Технологическая карта урока «Создание текста-рассуждения» 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Азанова Гульнара Рафкатовна

Технологическая карта урока "Создание текста-рассуждения" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx63.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Лянторская средняя общеобразовательная школа №5»

Урок русского языка 4  г класс

УМК «Гармония»

учебник М.С. Соловейчик   Н.С. Кузьменко

Тема урока «Создание текста-рассуждения»

                                                                           Подготовила:

                                                                              учитель  начальных классов

                                                                              МБОУ-СОШ  №5

                                                                              Азанова Г.Р.

                                                                              Стаж: 24года

                                                                             1 квалификационная категория

                                                                             

                                                                                                                       

г. Лянтор 2017год

Пояснительная записка

Класс

УМК

Характеристика класса

4 г

«Гармония»

Общеобразовательный класс со средними уровнем подготовки

Тема урока

Место урока по теме

Создание текста-рассуждения

Седьмой   урок по теме «Учимся рассуждать».

Тип урока

Формы, приемы, методы

Закрепление учебной задачи

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа, домысливание.

Длительность  урока – 40 минут

Цель урока

Задачи урока

Создать условия для закрепления полученных знаний о текстах; продолжать обучать строить предложения, логически мыслить и оформлять свои мысли  в определенном типе речи – рассуждении и уметь обосновывать своё решение.

 

 

  1. Предметные
  • Создать условия для формирования представления об особенностях содержания разных типов текста.
  • Способствовать развитию умения отличать типы текстов, осмысленно читать текст.
  • воспитывать уважительное отношение к профессиональной деятельности ВОДИТЕЛЯ.
  1. Метапредметные  
  • Развивать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, делать выводы.
  1. Личностные
  • Ориентировать учащихся на учет чужой точки зрения, на устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения проблемных задач, адекватной самооценке.

Планируемые  результаты

Познавательные: Строить несложные рассуждения, делать выводы.

Регулятивные: Контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Коммуникативные: Участвовать в диалоге, слушать и понимать других.

Личностные: Ориентирование на учет чужой точки зрения, устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач.

Основное содержание темы, понятия и термины

Педагогические технологии

Образовательные ресурсы

текст, описательный, повествовательный, рассуждения.

Проблемного обучения, оценивания, здоровьесберегающая, информационная, критического мышления.

Мультимедийное оборудование, интерактивная доска SmartBoard, проектор, презентация MicrosoftPowerPoint, учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал карточки.

Технологическая карта урока

Этап урока, цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Мотивация к учебной деятельности,  3 мин

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Словарная работа, 10 мин

2. Создание проблемной ситуации. 3 мин

 

Физминутка –

 1 мин

3. Актуализация знаний и формулирование темы урока -   5 мин 

Цель: обобщить знания детей о профессии водитель.

4. Проверка понимания учащимися изученного материала,

15 мин

Цели: 

- организовать самостоятельное выполнение учащимися  заданий на повторяемый материал урока;

- создать

ситуацию успеха для каждого ребенка.

Организует актуализацию требований к ученикам со стороны учебной деятельности.

- Добрый день, ребята! Все ли готовы к уроку? Какое у вас настроение?

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

На столах у вас лежат светофорики. С их помощью мы сейчас проверим, как вы готовы повторить предыдущую тему «Текст. Типы текста».

Зеленая– готов отвечать

Красная– не готов

Прием «Блиц-опрос по цепочке»

Кто хотел бы поучаствовать в опросе? Выберете карточку.

Ребята задают вопросы друг другу по цепочке

 

- Посмотрите внимательно на слайд и скажите о ком или о чем, пойдет речь на уроке?

- Кто управляет транспортом?

Работа со словом ВОДИТЕЛЬ . Приложение 1.

- Сделайте разборы слова по  плану.

  1. Морфологический (как часть речи) разбор слова.
  2. По составу. Подберите 3 однокоренных слова к слову водитель.
  3. Фонетический (звуко-буквенный) разбор

- Скажите кто такой водитель? Проверим свои ответы по словарям.

- Найдите толкование слова водитель в словарях, которые лежат у вас на столах.

Работа в парах.

  1. Толковый словарь С.И.Ожегова

водитель, -я, м. Тот, кто управляет А. самоходной, наземной машиной. В. трамвая, троллейбуса, автобуса, трактора, комбайна. II ж. водительница, -ы (разг.). II прил. водительский, -ая, -ое. Водительские курсы. Водительские права (документ).

  1. Русский толковый словарь В.В.Лопатина

водитель -я, м. Тот, кто управляет самодвижущейся машиной В автобуса. В такси. Купить талоны у водителя. прил. водительский. Водительские права. ...

