1. Мотивация к учебной деятельности и планирование
Цель. Включение детей в деятельность | - Похлопайте в ладоши те, кто пришёл в школу с хорошим настроением. - Пожмите руку соседу, если вы добрый человек и готовы помочь товарищам. - Помашите рукой те ребята, кто хочет поскорее начать урок и узнать что-то новое. - Улыбнитесь друг другу, кто сегодня будет внимательным и старательным. - Доброе утро солнцу и птицам, доброе утро всем улыбчивым лицам. - Чем бы вы хотели сегодня заниматься на уроке? (планирование) 1. Выделение звуков в слове и выполнение звукобуквенного и слого-звукового анализа слова. 2. Чтение слогов и слов. 3. Разгадывание зашифрованных слов 4. Читать текст. | Создание эмоционального настроя урока. | Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу в классе. | Личностные-самоконтроль Регулятивные-целеполагание. Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества совместно с учителем.
|
2. Постановка учебной задачи. Цель. Подведение детей к формулированию темы урока. Составление плана работы. | – Сегодня к нам на урок пришёл гость. Отгадайте, кто это: Днём спит, ночью летает, Прохожих пугает. (Сова.) Совушка-сова, большая голова, На суку сидит, головой вертит, Во все стороны глядит. – Кто видел сову? Какая она? (Учитель показывает картинку.) – Мудрая сова пришла познакомить с новой буквой, научить читать слова и предложения. Но прежде чем дать новые знания, мудрая сова интересуется, насколько прочные знания у вас уже есть. | Формулирует задание. | Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы, помогают строить план урока при помощи условных обозначений. | Регулятивные-целеполагание. Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества совместно с учителем.
|
2. Актуализация знаний Цель: Активизировать знания, умения и навыки по теме урока. Мотивировать к предстоящей деятельности на уроке.
| 1. Работа по «ленте букв»: - Для чего на уроке мы используем «ленту букв»? - Определите, на какие группы делятся все звуки и буквы русского языка. - На какие группы можно разделить гласные звуки? Назовите гласные, назовите признаки гласных. - На какие группы можно разделить согласные звуки, назовите признак классификации согласных. Назовите согласные буквы, назовите признаки согласных. - Определите, о каком звуке идет речь: глухой согласный звук, который есть в словах кот, окунь; - Гласный, который обозначает мягкость согласного звука; во всех позициях обозначает один звук. - Мы вспомнили признаки гласных и согласных, мы умеем различать звуки. Это нужно уметь делать при изучении новой темы.
| Учитель предъявляет задания.
| Ученики слушают задания, отвечают на вопросы - Помогает обобщать, сравнивать и классифицировать буквы и звуки. - Все звуки и буквы русского языка делятся на гласные и согласные. Дети называют гласные, их отличительные признаки; классифицируют гласные. Классифицируют согласные, называют признаки классификации, читают согласные буквы. - Это звук [к]. - Это звук [и], во всех позициях обозначает один звук; обозначает мягкость согласного. Дети фиксируют результаты и значение предыдущей работы для изучения новой темы. | Познавательные Общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме; Логические – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, ответов учащихся. Коммуникативные: Обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. Личностные: Осознают себя в роли обучающегося, формулируют мотивы достижения поставленной цели. |
3. «Открытие» обучающимися новых знаний Цель: познакомить обучающихся с согласными звуками [с], [с'] , буквами С,с, обозначающими эти звуки на письме.
| 1. Наблюдение. – Сова предлагает вам первое испытание: найти «заблудившийся» звук. Говорят, один рыбак В речке выловил башмак. Но зато ему потом На крючок попался… дом! На пожелтевшую траву Бросает лев свою… листву. Лежит лентяй на раскладушке, Грызёт, похрустывая, пушки. – Отгадайте загадки: По лужку он важно бродит, Из воды сухим выходит, Носит красные ботинки, Дарит мягкие перинки. Кто-то в сумке носит книжки, Кто-то – нужные вещички, Кто-то – телефон, игру, А детишек – ... (кенгуру). Вот ещё одна загадка Девочкам и мальчикам: Кто рождается в кармане С маленьким карманчиком? Когда плывёт — прекрасен, Когда шипит — опасен. (Гусь.) – Как называется карманчик, в котором носят детёнышей кенгуру? (Сумка.) 2. Звуковой анализ слов «гуси», «сумка». – Рассмотрите схемы, расположенные справа от рисунков. – Выполните звуковой анализ слова «сумка». – Разделите слова «гуси», «сумка» на слоги. – Определите, какой слог ударный. – Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой. – Назовите букву, которой можно обозначить звуки [с], [с’]. (Буква с.) – Рассмотрите букву С, с. На что похожа? (Луна, подкова и т. д.) Села мышка в уголок. Съела бублика кусок. С, колесико хромое, Познакомилось с тобою. Г. Виеру – Замените фишки в схемах слов буквами. 