Технологическая карта урока "Предложения по цели высказывания" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку на тему

Передрий Ольга Геннадьевна

Технологическая карта урока "Предложения по цели высказывания" 5 класс. Урок усвоения новых знаний с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл предложения по цели высказывания73.55 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Учитель: Передрий О. Г.

Предмет: русский язык

Класс:  5 В

Дата проведения:

Место проведения: ГБОУ СОШ № 3 п.г.т. Смышляевка

Тема урока: Предложения по цели высказывания.

Тип: урок усвоения новых знаний

Вид образовательной технологии: ТРКМЧП, ИКТ, технология здоровьясбережения

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать основные признаки предложения, знаки завершения, роль интонации в точной передачи смысла речи говорящего, виды предложений по цели высказывания, особенности интонации повествовательных, вопросительных, побудительных предложений; уметь распознавать виды предложений по цели высказывания и правильно пунктуационно их оформлять, произносить; составлять разные виды предложений по цели высказывания; соотносить указанные предложения с определёнными схемами.

Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; контроль, коррекция, оценка действий партнёра (при работе в парах)

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, составление плана и последовательности действий, предвосхищение результата и уровня усвоения, оценка своих достижений.

Ожидаемые образовательные результаты: обучающийся получит возможность научиться опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;

           

             Методы: наблюдение над языком; эвристический метод;

             Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

             Образовательные ресурсы: http://www.uroki.net; http://www.zavuch.info; http://www.festival.september.ru 

Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор

             

Ход урока/этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД (на каждом этапе урока)

I  Организационный момент

Настраивает на урок.

- Доброе утро. Рада вас видеть.

Демонстрируют готовность к уроку

Л: нравственно-этическое оценивание

II  Речевая разминка

Читает эпиграф, записанный на доске: «Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен» А.П. Чехов.

(изысканный, т.е. вычурный, витиеватый, манерный)

Читают эпиграф, осознают его, высказывают свое мнение.

Л: мотивация, смыслообразование

III    Актуализация знаний

Вызов

- Мы хорошо знаем, что язык – это средство общения. А с помощью чего мы общаемся? Правильно, с помощью предложений, т.к. предложение - это основная единица общения. Для чего же служат предложения в речи? Общаясь между собой, люди передают друг другу информацию (в предложении содержится сообщение), задают вопросы (спрашивают о чем-то) или просят, приказывают что-либо сделать (побуждают к действию). То есть разговаривая, мы ставим определенную цель, а цель может быть разной. Значит, разными могут быть и предложения по цели высказывания.

На доске предложения. Как вы думаете, какую цель передает каждое предложение?  

1. Обязательно прочитайте рассказы Е. Носова о жизни ребят.

2. Вы читали рассказы Е. Носова?

3. Ребята с большим интересом прочитали рассказ Е. Носова «Белый гусь»

- Сформулируйте тему урока.

Запишем в тетрадь.

- Поставьте цели на сегодняшний урок.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют тему: «Предложения по цели высказывания»,  ставят цели: «Вспомнить, какими бывают предложения по цели высказывания. Научиться их определять в речи и на письме »

Записывают тему урока в тетрадь.

Л: положительно относятся к учению, познавательной деятельности.

П: осознают учебно-познавательную задачу.

Р: планируют необходимые действия, операции

IV     Самоопределение к   деятельности

Верные/неверные утверждения:

1. Если цель нашего высказывания – сообщить о чем-либо, то мы используем повествовательные предложения.

2. Если цель высказывания – спросить о чем-либо, то мы используем вопросительные предложения.

3. Если цель высказывания – побудить к чему либо, попросить, приказать, то мы используем побудительные предложения.

- Вернемся к этим утверждениям в конце урока.

Слушают учителя, ставят знаки «+» или «-» в тетрадях после прослушивания каждого утверждения.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

П: учатся слушать и слышать

V    Работа по теме урока

Осмысление

 «Немая схема» на доске и на парте у каждого ученик «Виды предложений по цели высказывания» (Приложение 1).  - Наша задача - заполнить схему, используя материал учебника.  Стр. 70. Работаем в парах.

