Сочинение по картине И. Грабаря Февральская лазурь
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Предмет: Русский язык
Класс: 4
Тема урока: Сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь»
Цели урока:
Планируемые результаты:
Предметные:
- познакомятся с биографией художника и его работами;
- закрепят навыки анализа картины;
- закрепят навыки составления плана сочинения-описания.
Личностные:
- закрепят умение поиска и выделения необходимой информации;
- проявлять уважение к истории и традициям своей страны;
- расширят кругозор.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: учебник - Русский язык 4 класс, 2 часть, В. П. Канакина. Школа России. «Просвещение» 2015, презентация.
Этап урока. Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока. Деятельность Учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
Организационный момент | Доброе утро. Пожалуйста, садитесь. Давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, рабочая тетрадь, пенал. | Приветствовать учителя Проверять готовность к уроку | Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. | |
Постановка и решение учебной задачи Практический: работа с презентацией, учебником | -Сегодня мы с вами будем готовиться к написанию сочинения по картине Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь». - Прежде чем начать, нам непременно нужно познакомиться с этим выдающимся художником. Очень значимой фигурой в русском искусстве. - А чем именно знаменит художник, вы узнаете из этого видеоматериала. Смотрим. - Чем знаменит художник? Что великого в истории русского искусства сделал Игорь Грабарь? - Рассмотрите картину. - Картина называется «Февральская лазурь». Почему? - Как вы понимаете слово «лазурь»? (светло-синий, голубой с сиреневым оттенком) - Когда бывает такое небо? (в яркий солнечный день в феврале или марте) - Что еще изобразил художник? (березы) - А почему березы? (Это наше самое любимое, красивое, нарядное дерево. Береза – символ нашей родины. О березе сложено много песен и стихов.) - Какая береза изображена на переднем плане? (могучая, огромная, видевшая ни одну зиму) - Закроем нижнюю часть картины, что напоминает нам оставшаяся часть? (кружево, морозный узор на стекле) - Чтобы увидеть кружево березы, живописец рассматривает ее снизу вверх. Все другие деревья как бы отодвинуты, чтобы не мешали рассматривать березу на фоне голубого неба. - Какой день показывает художник – теплый или холодный? (это зима, лежит снег, но уже пригревает солнце) - А что помогает понять, что день солнечный? (сверкают стволы берез, тени) Какие краски использует художник? (желтые, красноватые, оранжевые оттенки – теплые тона) Вывод: В картине И. Грабаря сочетаются теплые и холодные тона, поэтому можно сказать, что это солнечный прекрасный февральский день. - Прочитайте, как сам художник описывает свою картину: «Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычайное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу». (И.Э.Грабарь.) | Анализировать, рассуждать Отвечать на вопросы | Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Познавательные: постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге. | |
Решение частных задач Словесный: слово учителя, ответы на вопросы Практический: выполнение упражнений. | -Давайте разберем слова, которые употребил художник в описании природы: Лазоревое небо - сине-лазоревое, голубоватое, чистое; на горизонте ни облачка; жемчужные березы – белые; коралловые ветки - розово-оранжевый цвет; в каких случаях можно так описать кору дерева? (когда светит солнце, отблески) сапфировые тени – сине-голубой цвет. А сейчас, ребята, мы будем работать в парах. 1 ряд будет готовить описание БЕРЕЗЫ, главной героини картины. 2 ряд опишет НЕБО, которое играет очень важную роль в этом полотне. 3 ряд попробует свои силы в описании СНЕГА. - А поможет вам материал, который содержится на карточках. Карточка №2 (5 минут) Выбор опорных слов. Небо – лазоревое, светло-синее, голубое, яркое, чистое. Береза – жемчужная, как королева, царица, развесила коралловые ветки, серебристые кружева. Снег – серебристый, белый с сиреневыми тенями, синеватый. (Прослушивание вариантов) - Посмотрите на картину еще раз внимательно, какое настроение создает картина? Ваше отношение к этому пейзажу? Составление плана. - Как построим свое сочинение? Сколько частей должно быть в сочинении? (вступительная, основная, заключительная) ПЛАН
а) небо; б) снег; в) берёзы.
- А сейчас в парах составьте устное сочинение по нашему плану, используя опорные слова и упр. 106. - Постарайтесь так рассказать о картине Грабаря в своем сочинении, чтобы даже тот, кто никогда ее не видел, смог мысленно представить «Февральскую лазурь». | Слушать учителя Отвечать на вопросы Усваивать новую информацию Анализировать | Регулятивные: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата; волевая саморегуляция в ситуации затруднения. | |
Итог урока. Рефлексия. Словесный: ответы на вопросы, самоанализ. | Чтение нескольких работ. Обсуждение. | Подводить итог урока Отвечать на вопросы Оценивать свои достижения | Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. Личностные: самооценка. | |
Домашнее задание | Написать сочинение в тетрадь. | Записывать домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение по картине Н.Грабаря "Февральская лазурь"
Урок развития речи, можно использовать по любым УМК....
Сочинение по картине Э.Грабаря "Февральская лазурь"
Презентация к уроку русского языка по теме "Сочинение по картине Э. Грабаря "Февральская лазурь"...
Презентация к уроку русского языка по теме "Сочинение по картине И. Грабарь "Февральская лазурь"
Презентация к уроку русского языка по теме "Сочинение по картине И. Грабарь "Февральская лазурь"...
Сочинение по картине И. Грабаря "Февральская лазурь"
Презентация к уроку в 3 классе по УМК "Школа России"...
Проект урока русского языка в 4 классе (по ФГОС) Автор: Дубоделова Нина Ивановна, учитель начальных классов, МКОУ "Волчихинская СОШ №2. Тема урока: Сочинение по репродукции картины И. Грабаря «Февральская лазурь».
Сочинение по репродукции И.Грабаря "Февральска лазурь"...
Конспект урока по развитию речи.Сочинение по картине И.Грабаря "Февральская лазурь"
УМК "Школа России"...
Методическая разработка урока.Русский язык 4 класс.Тема:"Сочинение по картине И.Грабаря "Февральская лазурь"
Конспект урока с разработками дидактического материала ....