Конспект урока по теме: "Ь на конце имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку на тему
Представляю вашему вниманию конспект урока по теме "Ь знак на конце имен существительных". 3 класс УМК "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_urok_myagkiy_znak_na_kontse_im.sushch._posle_ship_-_kopiya.doc | 29.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих».
Предмет: русски й язык
Класс: «3а»
Тип урока: открытие нового знания
Цель: познакомить с новой ролью мягкого знака как показателя женского рода имён существительных.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с новой орфограммой "Правописание мягкого знака после шипящих" на конце существительных женского рода, а также с написанием существительных мужского рода с шипящим на конце;
Личностные: понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку; разрешать проблемные ситуации; реально оценивать свои успехи в освоении языка; стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру.
Оборудование: В. П. Канакина учебник русского языка 3 кл. 2 часть, презентация.
№ | Этап урока Методы и приемы | Время | Содержание урока | Деятельность учащихся | УУД |
1 | Орг.Момент Словесный: Слово учителя | 2 мин | Здравствуйте ,ребята! Посмотрите, все ли у вас готово к уроку? Присаживайтесь. | Слушать учителя. | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. |
2 | Мотивационный Актуализация знаний Практический: Выписывание слов-отгадок Определение рода им.сущ. Практический: Наблюдение над словом. | 8 мин | - С чего начнём работу? (с минутки чистописания) - С какой целью её проводим? (тренируемся писать правильно, красиво) - Какую букву вы прописывали на прошлом уроке? - Пропишите следующую букву в алфавите, можете добавлять разные элементы. - Возьмите зеленый карандаш или ручку и подчеркните самую красивую букву. - Расскажите, что вы знаете о имени существительном? - Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Укажите род им.сущ.. 1) Четыре брата Под одной шапкой живут. (Стол – м.р.) 2) Бьют его рукой и палкой. Никому его не жалко. А за что беднягу бьют? А за то, что он надут! (Мяч – м.р.) 3) Принялась она за дело, Завизжала и запела. Ела, ела Дуб, дуб Поломала зуб, зуб. (Пила – ж.р.) 4) Висит, болтается, Всяк за него хватается. (полотенце – с.р.) 5) Два братца пошли в воду купаться, А третий на берегу валяется. (ведро, коромысло – с.р.) 6) Под Новый год пришел он в дом Таким румяным толстяком. Но с каждым днем терял он вес И, наконец, совсем исчез. (календарь – м.р.) Догадайтесь, какие буквы пропущены? Сем..я, приятел.., луч.., в..юга, крыл..цо, реч.., ден.. . -Что заметили общего в написании слов? (В этих словах есть мягкий знак). - А что это за буква "ь знак"? - Обозначает ли она какой-либо звук? (Нет). - Зачем же она тогда нужна в русском языке? - Давайте определим роль мягкого знака в словах: семья, вьюга (разделяет согласный и гласный); приятель, крыльцо, день (смягчает согласный); Обобщение: ь знак может выполнять в словах 2 работы: - указывать на мягкость предыдущего согласного; - разделять согласный и гласный. - В какую группу вы поставите слово “речь”? Почему? - Для чего в нем пишется ь знак? - На какой звук оканчивается слово? (Мягкий, глухой, непарный). - Если я закрою ь знак, слово произнесется так же, как и с ь знаком? (да) - Нужен ли ь знак для обозначения мягкости согласного [ч']?(Нет). - Значит, в 1 группу это слово не отнесем, во вторую тоже. (ь знак в этом слове не указывает на мягкость, [ч'] и без него мягкий). - Это какая-то новая работа ь знака. - Что вы можете сказать о написании слова “луч”? (Тоже на конце мягкий согласный, но мягкого знака нет). Может допущена ошибка? - Давайте сформулируем тему и цели нашего урока. -Что мы должны узнать? (почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется ь знак, а в других не пишется, познакомиться с новой ролью мягкого знака.) - Тема нашего урока «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.» | Отвечать на вопросы Писать букву с элементами Отгадывать загадки Выписывать слова, определять род Наблюдать над словами Отвечать на вопросы Делать вывод Выявлять тему и цели урока | Л: широкая мотивационная основа учебной деятельности; К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы, строят речевые высказывания. П: Ориентация в собственной системе знаний. К: участвуют в учебном диалоге; строят речевые высказывания. Р: осмысляют учебный материал; действуют с учётом выделенных учителем ориентиров. Л: широкая мотивационная основа учебной деятельности; |