- Проверим, что у вас получилось. (Слайд 1)

- Ребята, а во всех ли предложениях будет одинаковая интонация (ритмико-мелодический строй речи, чередование повышений и понижений тона при произнесении)?

- Правильно, нет.

При чтении повествовательных предложений голос вначале повышается, затем делается небольшая пауза, в конце предложения голос понижается (Слайд 2)

Произнесите правильно следующие повествовательные предложения:

1. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. (Записать в тетрадь, схематически показать интонацию)

2. Снова князь у моря ходит, с синя моря глаз не сводит.

- Подытожим: Какие предложения называются повествовательными, какая интонация характерна для таких предложений?

- В вопросительных предложениях голос повышается на самом важном для смысла вопроса слове – это логическое ударение. Это слово может стоять в различных частях предложения. А помогают задать вопрос различные вопросительные слова. Послушайте стихотворение замечательного детского писателя С.Я Маршака. Запишите слова, которые помогают задать вопрос:

У меня возник вопрос:

Почему зимой мороз?

Кто меняет зайцу шубу?

Вырезает листья дубу?

Чем питается енот?

Как одет и где живёт?

И зачем лисице хвост?

И какой у волка рост?

Должен многое спросить,

Ведь хочу я умным быть.

- Какие слова вы записали? Давайте проверим (Слайд 3)

- Какие еще вопросительные слова помогают задать вопрос   (Куда? Откуда? Что? Сколько? Частицы: ли, неужели, разве (записать в тетрадь) и др.)

- Произнесите правильно следующие вопросительные предложения (Слайд 3):

1. Но из бочки кто их вынет? Бог неужто их покинет?

2. Что тебе надобно, старче?

- Подытожим: Какие предложения называются вопросительными, какая интонация характерна для таких предложений?

- В русском языке есть множество способов выражения значения побуждения.  Просьба, приказ, пожелания могут быть категоричными, резкими или, наоборот, мягкими, спокойными. Все эти оттенки можно передать голосом. [3.102]

- Прочитайте следующие предложения, передавая голосом нужный оттенок (Слайд 4):

1. Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу! (Записать в тетрадь) (просьба-мольба)

2. Лови, лови да дави её, дави

Вот ужо! Постой немножко

Погоди: (А князь в окошко) (приказ)

- Подытожим: Какие предложения называются побудительными, какая интонация характерна для таких предложений?

Читают материал учебника под условными знаками. Выполняют работу в парах. Делают вывод о том, что необходимо составить блок-схему, заполняют схему. Проверяют себя по образцу на доске.

Отвечают на вопросы учителя, читают предложения с соответствующей интонацией, делают записи в тетради, воспринимают информацию на слух. Подводят промежуточные итоги.

П: устанавливают причинно-следственные связи; извлекают необходимую информацию из материалов учебника

К: задают вопросы, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли.

Р: составляют план действий, определяют последовательность действий, осознают, что уже усвоено и что еще предстоит усвоению

Л: осознают смысл учения и понимают личную ответственность за будущий результат

VI  Физкультминутка

  1. И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклоняясь вперед, к крышке стола, выдох. Повторить 5-6 раз.
  2. И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 4 раза.

Выполняют физические и умственные действия

Л: осознают личную ответственность за свое здоровье

VII   Продолжение работы по

 теме урока

- Выполните задание на карточках самостоятельно. Кто уверен в своих силах, можно выполнить задание на отметку. Проверка с комментированием. выставляют отметки простым карандашом в соответствии с критериями :

6-5 верных ответов – «5»

4 верных ответа – «4»

3 и менее – нужно подучить

 (Приложение 2)

- Вернемся к предложениям, записанным на доске. Как вы думаете, какую цель передает каждое предложение?  Совпало ваше мнения с первоначальным?