  1. Толковый словарь Т.Ф.Ефремовой

водитель м. 1) Тот, кто управляет каким-л. транспортным средством, машиной (автомобилем, автобусом, трактором и т.п.). 2) а) устар. Предводитель. б) Наставник. ...

Толковый словарь Д.Н.Ушакова

водитель, водителя, м. 1. Руководитель, наставник, покровитель, вождь (книжн. ритор. устар.). 2. Общее название для управляющих передвигающимися машинами (шофер автомобиля, вожатый трамвая, тракторист, пилот самолета и т.п.; спец.). Водитель транспорта. ...

  1. Толковый словарь А.П.Евгеньевой

водитель-, м Тот, кто управляет самодвижущейся машиной Водитель такси Водитель автобуса Водитель трактора ...

  1. Большой толковый словарь русского языка

водитель  я; л. Тот, кто водит автомобиль или др. транспортное средство. В. такси, автобуса, трамвая. Наложить штраф на водителя. Вниманию водителей грузового автотранспорта! ...

 Вывод: профессия водитель.

- Как вы понимаете слово профессия?

- Для всех ли людей водитель это профессия? Почему?

- Какими качествами должен обладать человек для овладения профессией водитель?

- Ребята, кто может сказать, для чего мы с вами говорили о профессии водитель.

- Как Вы думаете, какой текст будем писать на уроке?

- В каких жизненных ситуациях необходимо использовать этот тип речи рассуждение? (когда нужно что-то доказать, например, на уроках и т.д.)

-Основная задача этого типа текста? (объяснить, доказать, установить истину)

http://ege.brokersib.ru/sites/default/files/u27/1_obshch.shema_rassuzhdeniya.jpg

Составьте и запишите текст-рассуждение «Почему профессия водитель нужна всем?»

- Помните о построении текста-рассуждения.

- Кто готов поделиться своим мнением о профессии водитель и прочитать свой текст?

Проверка.

Проверяют глазами свою готовность к уроку

Выбирают сторону светофора, демонстрируя готовность к усвоению знаний

Ребята задают вопросы:

Что такое текст?

Что такое тема текста?

С какими типами речи вы уже знакомы?

Каковы особенности повествования?

Каковы особенности описания?

В каком типе речи используется прием фотографирования?

Отвечают на вопрос учителя,

ВОДИТЕЛЬ

4 ученика на классной доске, остальные в тетрадях. Проверка.

 

Работа в парах.

Повтор правил работы в паре.

У каждой пары на столе лежат словари разных авторов.

Зачитывают толкование слов в парах  и делают вывод.

Выполняют физминутку о профессиях.

Формулируют цель и тему урока.

Примерные ответы:

- Думаю, сегодня мы будем  писать текст рассуждение о профессии водитель.

- Считаю, что будем рассуждать, что профессия водитель очень важна.

Создание текста-рассуждения

Проверка.

По желанию читают свои тексты.

5. Рефлексия УД на уроке,

 Домашнее задание. 2 мин

Цель: 

- организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке.

Организует рефлексию.

Учитель уточняет, достиг ли цели каждый.

Техника «Незаконченные предложения»

-  Для меня самым главным на уроке было…, потому что…

- Если бы человечество не знало о…, то…

- Мне показалось, что на занятии…, так как…

- Какими знаниями мы себя обогатили?

Составьте синквейн к слову ВОДИТЕЛЬ.

  1. 1 существительное (название)
  2. 2 прилагательных
  3. 3 глагола
  4.  Предложение из 4 слов (Отношение автора к теме)
  5. Существительное (итог, вывод)

- А кто из вас хочет в будущем, хотел бы иметь водительское удостоверение?

Домашнее задание составить упр 532 (составить текст- рассуждение по 1 из 3 тем)

Вывод:  о профессии водителя зачитывает ученик класса.

- Молодцы! Спасибо за урок.

Ответы детей

Ответы по алгоритму

Составляют сенквейн.

Зачитывают по желанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: Текст-рассуждение. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство с понятием  "текст-рассуждение", его отличительных признаках; знакомство со структурой текста-рассуждения; развитие умения отвечать на вопросы.План...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.

Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической  картой...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: " Россия на карте". УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний обучающихся о карте. Задачи урокаДидактические:учить что такое карта и приёмам чтения карты;учить находить отличия г...

Технологическая карта урока русского языка 2 класс УМК "Школа России" "Текст-рассуждение"

план-конспект урока по русскому языку (русский язык, 2 класс)...

Русский язык, 3 класс. Технологическая карта урока. Создание собственных текстов-описаний. Сочинение по картине А.А. Рылова "В голубом просторе"

Класс: 3Предмет: русский языкТип урока: Урок отработки умений и рефлексии. (Урок-сочинение-описание).Тема урока: Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе»...