Технологическая карта урока "Предложения по цели высказывания" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку на тему
Технологическая карта урока "Предложения по цели высказывания" 5 класс. Урок усвоения новых знаний с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
предложения по цели высказывания | 73.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Учитель: Передрий О. Г.
Предмет: русский язык
Класс: 5 В
Дата проведения:
Место проведения: ГБОУ СОШ № 3 п.г.т. Смышляевка
Тема урока: Предложения по цели высказывания.
Тип: урок усвоения новых знаний
Вид образовательной технологии: ТРКМЧП, ИКТ, технология здоровьясбережения
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать основные признаки предложения, знаки завершения, роль интонации в точной передачи смысла речи говорящего, виды предложений по цели высказывания, особенности интонации повествовательных, вопросительных, побудительных предложений; уметь распознавать виды предложений по цели высказывания и правильно пунктуационно их оформлять, произносить; составлять разные виды предложений по цели высказывания; соотносить указанные предложения с определёнными схемами.
Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.
Познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; контроль, коррекция, оценка действий партнёра (при работе в парах)
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, составление плана и последовательности действий, предвосхищение результата и уровня усвоения, оценка своих достижений.
Ожидаемые образовательные результаты: обучающийся получит возможность научиться опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
Методы: наблюдение над языком; эвристический метод;
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная
Образовательные ресурсы: http://www.uroki.net; http://www.zavuch.info; http://www.festival.september.ru
Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор
Ход урока/этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД (на каждом этапе урока) | |
I Организационный момент | Настраивает на урок. - Доброе утро. Рада вас видеть. | Демонстрируют готовность к уроку | Л: нравственно-этическое оценивание | |
II Речевая разминка | Читает эпиграф, записанный на доске: «Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен» А.П. Чехов. (изысканный, т.е. вычурный, витиеватый, манерный) | Читают эпиграф, осознают его, высказывают свое мнение. | Л: мотивация, смыслообразование | |
III Актуализация знаний | Вызов | - Мы хорошо знаем, что язык – это средство общения. А с помощью чего мы общаемся? Правильно, с помощью предложений, т.к. предложение - это основная единица общения. Для чего же служат предложения в речи? Общаясь между собой, люди передают друг другу информацию (в предложении содержится сообщение), задают вопросы (спрашивают о чем-то) или просят, приказывают что-либо сделать (побуждают к действию). То есть разговаривая, мы ставим определенную цель, а цель может быть разной. Значит, разными могут быть и предложения по цели высказывания. На доске предложения. Как вы думаете, какую цель передает каждое предложение? 1. Обязательно прочитайте рассказы Е. Носова о жизни ребят. 2. Вы читали рассказы Е. Носова? 3. Ребята с большим интересом прочитали рассказ Е. Носова «Белый гусь» - Сформулируйте тему урока. Запишем в тетрадь. - Поставьте цели на сегодняшний урок. | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему: «Предложения по цели высказывания», ставят цели: «Вспомнить, какими бывают предложения по цели высказывания. Научиться их определять в речи и на письме » Записывают тему урока в тетрадь. | Л: положительно относятся к учению, познавательной деятельности. П: осознают учебно-познавательную задачу. Р: планируют необходимые действия, операции |
IV Самоопределение к деятельности | Верные/неверные утверждения: 1. Если цель нашего высказывания – сообщить о чем-либо, то мы используем повествовательные предложения. 2. Если цель высказывания – спросить о чем-либо, то мы используем вопросительные предложения. 3. Если цель высказывания – побудить к чему либо, попросить, приказать, то мы используем побудительные предложения. - Вернемся к этим утверждениям в конце урока. | Слушают учителя, ставят знаки «+» или «-» в тетрадях после прослушивания каждого утверждения. | Р: принимают и сохраняют учебную задачу П: учатся слушать и слышать | |
V Работа по теме урока | Осмысление | «Немая схема» на доске и на парте у каждого ученик «Виды предложений по цели высказывания» (Приложение 1). - Наша задача - заполнить схему, используя материал учебника. Стр. 70. Работаем в парах. - Проверим, что у вас получилось. (Слайд 1) - Ребята, а во всех ли предложениях будет одинаковая интонация (ритмико-мелодический строй речи, чередование повышений и понижений тона при произнесении)? - Правильно, нет. При чтении повествовательных предложений голос вначале повышается, затем делается небольшая пауза, в конце предложения голос понижается (Слайд 2) Произнесите правильно следующие повествовательные предложения: 1. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. (Записать в тетрадь, схематически показать интонацию) 2. Снова князь у моря ходит, с синя моря глаз не сводит. - Подытожим: Какие предложения называются повествовательными, какая интонация характерна для таких предложений? - В вопросительных предложениях голос повышается на самом важном для смысла вопроса слове – это логическое ударение. Это слово может стоять в различных частях предложения. А помогают задать вопрос различные вопросительные слова. Послушайте стихотворение замечательного детского писателя С.Я Маршака. Запишите слова, которые помогают задать вопрос: У меня возник вопрос: Почему зимой мороз? Кто меняет зайцу шубу? Вырезает листья дубу? Чем питается енот? Как одет и где живёт? И зачем лисице хвост? И какой у волка рост? Должен многое спросить, Ведь хочу я умным быть. - Какие слова вы записали? Давайте проверим (Слайд 3) - Какие еще вопросительные слова помогают задать вопрос (Куда? Откуда? Что? Сколько? Частицы: ли, неужели, разве (записать в тетрадь) и др.) - Произнесите правильно следующие вопросительные предложения (Слайд 3): 1. Но из бочки кто их вынет? Бог неужто их покинет? 