Технологическая карта урока обучение грамоте ««Звуки [й ‘э], [‘ э]. Буква Е е .»»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока по обучению грамоте
Тема: «Звуки [й ‘э], [‘ э]. Буква Е е .»
Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с новыми буквами «Е», «е»; сформировать чёткое представление о том, что буква «е» в начале слова и после гласной обозначает 2 звука, а после согласных – 1 звук; развивать фонематический слух и культуру произношения; формировать навык чтения.
Планируемые результаты
Личностные:
- принимают и осваивают социальную роль обучающегося, уясняют мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения;
- проявляют эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание сверстникам в неудачном выполнении ими заданий и упражнений;
- работают на результат.
Предметные:
- знают звуки [й ‘э], [‘ э] и обозначение их на письме буквой е;
- умеют читать слова с этой буквой.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник: Азбука В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, учебная презентация.
Этапы урока | Время | Содержание урока Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент// Мотивационный этап Словесный: слово учителя | 08.00-08.01 | -Доброе утро, ребята! Меня зовут Нина Валерьевна. Сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте. -Сейчас тихонько присядут те ребята, которые готовы внимательно слушать и активно работать. -Следим за посадкой: спинки прямые, ножки стоят прямо, руки на парте. - Ребята, поднимите руку, кто хочет научиться хорошо читать? -Значит, вам нужно очень усердно, старательно работать на уроке. -А как вы думаете, научиться хорошо читать – это трудно? Кто знает, сколько букв в алфавите? -А как вы думаете, зачем нам нужно знать хорошо буквы? -Верно, кто знает буквы – тот умеет читать и писать. -Ребята, у вас на столах должен лежать учебник по азбуке, и пенал. Все это кладите на край стола. | Приветствовать учителя, друг друга; проверять готовность к уроку; эмоционально настраиваться на урок. Проверять готовность к уроку. | Л:самоопределение; Р: мобилизация эмоциональной устойчивости |
2. Постановка учебной задачи и её решение Игровой: артикуляционное упражнение. Практический: просмотр мультфильма. Практический: рассматривание страницы азбуки. Словесный: постановка вопросов по содержанию страниц и формулирование задач урока. | 08.01-08.02 08.02-08.05 | Постановка проблемы Артикуляционные упражнения: -Улыбнемся друг другу, вот какое у нас хорошее настроение; Губы в трубочку, в ниточку. Язычком помоем зубки. Язычком сделаем укольчики щечкам. -Чтобы определить тему нашего урока, вам необходимо внимательно посмотреть русскую народную сказку. -Ребята, теперь откройте учебник на стр.72, посмотрите на рисунок, и скажите, как называется наша сказка? -А кто знает, как звали главного героя сказки? -А на какую первую букву начинается его имя? -Ребята, как вы думаете, какую букву будем изучать и какой звук? -Какая тема нашего урока? (Знакомство с буквой Е, и ее звуками) -Если тема нашего урока звучит так: «Знакомство с буквой «Е», тогда продолжите предложение «Сегодня на уроке мы … . (..мы узнаем звуки буквы е. ..будем читать слова с этой буквой.) -Молодцы! | Повторять за учителем. Внимательно смотреть сказку. Рассматривать страницу учебника, Формировать ответы на вопросы; Прогнозировать содержание урока; Формировать задачи урока.. | Р: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания. |
3. Решение частных задач Словесный: ответы на вопросы Словесный: выделение новых звуков в букве. Словесный: речь учителя. Словесный: звуковой анализ по схеме слова Практический: составление схемы слова. Словесный: беседа. Наглядный: работа с иллюстрацией. Словесный: звуковой анализ по схеме слова Словесный: слово учителя. Практический: разбирать слово. Физминутка Словесный: слово учителя. Практический: чтение слогов. Практический: выполняют задание из учебника. Наглядный: рассматривать иллюстрацию Практический: игра «Один, два» Практический: читать текст. Практический: выполнение упражнения | 08.05-08.07 08.07-08.12 08.12-08.15 08.15-08.16 08.16-08.20 08.20-08.21 08.21-08.25 08.25-08.27 08.27-08.33 | Знакомство со звуком. Работа со схемой слова лес. -Давайте с вами вернемся к нашей сказке, вспомните и расскажите, что произошло в начале сказки? -А кто нам скажет, чем закончилась сказка? -Молодцы, ребята! - Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие. -А куда мы отправляемся, догадайтесь: - Есть друг зелёный у ребят И он всегда ребятам рад. Весной он веселит, летом холодит, Осенью питает, зимой согревает. Полон сказок и чудес, Этот друг – зелёный…….? -Правильно, мы отправимся в лес. (на слайде появляется картинка и слово лес) -Давайте прочитаем хором слово лес.