3 | Постановка учебной задачи и ее решение Практический: Работа с учебником, с упражнениями | 10 мин | - Мы должны провести небольшое исследование. - Сейчас будем работать в парах. У каждого на парте лежит карточка с заданием. Прочитайте задание. (прил.1) - Кому не понятно задание? - Приступайте к выполнению. - В парах посмотрите, какой вывод сделал ваш сосед и обобщите. - Какой делаем вывод? (Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце ь знак не пишется.) -Какова же работа ь знака в эти словах? (Грамматическая, он указывает на род). Есть ь знак после шипящего - ж. р. Нет ь знака после шипящего - м. р. - Давайте проверим, правы ли мы с вами. Что об этом говорит наш учебник? Откройте учебник на стр. 31. Прочитайте правило. - Верно ли мы сделали вывод? (да). Молодцы! Мягкий знак на конце им.сущ. после шипящих – это орфограмма.
| Работать со словами Делать вывод совместно с соседом Читать правило Делать вывод | К: участвуют в учебном диалоге; строят речевые высказывания. Р: осмысляют учебный материал; действуют с учётом выделенных учителем ориентиров. |
4 | Физ.минутка | 1 мин | - Давайте теперь встанем и немного разомнемся. | Выполнять действия. | Л: установка на ЗОЖ. |
5 | Решение частной задачи Словесный: беседа Практический: Фронтальная проверка Работа в парах | 15 мин | - Выполним упр. 52. Прочитайте задание. Что нужно сделать? - Прочитайте первую пословицу. Как вы ее понимаете? - Объясните написание выделенных слов. - Почему в слове речь на конце пишется мягкий знак? (ж.р.) и т.д. - Следующее упражнение 53. Выполните самостоятельно, а затем проверим. Обязательно укажите род им. сущ. Подчеркните изученные орфограммы. - Давайте проверять. Начинаем по цепочке с первого ряда. - Объясните, почему на конце одних имен сущ. вы написали Ь, а на других нет? - Хорошо, молодцы! - Следующее упражнение 55. Будете выполнять в парах. Ваша задача подобрать к каждому им. сущ. антоним, в котором встретиться новая орфограмма. - Давайте вспомним, что такое антоним? - Запишите слова парами. - Итак, какие слова-антонимы вы подобрали? | Объяснять пословицы Работать с упражнением Отвечать на вопросы Работать в парах | Р: осмысляют учебный материал; действуют с учётом выделенных учителем ориентиров. Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении задания. К: участвуют в учебном диалоге; строят речевые высказывания. |
7 | Итог урока. Рефлексия. Словес.: ответы на вопросы | 4 мин | - Давайте вспомним, как называется тема нашего урока? -Какие цели мы ставили в начале урока? (узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется ь знак, а в других не пишется, познакомиться с новой ролью мягкого знака). -Кто достиг этих целей? - В каких случаях в им.сущ., оканчивающихся на шипящий пишется мягкий знак, а в каких нет? - Молодцы! Запишите домашнее задание: повторять все, про имя сущ-е. - Урок окончен, готовимся к следующему уроку. | Подводить итоги. Отвечать на вопросы. | Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном.
Обобщение знаний об имени существительном и прилагательном....
Конспект-урока по теме:"Закрепление знаний об Имени Существительном"
Урок русского языка для 4-го класс коррекционных школ (VII вид). Тема: "Закрепление знаний об Имени Существительном"...
Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"
Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...
Конспект урока "Правописание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих"
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями. Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака после шипящих на ко...
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление».
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе.Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление»....
Конспект урока по теме «Правописание предлогов с именами существительными» (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя: создание условий для закрепления представления о роли предлогов в речи и их правописании с именами существительными; формирование умения составлять словосочетания и пр...