2. Что тебе надобно, старче? - Подытожим: Какие предложения называются вопросительными, какая интонация характерна для таких предложений? - В русском языке есть множество способов выражения значения побуждения. Просьба, приказ, пожелания могут быть категоричными, резкими или, наоборот, мягкими, спокойными. Все эти оттенки можно передать голосом. [3.102] - Прочитайте следующие предложения, передавая голосом нужный оттенок (Слайд 4): 1. Не губи ты нашу душу: Выплесни ты нас на сушу! (Записать в тетрадь) (просьба-мольба) 2. Лови, лови да дави её, дави Вот ужо! Постой немножко Погоди: (А князь в окошко) (приказ) - Подытожим: Какие предложения называются побудительными, какая интонация характерна для таких предложений? | Читают материал учебника под условными знаками. Выполняют работу в парах. Делают вывод о том, что необходимо составить блок-схему, заполняют схему. Проверяют себя по образцу на доске. Отвечают на вопросы учителя, читают предложения с соответствующей интонацией, делают записи в тетради, воспринимают информацию на слух. Подводят промежуточные итоги. | П: устанавливают причинно-следственные связи; извлекают необходимую информацию из материалов учебника К: задают вопросы, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли. Р: составляют план действий, определяют последовательность действий, осознают, что уже усвоено и что еще предстоит усвоению Л: осознают смысл учения и понимают личную ответственность за будущий результат |
VI Физкультминутка |
| Выполняют физические и умственные действия | Л: осознают личную ответственность за свое здоровье | |
VII Продолжение работы по теме урока | - Выполните задание на карточках самостоятельно. Кто уверен в своих силах, можно выполнить задание на отметку. Проверка с комментированием. выставляют отметки простым карандашом в соответствии с критериями : 6-5 верных ответов – «5» 4 верных ответа – «4» 3 и менее – нужно подучить (Приложение 2) - Вернемся к предложениям, записанным на доске. Как вы думаете, какую цель передает каждое предложение? Совпало ваше мнения с первоначальным? 1. Обязательно прочитайте рассказы Е. Носова о жизни ребят. 2. Вы читали рассказы Е. Носова? 3. Ребята с большим интересом прочитали рассказ Е. Носова «Белый гусь» - Проверим «Верные/неверные утверждения» | Знакомятся с информацией учебника. Выполняют работу по карточкам. Отвечают на вопросы учителя, проверяют «Верные/неверные утверждения» Делают выводы. | Л: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, проявляют способность к самооценке своих действий П: систематизируют собственные знания Р: определяют последовательность своих действий. | |
VIII Рефлексия | Рефлексия | Составьте синквейн. Можно работать в парах. Тема «Предложения по цели высказывания» 1.Повествовательные, вопросительные, побудительные 2. Сообщают, содержат, выражают 3. Важна интонация, с которой мы говорим 4. Синтаксис | Составляют синквейн. | Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности Л: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности К: умеют договариваться несиловыми методами, вступают в диалог. |
IX Подведение итогов | Вопросы: 1. Кому принадлежат строчки предложений, которые сегодня рассматривали? 2. Какие бывают предложения по цели высказывания? 3. Почему важно соблюдать правильную интонацию в речи? Д.З. параграф 29, упр. 145 или выписать из сборника сказок А.С. Пушкина по 1 предложению на каждый вид предложений по цели высказывания. | Отвечают на вопросы. Подводят итоги урока. | К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения Р: оценка и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
Список литературы
1. Русский язык. 5 класс. Учебн. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1 / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тросценцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2012.
2. Егоров Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М.: ВАКО, 2015.
3. Русский язык. 5 класс: технологические карты уроков по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тросценцовой и др. I часть / авт.-сост. Г.В. Цветкова. – Волгоград, 2015.
6. http://www.festival.september.ru
8. А.С. Пушкин. Сказки. – М., 2014
Приложение 1
Предложения по цели высказывания
Предложения по цели высказывания
Предложения по цели высказывания
Приложение 2
Определите вид предложения по цели высказывания: 1. Эпиграфа. 2. Упр. 145 второе предложение. 3. Упр. 145 пятое предложение. 4. Упр. 146 первый абзац первое предложение. 5. Упр. 146 второй абзац третье предложение. 6. Составьте одно вопросительное предложение. | Определите вид предложения по цели высказывания: 1. Эпиграфа. 2. Упр. 145 второе предложение. 3. Упр. 145 пятое предложение. 4. Упр. 146 первый абзац первое предложение. 5. Упр. 146 второй абзац третье предложение. 6. Составьте одно вопросительное предложение. |
Заместитель руководителя ГБОУ СОШ № 3 п.г.т. Смышляевка________________ /Т.Ю. Игонтова/
МП
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.
Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....
Технологическая карта урока математики во 2 классе по теме «Умножение и деление на 2. Учитель: Лобзова Т.И. 2 А класс
Тип урока: Открытие новых знаний. ( Ведущий метод – исследование).Педагогические задачи: Создать условия для формирования умений выполнять умножение и деление на 2. Составить таблицы умножения числа 2...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Класс: 4 класс Автор УМК «Rainbow English» 4 класс. Авторы: Афанасьева О.В., Михеева И.В.
Цель: Обобщение и систематизация полученных знаний для развития коммуникативных умений по теме «Мое любимое время года»Цель: Обобщение и систематизация полученных знаний для развития комму...
Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...
Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.
Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической картой...
Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: " Россия на карте". УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний обучающихся о карте. Задачи урокаДидактические:учить что такое карта и приёмам чтения карты;учить находить отличия г...
Технологическая карта урока во 2-в классе по предмету математические представления по теме «Составление и решение примеров по картинке».
Целью данного материала является продолжать учить обучающихся составлять и решать примеры по картинкам. Урок составлен для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями. Материал также подобран дл...