(ле-е-е-ес). -Какой гласный звук выделили голосом?([‘ э].) -После какого согласного слышится э? (после мягкого) -Кто догадался, какой буквой обозначим звук э?(буквой е) -Теперь нам надо поселить нашу букву в дом на нашу ленту букв. -Где поселим букву «е»? (В красной «гостиной», т. к. это гласная буква) -На каком этаже? (На нижнем, т. к. она обозначает мягкость предшествующего согласного) - Ребята, буква Е-это друг мягких согласных, а если мы называем Е другом мягких согласных, значит она смягчает предшествующий согласный звук. -Ребята, внимательно посмотрите и скажите, где расположена буква е в нашем слове?(В середине) -Какие вы молодцы! Ребята посмотрите на букву Е е, на что похожа буква е? -Из каких элементов она состоит? -Ребята, буква е это гласный звук, и когда она стоит в середине, то имеет звук [‘ э]. -Давайте с вами составим схему слова лес. -Сколько слогов в слове лес?(1) -Почему?(одна гласная) - А Как еще можно доказать?(считают по подбородку) -Сколько звуков в слове? -Охарактеризуйте каждый звук. -Ребята, а скажите где здесь слого-слияние? -Назовите первый звук? Какой он? (согласный,мягкий) -Назовите второй звук? [‘ э]. Какой он?(гласный) -И последний звук? (согласный, твердый) -Кто хочет выйти к доске, и составить схему на доске? -А остальные ребята, с помощью своих карточек составляют схему на партах. -Ребята сравните свою схему с доской, и поднимите руку у кого так же. Молодцы, вы выполнили правильно задание. А остальные исправьте, и будьте внимательнее! -Теперь придумайте сами слова, где е стоит в середине. Вопросы – помощники: -Подумайте, кого или что можно встретить в осеннем лесу с буквой е? Деревья, ветер, ветки, медведь, белка, белый гриб, змеи, пень, муравей… Формулировка правила . Ребята, запомните это правило: если после мягкого согласного слышится звук [э], то пишется буква е. Физминутка (Видео) Работа со схемой слова ели. -Ребята, на стр. 73 под буквой е, найдите рисунок, что на нем изображено?(Ели) -Давайте теперь разберем слово ели. -Ребята, на страничке, найдите схему слова ели. -Сколько слогов в слове лес?(2) -Почему?(2 гласные) - А Как еще можно доказать?(считают по подбородку) -Сколько звуков в слове?(4) -Давайте проверим, сколько звуков в 1 слоге?(1 звук… 2 звука) -У кого-то 2 звука, у кого-то 1 звук. -Почему задание одно, а ответы разные? -Давайте разберемся, сколько в этом слоге звуков и сколько букв. -Произнесем первый слог протяжно ( йэ) -Какие звуки слышим?( Мягкий согласный звук[‘ й]. и гласный звук [‘ э].) - Кто знает, сколько букв понадобится, чтобы записать слог [й'э]? -А сколько букв поставим под этот слог?(Одну) -Какую? -Ребята, слышим 2 звука, а пишем 1 букву в том случае, если буква е стоит где?(В начале слова.) - Чтобы прочитать слово с буквой е в начале, надо ее просто назвать. Давайте хором прочитаем слово Е-ли. -Теперь назовите второй слог? (ли). -Сколько звуков в слове?(2) -Охарактеризуйте каждый звук. -Ребята, а скажите где здесь слого-слияние? - Назовите первый звук? [‘ л]. Какой он? (согласный,мягкий) -Назовите второй звук? [ и]. Какой он?(гласный) Формулировка правила . - Ребята запомните это правило: буква е обозначает два звука, если стоит в начале слова и после гласной . Физминутка для глаз. -Я предлагаю вам послушать тишину и дать работу своим глазкам. Работа с книгой.стр. 73 -Продолжим наш урок. - Внизу под схемой у вас написаны слоги. - Ребята, буква е у нас смягчает согласные буквы, и поэтому какой звук будет обозначать буква е?[‘ э]. -Прочитаем их вместе, хором. (се, ре, ле, ве, не, ке, те.) -Сейчас по цепочке по одному слогу начиная с первой парты мы прочитаем эти слоги. -Кто может прочитать все слоги? Молодцы, ребята! - В начале страницы у вас написаны слова, давайте прочитаем их хором. - Ребята, теперь давайте прочитаем хором слова, которые находятся у нас ниже: ели,ела,ел. -Что общего в этих словах? (Буква е) -Где она стоит в слове? (В начале.) -Сколько звуков обозначает буква е в начале слова?( 2 звука) -А значит, какие два звука могут спрятаться в букве е? -Молодцы! -Ребята, на этой же странице, найдите иллюстрацию, кто на ней изображен?(лиса) -Давайте с вами, выполним задание лисички, вам нужно найти слова, в которых буква е обозначает 2 звука?(Ели, Роет.)На слайде. -Почему в этих словах, буква е дает 2 звука?