – красный цвет.

 -Молодцы!

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV. Итог урока.

– Назовите ключевые  фразы урока. ( То , что на кольцах)

Посмотрите , все пять колец заполнены.

- Это значит, что мы с вами  многое узнали о предлоге.

Кто знает, что символизируют олимпийские кольца?

Кольца символизируют союз (единство) пяти частей света и всемирный характер Олимпийских Игр.

 - Что вы можете сказать о своих знаниях? (проводим рефлексию по алгоритму  )

 -ТЕПЕРЬ Я ЗНАЮ...

 - Я НАУЧИЛСЯ...

 - Я УМЕЮ...

Выберите и покажите медаль , которую вы заслужили за работу на уроке.(Золотую ,  серебряную или бронзовую)

 - Почему Саша выбрал  серебряную медаль, что было трудным, непонятным.

 - Ребята все вы молодцы !

V. Домашнее задание.

-Тихо откройте дневники, т.к мы многое знаем о предлоге, вы можете выполнить задание программный уровень: с 80 упр 110

Повышенный уровень: с 80 упр 112

А желающие могут выполнить оба задания.

 - Есть ли такие желающие, поднимите руку?

Деятельность учеников:

Находить в предложении предлоги.

– Характеризовать роль предлогов в речи.

– Писать предлоги раздельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Слова, к которым нельзя поставить вопрос"

Реализация технологии проблемного обучения в начальной школеУрок  русского языка во 2 классе УМК «Школа 2100»Р.Н. Бунеев, Е.В. БунееваТема: «Слова, к которым нельзя задать вопрос, их роль» (...

Конспект урока русского языка во 2 классе "Слова, к которым нельзя задать вопрос" (междометия)

Цель данного урока: дать понятие о междометиях (без определения), познакомить с их особенностями, научить отличать от других частей речи. На уроке рассматриваются некоторые приемы по развитию самооцен...

урок русского языка 2 класс "Школа 2100" "Слова, к которым нельзя задать вопрос" (междометия)

данная разработка урока может быть полезной  учителям начальной школы, работающим по программе "Школа 2100"...

План урока по Русскому языку 2 класс Школа 2100. Тема: Слова, к которым нельзя задать вопрос

Файл содержит план урока по Русскому языку во 2 классе, ОС Школа 2100, учебник Бунеевых. Тема: "Слова, к которым нельзя задать вопрос. Предлоги, междометия". План предполагает использование интерактив...

Проверочная работа по русскому языку "Слова, к которым нельзя задать вопрос" для 2 класса

Проверочная работа по русскому языку "Слова, к которым нельзя задать вопрос" для 2 класса...