3. Игра «Живые буквы». – Мудрая сова любит игру «Живые буквы». Давайте поиграем, порадуем гостью. Возьмём слово «сумка». – Назовите гласные звуки. – Назовите согласные звуки. – Назовите звуки по номерам. – Найдите и назовите как можно больше признаков сходства слов «гуси» и «сумка». (Два слога, ударный первый слог, ударный гласный звук [у].) – Найдите признаки различия. (Количество букв.) – Уберите буквы и фишки в такой последовательности: - букву, которой записан второй гласный звук в слове «гуси» (и); - букву, которой записан ударный гласный звук в слове «сумка» (у); - букву, которой записан ударный гласный звук в слове «гуси» (у); - последнюю букву в слове «сумка» (а). – Дайте характеристику буквам, которые убрали. (Это гласные буквы.) - Уберите букву с, которой записан мягкий согласный звук. Назовите слово, в котором есть эта буква. (Гуси.) - Уберите букву с, которой записан твёрдый согласный звук. Назовите слово. (Сумка.) - Уберите буквы, обозначающие парные по звонкости-глухости звуки. (Буквы г и к.) - Уберите букву м. – Вспомните и назовите как можно больше слов с буквой с, которая обозначает мягкий согласный звук. (Сила, сено, семья, усики и т. п.) – Назовите слова с буквой с, которая обозначает твёрдый согласный звук. (Свет, свеча, нос, колос и т. п.) 4. Чтение слогов, слов и предложений. «Делу – время, потехе – час». 1) Ребята, давайте теперь прочитаем слоги с буквой эс на странице 91. 2) Теперь прочитаем слова. Первый столбик читает …, второй столбик, третий -…, продолжим читать пары слов на странице 92. – Прочитайте слоги с буквой с, используя «окошечки». – Мальчики будут хором читать слоги с твёрдым согласным. А девочки - с мягким. Будьте очень внимательны. – Прочитайте слова по столбцам. – Прочитайте слова парами. Дети, определите, а есть ли разница в том, какой предмет называют первое и второе слово в каждой паре? – Рассмотрите таблицу на доске. – Зачеркните буквы, которые повторяются. Из оставшихся букв соберите два слова. (Иней, снег.) – Чувствуете, как сразу стало холодно? Замело в лесу пригорки И овражки замело. Ни души нет на полянке. Тихо. Холодно. Бело. – Но это только так кажется. Зимняя лесная сказка самая таинственная. Попробуйте объяснить, почему так происходит? | Выделение звуков [с], [с'], знакомство с буквой С.
| Запоминают слова со звуками [с], [с'], знакомятся с буквой С. Отгадывают загадки, выделяют в словах звуки [с], [с'].
(С-с-сом.)
(Лес-с-с.)
(С-с-сушки.)
(Гусь.)
(Кенгуру.)
Выполняют задания учителя | Регулятивные- Действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя; Оценивают выполнение задания Познавательные добывают новые знания; Владеют основными логическими действиями (сравнение, анализ, синтез) Личностные осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием,
Познавательные читают схемы для получения информации.
|
5. Первичное закрепление Цель. Закрепить знания, полученные на уроке. | 1. Чтение текста «Зимняя сказка». О чём узнали из зимней сказки? Теперь перечитайте сказку шёпотом и посчитайте, сколько раз в ней встретилась буква с. Назовите слова с буквой с. – Какие слова повторяются в тексте? – Сколько предложений в тексте? – Что заметили? (Три одинаковых предложения, состоящие из одного слова.) – Как вы думаете, зачем автор написал предложение «Снег» три раза подряд? (Ответы учеников.) - Мудрая сова довольна вашими ответами. Она решила поделиться с вами своими наблюдениями. Оказывается, буква с очень любит зиму. Назовите «зимние» слова, в которых есть буква с. (Снежинки, снеговик, санки, сосулька, снегурочка, снежки.)
СНЕГОПАД Сыплет снег, осторожен и робок, От него даже ночью светло. Деревенька увязла в сугробах, Белым пухом её занесло. Тихо вьётся позёмка седая, Только слышно, как снег разгребая, У калиток лопаты скрипят. М. Пляцковский 3) Дети, а во что вы любите играть зимой? (ответы детей) А.Л. Барто написала такое стихотворение. Послушайте. Что же придумал ребёнок, чтобы превратить зиму в лето? А кто хочет прочитать стихотворение всем ребятам? 4) Чтение стихотворения детьми. | Организует работу с текстом.
Читает учитель стихотворение «Я знаю, что надо придумать»
| Умеют читать слоги и слова, предложения с буквой с.
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение.
Слушают учителя, затем читают сами | Регулятивные - анализ, обобщение, умение организовать совместную деятельность под руководством учителя. Логические- определяют наличие в звучащем слове звука. Познавательные-осуществляют отбор информации. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель -самоконтроль усвоения знаний. | Работа по учебнику. Расшифровка закодированных слов. А совушка мудрая головушка предлагает нам такое задание. Найдите его на странице 92. Прочитайте задание. Прочитайте слово в левом столбце таблицы вверху. Сколько в нём букв. Прочитайте слово слева внизу. Сколько в нём букв? Какие одинаковые буквы встретились в обоих словах? А если мы переставим буквы в словах, слова получатся другие? Попробуйте поработать в группах и вместе собрать новое слово. Подсказкой вам будут числа - номера букв. Работа в группах (1 группа весна - навес, 2 группа насос - сосна, 3 группа смола - масло, 4 группа сел - лес) Давайте проверим какие слова у вас получились. Ответственные каждой группы называют слова, а мы смотрим на экран. | Организует работу по учебнику Формулирует задание.
Организует самоконтроль. | Работают по учебнику
Работа в парах | Регулятивные- контролирует результат своей деятельности. Познавательные-осуществляют отбор информации Личностные – формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные: Формирование умения слушать и понимать других. Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме. Формирование умения работать в паре. |