(потому что она в начале, и после гласного) -Давайте с вами прочитаем эти слова хором. -Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру: «Один, два» -Если буква Е обозначает один звук, хлопаем в ладошки один раз, если два-то два раза. -Ель, мел, сел, лает, Емеля, село -Итак, когда буква Е обозначает два звука, а когда один? -Молодцы! Работа со страницей 74. -Ребята, найдите текст, теперь по цепочке давайте его прочитаем с вами. -Про что текст?(про Лес) -Теперь найдите задание к этому тексту, кто хочет его прочитать? -Найдите теперь предложение о лесе и прочитайте. -Теперь найдите слово красивы, как его можно заменить другим словом с нашей новой буквой?(красивые) -Какое предложение получилось? | Отвечать на вопросы. Рассказывать сказку. Отгадывать загадку. Воспринимать новую информацию Делать звукобуквенный анализ слова. Отвечать на вопросы. Делать звукобуквенный анализ слова. Отвечать на вопросы. Составлять схему. Выполнять самопроверку. Выполнять задание учителя. Запоминать правило. Выполнять физические упражнение. Рассматривать иллюстрацию. Работать со схемой слова. Отвечать на вопросы. Воспринимать новую информацию. Отвечать на вопросы. Запоминать правило. Читать слоги по цепочке. Читать все слова. Читать хором. Сравнивать слова. Рассматривать иллюстрацию. Выполнять упражнение. Читать текст. Выполнять задание. Читать слова. | П: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, постановка и решение проблем. К: уметь выражать свои мысли. Уметь включаться в диалог с участниками образовательного процесса; строить связное высказывание предложений по теме; Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия. Р: выполнение пробного учебного действия П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Л: самоопределение. К:- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. П:общеучебные: -формировать смысловое чтение; - формировать умение извлекать необходимую информацию из иллюстраций, текстов. Л:-формировать умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции. Р: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия. Р: принимать и сохранять учебную задачу. |
4. Итог урока. Практический: Самоанализ | 08.33-08.35 | -Наш урок подходит к концу и пора подводить итоги урока. Содержательная. -Расскажите все, что вы узнали о букве «Е». Деятельностная - Что нового вы узнали сегодня? - Что запомнили? - Что смогли сделать? Эмоциональная - Что понравилось на уроке? - Что понравилось в своей работе на уроке? -Спасибо вам за урок, вы очень хорошо работали на уроке! Молодцы! | Проводить самооценку. Формулировать полные ответы на вопросы. | Р: умение определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. П: делать выводы, обобщать, подводить итоги работы на уроке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока обучения грамоте : «Звуки [ф], [ф`]. Строчная буква ф. Написание соединений, слов со строчной буквой ф».
Тип урока. Урок открытия новых знаний.Дидактическая задача. Создать условия для знакомства учащихся с новыми звуками и буквой, организовать работу учащихся с текстом в соответствии с «Технологией форм...
Технологическая карта урока обучения грамоте «Звуки [п] и [п`], буква П, п» 1 класс
Цель урока: формирование понятия о согласных звуках [п] и [п`] и согласной букве П, п; характеристике этих звуков и умение различать эти звуки.Задачи урокаДидактические:Узнать характеристи...
Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [й ’э], [’э]. Буква Е, е", 1 класс, УМК "Школа России"
Тема урока «Звуки [й ’э], [’э]. Буква Е, е» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирования пон...
Технологическая карта урока обучения грамоте «Звуки [г] и [г’]. Буква Г» (УМК "Перспектива, 1 класс)
Цель урока: создание условий для формирования представлений у обучающихся о звуках [г] и [г’] и о заглавной и строчной букве Г (г).Задачи урока:Дидактические:Познакомить обучающихся с гласным зв...
Технологическая карта урока обучения грамоте «Звук “[д],[д`] и буква Д, д.» (1 класс)
Цель урока: Знакомство со звуком [д],[д`] и с буквой Д,д.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1.Овладение умением давать характеристику звукам;2.Формирование навыка чтения слов, предложений...
Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [й,а],[,а]. Буква Я я. Закрепление" (УМК "Школа России", 1 класс)
Тип урока: рефлексияЦель урока: закрепление знаний обучающихся о звуках [й,а],[,а] и букве Я я.Задачи урокаДидактические:Закрепить знания о звуках [й, а],[, а] и букве Я я.Формировать умение находить ...