Сочинение по картине И. Грабаря Февральская лазурь
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Худякова Ирина Андреевна

            

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sochinenie_po_kartine_i._grabarya_fevralskaya_lazur.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Класс: 4

Тема урока: Сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь»

Цели урока:

Планируемые результаты:

Предметные:

- познакомятся с биографией художника и его работами;

- закрепят навыки анализа картины;

- закрепят навыки составления плана сочинения-описания.

Личностные:

- закрепят умение поиска и выделения необходимой информации;

- проявлять уважение к истории и традициям своей страны;

- расширят кругозор.

 

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: учебник - Русский язык 4 класс, 2 часть, В. П. Канакина. Школа России. «Просвещение» 2015, презентация.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

Учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Организационный момент
Словесный: слово учителя

Доброе утро. Пожалуйста, садитесь.

Давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, рабочая тетрадь, пенал.

Приветствовать учителя

Проверять готовность к уроку
Садиться на места

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Постановка и решение  учебной задачи

Практический: работа с презентацией, учебником
Словесный: ответы на вопросы.

-Сегодня мы с вами будем готовиться к написанию сочинения по картине Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь».

- Прежде чем начать, нам непременно нужно познакомиться с этим выдающимся художником. Очень значимой фигурой в русском искусстве.

- А чем именно знаменит художник, вы узнаете из этого видеоматериала. Смотрим.

- Чем знаменит художник? Что великого в истории русского искусства сделал Игорь Грабарь?

- Рассмотрите картину.

- Картина называется «Февральская лазурь». Почему?

 - Как вы понимаете слово «лазурь»?

(светло-синий, голубой с сиреневым оттенком)

 - Когда бывает такое небо?

(в яркий солнечный день в феврале или марте)

 - Что еще изобразил художник?

(березы)

 - А почему березы?

(Это наше самое любимое, красивое, нарядное дерево. Береза – символ нашей родины. О березе сложено много песен и стихов.)

 - Какая береза изображена на переднем плане?

(могучая, огромная, видевшая ни одну зиму)

 - Закроем нижнюю часть картины, что напоминает нам оставшаяся часть?

 (кружево, морозный узор на стекле)

 - Чтобы увидеть кружево березы, живописец рассматривает ее снизу вверх. Все другие деревья как бы отодвинуты, чтобы не мешали рассматривать березу на фоне голубого неба.

- Какой день показывает художник – теплый или холодный?

(это зима, лежит снег, но уже пригревает солнце)

 - А что помогает понять, что день солнечный?

(сверкают стволы берез, тени)

Какие краски использует художник?

(желтые, красноватые, оранжевые оттенки – теплые тона)

Вывод: В картине И. Грабаря сочетаются теплые и холодные тона, поэтому можно сказать, что это солнечный прекрасный февральский день.

- Прочитайте, как сам художник описывает свою картину:

«Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычайное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу». (И.Э.Грабарь.)

Анализировать, рассуждать

Отвечать на вопросы

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные: постановка и формулирование проблемы.

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы

Практический: выполнение упражнений.

 -Давайте разберем слова, которые употребил художник в описании природы:

Лазоревое небо - сине-лазоревое, голубоватое, чистое; на горизонте ни облачка;

жемчужные березы – белые;

коралловые ветки - розово-оранжевый цвет;    в каких случаях можно так описать кору дерева? (когда светит солнце, отблески)

сапфировые тени – сине-голубой цвет.

А сейчас, ребята, мы будем работать в парах.

1 ряд будет готовить описание БЕРЕЗЫ, главной героини картины.

2 ряд опишет НЕБО, которое играет очень важную роль в этом полотне.

3 ряд попробует свои силы в описании СНЕГА.

- А поможет вам материал, который содержится на карточках.

Карточка №2 (5 минут)

Выбор опорных слов.

Небо – лазоревое, светло-синее, голубое, яркое, чистое.

Береза – жемчужная, как королева, царица, развесила коралловые ветки, серебристые кружева.

Снег – серебристый, белый с сиреневыми тенями, синеватый.

(Прослушивание вариантов)

- Посмотрите на картину еще раз внимательно, какое настроение создает картина? Ваше отношение к этому пейзажу?

Составление плана.

 Как построим свое сочинение? Сколько частей должно быть в сочинении?

(вступительная, основная, заключительная)

ПЛАН

  1. Какой февральский день изобразил художник или что изображено на картине
  2. Описание  картины:

а) небо; б) снег; в) берёзы.

  1. Впечатление от картины.

 - А сейчас в парах составьте устное сочинение по нашему плану, используя опорные слова и упр. 106.

- Постарайтесь так рассказать о картине Грабаря в своем сочинении, чтобы даже тот, кто никогда ее не видел, смог мысленно представить «Февральскую лазурь». 

Слушать учителя

Отвечать на вопросы

Усваивать новую информацию

Анализировать

Регулятивные: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Итог урока. Рефлексия. Словесный: ответы на вопросы, самоанализ.

Чтение нескольких работ. Обсуждение.

Подводить итог урока

Отвечать на вопросы

Оценивать свои достижения

Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Личностные: самооценка.

Домашнее задание

Написать сочинение в тетрадь.

Записывать домашнее задание



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение по картине Н.Грабаря "Февральская лазурь"

Урок развития речи, можно использовать по любым УМК....

Сочинение по картине Э.Грабаря "Февральская лазурь"

Презентация к уроку русского языка по теме "Сочинение по картине Э. Грабаря "Февральская лазурь"...

Презентация к уроку русского языка по теме "Сочинение по картине И. Грабарь "Февральская лазурь"

Презентация к уроку русского языка по теме "Сочинение по картине И. Грабарь "Февральская лазурь"...

Сочинение по картине И. Грабаря "Февральская лазурь"

Презентация к уроку в 3 классе по УМК "Школа России"...