1. Обязательно прочитайте рассказы Е. Носова о жизни ребят.

2. Вы читали рассказы Е. Носова?

3. Ребята с большим интересом прочитали рассказ Е. Носова «Белый гусь»

- Проверим «Верные/неверные утверждения»

Знакомятся с информацией учебника.  

Выполняют работу по карточкам.

Отвечают на вопросы учителя, проверяют «Верные/неверные утверждения»

Делают выводы.

Л: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, проявляют способность к самооценке своих действий

П: систематизируют собственные знания

Р: определяют последовательность своих действий.

VIII  Рефлексия

Рефлексия

Составьте синквейн. Можно работать в парах. Тема                              «Предложения по цели высказывания»

1.Повествовательные, вопросительные, побудительные

2. Сообщают, содержат, выражают

3. Важна интонация, с которой мы говорим

4. Синтаксис

Составляют синквейн.

Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Л: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности

К: умеют договариваться несиловыми методами, вступают в диалог.

IX  Подведение итогов

Вопросы:

1. Кому принадлежат строчки предложений, которые сегодня рассматривали?

2. Какие бывают предложения по цели высказывания?

3. Почему важно соблюдать правильную интонацию в речи?

Д.З. параграф 29, упр. 145

или

выписать из сборника сказок А.С. Пушкина по 1 предложению на каждый вид предложений по цели высказывания.

Отвечают на вопросы. Подводят итоги урока.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения

Р: оценка и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Список литературы

1.  Русский язык. 5 класс. Учебн. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1 / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тросценцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2012.

2. Егоров Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М.: ВАКО, 2015.

3. Русский язык. 5 класс: технологические карты уроков по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тросценцовой и др. I часть / авт.-сост. Г.В. Цветкова. – Волгоград, 2015.

4. http://www.uroki.net;

5. http://www.zavuch.info;

6. http://www.festival.september.ru

7. http://nsportal.ru

8. А.С. Пушкин. Сказки. – М., 2014

Приложение 1

Предложения по цели высказывания

        Предложения по цели высказывания

        Предложения по цели высказывания

Приложение 2

Определите вид предложения по цели высказывания:

1. Эпиграфа.

2. Упр. 145 второе предложение.

3. Упр. 145 пятое предложение.

4. Упр. 146 первый абзац первое предложение.

5. Упр. 146 второй абзац третье предложение.

6. Составьте одно вопросительное предложение.

Определите вид предложения по цели высказывания:

1. Эпиграфа.

2. Упр. 145 второе предложение.

3. Упр. 145 пятое предложение.

4. Упр. 146 первый абзац первое предложение.

5. Упр. 146 второй абзац третье предложение.

6. Составьте одно вопросительное предложение.

Заместитель руководителя ГБОУ СОШ № 3 п.г.т. Смышляевка________________ /Т.Ю. Игонтова/

МП


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....

Технологическая карта урока математики во 2 классе по теме «Умножение и деление на 2. Учитель: Лобзова Т.И. 2 А класс

Тип урока: Открытие новых знаний. ( Ведущий метод – исследование).Педагогические задачи: Создать условия для формирования умений выполнять умножение и деление на 2. Составить таблицы умножения числа 2...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Класс: 4 класс Автор УМК «Rainbow English» 4 класс. Авторы: Афанасьева О.В., Михеева И.В.

Цель: Обобщение и систематизация полученных знаний для развития коммуникативных умений по теме «Мое любимое время года»Цель: Обобщение и систематизация полученных знаний для развития комму...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.

Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической  картой...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: " Россия на карте". УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний обучающихся о карте. Задачи урокаДидактические:учить что такое карта и приёмам чтения карты;учить находить отличия г...

Технологическая карта урока во 2-в классе по предмету математические представления по теме «Составление и решение примеров по картинке».

Целью данного материала является продолжать учить обучающихся составлять и решать примеры по картинкам. Урок составлен для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями. Материал также подобран дл...